Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Курсовая работа по педагогике





Курсовая работа по педагогике

«Семейное чтение как средство развития читателя-школьника»

Выполнил студент

Богданович Алексей Михайлович

академическая группа 8314ОБ-2РЛ, курс 2

очной формы обучения

направления подготовки

Педагогическое образование,

профили Русский язык и Литература

_________________(подпись)

«_____» ____________ 2016г.

 

Научный руководитель

Миронычева Валентина Федоровна

кандидат педагогических наук, доцент

________________(подпись)

«_____» ____________ 2016г.

Арзамас, 2016

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Проблема чтения и воспитания через чтение

1.1 История развития традиций семейного чтения в нашей стране…………...5

1.2 Роль традиций семейного чтения в развитии ребёнка в современном мире………………………………………………………………………………...7

1.3 Формы и методы, стимулирующие развитие интереса ребёнка к чтению в семье…………………………………………………………………………….....9

1.4 Формы пробуждения интереса детей к чтению в семье…………………..11

1.5 Роль опроса в развитии чтения……………………………………………..14

1.6 Роль устного народного творчества в развитии читательского интереса..19

1.7 Роль художественной литературы………………………………………….21

Глава 2. Тенденция снижения интереса школьников к чтению……………...24

Заключение………………………………………………………………………27

Список литературы……………………………………………………………...28



 

Введение

В современном мире семейное чтение становится, как никогда, актуальным. Главная проблема нашей работы состоит в том, чтобы показать эффективность семейного чтения, которая на наш взгляд является одним из важнейших факторов развития читателя-школьника. Однако, несмотря на то, что школа, в условиях реализации ФГОС, ведёт активную работу в урочной и внеурочной деятельности по пропаганде чтения, её эффективность снижается из-за того, что в семьях учащихся утрачивается традиция семейного чтения.

Семья – это особый социальный институт, вводящий ребёнка в мир культуры, в том числе и читательской. Первая встреча человека с книгой происходит в семье (благодаря устным рассказам, чтению вслух, организации спектаклей, интерактивных игр, литературных квестов и др.). Семейное чтение изначально вводит ребенка в мир книжной культуры, является наиболее древним, проверенным способом воспитания человека, в том числе и как читателя, который начинает формироваться задолго до того, как выучит алфавит.

Согласно стандартам ФГОС самостоятельная научно-исследовательская деятельность играет всё более важную роль в обучении. Семейное чтение, таким образом, также является ещё и первым шагом на пути к формированию необходимых навыков в проведении собственных исследований.

Объектом данной работы является чтение как средство развития читателя- школьника, а предметом, следовательно, семейное чтение.

Семейное чтение – эффективный способ социализации подрастающего поколения, так как возникающее в процессе него общение создает почву для обмена мнениями. Оно необходимо и взрослым, которые благодаря общению с детьми обогащаются эмоционально.

Исследованию данной проблемы посвящены работы психологов. О.И. Никифоровой, Л.Г. Жабицкой, Н.Б. Берхина, методистов Н.Д. Молдавской, В.Г. Маранцмана.

Цель данного исследования – изучение влияния семейного чтения на развитие читателя – школьника.

Задачи работы:

1. Изучение истории развития традиций семейного чтения в нашей стране

2. Исследование роли традиций семейного чтения в развитии современных детей

3. Разработка эффективной модели организации семейного чтения

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения

Современные издатели давно поняли, что юному читателю интересны произведения, героями которых являются ровесники, а события описаны в фантастическом ключе. Верно угадав основную идею детской литературы – для детей и о детях, - издатели насытили рынок разнообразными произведениями. Но во многих случаях взрослые, формируя круг детского чтения, опираются на образ юного читателя, сложившийся в их сознании в эпоху, как минимум на поколение, отделяющую их от современности.

Таким образом, отмечая важнейшую роль семейного чтения в приобщении ребенка к духовно-нравственным ценностям, можно говорить о том, что приобщение ребенка в семье к художественной литературе, является незаменимым этапом в формировании его личности. И наша работа будет направлена на раскрытие данной темы.

 

 

Глава 1. Проблема чтения и воспитания через чтение

Формы и методы, стимулирующие развитие интереса ребёнка к чтению в семье.

Примерно 20 лет назад исследователи доказали, что именно чтение является главным фактором развития уровня мыслительных способностей и организованного сознания у человека. Для развития таких способностей, как умение читать, говорить, существуют своеобразные «окна развития». До тех пор, пока эти «окна» закрыты, названные способности не могут развиваться. Например, для способности к чтению «окно» закрывается в 12-15 лет, а для речевого развития в 9-10 лет.

Американцы забили тревогу по поводу чтения и образования еще в 1983 году. Их исследование называлось «Нация в опасности: необходимость реформы образования». Эта опасность связывалась с ростом функциональной неграмотности — неспособностью человека цивилизованного общества исполнять свои элементарные профессиональные, социальные и бытовые обязанности. Возникшая проблема оказалась следствием дегуманизации общества, нехватки духовности, общей культуры. Была прослежена связь между чтением детей, школьными уроками и катастрофами, авариями, взрывами. Не читающий выпускник школы был признан главным фактором риска современной цивилизации. Он не в состоянии выполнять свои профессиональные функции.

Опыт чтения на Западе стал приравниваться к накоплению человеческого капитала — капитала знаний, интеллекта, опыта общения и творческой реализации личности. Этот прагматичный термин — «человеческий капитал» — вошел в последнее время и в нашу лексику. Он отвечает духу деловой жизни современной России. Как и финансовый, человеческий капитал, базирующийся на чтении, способен накапливаться и использоваться, им можно щедро делиться с другими и от этого он не будет иссякать.
Человек, обладающий таким капиталом, легче находит общественное признание, у него лучше развита речь, он более востребован, более успешен в любом деле, свободнее выражает себя в общении, лучше понимает других.
Предпосылкой приобретения такого капитала является доведенная до автоматизма техника чтения, когда за буквами и словами ребенок видит скрытые в них значения или образы и реагирует на них. В развитых странах уже поняли, что только общество читающее может быть обществом мыслящим. Такое понимание долго оставалось без внимания. Но жизнь всё расставила на свои места. Прошло понимание того что обществу, которое хочет использовать новейшие достижения человеческой мысли, нужно, чтобы мыслящих людей было как можно больше. Поэтому на программы по приобщению детей и молодёжи к чтению в богатых странах тратятся огромные средства.

Заключение

Анализ теоретических и исследовательских работ, посвященных проблеме снижения интереса учащихся к чтению, показывает, что данная проблема относится к числу наиболее актуальных в образовании.

Сегодня, когда экономические трудности коснулись каждой семьи, хорошая, умная книга, семейное чтение должны снова объединить людей, вдохнуть любовь в сложные человеческие взаимоотношения. Одной из безусловных ценностей семьи является традиция семейных чтений. Но очевидно, что на сегодняшний день это та ценность, которая относится к исчезающим, т. к. происходит трансформация семейного уклада, разрушение традиционных нравственных норм во взаи­моотношениях людей, в том числе и в семье, приоритет развлекательных предпочте­ний перед познавательными. Есть данные, что если до 90-х годов XX века 50% родителей читали своим детям книжки, то сегодня это делают только 7%.

Современное российское общество безусловно признало: какими бы прекрасными ни были дошкольные и школьные учреж­дения, самыми, главными «мастерами», формирующими разум, мысли детей, являются мать и отец – семья. Чтобы вернуть культурные ценности семьи, возродить традиции семейного чтения, требуется время, объединение усилий образовательных и культурных учреждений, и самое главное самих родителей.

Семейное чтение – это главный путь широкого приобщения детей к миру книги.

 

 

Список литературы

1. Антипова И.А. Образ читающего ребенка в русской литературе ХХ века // Школьная библиотека. - 2004. - № 1. - С.19-23.

2. Движение "Молодая Россия читает". / Гл. ред. Р.А. Айгистов. - М.: Школьная библиотека, 2006. - 224с.

3. Кабачек О.Л., Об одной из современных технологий приобщения детей к чтению // Вестник БАЕ. - 2003. - № 4. - С. 56-59.

4. Короткова Л.Д. Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности // Начальная школа . –2007.– № 11. – С. 15-17.

5. Рождественская Р.Л. Роль семейного чтения в формировании творческого читателя // Начальная школа. – 2008. – № 6. – С. 25-28.

6. Руденко Т., Мелик-Пашаева М. Книги хорошие, книги плохие. Ж.: Дошкольное образование. 2010. - №6.

7. Толстой А.Н. Родина / А.Н. Толстой. Собр. соч. в 10-ти т. – Т.10. – М.: Художественная литература, 1961, с. 508.

8. Холодницкая Т., Возрождение традиций семейных чтений и их роль в формировании личности ребенка, воспитании нравственности и культуры.// Новая библиотека. - 2003. - № 9. - С. 16 - 19.

9. Худякова, С.Н. Семейные тайны. Как вырастить читающего ребе­нка. // Библиотечное дело. - 2007. - № 7. - С. 33-35.

10. Чудинова В., Голубева Е. Что читают современные подростки.// Воспитание школьников, №4, 2004. - С. 38.

 

Курсовая работа по педагогике

«Семейное чтение как средство развития читателя-школьника»

Выполнил студент







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2022 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.