Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ





по самостоятельной работе студентов

и проведению семинарских занятий

 

 

Дисциплина: «Управление персоналом»

 

Специальности: 080102.65 «Мировая экономика», 080502.65,

«Экономика и управление на предприятии (таможне)»,

080115.65 «Таможенное дело»

 

 

Ростов-на-Дону

 

Автор
А.Э. Гергелев
, декан экономического факультета Ростовского филиала Российской таможенной академии, кандидат философских наук, доцент

 

Ответственный за выпуск

Л.В. Маколова, заведующий кафедрой экономики таможенного дела Ростовского филиала Российской таможенной академии,

кандидат экономических наук

 

 

Рецензенты:

К.Д. Скрипник, профессор кафедры гуманитарных дисциплин

Ростовского филиала Российской таможенной академии,

доктор философских наук, профессор

 

Т.Л. Кутасова, доцент кафедры теоретической социологии факультета социологии и политологии Южного федерального университета,

кандидат философских наук, доцент

 

 

 

© Российская таможенная академия,

Ростовский филиал, 2010

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ. СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Тема 1. Понятие, сущность, цели и задачи системы управления персоналом

I. Задание для самостоятельной работы

Дайте определение ключевым понятиям темы:управление персоналом; система управления персоналом в организации; цели и задачи управления персоналом; организация управления персоналом.

 

II. Рекомендации по выполнению заданий по самостоятельной работе

Для подготовки к занятию необходимо знать определения ключевых понятий темы и их взаимосвязь, изучить основные положения теорий управления персоналом. Следует обратить внимание на процесс эволюции теорий управления персоналом и положения теорий о роли человека в организации. Рассмотреть взаимозависимость между целью управления персоналом и задачами в рамках системы управления персоналом. Для лучшего восприятия материала нужно составить схему основных блоков системы управления персоналом. Особое внимание обратить на состав персонала организации, а также виды структур персонала организации. Рекомендуется составить конспект определений ключевых понятий.



III. План семинарского занятия.

(Форма обучения заочная, 1 час)

Система управления персоналом организации.

2. Эволюция теорий управления персоналом.

3. Соотношение управления кадрами и управления человеческими ресурсами.

IV. Рекомендуемые источники

Основная литература

1. Беляцкий Н. П. и др. Управление персоналом : учеб. пособие / Н. П. Беляцкий, С. Е. Велесько, П. Ройш – Минск : Интерпроссервис, 2002.

2. Олегов Ю. Г., Карташова Л. В. Управление персоналом, оценка эффективности : учеб. пособие. – М., Экзамен, 2004.

3. Управление персоналом организации: учебник / под ред. А. Я. Кибанова. – 2-е изд. доп. и перераб. – М.:ИНФРА, 2004.

4. Федосеев В. Н., Капустин С. Н. Управление персоналом организации : учеб. пособие. – М. : Экзамен, 2003.

Дополнительная литература

1. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М. : Дело, 2004.

2. Управление персоналом организации: пособие / авт-сост. А. Э. Гергелев – Ростов н/Д : РИО Ростовского филиала РТА, 2001. – С.6–18.

3. Десслер Г. Управление персоналом / пер. с англ. – М. : Издательство «БИНОМ», 1997. – С.99–145.

4. Скрипник К. Д., Гергелев А. Э., Кутасова Т. Л., Милованов Ю. Е., Рожкова А. Ю. Управленческая деятельность: структура, функции, навыки персонала. – М., 2000.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Дайте определение понятиям«управления персоналом»; «системауправления персоналом организации».

2. Какие группы прослеживаются в эволюции развития теорий управления персоналом?

3. Охарактеризуйте основные цели и задачи управления персоналом.

4. Расскажите об основных направлениях работы в системе управления персоналом.

5. На какие блоки подразделяется система управления персоналом?

6. Охарактеризуйте разницу между управлением кадрами и управлением человеческими ресурсами.

7. Укажите на содержательные и организационные различия между отделом кадров и службой управления персоналом.

 

Тема 2. Сущность, задачи и методы кадрового планирования

I. Задания для самостоятельной работы

Составьте конспект, отражающий следующие вопросы темы:

1. Понятие планирования персонала.

2. Цели и задачи планирования по персоналу.

3. Принципы прогнозирования структуры кадров.

4. Внутренние и внешние источники кадров.

Используя конспект, составить по теме 4 тестовых вопроса.

II. План семинарского занятия

(Форма обучения заочная - 1 час, очная - 2 часа)

1. Сущность, цели и задачи кадрового планирования.

2. Система прогнозирования структуры кадров.

3. Маркетинг персонала.

4. Внутренние источники кадров. Прогноз привлечения персонала со стороны.

III. Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы и подготовке к семинарскому занятию

Для подготовки к занятию рекомендуется рассмотреть понятие кадрового планирования, уяснить, почему система кадрового планирования является неразрывной частью общей системы планирования в организации. Проанализировать, какие вопросы решаются в рамках планирования по персоналу, и выявить ключевые направления планирования персонала. Рассмотреть понятие «маркетинг персонала» и возможности его использования в крупных и небольших, а также коммерческих и государственных организациях. Изучить методы планирования персонала, попытаться сопоставить их с различными типами организаций, выявить наиболее эффективные методы планирования персонала. Обратить особое внимание на принципы планирования персонала в современной организации и выделить из них те, которые имеют наибольшую практическую значимость. Понять в чем состоит разница между планированием и прогнозированием персонала, и определить степень эффективности различных направлений прогнозирования кадровой ситуации. Ответить на вопросы для самоконтроля.

IV. Рекомендуемые источники

Основная литература

1. Десслер Г. Управление персоналом / пер. с англ. – М.: Издательство «БИНОМ», 1997. – С. 71–98.

2. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М. : Дело, 2004.

3. Скрипник К. Д., Гергелев А. Э., Кутасова Т. Л., Милованов Ю. Е., Рожкова А. Ю. Управленческая деятельность: структура, функции, навыки персонала. – М., 2000.

4. Управление персоналом организации : учебник / под ред. А. Я. Кибанова. – 2-е изд. доп. и перераб. – М. : ИНФРА, 2004

5. Федосеев В. Н., Капустин С. Н. Управление персоналом организации : учеб. пособие. – М. : Экзамен, 2003

Дополнительная литература

1. Шермерорн Дж., Озборн Дж. Организационное поведение : учебник. – СПб: Питер, 2004.

2. Управление персоналом организации : пособие / авт-сост. А. Э. Гергелев – Ростов н/Д : РИО Ростовского филиала РТА, 2001. – С.6–18.

3. Десслер Г. Управление персоналом / пер. с англ. – М.: «Издательство БИНОМ», 1997. – С.99–145.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Дайте определение кадрового планирования.

2. Является ли система кадрового планирования первичной по отношению к общему планированию в организации?

3. Охарактеризуйте цели и задачи кадрового планирования.

4. Укажите, какие вопросы решаются в рамках кадрового планирования.

5. Назовите методы кадрового планирования.

6. Каковы особенности прогнозирования кадровой ситуации?

7. Что означает понятие «маркетинг персонала»?

8. Каковы внутренние и внешние источники кадров?

 

Тема 3. Испытание и отбор персонала

I. Задание для самостоятельной работы

Изучить теоретический материал. Построить схему привлечения и отбора кандидатов на работу.

II. План семинарского занятия

(Форма обучения заочная - 1 час, очная - 2 часа)

 

1. Сущность отбора персонала. Организация отбора претендентов. Критерии отбора персонала.

2. Тестирование и интервьюирование как средства отбора персонала. Виды тестирования, виды интервьюирования.

3. Испытательный срок: цели и задачи.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.