Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ТЕМА: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОГЛАСНЫХ С, Ц.





Цели:

1.Сформировать у учащихся умение различать С-Ц в устной и письменной речи;

2.Развитие фонематического восприятия;

3.Развитие и совершенствование грамматического строя;

4.Развитие связной речи;

5.Развитие памяти, мышления, внимания.

Оборудование:картинки: самовар, цыпленок; таблицы для мнемонического приема, слоговые таблицы, таблички со словами, карточки с текстом «Цапля и лиса».

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Знакомство с новым материалом.

1.Выделение звуков из начала слов по предметным картинкам.

Что изображено на картинке? (САМОВАР). Выделите первый звук. Охарактеризуйте звук (согласный, свистящий, глухой). Аналогичная работа со вторым звуком. (ЦЫПЛЕНОК).

2.Сравнение звуков по артикуляции.Обязательно обратить внимание учащихся на то, что звук С - простой, а Ц - сложный.

3.Сопоставление звуков с их графическим изображением.. Мнемонический прием.

Села мышка в уголок Вот какая буква Ц:

Съела бублика кусок. С коготочками на конце

Коготок-царапка

Как кошачья лапка.

III. Закрепление материала.

1.Диференциация С-Ц в слогах.

а) Прочитайте слоги по слоговой таблице:

са-ца ца-са аса-аца осе-оце
со-цо цо-со осо-оцо есо-ецо
су-цу цу-су усу-уцу усе-уце
сы-цы цы-сы исы-ицы исе-нце

б) Прослушайте н повторите слоги.

СА-ЦА-СА СО-ЦО-СО ЦУ-СУ-ЦУ

СО-СО-ЦО СУ-ЦУ-СУ ЦА-СА-ЦА

СА-ЦА-СА-ЦА ЦО-СО-ЦО-СО

в) Прослушайте звуковые сочетания, запишите только согласные.

АЦУ, ИСЕ, ИСА, УЦУ, ЦУ, ЕСУ, ИСУ, ЕЦУ, ОЦЫ, ОСЫ, ОСИ.

Подсчитайте количество букв С, Ц. Определите, каких букв больше.

2.Диференциация С-Ц в словах.

а) Прослушайте слова, определите наличие и место звуков С, Ц.

СПИЦА, ЛИСИЦА, СИНИЦА, ГУСЕНИЦА, СТОЛИЦА, МЕСЯЦ, ПЕСЕЦ, СИТЕЦ, СКВОРЕЦ, ОТЕЦ, ПТИЦА, СТРАНИЦА.



б) Игра «Слово рассыпалось».

Нужно составить слово, которое рассыпалось.

КАРИНОС (соринка), КЕЦВОТ (цветок).

в) Отгадывание загадок, графический разбор слов-отгадок.

Спереди - пятачок, Голубой аэропланчик

Сзади - крючок, Сел на белый одуванчик (СТРЕКОЗА).

Посредине спинка.

А на ней щетинка. Нарядные сестренки

(СВИНЬЯ) Весь день гостей встречают

В дом чужого не пущу. Медом угощают. (ЦВЕТЫ)

Без хозяина грущу

(СОБАКА)

Был белый дом. Проживают в трудной книжке

Чудесный дом. Хитроумные братишки,

И что-то застучало в нем, Десять их, но братья эти

И он разбился, и оттуда Сосчитают все на свете. (ЦИФРЫ)

Живое выбежало чудо.

(ЦЫПЛЕНОК)

в) Работа с табличками. Подумайте, как правильно расставить слова, чтобы получились словосочетания. Напишите эти словосочетания. (Запись на доске)

синица на реснице сахар в теплице
кашица на странице огурцы в сахарнице
стихи на акации спицы в таблице
слеза на блюдце цифры в колесе
колоски на полотенце выставка в столице

Прочитайте словосочетания.

3.Дифференциация С-Ц в предложениях.

Закончите предложения, вставив пропущенные слова. Запишите предложения.

Зиме конец, летит ....

Курица зовет ....

Детеныш называется....

Опасный вредитель для садов и огородов - ....

Сегодня целый день светит ….

Логопедическая физминутка.

4.Дифференциация С-Ц в связной речи.

Прочтите текст.

Цапля и лиса.

Около леса было болото. На болоте жила Цапля. У цапли были маленькие птенцы. Около болота стояла осина. Под осиной лисица, вырыла себе нору. У лисицы были маленькие лисята. Лисица стала охотиться на птенцов, когда цапля охотилагь залягушками. Прилетела цапля и стала бить лисицу крыльям. Лисица, убежала. Цапля успокоила своих птенцов.

Вопросы: Кто жил на болоте?Кто был у цапли?Как устроилась лисица?Что делала цапля?Что делала в это время лисица? Чем закончилась эта история?

Перескажите содержание текста.

IV. Итог занятия. Чему научились на занятии?

 

ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 48

ТЕМА: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОГЛАСНЫХ С, Ц.

Цели:

1.Закрепить умение различать согласные С, Ц в устной и письменной речи;

2.Развитие фонематического восприятия;

3.Развитие и совершенствование грамматического строя;

4.Развитие связной речи;

5.Развитие памяти, мышления, внимания.

Оборудование:сигнальные карточки, магнитофонная запись, таблица с кроссвордом, перфокарты.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала. С какими звуками работали на прошлом занятии? Охарактеризуйте их. В чем разница их артикуляции?

Игра «Лесенка»

СОМ ЦИРК

СТОЛЫ ЦИФРА

САЛЮТЫ ЦЫПЛЕНОК САМОВАР

III. Закрепление пройденного материала.

1.Дифференциация С-Ц в слогах.

а) Запишите первые буквы каждого слога.

СА, ЦА, СЫ, СИ, СЕ, ЦЫ, ЦО, СО, СЯ.

Определите каких букв больше.

б) Образуйте слоги:

2.Дифференциация С-Ц в словах.

а) Работа с сигнальными карточками, по магнитофонной записи.

СТАКАН, ОГУРЕЦ, ЯЙЦО, ГОЛОС, КУНИЦА, ЦВЕТЫ, КАПУСТА, КРЫЛЬЦО, ЛУКОВИЦА, ЛИСТВЕННИЦА, АКАЦИЯ, ВОДИЦА, КУРИЦА, САД, ДВОРЕЦ, САМОСВАЛ, САМОВАР, БОЕЦ, ПЕВЕЦ, БОЦМАН.

б) Разгадывание кроссворда.

Ответ: Все его любят, а посмотрят на него, так каждый морщится. (СОЛНЦЕ).

в) От слов, данных в скобках, образуйте новые слова при помощи суффикса СК.

Напишите получившиеся словосочетания. Обозначьте корень и суффикс каждом слове.

Что такое суффикс? Какое значение в речи имеют суффиксы? (При помощи суффиксов образуются новые слова).

Образец: городская улица

(завод) район, (солдат) ремень.

(флот) старшина, (словарная работа)

г) Прочитайте слова. Начертите их слоговые схемы. Впишите в схемы слоги с буквами С, Ц.

Образец: си тец. стре __ за

СВЕТЛИЦА, МЕСЯЦЫ, СЕРДЦЕ, САЖЕНЕЦ, ГУСЕНИЦА, ЛЕСТНИЦА, ПИСЬМЕЦО. (1 ученик - у доски).

Все сверяют свои записи с записью на доске.

3.Дифференциация С, Ц в словосочетаниях и в предложениях.

а) Внимательно прочитайте словосочетания. Найдите ошибки.

Спишите словосочетания правильно. Подчеркните буквы С, Ц разными пастами.

Ясный месяц.

Блестит кольсо.

Цветы цирени.

Цвежая водица.

Толстая гусениса.

Целый цтакан.

Пестрое платьисе.

Прочтите словосочетания.

б) Из данных слов составьте и напишите предложения, подчеркните буквы С, Ц разными пастами,

Крыльце, сидел, на, дед, старый. Семен.

Саша, пятницы, выписался, в, больницы, из.

Лариса, палец, оцарапала, спицей, сильно.

Вырастил, теплице, Сергей Сергеевич, огурцы, прекрасные.

Прочтите предложения, найдите их главные члены.

Логопедическая физминутка.

4.Дифференциация Си Ц в связкой речи. Работа с перфокартами. Вставьте нропущенные буквы.

…ила ломит все, а ум - …илу.

Слово - …еребро, молчание - золото.

По …скрету всему …вету.

Молоде... против ове… а против молодца - сам ов…а.

…ыплят по осени …читают.

Прочтите пословицы, объясните их значение.

IV. Итог занятия. Чем занимались на занятии? С каной целью?

 

ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 49









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.