Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







КЛАССИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ: НАУЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ.





Основной предпосылкой данного направления классической теории организации является мнение, что работа (имеется в виду работа исполнителей) должна изучаться с помощью научных методов. Объективный анализ факторов и данных, собранных на рабочем месте, может стать основой определения наилучшего способа организации работы (по Тейлору). Обязанность управляющего - определить этот наилучший способ.

Сущность научного управления (по Тейлору): 1)вместо волевых решений научно обосновывать каждый элемент работы;

2)с помощью определенных критериев отбирать, обучать, образовывать и развивать рабочую силу;

3)тесно сотрудничать с людьми, обеспечивая при этом выполнение работы в соответствии с разработанными принципами науки;

4)обеспечивать обоснованное разделение труда и ответственности между руководителем и работниками.

Главная идея научного управления: для каждого вида деятельности человека вырабатывается теоретическое обоснование и осуществляется его обучение в соответствии с утвержденным регламентом, в ходе данного обучения человек приобретает необходимые навыки.

Тейлор считал, что за счет более эффективной организации труда общий объем благ может быть увеличен, а доля каждого участника может увеличиваться без сокращения доли других. Следовательно, если управляющие и рабочие станут выполнять свои задачи более эффективно, то доходы и тех, и других возрастут.

Широкое применение научного управления возможно только после того, как обе эти группы переживут «умственную революцию», заключающуюся в создании атмосферы взаимопонимания руководителей и рабочих на почве удовлетворения общих интересов.

Разделение планирования работ и их выполнения:



разделение этих двух функций основывается на специализации труда как руководителей, так и рабочих и на рациональном подходе к формированию иерархии управления в организации. На каждом уровне организации происходит специализация функций. При разделении планирования работ и их выполнения производственные организации образуют отделы планирования, цель которых - выработать точные ежедневные предписания для управляющих. Тейлор еще обосновал и необходимость специализации руководителей низовых звеньев - групп исполнителей.

Функциональное руководство группой: эта концепция заключается в делении работы управляющими таким образом, чтобы каждый человек имел ровно столько функций, сколько он может выполнить.

Традиционные функции руководителя низовой группы сводятся к деятельности по планированию и управлению. Деятельность по планированию должна выполняться в департаментах планирования специализирующимися на этих вопросах служащими, которые делятся на служащего по порядку и направлению работы, служащего по инструкциям, служащего по времени и стоимости, служащего по цеховой дисциплине.

Управленческая деятельность производится на уровне цехов и выполняется разными лицами: начальником смены, приемщиком, руководителем ремонтной мастерской, руководителем пб нормированию.

В результате появилась специализация управляющих, однако рабочий, пытающийся следовать указаниям всех специалистов-руководителей, не сможет удовлетворить все их требования.

Такое организационное устройство громоздко, что и стало причиной его малого распространения в промышленности. При этом функции планирования производства в других формах существуют в современной промышленности, а функции промышленного проектирования и кадрового состава можно встретить среди функций руководителя по нормированию и соблюдению цеховой дисциплины.

Исследование в действии и во времени: системный анализ работ является важнейшей чертой научного управления. Способ улучшить работу, по мнению Тейлора и его последователей, состоит в: 1 ^нахождении наилучшего пути выполнения задания; 2)определении стандартного времени его выполнения. Между исследованием времени и действия существует тесная взаимосвязь, не позволяющая разъединить эти два понятия. Совершенствование работы включает анализ внешней среды и условий совершения данной работы; цель исследования действия - определение предпочтительного метода работы с учетом используемого сырья, плана производства, порядка работы, инструмента, оборудования, месторасположения работы и требуемого ручного труда. Исследование в действии и во времени является при этом частью общего процесса усовершенствования работы. Для большей его эффективности необходимо соединить такое исследование с изучением плана завода, материальных потоков, проектно-конструкторских работ и плана расширения работ.

Исследование движения - процесс, в ходе которого изучается движение основных элементов, относящихся к машинам и инструментам, необходимым для выполнения работы. Техническая сторона такого исследования обоснована Ф.Гилбертом для упрощения работ, поиска способов ликвидации, соединения или изменения лишних движений. Временное исследование - фиксация времени, необходимого для выполнения задачи после того, как выбран предпочтительный способ ее решения. 2 метода исследования во времени: хронометрирование (требует изучения задачи и определения элементов времени, которые могут состоять из одного или ряда взаимосвязанных частей) и нормирование (современный метод, допускающий наличие для всех основных работ установленного времени; вытекает из исследований Тейлора и Гилберта).

Премиальная система заработной платы: 1)по Тейлору: рабочие должны получать заработную плату пропорционально своему вкладу, т.е.сдельную оплату. При этом рабочие, производящие больше установленной дневной нормы, должны получать и большую заработную плату, чем те, кому не удалось выполнить эту норму. Основным мотивационным фактором для работника в этом случае является возможность заработать деньги, что и стимулирует рабочих предпринимать большие усилия. 2)Гантт оспаривал данное мнение Тейлора, считая, что каждый рабочий должен иметь некоторую гарантию фиксированного заработка безотносительно к выполняемой работе. Эта идея воплотились в премиальную систему заработной платы, по которой рабочий получает недельный заработок безотносительно к выработке, однако в случае превышения им нормы выполнения работы, он зарабатывает премию + сверхнормативную выработку.

Отбор и обучение: важнейшая задача руководителя, по мнению последователей теории научного управления, - отбор людей, способных отвечать требованиям работы, и их обучение для выполнения предписанной им работы точно по инструкции. Раньше рабочие учились новой профессии у старших, опытных рабочих, передавая традиционные рабочие привычки из поколения в поколение. К 1910 году область психологии стала применять результаты своих исследований к промышленности, в частности, это было связано с работами Х.Манстерберга (Гарвард) («Психология и промышленная эффективность»). Психологические методы развивали отбор рабочих, чьи умственные и физические данные удовлетворяли бы требованиям практической работы. Обучение рабочим профессиям заранее намеченными способами является важной частью научного управления. Без этого усилия по научному управлению напрасны. В 1908 г. Гантт выдвинул идею использовать на производстве инструктора, обучающего каждого рабочего работе наиболее предпочтительным способом. Однако идея учреждения руководителем официальной программы обучения рабочих на производстве не была внедрена до 1930 года, что связано прежде своего с неполнотой знаний о методах обучения и игнорированием со стороны менеджмента потенциальной выгоды от обучения. Широкое развитие обучение рабочих приобрело к началу Второй мировой войны.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.