Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Сущность педагогического мастерства





Учитель, несомненно, является стратегом и тактиком учебно-воспитательного процесса в силу своей профессиональной компетентности. Именно учитель-профессионал как субъект профессионально организованного процесса ставит цель, определяет задачи, осуществляет содержание, создаёт систему учебных и воспитательных средств, диагностирует и оценивает результат педагогической деятельности.

В современных условиях вариативного образования, когда назрела острая необходимость внедрения нетрадиционных идей, подходов, технологий, предоставленная педагогам свобода творчества связана с высочайшей ответственностью учителя перед обществом за судьбу развивающейся личности. В этой связи каждый учитель должен стремиться совершенствовать своё профессиональное мастерство.

В словаре русского языка С.И. Ожегова термин «мастерство» определяется как умение, владение профессией, трудовыми навыками, высокое искусство в какой-нибудь области, а «мастер» - это специалист, достигший высокого искусства в своем деле.

В научно-педагогической литературе даются следующие определения понятию «педагогическое мастерство»:

1) синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющий высокую эффективность педагогического процесса [7, С.334];

2) высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве учителя, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека [2, С.12];

3) синтез развитого психолого-педагогического мышления, системы педагогических знаний, навыков, умений и эмоционально-волевых средств выразительности, которые в сочетании с высокоразвитыми качествами личности педагога позволяют ему успешно решать учебно-воспитательные задачи [1, С.303].

Итак, анализ содержания данного термина с разных позиций показывает, что сущностный смысл педагогического мастерства раскрывается на пересечении таких понятий, как педагогическая культура, педагогическое искусство, педагогическое творчество.

Несомненно то, что педагогическое мастерство является важной стороной профессиональной культуры. Педагогическая культура – это профессиональная культура человека, занимающегося образовательной деятельностью, гармония высокоразвитого педагогического мышления, знаний, чувств и профессиональной творческой деятельности, способствующая эффективной организации педагогического процесса [2, С.25].

Педагогическое искусство рассматривается как синтез определённых профессиональных, деловых и личностных качеств, определяющих высокую эффективность педагогического процесса, результатом которого является совершенное владение педагогом всей совокупностью психолого-педагогических знаний, умений, навыков, соединённых с профессиональной увлечённостью, развитым педагогическим мышлением и интуицией.

Значимым компонентом педагогического искусства является педагогическое творчество, которое определяется как состояние педагогической деятельности, при котором происходит создание принципиально нового в содержании, организации учебно-воспитательного процесса, в решении научно-практических проблем.

Нередко можно встретиться с мнением, что овладение педагогическим мастерством, этим сложным искусством – дело только времени и опыта. Во многом это действительно так. Вместе с тем, исследования отечественных ученых показали, что не только опытом и стажем работы определяется уровень педагогического мастерства учителя. Важно в процессе становления педагогического мастерства сформировать гуманистическую направленность и педагогическую культуру, приобрести необходимые знания и умения, развить способности и овладеть педагогической техникой, сформировать себя как творческую педагогическую индивидуальность. Так, И.А. Зязюн выделяет три этапа формирования педагогического мастерства:

1. Формирование идеала профессиональной деятельности.

2. Овладение педагогической техникой (умение в процессе учебно-воспитательной работы управлять собой, учениками, сотрудничать).

3. Профессиональное самовоспитание, саморазвитие.

Педагогическое мастерство формируется на основе опыта, творческого осмысления средств учебно-воспитательной работы. Оно находит выражение в следующих аспектах педагогической деятельности:

· применении системы эффективных методов решения профессиональных задач, владении педагогической технологией;

· единстве науки и искусства;

· исследовательском подходе к анализу учебно-воспитательных ситуаций;

· индивидуализации педагогического воздействия;

· умении общаться, соблюдая критерии педагогического такта;

· высокой мотивации труда и др.

Таким образом, чтобы стать мастером, преобразователем, творцом, учителю необходимо овладеть закономерностями и механизмами педагогического процесса.

 

Компоненты педагогического мастерства

 

В педагогической науке сложилось несколько подходов к пониманию структуры педагогического мастерства. Одни учёные в мастерстве педагога выделяют четыре относительно самостоятельных элемента: мастерство организатора коллективной и индивидуальной деятельности детей; мастерство убеждения; мастерство передачи знаний и формирования опыта деятельности; мастерство владения педагогической техникой. В реальной педагогической деятельности эти виды мастерства тесно связаны, переплетаются и взаимно усиливают друг друга (Коротов В.М.) [7, С.335].

И.А. Зязюн понимает под мастерством комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности, к которым он относит следующие: 1) гуманистическую направленность деятельности учителя; 2) профессиональные знания; 3) педагогические способности; 4) педагогическую технику.

По мнению Анисимова В.В., Грохольской О.Г., Никандрова Н.Д. составляющими педагогического мастерства являются три компонента: психолого-педагогическая эрудиция; развитые профессиональные способности (профессиональная зоркость, оптимистическое прогнозирование, организаторские умения, мобильность, адекватность реакций, педагогическая интуиция); владение педагогической техникой (система приёмов личного воздействия преподавателя на учащихся) [1, С.302].

Л.А. Байкова и Л.К. Гребенкина полагают, что педагогическое мастерство с технологической точки зрения – это система, основными компонентами которой являются высокая общая и педагогическая культура, гуманистическая направленность, профессиональные качества, система профессиональных знаний и умений, педагогические способности [2, С.13] (Схема 1).

Педагогическое мастерство, прежде всего, связано с личностью педагога, с комплексом качеств, которые способствуют обеспечению высокого уровня самоорганизации профессиональной деятельности. Набор качеств учителя – профессионала, помогающий ему обеспечивать учебно-воспитательный процесс на высоком творческом уровне, достаточно обширен. Важнейшим из них являются гражданственность и патриотизм, гуманизм и интеллигентность, высокая духовная культура и ответственность, трудолюбие и работоспособность. Главные качества педагога-мастера - человеколюбие и умение взаимодействовать со всеми субъектами учебно-воспитательного процесса.

Следующий компонент педагогического мастерства - это общая культура педагога, своеобразный механизм, на основе которого развиваются профессионально значимые качества педагога. Общая культура личности это гармония культуры знания, творческого действия, чувств и общения. По своей структуре культура личности состоит из двух уровней: внутренней и внешней. Внутренняя культура – совокупность духовных ценностей человека: его чувств, знаний, нравственных принципов и взглядов, представлений о чести, чувстве собственного достоинства и самоуважения. Внешняя культура – это способ проявления духовного мира человека в общении, поведении, внешнем виде. Одним из составных элементов общей культуры человека является профессиональная культура личности. Основными компонентами педагогической культуры можно считать ценностные ориентации, личностные качества, направленность личности учителя, его педагогическую позицию, профессиональные способности. Педагогическая культура, синтезируя различные элементы сознания и практической деятельности, заключает в себе мировоззренческую, нравственную, профессиональную, интеллектуальную, эмоциональную, эстетическую, физическую и гигиеническую стороны культуры.

Гуманистическая направленность личности педагога, базируясь на гуманистических ценностных ориентациях (целях, идеалах, интересах), выражается в осознании значимости личности каждого ребёнка, стремлении и желании строить взаимоотношения с детьми на основе любви и уважения.

Важнейшей составляющей педагогического мастерства являются профессиональные знания и умения. Это философские, психолого-педагогические, социальные, специальные и дополнительные знания. Профессиональные знания учителя формируются на всех уровнях (методологическом, информационно-содержательном, методическом, технологическом, творческом) и становятся базой педагогического сознания и мышления, а психолого-педагогическая эрудиция – необходимой предпосылкой успешной работы учителя.

Велика роль профессиональных способностей учителя в его успешной деятельности. К наиболее значимым педагогическим способностям можно отнести следующие:

· дидактические способности, которые проявляются в умении учителя посредством специально организованного взаимодействия с учащимися формировать у них определённые знания, умения и навыки;

· коммуникативные способности позволяют устанавливать педагогически целесообразное взаимодействие, общение учителя с учениками;

· перцептивные способности, которые выражаются в умении педагога проникать во внутренний мир ученика, в глубоком понимании его психического и физического состояния;

· эмоциональные способности позволяют чувствовать, управлять своими эмоциями, владеть собой;

· экспрессивные способности связаны с умениями пользоваться различными выразительными средствами (интонацией, мимикой, жестами, пантомимикой и т.д.);

· организаторские способности обеспечивают грамотное планирование совместной деятельности, осуществление и контроль её хода и результатов, создание дружного и сплоченного коллектива учащихся;

· конструктивные способности учителя, выражающиеся в умении проектировать образовательный процесс на основе знания и глубокого понимания его закономерностей и механизмов;

· научно-педагогические способности, характеризуют учителя как личность, склонную к исследовательской работе, способную к осуществлению опытно-экспериментальной деятельности;

· креативность и импровизацию, способность к творчеству, преобразованию педагогической действительности в целях развития, совершенствования ребёнка.

· гностические способности, связанные с усвоением новых знаний, приобретением умений, навыков, желанием трудиться творчески, экспериментировать, систематически изучать литературу и опыт учителей.

В процессе становления педагогического мастерства важное значение имеет владение образовательными (диагностическими, информационными, дидактическими, диалоговыми, игровыми, рефлексивными) технологиями, проектированием и конструированием целостного педагогического процесса.

Уровень педагогического мастерства зависит от уровня технологической компетентности и определяется на основе следующих основных критериев: 1) целесообразности (по направленности); 2) творчества (по содержанию деятельности); 3) технологичности (по уровню педагогической техники); 4) оптимальности (по выбору эффективных средств); 5) продуктивности (по результату) [2, С.17]. Таким образом можно говорить о том, что чем выше технологическая компетентность учителя, тем выше уровень его педагогического мастерства.

 

Педагогическая техника

 

Особое место в структуре мастерства учителя занимает педагогическая техника.

Большое внимание педагогической технике как важнейшему компоненту педагогического мастерства уделял А.С. Макаренко. Великий педагог отмечал: «Я на опыте пришёл к убеждению, что решает вопрос мастерство, основанное на умении, на квалификации…Такие “пустяки” стали решающими: как стоять, как сидеть, как подняться со стула, из-за стола, как повысить голос, улыбнуться, как посмотреть. Искусство постановки голоса, искусство тона, взгляда, поворота – всё это нужно, и без этого не может быть хорошего воспитания…» [4].

В статье «О моём опыте» А.С. Макаренко писал: «Можно и нужно развивать зрение, просто физическое зрение. Это необходимо для воспитателя. Нужно уметь читать на человеческом лице, на лице ребёнка…Педагогическое мастерство заключается и в постановке голоса воспитателя, и в управлении своим лицом…Педагог не может не играть…Но ученику надо иногда продемонстрировать мучение души, а для этого нужно уметь играть. Но нельзя просто играть сценически, внешне. Есть какой-то приводной ремень, который должен соединять с этой игрой вашу прекрасную внешность. Это не мёртвая игра, техника, а настоящее отражение тех процессов, которые имеются в нашей душе. А для ученика эти процессы передаются как гнев, негодование и т.д. Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить "иди сюда" с 15-20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса. И тогда я не боялся, что кто-то ко мне не пойдет и не почувствует того, что нужно» [5].

Итак, педагогическая техника - это та совокупность умений и навыков, которая необходима для эффективного применения системы методов педагогического воздействия на отдельных учащихся и коллектив в целом: умение выбрать правильный стиль и тон в обращении с воспитанниками, умение управлять вниманием, чувство темпа, навыки управления и демонстрации своего отношения к поступкам учащихся и др. [7, С.335].

В структуру педагогической техники входят три группы компонентов (Схема 2) [2, С.32]. К первой группе относятся умения педагога управлять собой: социально-перцептивные умения (внимание, наблюдательность, воображение); управление своими эмоциями и настроением (снятие излишнего психологического напряжения, создание творческого самочувствия); владение своим организмом (целесообразность и выразительность мимики, жестов, пантомимики); техника и культура речи (дыхание, постановка голоса, дикция, орфоэпия, логичность и выразительность речи). Вторая и третья группа компонентов педагогической техники связана с умениями управлять другими, воздействия на личность и коллектив (коммуникативные, организаторские умения, распределение времени, умения восприятия, принятия и понимания ребёнка, взаимодействия с ним, умение принимать решения, моделировать деятельность воспитанников с ориентацией на обучение, воспитание и развитие обучающихся).

Рассмотрим более подробно вопросы педагогической техники, связанные с умением педагога управлять собой. Комплекс этих умений сближает педагогическую деятельность с актёрской. Педагогический труд имеет много общих признаков с театральным творчеством: представители обеих профессий имеют общую цель - возбудить мысли и чувства аудитории; та и другая деятельность обучает и воспитывает, требует высокого уровня общей и профессиональной культуры; тот и другой труд мобилен, гибок, изменчив; педагогическая и актёрская деятельности - яркое искусство самовыражения.

Разработкой проблемы формирования артистизма и развития творческих способностей, актерско-сценических умений педагога занимались многие ученые: И.А. Зязюн, В.А. Кан-Калик, Ю.Л. Львова и др. Создатель знаменитой системы подготовки актёров К.С. Станиславский выявил основные элементы, необходимые для актёрского творчества: развитое воображение, внимание, эмпатию, рефлексию, подвижность, заразительность, выразительные способности, обаяние. Конечно, перечисленные умения также выступают важнейшей составляющей профессионального мастерства педагога.

В.И. Загвязинский считает, что артистизм - это особый, образно-эмоциональный язык творения нового; проникновенный стиль сотворчества педагога и ученика, ориентированный на понимание и диалог с Другим, другодоминантность; изящное и тонкое кружево сотворения живого чувства, знания и смысла, рождающихся «здесь и сейчас»; это способность почти мгновенно переключаться на новые ситуации, оказываться в новом образе, умение жить идеями, преподаваемыми ученикам на уроке, жить искренне; это богатство личностных проявлений, образный путь постановки и решения проблемы, игра воображения, изящество, одухотворенность, ощущение внутренней свободы.

В заключении ещё раз подчеркнём, что выполнение учителем своего высокого духовного назначения и гражданского долга неразрывно связано с формированием гуманистической направленности его личности и педагогической культуры, приобретением необходимых знаний и умений, развитием профессионально значимых способностей, овладением педагогической техникой.

Вопросы и задания для самоконтроля:







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2022 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.