Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Управление социально-психологическим климатом в коллективе





Во многом от руководителя зависит социально-психологический климат – способность коллектива к реализации целей фирмы, связанная с господствующими настроениями людей и общественным мнением. Такой климат зависит от целевых установок коллектива, его сплочённости и стабильности, отношений с администрацией.

Целевая (ценностная) ориентация в труде – сравнительная значимость для работников различных целей трудовой деятельности и средств их достижения. С точки зрения работодателя выделяются работники, ориентированные на:

- интересы фирмы (ради сохранения рабочих мест они готовы выполнять нужную работу, даже не представляющую особого интереса по содержанию и оплате);

- оплату труда (в меньшей зависимости от его условий и содержания);

- дело, интересное и открывающее перспективы роста (даже при меньшей оплате);

- лёгкую, а также свободную по режиму рабочего времени работу.

Эти группы персонала нельзя оценивать по принципу «лучше – хуже». Преданные фирме сотрудники могут не обладать нужными способностями и инициативой. Ориентированных на заработок (в основном это главы семей), лучше использовать на сдельной работе; предпочитающих содержание труда – в научно-технических, монтажно-наладочных и управленческих службах; ценящих свободное время – на вахтовой работе и т.д.

Сплочённость коллектива возрастает при бригадной организации и оплате по конечному результату, подбору людей с разными типами нервной деятельности и темперамента, совместимых психологически (взаимное притяжение людей на основе сходства или дополнения черт личности) и интеллектуально (взаимопонимание и быстрое взаимное восприятие информации на основе общности воспитания и культуры). В слишком крупных бригадах нередко возникают разобщённые соперничающие группы людей со своими лидерами, а в мелких – обстановка круговой поруки и противодействия администрации. В сплочённом коллективе все его члены связаны постоянными эмоциональными контактами, не образуются замкнутые группы и не выделяются одиночки, вступающие с коллегами в чисто служебные отношения.



Отношения с администрацией определяют климат в коллективе, они во многом определяются культурой и квалификацией мастеров, начальников участков, которые призваны вести справедливый учёт и оценку заслуг каждого (выполнение сменных заданий и норм, качество работы, бережливость, квалификация, дисциплина). Особо поощряются те, кто подал или внедрил предложения – рационализаторские и организационные (по экономии и т.д.).

На подобной основе фирмы Японии, США и других стран организуют кружки качества, где рабочие обсуждают пути улучшения работы на участке, итоги соревнования между участками и по профессиям, месячники качества и т.д. Кружки качества в составе 5 – 6 человек собираются обычно дважды в месяц в рабочее время, причём 1/3 предложений связана с качеством продукции, другая – со снижением издержек, остальные – с работой оборудования, техникой безопасности, дисциплиной труда.

 

Социальное партнёрство

После Второй мировой войны в индустриально развитых странах с рыночной экономикой получила развитие система социально-трудовых отношений на принципах социального партнёрства (социального диалога, трехстороннего сотрудничества). В ряде стран принцип социального партнерства закреплен в конституциях и законах (Бельгия, ФРГ, Австрия, Франция). В Беларуси социально-партнёрские отношения в сфере труда начали формироваться в первой половине 90-х годов XX в.

Социальное партнёрство – это взаимосвязанные действия администрации, трудового коллектива, профсоюзов и иногда представителей государства, нацеленные на поддержание социальной стабильности в организации.

В его рамках стороны берут на себя определённые обязательства: коллектив – увеличивать производительность труда, добиваться высокого качества работы, соблюдения сроков выполнения задания, производственной и трудовой дисциплины, нести свою долю ответственности за конечные результаты; администрация – поддерживать занятость и предотвращать массовые увольнения, материально стимулировать работников и своевременно индексировать заработную плату в соответствии с ростом цен, выплачивать социальные пособия; правительство – обеспечивать предприятие госзаказами, ресурсами, осуществлять социальное обеспечение и переквалификацию лиц, потерявших работу.

Основным принципом развития отношений социального партнёрства является обоюдная заинтересованность работодателей и персонала в более эффективном функционировании организации, которое достигается путём разумного сочетания оптимальной стратегии и тактики хозяйственной деятельности с добросовестным и инициативным трудом. Успешное сотрудничество в этой области на основе заинтересованности и ответственности сторон приносит дополнительную прибыль и не только обогащает собственника, но и даёт возможность повышать благосостояние работающих и их семей.

Объектом социального партнёрства выступают складывающиеся в обществе социально-трудовые отношения, процесс принятия и реализации согласованной социально-экономической политики, реальное положение различных групп и слоев общества, качество и уровень их жизни.

Предметом социального партнёрства являются такие вопросы, как:

- размер и механизмы оплаты труда;

- воспроизводство трудовых ресурсов;

- защита трудовых прав граждан;

- условия и охрана труда, экологическая безопасность;

- продолжительность рабочего времени и времени отдыха, отпуска;

- занятость, переобучение, условия высвобождения работников;

- социальная защита наиболее уязвимых слоев трудоспособного населения, малообеспеченных граждан;

- организация взаимоотношений между представителями нанимателей и трудящихся и др.

Система социального партнёрства в Республике Беларусь носит многоуровневый характер. Она включает: республиканский уровень, отраслевой уровень, местный уровень (область, город, район), уровень предприятия. На каждом уровне выделяют представителей сторон социального партнёрства.

Представительство интересов работников на различных уровнях социального партнёрства могут осуществлять соответствующие профессиональные союзы или иные представительные органы работников, действующие на основе актов законодательства. Представителями интересов нанимателей на республиканском, отраслевом и местном уровнях выступают соответствующие объединения нанимателей; на уровне предприятия – руководитель организации или лица, уполномоченные учредителями на основании документов организации или локальных нормативных актов этой организации.

Профессиональный союз (профсоюз) – добровольная общественная организация, объединяющая граждан, в том числе обучающихся в высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведениях, связанных общими интересами по роду их деятельности как в производственной, так и в непроизводственной сферах, для защиты трудовых, социально-экономических прав и интересов своих членов.

Объединение нанимателей – добровольное объединение юридических и физических лиц, пользующихся по законодательству правом заключения и прекращения трудового договора с работником, имеющее целью представительство и защиту прав и законных интересов работодателей.

Организационно-нормативным воплощением двусторонних отношений между работодателями и трудящимися и основным звеном системы социального партнёрства является коллективный договор – правовой акт, регулирующий трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между работодателями и работниками предприятий, наделённых правами юридического лица, независимо от их формы собственности. Его функцией является не только регулирование трудовых отношений, но и ослабление социальной напряжённости, разрешение возникающих противоречий.

Проект договора подлежит обязательному обсуждению работниками организации и дорабатывается с учётом их замечаний и дополнений, а затем утверждается общим собранием трудового коллектива и подписывается всеми членами.

Законодательство, действующее в системе социального партнёрства в Беларуси:

1. Конституция Республики Беларусь, в ст.14 которой определяется, что: «Государство регулирует отношения между социальными, национальными и другими общностями на основе принципов равенства перед законом, уважения их прав и интересов. Отношения в социально-трудовой сфере между органами государственного управления, объединениями нанимателей и профессиональными союзами осуществляются на принципах социального партнёрства и взаимодействия сторон».

2. Трудовой кодекс Республики Беларусь (ТК РБ), в котором раскрываются общие положения о социальном партнерстве (определение понятия, основные принципы, представительство сторон); положение о коллективных переговорах (право и порядок ведения коллективных переговоров); содержание, формы и процедуры принятия коллективных договоров, соглашений; порядок разрешения коллективных трудовых споров.

3. Закон Республики Беларусь «О профессиональных союзах», на основе которого граждане Беларуси (в том числе учащиеся высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений) имеют право на объединение в профессиональные союзы. Закон определяет целью профсоюза защиту трудовых, социально-экономических прав и интересов своих членов.

4. Некоторые вопросы функционирования системы социального партнерства в стране регулируются Указом Президента Республики Беларусь от 5 мая 1999 г. №252 «О Национальном совете по трудовым и социальным вопросам» и др.

5. Ряд вопросов, связанных с взаимодействием социальных партнёров, регламентируется нормативными актами, разработанными и утвержденными Правительством Беларуси: «О регистрации коллективных договоров и соглашений»; «О порядке осуществления профсоюзами общественного контроля над соблюдением законодательства о труде»; «О Республиканском трудовом арбитраже»; «Об обязательном арбитраже по разрешению споров о применении коллективных договоров, соглашений»; «Об организации взаимодействия государственных органов, профессиональных союзов и нанимателей в целях предотвращения массовой безработицы» и др.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.