Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Классификация затрат на производство и реализацию продукции





Затраты, включаемые в себестоимость продукции, классифицируются по ряду признаков.

По составу, т.е. по количеству включаемых элементов, затраты подразделяются на простые и комплексные.

Простые затраты одноэлементные (в калькуляции – основные материалы, покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия, заработная плата основных рабочих, в смете затрат каждая ее составляющая).

Комплексные – затраты (расходы), состоящие из ряда статей, которые, в свою очередь, состоят из ряда элементов затрат. Комплексные расходы составляются в виде соответствующих смет - РСЭО, ЦР, ОХР, КР.

По способу включения в себестоимость продукции расходы подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые расходы определяются на каждое отдельное изделие по соответствующим техническим документам. Расходы на сырье, основные материалы, покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия определяются на основе чертежей, эскизов, выкроек и т.п. Основная заработная плата основных рабочих – на основе карт технологических процессов.

Косвенные расходы включаются в себестоимость отдельных изделий пропорционально каким-то базовым величинам, т.к. в силу их специфики их нельзя определить сразу на каждое изделие. Эти расходы рассчитываются в целом на всю производимую продукцию, а в себестоимость отдельных изделий включаются пропорционально основной заработной плате основных рабочих (РСЭО, ЦР, ОХР) и производственной себестоимости (КР).



По связи с изменением (ростом) объема производства расходы подразделяются на пропорциональные и условно-постоянные.

Пропорциональные расходы растут в равной степени с ростом объема производства (сырье, основные материалы, покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия, зарплата основных рабочих). Условно-постоянные расходы при увеличении объема производства растут, но в меньшей степени (амортизация основных фондов, управленческие расходы, содержание зданий, сооружений и др.), что обеспечивает снижение себестоимости единицы продукции.

Наличие в себестоимости условно-постоянных расходов (УПР) является экономической предпосылкой снижения себестоимости продукции при увеличении объемов производства.

 

Значение и факторы снижения себестоимости продукции

 

Снижение себестоимости продукции дает большой эффект производителю, т.к. составляет основу увеличения прибыли, следовательно, увеличения поступлений в бюджет соответствующего уровня через налог на прибыль; увеличения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Снижение себестоимости продукции служит основой снижения цен, в чем заинтересован потребитель. Если потребителем является какое-то другое предприятие, организация или же потребитель – человек (розничный покупатель), то в том и другом случае рационально используются их средства.

Снижение себестоимости продукции рассматривается по единой для всех системе факторов:

1. Изменение структуры и объемов производства (снижение себестоимости происходит за счет условно-постоянных расходов).

2. Повышение технического уровня производства: совершенствование конструкций изделий (снижается материалоемкость); применение прогрессивных видов сырья, материалов, топлива, энергии (снижается их стоимость); механизация и автоматизация производства, модернизация оборудования, совершенствование технологии (уменьшается заработная плата в расчете на единицу продукции).

3. Улучшение организации производства и труда, совершенствование управления; улучшение использования рабочего времени, совершенствование схем управления, повышения уровня нормирования, совершенствование материально-технического обеспечения, сокращение потерь всякого рода.

4. Отраслевые и прочие факторы: ввод в действие новых или ликвидация действующих предприятий, производственных мощностей; изменения в размещении предприятий; пересмотр норм, нормативов, цен, тарифов и др.

 

Планирование снижения себестоимости продукции

 

Снижение себестоимости продукции планируется по двум направлениям: 1) по сравнимой продукции; 2) по затратам на 1 рубль товарной продукции, если удельный вес сравнимой продукции в общем объеме товарной продукции невелик.

К сравнимой продукции относят все ее виды, которые производились на предприятии в предыдущем плановом периоде в массовом или серийном порядке.

Расчет снижения себестоимости товарной продукции может быть укрупненный и пофакторный.

При укрупненном расчете сначала рассчитывают абсолютный размер экономии (Э абс.):

I i

Э абс. = S С баз.i* В план.i -S С план.i *В план i ,

1 1

где С баз.i ,Cплан.i – себестоимость единицы продукции i-го вида в базисном и плановом периоде;

В план.i – объем производства i-го вида продукции в плановом периоде;

i - число видов сравнимой продукции.

Затем находят процент снижения себестоимости сравнимой продукции (DС):

Э абс.

С = ¾¾¾¾¾¾¾¾¾ *100 .

i

S С баз i *Вплан i

Пофакторный расчет предусматривает определение влияния различных технико-экономических факторов на себестоимость продукции. Чаще всего расчет проводят по следующим факторам: повышение технического уровня производства и изменение объема производства.

При расчете снижения себестоимости по технико-экономическим факторам повышения технического уровня производства выделяют:

1. Экономия сырья, материалов и других предметов труда (Эм i):

 

± Э м i = (1 – Ум i * Уц i) * У м *У тп * 100,

 

где Ум i – индекс изменения норм расхода материала i–го вида;

Уц i - индекс изменения цены i–го вида материалов;

У м – удельный вес затрат данного вида материала в стоимости товарной продукции отчетного периода;

У тп – индекс роста выпуска товарной продукции;

2. Рост производительности труда, ведущий к относительной экономии заработной платы (Э зп):

 

± Э зп = (1- У зп / Упт) * У зп * Утп * 100,

где Узп – индекс средней заработной платы;

Упт – индекс производительности труда;

У зп – доля заработной платы с отчисления на социальные нужды в стоимости товарной продукции.

Снижение себестоимости продукции в связи с изменением объема производства обусловлено экономией на условно-постоянных расходах (Эупр) :

±Эупр = ( 1 - I упр /У тп ) * У упр,

 

где I упр – индекс условно-постоянных расходов;

У упр. - удельный вес условно постоянных расходов в стоимости товарной продукции.

По данной методике может быть найдено влияние на себестоимость продукции и других факторов: организационных, уровня инфляции и ряда других специфических факторов, связанных с особенностями производства.

Общая величина изменения себестоимости продукции (Э) в плановом периоде составит:

 

Э = ± Эм ± Эзп ± Эупр .

Планирование по показателю затрат на 1 руб. товарной продукции осуществляется в виде абсолютной экономии (Эабс 1 руб. тп) и в виде процента снижения затрат на 1 руб. товарной продукции (DЗ 1 руб. ТП).

Затраты на 1 руб. товарной продукции определяются в виде отношения объема товарной продукции, рассчитанной по полной себестоимости (ТПс) к ее объему, рассчитанному по оптовым ценам (ТП о.ц.):

ТП с

З 1 р ТП = ¾¾¾¾ .

ТП о.ц.

 

Т.е. этот показатель характеризует долю себестоимости товарной продукции в ее оптовой цене.

 

Эабс. 1 р ТП =( Зб 1 р ТП – Зп 1 р ТП) * ТПп .

Зб 1 р ТП – Зп 1 р ТП

D З 1 р ТП = ¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾ * 100 ,

Зб 1 р ТП

 

где Зб 1 р ТП, Зп 1 р ТП – затраты на 1 руб. товарной продукции соответственно базисного и планового периодов.

 

 







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2022 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.