Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Использование методов проектирования концепции и стратегия исследовательского мышления





Использование всех этих методов в единстве, взаимодействии и опреде­ленной последовательности дает большой эффект, потому что позволяет выйти за границы привычного и по принципу внешнего дополнения посмот­реть на предмет исследования в новом ракурсе и увидеть, казалось бы, неви­димое. Это расширяет и обогащает информацию. Кроме того, эти методы предохраняют исследователя от видимости удачной идеи, заставляют сомне­ваться и продолжать поиск до рационального его завершения.

В деятельности исследователя большую роль может играть метод пере­ключения стратегий. Его суть заключается в обеспечении связи и взаимодей­ствия спонтанного и организованного мышления. И то и другое объективно существует в практике исследования и характеризует различные стратегии мыслительного процесса.

Стратегия мышления отражает связь истоков (причин, побуждений, возбуждающих факторов) и направленности (целей, предполагае­мых результатов, ожиданий) мыслительного процесса.

Истоками мышления могут быть спонтанные, случайные факторы дея­тельности человека. Но не всегда они обнаруживают связь с определенной направленностью мыслительного процесса, существуют сами по себе и часто исчезают за ненадобностью или проявляются в таких же случайных направ­лениях мысли, какими сами являются.

Подчинить спонтанные факторы мышления общему процессу исследова­тельского мышления — вотглавная задача исследователя.

С другой стороны, организованное мышление может быть также отклю­ченным от спонтанного мышления. Нельзя исследовать проблемы, полагаясь только на логику. Новые и оригинальные решения очень часто находятся в плоскости случайных мыслей, непредвиденных впечатлений, неосознанных посылок. Эти процессы можно и очень полезно мотивировать и связывать с организованным мышлением.



В этом и заключается суть метода переключения стратегии мышле­ния. И главное здесь заключается не в том, что исследователь должен пере­ходить со спонтанного мышления на организованное и обратно, а в том, что сама стратегия поиска должна меняться под воздействием взаимодействия спонтанного и организованного мышления.

Сопоставление спонтанных мыслей и организованных дает возможность перехода к новой стратегии мышления.

Нов использовании этого метода возникает множество труднос­тей. Одна из них — несовместимость спонтанного и организованного мыш­ления, хаотичность первого и строгость, точнее, систематичность второго. Эти два типа мышления разрушают друг друга, и надо много усилий, чтобы совместить и связать их. Эти усилия проявляются в умении переключаться с одной мысли на другую, не теряя при этом цели и общей схемы исследова­ния.Метод переключения стратегий — это разрешение конфликта же­сткого и гибкого мышления в процессах проведения исследования.

Использование этого метода возможно как в индивидуальной, так и в коллективной исследовательской работе.

Вопросы

Что такое концепция, и какую роль она играет в исследовании?

Что означает проектирование концепции, зачем это необходимо?

3. Каково содержание и особенность методов дивергенции?

Как используются методы трансформации при проектировании концепции?

5. Каковы назначение и содержание метода конвергенции?

В чем проявляется стратегия исследовательского мышления?

Тема 15. Метод Мэтчета в исследовании управления

ПРОБЛЕМАТИКА

ПОЛЕЗНО ЗАДУМАТЬСЯ:

Можно ли управлять процессами мышления?

Существуют ли приемы такого управления?

Не противоречит ли управление мышлением творчеству?

Каковы технологии и приемы управления мышлением?

Содержание метода Мэтчета

Метод Мэтчета заключается в овладении приемами управления собствен­ным образом мыслей, корректировки его в соответствии с характером иссле­довательских целей и проблем. Это приемы изменения как бы режимов мы­шления для его сознательного приспособления к целям исследования. Поня­тие режима мышления отличается от понимания типа мышления. Последний характеризует индивидуальные особенности человека, связанные с его спо­собностями, знаниями, опытом, исследовательским талантом.Режим мыш­ления — это сознательная организация мыслительного процесса в соот­ветствии с характером решаемой проблемы.

Этот метод разработан Мэтчетом для задач проектирования. Но он имеет универсальный характер и может быть успешно использован для любых ис­следовательских задач. К тому же, как мы уже отмечали, исследование во многих своих чертах является проектированием новой концепции, объясня­ющей непонятное, определяющей эффективные действия, позволяющей предвидеть развитие событий. Это типичные задачи любого исследования.

Режимы мышления

Какие существуют режимы мышления?Первый режим мышления за­ключается в мышлении по основным элементам. Оно заключается в выделе­нии основных элементов мысли. Мэтчет назвал эти элементы "течтемами". Это название соответствует обратному прочтению имени автора этого мето­да. Течтемы являются средством осознания исследователем разнообразия действий, которые он может предпринять на каждом из этапов исследования. Мэтчет рекомендует структурировать течтемы по семи группам. (Автор взял на себя смелость, модифицировать идею Метчета для универсального опи­сания различных процессов мышления исследователя (схема 52)).

А. Варианты подходов:

• потребность в исследовании;

• ключевая категория исследования;

• предварительная гипотеза;

• подход (парадигма исследования);

• переключение.

Б. Варианты суждений:

• предположить;

• взвесить (оценить);

• сравнить (суждения, подходы и пр.);

• экстраполировать;

• оставить без изменений;

• предвидеть.

В. Варианты стратегий:

• продолжить в избранном направлении;

• продолжить и расширить круг проблем;

• изменить направление;

• сопоставить с прошлым;

• сопоставить с будущим;

• изучить детали;

• обобщить;

• искать противоречия;

• продолжить более интенсивно;

• прекратить.

Г. Варианты тактик:

• оценить риск;

• определить последствия;

• развить идею;

• сравнить с аналогичными ситуациями;

• разделить действия;

• приспособить к объяснению известное;

• сосредоточиться на частичном;

• разложить на компоненты (декомпозировать);

• установить причины;

• оценить возможность нового подхода;

• заменить решение на обратное;

• сравнить варианты.

Д. Варианты взаимодействий:

• накапливать и хранить решения;

• выявить зависимости;

• отложить принятие решения;

• проверить на избыточность;

• проверить на соответствие;

• соотнести с известным;

• сообщить идею.

Е. Варианты формулирования понятий:

• использовать понятие;

• изменить ракурс абстракции;

• использовать схему стратегии;

• изменить точку зрения;

• сравнить с существующей ситуацией;

• сравнить с возможной ситуацией;

• использовать первичное кольцо;

• использовать вторичное кольцо.

Ж. Варианты препятствий:

• обойти препятствие;

• разрушить препятствие;

• устранить препятствие;

• начать деятельность с нуля;

• начать новый этап деятельности;

• действовать одновременно в разных направлениях.

Главное в использовании этого метода заключается в способностях и умениях управлять собственным мышлением, построить такую стратегию и технологическую схему мышления, которая соответствовала бы целям иссле­дования и характеру проблем.

В построении технологии исследования большую роль играют конструк­тивные вопросы, т. е. такие, которые определяют последовательность разви­вающегося исследовательского действия, ведущего к ожидаемому результату.

Можно сформулировать для примера один из вариантов таких вопросов.

1. Зачем необходимо исследование? Какова цель и потребность?

2. Что является предметом исследования? Какая проблема?

3. Существуют ли и каковы ресурсы проведения исследования?

4. Как организовать исследование?

5. Что дает исследование? Каковы предполагаемые последствия?

6. Что может быть препятствием в проведении исследования?

7. Насколько своевременно проведение исследования?

8. Готов ли персонал к исследованию? Следует ли ожидать противодейст­вия или непонимание в проведении исследования? В какой ситуации проводится исследование? Ситуации ожидания изменений, стабильнос­ти, конфликтности, последовательного развития, реструктуризации, сползания (потери позиций).

9. Какими методами можно исследовать ситуацию, проблему, тенденцию и пр.?

Второй режим мышления в методе Метчета — это мышление страте­гическими схемами. Этот режим мышления отражает развитую способность выбирать и строить стратегию, т. е. поставить ясную цель и видеть возмож­ные пути достижения этой цели, траекторию мысли исследователя. Это также способность сравнивать достигнутое с намеченным и разрабатывать раз­нообразные стратегические схемы.

Третий режим — мышление в параллельных плоскостях. Это способ­ность исследователя не только мыслить, но и следить за собственными мыс­лями и действиями, оценивать их определенным образом, определять в про­цессах мышления ключевые моменты и сосредоточивать внимание на них.

Четвертый режим — голографическое мышление, мышление с разных точек зрения и в различных ракурсах видения проблемы.

Пятый режим — мышление образами. Это ассоциативное мышление, способность исследователя отождествить проблему или концепцию, гипоте­зу, ситуацию с каким-либо образом (зрительным образом картины или слу­ховым образом музыки). Это весьма продуктивное мышление, имеющее большой потенциал открытий в исследовательской деятельности.

Вопросы









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.