|
Архитектурно-строительные чертежи
Основной комплект архитектурно-строительных чертежей содержит изображение планов, разрезов и фасадов здания. Для их изображения применяются масштабы 1:50; 1:100; 1:200; 1:400. Изображения выполняются, в основном, на отдельных листах. Рекомендуется вычерчивание изображений в следующем порядке: сначала планы этажей, затем разрезы, и затем фасады. Планом этажа называется изображение горизонтального разреза, секущей плоскостью, проходящей на уровне половины оконных проемов. На планах этажей показывают стены, перегородки, оконные и дверные проемы, лестничные клетки, санитарно-техническое оборудование, и, при необходимости расстановку мебели. На планах наносят размеры и площадь помещений. На чертеже плана несущие стены, попавшие в секущую плоскость, обводят сплошной основной линией, толщиной 0,8-1 мм, контуры, находящиеся за секущей плоскостью – тонкими линиями, толщиной 0,4 мм. Последовательность вычерчивания плана здания: 1. ычерчивание модульных разбивочных осей, 2. привязка стен и перегородок к разбивочным осям, 3. вычерчивание деталей (оконных и дверных проемов, санитарно-технического оборудования ит.д.), 4. обводка чертежа и нанесение размеров. На планах наносят размеры в следующем порядке: 1. первая и вторая цепи – размеры элементов (ширина оконных и дверных проемов, межоконные расстояния, толщина стен и перегородок ит.д); 2. третья цепь размеров – расстояние между разбивочными осями; 3. четвертая цепь размеров – расстояние между крайними разбивочными осями.
Разрезы.Разрезом называется изображение здания, полученное сечением вертикальной секущей плоскостью, проходящей через оконные и дверные проемы и лестничные клетки. Разрезы, в зависимости от положения относительно конька крыши, бывают продольными и поперечными. По назначению разрезы бывают архитектурные и конструктивные. Если на архитектурных разрезах выявляют только планировочное решение здания по вертикали, то на конструктивных разрезах показывают материал условными графическими обозначениями.
Последовательность вычерчивания разреза здания: 1. вычерчивание вертикальной координационной сетки, 2. привязка основных контуров, 3. вычерчивание деталей и нанесение размерных линий, 4. обводка чертежа и нанесение размеров.
Фасады. Проекция здания на вертикальную плоскость называется фасадом. Он должен давать представление о внешнем виде здания. Фасад строится как третья проекция, по двум проекциям – плану и разрезу. Фасад может быть главным, боковым или дворовым, в зависимости от направления взгляда. На фасаде показывают: 1) координационные оси, 2) отметки уровней земли, 3) марки оконных блоков или типов окон, если они не приведены на планах, 4) размеры и привязку элементов, неуказанных на планах и разрезах. Видимые контуры фасадов обводят тонкими сплошными линиями, толщиной 0,2 и 0,4 мм.
Последовательность вычерчивания фасада здания: 1. вычерчивание вертикальной координационной сетки, 2. привязка основных контуров, 3. вычерчивание деталей и нанесение размерных линий, 4. обводка чертежа и нанесение размеров.
5. Чертежи генеральных планов Генеральный план составляют при проектировании отдельных зданий, кварталов при застройке городских территорий и промышленных комплексов. Чертеж генерального плана представляет собой документ, показывающий принцип организации застройки или подлежащей застройке территории Его составляют на основе топографической основы и геодезической съемки, где рельеф местности изображают горизонталями в абсолютных или относительных отметках, отсчитываемых от условного нулевого уровня. На генеральном плане наносят существующие и проектируемые здания, указывают границы отведенных участков, дороги и другие сооружения. На генеральном плане могут быть показаны рельеф местности в горизонталях, планировка зеленых массивов и отдельных насаждений (газоны, клумбы и т.п.). Масштабы, принятые для выполнения генеральных планов (ГП): план инженерных сетей - 1:500, 1:1000, 1:5000; благоустройство территории - 1:500, 1:1000; профили планировки: горизонтальный - 1:500, 1:1000, 1:2000; вертикальный - 1:50, 1:100, 1:200. Генеральные планы с нанесенными горизонталями используют при вертикальной планировке строительных площадок. Кроме существующих горизонталей на генеральный план наносят проектируемые горизонтали, которые останутся после производства работ по вертикальной планировке. На плане проставляют отметки тех и других горизонталей, направление и размер уклонов. Затем высчитываются отметки (рабочие), необходимые для производства земляных работ. Эти отметки определяются как разность отметок существующих и проектируемых. На генеральных планах, выполняемых в масштабе 1:200, наименования зданий наносят внутри контуров. При более мелком масштабе здания и сооружения на плане обозначают цифрами, а наименования выносят в экспликации.
Вопросы для самоконтроля: 7. Какие виды строительных чертежей вы знаете? 8. Какие бывают типы зданий? 9. Какую функцию выполняют несущие конструкции? 10. Для чего предназначены ограждающие конструкции? 11. Какие бывают фундаменты? 12. Что такое перекрытие? 13. Перечислите несущие конструкции здания. 14. Какие масштабы применяют на чертежах при изображении зданий? 15. Какая последовательность нанесения размеров на строительных чертежах? 16. Как называются изображения на архитектурно-строительных чертежах? 17. Что такое генплан?
Литература: 6. Анисимов Н.Н., Кузнецов Я.С, Кириллов А.Ф. Черчение и рисование. - М.: Стройиздат, 1983. 7. Брилинг Н.С. Черчение. - М. :Стройиздат, 1989. 8. Брилинг Н. С. Справочник по строительному черчению. -
ЛЕКЦИЯ №5 ОСНОВЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ АРХИТЕКТУРЫ
1. Формула архитектуры: · надёжность (устойчивость, долговечность, пожарная безопасность, защита от атмосферных осадков); · удобство (антропометрика пространства; планировка жилых помещений; подсобные и хозяйственные помещения; типы жилых домов; планировка участка); · содержательность (архитектурная композиция; выразительные средства пространственной формы: единство, симметрия, ритм; масштабность, контраст, пропорция; свет, цвет, поверхность).
Формула архитектуры
Архитектурное проектирование всегда направлено в будущее, которое неоднозначно, поэтому при проектировании следует оторваться от условностей сегодняшнего дня и посмотреть на изобретение дома как на творческий процесс. Процесс архитектурного проектирования исходит из требований к сооружениям: надежность, удобство, уют, содержательность. Надежностьвключает представления об устойчивости, долговечности, безопасности жилища, которое рассматривается как убежище от неблагоприятных факторов внешней среды. Удобство обусловливается функциональной целесообразностью пространственной организации бытовых процессов: сна, приема пищи, общения, воспитания детей, хранения одежды и др. На основе анализа этих процессов определяются минимальные размеры площади помещений, ширина проходов, размещение комнат и компоновка объема здания. Уют в доме достигается постоянной заботой о нем. Архитектурное решение дома может способствовать созданию доброжелательного социального микроклимата или усложнять жизнь семьи. Социологический анализ бытовых процессов дает основание не только для улучшения планировки дома, но и для архитектуры семейных отношений. Содержательностьпостройки зависит от фантазии застройщика. Закономерности восприятия формы здания раскрываются при помощи языка архитектурной композиции. Выразительные качества геометрических объемов, плоскостей, линий, форм рассмотрим применительно к простому сооружению.
Надежность Особенности климата, местные материалы, бытовой уклад определяют форму народного жилища. Особенностью народного жилища является максимальная адаптация к местным условиям. Если можно обеспечить покой и безопасность, а природные факторы не слишком суровые, то можно обойтись вообще без постройки. Для индейцев Колумбии «домом» служит подстилка или гамак в защищенном от ветра месте. Вьющаяся зелень защищает от солнца, мешки и корзинки, составляющие «имущество», висят на шесте. Накопление и хранение имущества связано с сооружением амбаров, клетей, погребов. Крепнут стены, двери, засовы, изменяется облик жилища. Первичное назначение жилища — быть надежным убежищем. Самыми простыми и легкими постройками такого типа служат палатка, шалаш, землянка. Народное жилище начиналось с этих сооружений. На севере до сих пор оленеводы используют чум или ярангу. Это удивительное сооружение, которое в сочетании с меховой одеждой может обеспечить комфорт в самых экстремальных условиях. Опыт организации кочевого жилища используется сегодня при проектировании временного жилища — домов-караванов, трайлеров, «плавающих домов» на баржах и лодках. Строительный материал для такого жилища должен быть легким и компактным, чтобы дом можно было легко перевезти на новое место, а также доступным и простым в обработке. Скудость древесной растительности предопределила формы древней глинобитной архитектуры Двуречья и Малой Азии. Здесь впервые применили купольные конструкции и своды. Теплый влажный воздух р: Хуанхе, частые землетрясения породили каркасную архитектуру Китая. Речной лозой, жесткой степной травой и войлоком ограничивается состав материалов для изготовления кочевого жилища — юрты или палатки. Землянка, полуземлянка и срубный деревянный дом — характерные типы жилища народов лесостепной полосы северного полушария. В процессе освоения природы, развития хозяйства, формирования культуры еще в первобытнообщинном строе был накоплен опыт строительства, приемы и решения, обеспечивающие надежностьжилища. Надежность современного жилища складывается из устойчивости, долговечности, пожарной безопасности, защиты от атмосферных осадков и грунтовых вод, зашиты от перегрева и охлаждения.
Удобство Организация внутреннего пространства дома определяется содержанием хозяйственно-бытовых процессов, происходящих в жилище, В более ранних типах жилища(Например,кавказские дома типа «дарбази») дифференциация внутреннего пространства на помещения различного назначения не проводилась, однако и там (рис. 2.1) уже было принято функциональное зонирование общего пространства. С течением времени произошло разделение жилых и хозяйственных помещений. Жилые помещения включали мужскую и женскую, парадную и будничную половины, совершенствовалось техническое решение бытовых и подсобных помещений. Структура жилища все более усложнялась. Сделать жилище экономным и рациональным, как машину — таков был лозунг функционалистов в первой половине XX в. Самым плодотворным архитектурным течением этого времени стал функционализм. Для более эффективной организации пространства проводились исследования и делались замеры минимальных размеров комнат и коридоров, санитарных узлов и дверей. Функциональная архитектура была очень экономной и индустриальной, ее выразительность заключалась в строгой пластике форм и аскетизме средств. В условиях острой нехватки жилья, недостатка строительных материалов и ресурсов во всех странах Европы стали появляться одинаковые тепловые дома. Главным критерием архитектурной практики было «удобство для всех». Удобство дома или квартиры складывается из выверенных размеров планировочных ячеек (комнат и помещений),оптимальных пространственных связей между ними (компоновка и зонирование жилища), обеспечения коммуникациями и ресурсами (вода, газ, электричество, канализация, теплосети и др.) Кроме того, жилой дом является единицей системы более высокого планировочного уровня (поселка, деревни, хутора) и удобство проживания зависит от размеров, связей, ресурсов всего поселения. Чтобы создать необходимые условия для жизни человека, архитектурное сооружение должно отвечать множеству утилитарных требований, таких, как температурный и влажностный режим, воздухообмен, звукоизоляция, освещенность, которые в сочетании с бытовыми процессами составляют функциональную программу — основу любого проекта. В этой главе мы рассмотрим элементы функциональной программы, определяющие удобство использования помещений: антропометрика пространства; жилые помещения дома; подсобные и хозяйственные помещения; типология малоэтажного жилища; приусадебный участок.
Уют Функциональными требованиями не исчерпывается наше отношение к жилищу. Часть людей вполне обоснованно считает, что современные и ультрафункциональные вещи представляют собой абсурд и чудачество. Важно, чтобы у дома был постоянный владелец, а семья могла полностью распоряжаться своим благоустройством. Каждый житель должен иметь свое место в доме. В пределах, персональной территории каждый может реорганизовать и перестраивать свое непосредственное окружение. Такое отношение (психологи называют его идентификация) обеспечивает ощущение свободы и прилив внутренних сил, делает жилище неподражаемым и уникальным. Уют жилого дома определяется социально-психологическими факторами жилой среды. Организация пространства должна быть направлена на формирование оптимальных условий закрытости — открытости, контроля, идентификации для всех членов семьи. Люди чувствуют себя уютно в доме, если они свободны приспосабливать и видоизменять его планировку, оформление и оборудование согласно личным желаниям и вкусам. Сегодня мы начинаем убеждаться в том, что дом часто не отвечает требуемому уровню удобств, комфорта еще задолго до того, как появляются какие-либо признаки разрушения. Про старую машину, по сравнению с более усовершенствованной и удобной для работы, говорят, что она «морально устарела». Такое понятие существует уже давно, но по отношению к жилью его стали применять лишь недавно. Трудно представить, какие изменения произойдут в вашей семье через 10...20 лет. В первоначальном проекте дома нельзя предугадать последующие изменения образа жизни, но можно предусмотреть возможности пристроек и трансформаций. Лучше начать с небольшого сооружения «ядра дома», достаточного по современным меркам, чем строить пустующие хоромы про запас. Каждая семья уникальна и неповторима, индивидуальным должно стать и жилище. Основа индивидуальности заключается в понимании особенностей бытового уклада семей. В связи с этим проблема уюта определена на примере различных типов семей: дом для одного человека, дом для двоих, семья с детьми, большая семья, общий дом.
Содержательность Человек стремится сделать красивой любую вещь, которую он производит: одежду, мебель, игрушки, собственное жилище. Стремление к красоте, содержательность, способность воспринимать и оценивать прекрасное свойственно людям. У совершенства и красоты есть свои объективные законы в живописи, музыке, архитектуре. Личное, субъективное ощущение красоты во многом определяется подготовленностью, образованностью человека, богатством его образного мышления и в целом связано с духовным развитием. В традиционных культурах формировались и канонизировались идеалы прекрасного. В наше бурное время смешения культур мы привыкли больше доверяться установкам моды. Модные веяния сменяют друг друга, а архитектурные сооружения продолжают стоять десятки и даже сотни лет. Внимательный наблюдатель сможет на глаз определить не только технические достижения строителей и расчетливость планировки, но и принадлежность дома к определенной культурной традиции, социальные отношения людей того времени. Степень художественного совершенства и содержательность облика определяют в конечном счете и ценность постройки и эффективность затрат. Красота издавна тесно связана с богатством. Украшения всегда дорого ценятся, богатство стремится утвердить себя красотой. Красота в архитектуре не сводится к украшению фасадов и разнообразию материалов. Истинная природа прекрасного раскрывается в борьбе против поверхностного украшательства, в поисках гармонии, целостности, гуманности. Художественные достоинства здания непропорциональны его материальной стоимости — то, что дорого, не всегда красиво. Эстетическая оценка в архитектуре связана прежде всего с совершенством объемно-пространственной композиции ансамбля, организацией поверхностей (стен, пола, крыши и др.), гармонией с окружающей средой. Упорядоченная, ритмическая повторяемость объемов, плоскостей, проемов, соотношений деталей, цветовых и световых ощущений вызывает у человека эмоции, ответные чувства, которые во многом связаны с подготовленностью индивида (воспитанием, образованием, жизненным опытом) и могут меняться при коллективном сопереживании событий и под влиянием общественного мнения. Использовать все средства архитектурной выразительности в построении ансамбля так же трудно, как писать симфоническую музыку, но пренебречь ими — значит заранее обречь свой дом на пестроту или безликость. Архитектурная организация пространства учитывает занятия людей. Мера эмоционального удовлетворения зависит от того, насколько восприятие соответствует ожиданию. Архитектурная форма и деятельность людей связаны взаимообратно: с одной стороны, сооружение строится для определенного жизненного уклада, с другой, вселяясь в дом, люди начинают осваивать пространство так, как позволяет его пространственная структура и в соответствии с тем эмоциональным настроем, который создается в жилой среде. Вот те качества постройки, которые определяют ее художественный облик: архитектурная композиция, единство и соподчиненность форм, соразмерность и масштабность, цвет и свет, символика формы.
Вопросы для самоконтроля:
1. Процесс проектирования исходит из каких требований? 2. Что означает требование надежности? 3. Чем определяется удобство архитектурного- планировочного решения? 4. В чем заключается требование уюта? 5. В чем выражается содержательность архитектурного объекта?
Литература: 1. Крашенинников А.В. Придумай свой дом. - М.: Высшая школа, 1993. 2. Кудряшев К.В., Байзетцер Л. Проблемы изобразительного языка архитектуры. - М.: Стройиздат – 1985. 3. Кудряшев К.В. Архитектурная графика. - М.: Архитектура – С, 2004.
ЛЕКЦИЯ №6 МЕТОДИКА ПРОЕКТИРОВАНИЯ АРХИТЕКТУРНЫХ ОБЪЕКТОВ
1. Программа-задание на проектирование 2. Методы поиска новых решений 3. Эскизирование (Творческий поиск)
Процесс архитектурного проектирования оставляет реальные следы в виде эскизов, рабочих моделей, рисунков, раскрывающих движение мысли от замысла к исполнению. Для того чтобы проектировать, надо изобразить свой замысел. Рисунок или макет лучше всего передают идею сооружения. 1. Программа-задание на проектирование
Правильно поставленный вопрос содержит в себе уже половину решения. Правильно составленная программа проектирования — залог удачного проекта. Программа-задание на проектирование включает: общие положения; обоснование строительной системы, состава и площади помещений, социально-пространственной структуры и внешнего вида жилища, исходные данные о месте строительства. Цели и задачи проектирования зависят от того, какой образ жизни будет вестись в будущем доме: постоянное проживание и ведение подсобного хозяйства (сельский дом); постоянное проживание без подсобного хозяйства (коттедж); сезонное использование (дача); эпизодическое использование (летний домик, сторожка); коллективное использование на кооперативных началах (группа блокированных домов). Строительная система здания определяется материалами несущего остова и методами возведения постройки. Необходимо подобрать материалы для следующих частей здания: основание и фундамент; цоколь, отмостка; стены и каркас; перекрытия и полы; крыша и кровля; перегородки; окна и двери; наружная и внутренняя лестницы; терраса и веранда; материалы внутренней отделки помещений. При выборе строительных материалов имеют значение факторы надежности: устойчивость, долговечность, пожарная безопасность, гидроизоляция, теплозащита. Безусловно, выбор, строительного материала связан также с экономическими соображениями, с учетом местной строительной базы. Состав и площади помещений можно приблизительно установить исходя из существующей практики: однокомнатный дом (жилая площадь до 20 м2, общая — 30...40 м2 без учета летных помещений); дом с двумя комнатами (общая площадь 40...50 м2); трехкомнатный дом — 60...70 м2; четырех-, пятикомнатный дом (общая площадь 70...100 м2, жилая — 50...60 м2). Расчет состава и взаимного расположения помещений определяется требованиями удобства: размерами тела человека, минимальной площадью жилых и подсобных помещений, типом жилого дома, наличием надворных построек. В северных и южных районах возможно увеличение общей площади во всех домах на 10 % за счет площади комнат или подсобных помещений. Сумма всех жилых помещений образует жилую площадь дома; остальные теплые помещения составляют подсобную площадь. Сумма жилой и подсобной площадей составляет общую (полезную) площадь жилого дома. При сравнении экономичности различных типов жилых домов обычно используют эти показатели. Социально-пространственная структура жилища определяется индивидуальными особенностями семьи. Новый дом, как правило, связывают с новым образом жизни, в связи с этим перед началом проектирования следует составить небольшой социальный прогноз: = какой будет состав семьи через несколько лет; = сколько поколений будет жить под одной крышей; = как обеспечить индивидуальность каждого члена семьи; = каким общим делом будут заниматься все члены семьи; = как принять гостей и организовать досуг; нужно ли будет увеличить полезную площадь дома (при увеличении числа членов семьи) или изолировать соседние комнаты. Социально-пространственная структура жилища определяется требованиями уюта и комфорта для всех членов семьи. Возможно несколько основных вариантов дома: для одного человека; для семейной пары; для родителей с детьми; для семьи из нескольких поколений; кооперация нескольких семей. Внешняя форма здания определяется композицией внутренних помещений и условиями восприятия здания. Основные пожелания к форме здания можно сформулировать уже в начале проектирования, ответив на следующие вопросы: высокой, плоской или длинной должна быть форма постройки; постройка должна выделяться из окружающего ландшафта или сливаться с ним, быть «органичной»; спокойным или динамичным будет силуэт здания; здание по ощущению должно восприниматься массивным или легким; какие существующие постройки ближе всего по облику; какие характерные детали хотелось бы включить в оформление дома; будут ли в дальнейшем пристройки к зданию и какие постройки расположатся рядом; а основные точки восприятия здания; где расположены вход на участок, подъезд, удаленные точки восприятия; какая будет цветовая гамма стен и крыши; как будет ориентирована постройка по странам света. Общие представления о форме здания складываются из понимания содержательности элементов архитектурной композиции: соотношения объемов, пропорций, масштаба, использования закономерностей тектоники, орнамента, цвета. Художественный строй сооружения создает среду, наполненную Исходные данные о месте строительства включают планировочные ограничения, указанные в генеральном плане поселка; данные о характеристике грунтов и геологии участка; данные о преобладающих ветрах и количестве осадков; условия снабжения и финансирования строительства, другие особенности строительства.
![]() ![]() Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ![]() Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ![]() Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ![]() ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|