Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ТЕМА: СОСТАВ СЛОВА. СУФФКСАЛЬНЫЙ СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ.





Цели:

1.Закрепить знания учащихся о родственных словах;

2.Обогащение и активизация словаря;

3.Совершенствование грамматического строя;

4.Развитие внимания, памяти, мышления.

Оборудование: картинки, изображающие великана, гномика и дровосека.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Знакомство с новой темой.

1.Игра «Найди хозяина».

На доске картинки. Логопед спрашивает: «У кого голова? (У дровосека). У кого головка? (У гномика). У кого головища? (У великана).

Затем логопед впермешку называет части лица и тела сказочных персонажей (нос, глазище, глазки, ушки, уши, носик, носище и т.д.), ученики находят «хозяина». Логопед записывает слово под соответствуещей картинкой и сразу выделяет корень. После записи всех слов, логопед предлагает детям определить, какая часть слова помогла узнать, кому это слово принадлежит и выделяют суффиксы:

Голова, головка, головища

Нос, носик, носище

Глаза, глазки, глазищи

Ущи, ушки, ушищи

Рот, ротик, ротище

Лоб, лоьик, лобище

Рука, ручка, ручища

Нога, ножка, ножища

Обратить внимание детей на то, что при помощи суффиксов образуются новые слова.

2.Нарисуйте в тетрадях гномика, дровосека, великана. Прочитайте слова и напишите их в три столбика под соответствующими картинками. Выделите корень и суффикс.

3.Вместо точек вставьте выделенную часть слова.

Спишите слова парами. Обозначьте суффикс.

ваза – возОЧКа белый – белЕНЬКий

лапа – лап…а чёрный – чёрн…ий

дыра – дыр…а синий – син…ий

рама – рам…а серый – сер…ий

яма – ям…а жёлтый – жёлт…ий

4.Прочитайте слова, назовите корень.

КОМ, КОМОК, КОМОЧЕК

САДОК, САДОЧЕК

ЛЕСОК, ЛЕСОЧЕК

Прочитайте ту часть слова, которая стоит после корня. Как она называется? При помощи чего образовались эти слова?



5.Прочитайте слова. К корням этих слов присоедините данные суффиксы. Напишите получившиеся слова, обозначте в них корень и суффикс.

вода НИК   водит ЧИК
дворы   грузит
охота   летит

Логопедическая физминутка.

6.Прочитайте слова. Выпишите слова с суффиксом ЧИК – в первый столбик, с суффиксом НИК – во второй, с суффиксом ЩИК – в третий. Выделите суффиксы.

ПЕЧНИК, СТЕКОЛЬЩИК, НОСИЛЬЩИК, ОХОТНИК, ВОЗЧИК, КРАНОВЩИК, ПОЖАРНИК, ТОЧИЛЬЩИК, ГРУЗЧИК, ПРОВОДНИК, РАССКАЗЧИК, ВОДНИК, НАСТРОЙЩИК, ПЕРЕПЛЁТЧИК, НАЛАДЧИК, СВАРЩИК.

7.Со словами: ПЕЧНИК, ОХОТНИК, ГРУЗЧИК, НОСИЛЬЩИК – составьте предложения, запишите их, выделите суффикс и корень в этих словах.

III. Итог занятия. Чему научились на занятии?

 

 

ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ №15

ТЕМА: СОСТАВ СЛОВА. СУФФКСАЛЬНЫЙ СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ.

Цели:

1.Умение выделять морфологические части слова;

2.Обогащение и активизация словаря;

3.Совершенствование грамматического строя;

4.Развитие связной речи;

5.Развитие внимания, памяти, мышления.

Оборудование: картинки, изображающие кузовок и чемодан с надписями «кузовок», «чемоданчик», таблица с текстом «Одуванчик», мяч.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала.

С какой частью слова работали на прошлом занятии? Что образуется при помощи суффиксов? Приведите примеры слов. Образованных при помощи суффиксов.

III. Закрепление пройденного материала.

1.Игра «Найди место».

Логопед выставляет на доску картинки и предлагает ученикам нарисовать в тетрадях кузовок и чемоданчик, внизу написать соответствующие суффиксы. Затем дети читают написанные на доске слова и определябт, что надо «положить» в кузовок, а что в чемоданчик, опираясь на суффикс слова. После этого списывают слова в два столбика, обозначая корень и суффикс.

КУЗОВОК ЧЕМОДАЧИК

Лесок, грибок, зайчик, носок, стульчик, дубок, шкафчик, вагончик, уголок, супчик, голосок, зубчик, зубок.

Проверка: назовите что вы положили в кузовок, а что в чемоданчик.

2.Измените слова по образцу. Запишите их парами. Выделите корень и суффикс во втором слове каждой пары.

Лента – ленточка

Труба –

Карта -

Куры –

Морковь –

Тёплый –

Рыжий –

Перо –

Крыло –

Гнездо -

3.Игра в мяч «Образуй слово». От данных слов образуйте новые слова, убрав суффикс.

стенка – стена ключик – ключ

дырка - пожарник –

шляпка - подносик –

шубка - городок –

листочек –

4.Составьте предложения со словами ПОЖАР, ПОЖАРНИК, ГОРОД, ГОРОДОК, запишите эти предложения, выделите корни и суффиксы в этих словах (где есть). Прочтите предложения, найдите главные члены, назовите их.

Логопедическая физминутка.

5.Работа с таблицей. На таблице текст. Нужно списать текст, вставить пропущенные суффиксы. Обозначить их.

а) Одуванчик.

Цыплята нашли в лесу бел…ий шар… . он им очень понравился. Каждый хотел покатать шар… . Шумели цыплята и спорили. Но тут подул ветер… . красивый шар… разлетелся на мал…ие пушинки. Остался голый стебел… и вокруг него удивлённые цыплята.

б) Прочтите текст, ответьте на вопросы:

1) Что нашли цыплята в саду?

2) Почему цыплята спорили?

3) Что случилось с шариком?

в) Пересказ текста. Перескажите содержание текста.

IV. Итог занятия. Чему научились на занятии?

 

 

ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ №16

ТЕМА: СОСТАВ СЛОВА. ПРЕФИКСАЛЬНЫЙ СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ.

Цели:

1.Умение выделять морфологические части слова;

2.Обогащение и активизация словаря;

3.Развитие и совершенствование грамматического строя;

4.Развитие внимания, памяти, мышления.

Оборудование: таблица

ЗА шёл   ПО крыл   ОТ бежал   В лезет
вязал   смотрел   летит   ходит
нёс   шумел   везёт   носит
пишите   скакал   полз   клеил

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Знакомство с новой темой.

На прошлых занятиях вы работали над словами, находили корень в слове. Что такое корень? С какой частью слова вы работали также на прошлом занятиях7 что можно образовывать при помощи суффикса? Приведите примеры образования новых слов при помощи суффикса. Сегодня вы познакомитесь ещё с одной частью слова, при помощи которой тоже можно образовывать слова.

1.Работа со словами.

Прочитайте слова, выделите корень. Догадайтесь, как образовались эти слова.

ПОХОД, ВЫХОД, ПРИХОД, ЗАХОД, УХОД, ПОДХОД

ПОЛЕЗ, ВЫЛЕЗ, ЗАЛЕЗ, ПОДЛЕЗ, ДОЛЕЗ, СЛЕЗ

Метод рекомендации: Ученики прочитывают написанные на доске слова, выходят поочерёдно к доске и обозначают в них корень, анализируя слова, делают вывод, что слова образовались при помощи различных частей слова, которые стоят перед корнем (ПРИСТАВОК).

2.Работа с таблицей.

От данных слов образуйте новые слова при помощи приставок. Напишите слова, выделите приставки.

ЗА шёл   ПО крыл   ОТ бежал   В лезет
вязал   смотрел   летит   ходит
нёс   шумел   везёт   носит
пишите   скакал   полз   клеил

3.Выделите из данных слов приставки (1 ученик у доски).

ПОШЁЛ, ЗАШЁЛ, ВЫШЕЛ, ПРИШЁЛ

ПОНЁС, ЗАНЁС, ВЫНЕС, ПРИНЁС

ПОБЕЖАЛ, ЗАБЕЖАЛ, ВЫБЕЖАЛ, ПРИБЕЖАЛ

Проверка: сверте свои записи с записью на доске.

4.Спишите, вставляя подходящие по смыслу слова, данные в скобках.

Павлик (подплыл, отплыл) от берега.

Митя (подбежал, отбежал) к лодке.

Алёша (поднёс, отнёс) ведро домой.

Собака (влезла, вылезла) из конуры.

Дедушка (сошёл, вышел) из троллейбуса.

Мячик (подскочил, отскочил) от стены.

Кошка (влезла, залезла) в корзинку.

Мальчик (попил, выпил) молока.

Анализ предложений: прочти предложения. Найди главные члены предложения В сказуемом найди корень и приставку.

Логопедическая физминутка.

5.Спишите предложение. Вставьте пропущенную приставку ПО или ЗА. Обозначьте её.

Вдруг …дул ветер, …сверкали молнии, …гремел гром, …шумело море, …бежали волны.

Прочтите записанное предложение.

6.Соревнование «Кто больше».

Придумайте слова с приставкой ЗА, затем с приставкой ПО, затем с приставкой – В. Победитель, тот, кто больше придумает слов.

III. Итог занятия. Что нового узнали на занятии?

 

 

ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ №17









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.