Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ТЕМА: СОСТАВ СЛОВА. ПРЕФИКСАЛЬНЫЙ СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ.





Цели:

1.Умение выделять морфологические части слова;

2.Развитие и совершенствование грамматического строя;

3.Обогащение и активизация словаря;

4.Развитие внимания, памяти, мышления.

Оборудование: перфокарты, индивидуальные карточки с заданием.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала.

При помощи каких частиц можно образовать новые слова? Что такое суффикс? Приведите примеры слов, образованных при помощи суффиксов. Что такое приставка? Приведите примеры слов, образованных при помощи приставок. Сегодня продолжим работу по этой теме.

III. Закрепление пройденного материала.

1.Игра «Наоборот».

Я буду называть слова, а вы будете называть слова, обозначающие противоположные действия, используя приставки ОТ, ВЫ.

приклеить – отклеить внести – вынести

принести - вложить

привязать - впустить

привыкнуть - влезть –

пристегнуть – влететь –

привезти - вползти –

пригнуть - вкатить -

2.Списать слова. Обозначьте корень и приставку.

Посветил, засветил, высветил, подсветка.

Посадим, засадим, подсадите, отсадить, посадка.

Повозка, перевоз, вывозит, отвозит, увозит.

3.Записать словосочетания, подобрав к глаголу соответствующую приставку (В, ИЗ, ПОД, ЗА, У, НА, РАС, С):

…бежать в комнату …ставить стул …писать письмо

…брать грибов …вязать рану …колоть орех

…бить гвоздь …кутать куклу …качаться на качелях

…путать куклу …крыть книгу

4.Работа с карточками. Записать, выбрав подходящие по смыслу слова:

Машина ………. мимо дома. ПРИЕХАЛА, ПОДЪЕХАЛА
К нам в гости ……… бабушка.
Самолёт сделал ……….. ПОСАДКУ, ПЕРЕСАДКУ
В Москве пассажиры сделают ………..
С деревьев ……….. листья. УЛЕТАЮТ, СЛЕТАЮТ
Птицы …………. на юг.

Проверка: проситать предложение, назвать вставленное слово, найти приставку.



Логопедическая физминутка.

5.Выборочный диктант.

Записать глаголы, имеющие приставки.

Солнце нещадно жго землю. Листья быстро завяли. Лошади забились в кусты. Показалась синяя туча. Она надвигаласьбыстро; точно, кто подталкивал её и скоро закрыла всё небо. Налетел ветер, заклубилась пыль, закланялись, застонали берёзы, задрожали стёкла в окнах.

6.Работа с перфокартами.

Вставить подходящие по смыслу приставки. Обозначьте их.

Птицы …летели к кормушке.

Маша …ставила цветы в воду.

Хор …пел ещё одну песню.

Маша …несла вёдра до крыльца.

Анализ предложений: прочитать предложения, найти главные члены.

IV. Итог занятия. Чему научились на занятии?

 

 

ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ №18

ТЕМА: СОСТАВ СЛОВА.

Цели:

1.Закрепить у учащихся умение выделять морфологические части слова;

2.Обогащение и активизация словаря;

3.Развитие и совершенствование грамматического строя;

4.Развитие внимания, памяти, мышления.

Оборудование: таблица состава слова (общая и индивидуальные), карточки с частями слов для проведения игры «Живые слова», карточки со схемами.

приставка корень суффикс окончание
       

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала.

При помощи каких частей слов образуются новые слова? Приведите примеры слов, образованных при помощи приставок. Как пишуться приставки со словами? Сегодня продолжим работу над составом слова.

III. Закрепление пройденного материала.

1.Игра «Живые слова».

Логопед раздаёт ученикам карточки с частями слов. Затем называет слово и предлагает выйти к доске ученикам, у которых есть части названного слова. Сначала выходит ученик, у которого корень слова, затем ученики, у которых карточки с суффиксом, приставкой и окончанием и занимают соответствующие места. Стоящие у доски ученики поднимают свои карточки на одном уровне. Ученики прочитывают получившееся слово.

          ЗА- СТЁЖ- КА
НА- СТОЛЬ- Н- АЯ   ПОД- СТИЛ- КА
РАЗ- ВЕД- ЧИК- И   СВЕТ- Л- ЫЙ
ВЫ- ХОД- Н- ОЙ   СТОЛ- ОВ- АЯ
ПРО- ГУЛ- К- А   БЕЛ ЕНЬК- ИЙ
ПЕРЕ- СТРОЙ- КА     ВЕТР- ИЩ- Е

2.Запишите слова в таблицу по образцу.

приставка корень суффикс окончание
       

Слова: посадка, прополка, старушка, кремовый, новенький, девочка, полочка.

1 ученик работает у доски, остальные на своих индивидуальных карточках.

3.Самостоятельно подобрать приставки к данным словам, образуя новые слова.

ЖАРИЛ ТАЩИЛ БЕЖАЛ ТЯНУЛ КОРМИЛ БИЛ ПИЛ

Проверка: прочесть получившиеся слова.

4.Образовать слова, обозначающие признак предмета от слов, обозначающих предмет.

Образец: лопата из железа – железная лопата.

ложка из дерева - ручка из кости –

ваза из стекла - плита из чугуна –

дверь из фанеры - перо из стали –

дом из кирпича - баба из снега -

Проверка: прочитать получившиеся словосочетания, назвать суффиксы.

5.Прочитать слова. Найдите слово, соответствующее данной схеме. Запишите его. Обозначьте части слова.

(на доске написаны слова. Логопед показывает карточку с одной схемой, ученики называют слово, соответствующее данной схеме и записывают его, выделяя части слова соответственно схеме).

Схемы:

воз, перевозчики, повоз, перевозка, возчик.

лётчик, лёт, отлёт, лётная, перелётные.

уклад, подкладка, клад, кладик, кладовая.

носик, поднос, нос, подносики.

Уклад – словарная работа: объяснение значения слова, слоговой анализ слова.

Логопедическая физминутка.

6.Работа с предложениями.

Данные предложения записать графически, отражая состав слов. 1 ученик работает у доски.

Кустик сбросил последние листочки.

Солнышко растопило тонкий ледок.

Небо затянули осенние тучи.

Сосульки свисают с крыш.

Анализ предложений: прочесть предложения, назвать подлежащее, сказуемое.

IV. Итог занятия. Чему научились на занятии?

 

ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ №19

ТЕМА: СОСТАВ СЛОВА. СЛОЖНЫЕ СЛОВА.

Цели:

1.Закрепить у учащихся умение выделять морфологические части слова;

2.Обогащение и активизация словаря;

3.Развитие и совершенствование грамматического строя;

4.Развитие внимания, памяти, мышления.

Оборудование: карточки с текстом стихотворения, карточки со словами: САМОЛЁТ, ПЫЛЕСОС, САМОВАР, ПЧЕЛОВОД, карточки для проведения словарной работы: БУРЕЛОМ, СУХОСТОЙ.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Какая часть в слове самая главная? Да, самый главный – корень.

II. Знакомство с новым материалом.

Сегодня вы познакомитесь со словами, в которых 2 корня, это – СЛОЖНЫЕ СЛОВА.

1.Работа со стихотворением. Прослушайте стихотворение.

Жил да был на свете ПАР, С виду был он сед и стар, Но с кипящею водой Он плясал, как молодой. Он из чайнико струился, Над кастрюлями клубился. Никаких полезных дел Делать вовсе не умел. Жило-было слово ХОД В слове выход, В слове вход. В слове ходики стучало И в походе вдоль шагало. Так и жили врозь они, но вот Вместе их соеденили, По воде они поплыли. Паром ходит пароход, В паре ходят ПАР и ХОД.

А теперь прочтите стихотворение и укажите родственные слова. Найдите сложное слово, составленное из 2 корней.

2.Выделение соединительных гласных в сложных словах.

ПАРОХОД – назовите корни из которых состоит это слово, какая гласная эти корни соединяет?

Все сложные слова образуются из нескольких корней и двух соединительных гласных О или Е.

Например, ПЕШЕХОД – выделите корни, назовите соединительную гласную.

Назовите соединительные гласные, при помощи которых соединяются корни в сложных словах.

Придумайте сложные слова, где есть соединительные гласные.

III. Закрепление пройденного материала.

1.Выделить в сложных словах корни (дугой) и соединительную гласную Е или О между корнями (кружком).

ПАРОВОЗ, ПОЛОТЁР, САМОЛЁТ, ВЕРТОЛЁТ, ЛЕДОКОЛ, СТАЛЕВАР, СЕНОКОС, МЫШЕЛОВКА, КНИГОЛЮБЫ, ПЧЕЛОВОДЫ, БУРЕЛОМ, СУХОСТОЙ.

БУРЕЛОМ, СУХОСТОЙ – словарная работа (объясните значение, слоговой анализ слов).

2.Образовать от пар слов, слова, обозначающие признаки предметов по образцу.

Образец: русые волосы – русоволосая.

Белый ствол – Слабый характер –

Голубые глаза – Бледное лицо –

Прошлый год – Белый снег –

Красные щёки – Черные брови –

Проверка: прочтите слова, найдите корни, назовите соединительную гласную.

3.Работа с карточками. Прочтите слова, записанные на карточках.

САМОЛЁТ ПЫЛЕСОС САМОВАР ПЧЕЛОВОД

Самостоятельно придумайте предложения с этими словами и запишите эти предложения, подчеркните сложные слова.

Проверка: дети зачитывают предложения и определяют, у кого получились самые удачные предложения.

Логопедическая физминутка.

4.Списать предложения, подчеркнуть сложные слова, указать корни и соединительную гласную.

На Волге, начался ледоход.

Вчера был большой снегопад.

Осенью будет листопад.

Пчеловод показал нам пасеку.

Уже начался сенокос.

Лесорубы вернулись домой.

Проверка: прочтите предложения, назовите сложные слова, корни, из которых они образованы, соединительную гласную. Назовите главные члены предложения.

IV. Итог занятия. Чему научились на занятии?

 

ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ №20









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.