Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Роль опроса в развитии чтения





Опрос позволяет учителю установить обратную связь с классом, проверить эффективность проделанной работы. При опросе, ориентированном на развивающее обучение, контролируются не только конкретные знания и степень их освоенности, но и способность к их применению, определенные умения и навыки, важные для деятельности читателя в целом.

Опрос, как всякое педагогическое действие, включает содержательный, операционный и мотивационный аспекты. Содержательный аспект – рассмотрение того, что опрашивается, операционный – как методически организуется опрос и мотивационный – с какой целью он проводится. Содержанием опроса являются как знания, так и умения учащихся; это комплексное выявление уровня подготовки учащихся, чаще всего в устной форме (термин говорит о том, что ученик опрашивается), но и в письменном ответе может выявиться то, что усвоил ученик, изучая предмет. Здесь выделяются 2 вида опроса: индивидуальный опрос, когда опрашивается конкретный ученик, докладывающий результаты своей работы (устный пересказ, ответ на вопросы, репродукция учебника, выразительное чтение и т. п.), и фронтальный опрос, когда в освещении вопроса участвуют большое количество учащихся класса. В этом случае ответы учеников менее глубоки и обстоятельны, чем при индивидуальном опросе, однако подобный вид опроса охватывает большое количество учеников и позволяет убедиться в качестве подготовки всего класса. Данные учета фиксируются отметкой, являющейся оценкой деятельности ученика.



Исходя из традиционных русских методов семейного воспитания, родители, как и педагоги, учат, прежде всего, своим собственным примером, а уж потом наставлениями. Исстари в воспитании подрастающего поколения присутствует литературное слово. Известно, что в каждый исторический момент одна часть литературных трудов предыдущего поколения передаётся полному окончательному забвению, часть переходит в ранг «литературного наследия», интересного лишь специалистам и немногочисленной группе ценителей, а некие уникальные и непредсказуемые единицы частично (иногда лишь одной строчкой) или полностью входят в плоть и кровь последующих поколений на правах «вечных» истин. Это нормальный и вроде бы никем и никогда не осуждаемый и даже не обсуждаемый процесс. Литература советского периода «ушла» почти полностью. И едва ли не самыми быстрыми шагами удалилась литература детская. (Исключение здесь, пожалуй, составляют лишь книжки для самых маленьких, хотя даже «Дядя Стёпа» и «Ищут пожарные, ищет милиция…» Михалкова уже нуждаются для сегодняшних детей в весьма значительных пояснениях.) Но книжки для самых маленьких практически не относятся к данной теме, так как здесь мы имеем дело с выбором родителей, а не самих детей. Именно родители решают, что, как, и сколько они будут читать своим детям – дошкольникам. Как правило, дети – дошкольники родительскому выбору подчиняются и модифицировать его не в силах. Иногда, весьма редко, встречаются дети, которые не любят, чтобы им читали. Поэтому таким детям нужно читать подчёркнуто громко и выразительно. И не следует заставлять ребёнка сидеть смирно во время чтения. Главное – хотя бы на короткое время удержать его внимание. Однако, научившись читать самостоятельно и свободно (как правило, это происходит годам к восьми), ребёнок оказывается перед собственным выбором: читать или не читать? А что же предлагает ему сегодняшний мир. Что может повлиять на его выбор. Во - первых, это, конечно, рассмотренный выше предыдущий опыт, когда ребёнку читали родители. И дело здесь даже не в абсолютном литературном качестве прочитанных в дошкольном детстве произведений и не их количестве, а в той плотности информационного потока, который представляется ребёнку оптимальным, легко воспринимаемым. Одно дело, если ребёнок привык как норму воспринимать социально перегруженные сказки Родари и Носова, и совсем другое, если он вырос на продукции сегодняшней диснеевской студии, за событиями в которой большинство взрослых попросту не могут уследить. Во - вторых, это тот ассортимент, который предлагает сегодня рынок для детей младшего школьного возраста. На первый, самый поверхностный взгляд, он необыкновенно широк и пёстр и вроде бы способен обслужить любые вкусы и уровни интеллектуального и возрастного развития. Но при более внимательном рассмотрении обнаруживаются некоторые «рыночные» особенности. Одна из них - обилие разнообразнейших, прекрасно изданных, но абсолютно безэмоциональных, претендующих на какую-то неясную объективность энциклопедий. К процессу чтения, общения с книгой всё это, естественно, не имеет ни малейшего отношения. В - третьих, в наличии имеется масса полукниг, полужурналов с играми, наклейками, запоминающимися персонажами и сопровождающимися всё это текстами, литературный уровень которых колеблется от просто плохого до откровенно низкого. Вся эта продукция охотно покупается и читается, потребителями мультиков и телевизионных игр. Всё это представляет собой пространство, обслуживающее детей, склонных к поверхностному восприятию. Произвольное внимание таких людей развито слабо и включается лишь на что-то яркое, динамичное, не требующее глубокого и тщательного осмысления. Общение с книгой в этом случае, несомненно, имеется, но это опять же общение не со смысловым, а с визуальным рядом данной продукции. Кроме уже названного, на прилавках в значительно меньшем количестве присутствует классика. Но Маршак, Успенский, Носов присутствуют в весьма впечатляющем количестве и качестве полиграфии. И если ребёнок способен воспринимать среднюю скорость информационного потока и не слишком нуждается в непрерывно двигающихся агрессивных персонажах, то всё это не для него. Поэтому большая часть детей начинает, или, по крайней мере, пробует это употребить. Одним нравится больше, другим – меньше. Но пробует большая часть. А вот потом происходит сбой. Очень многие не приходят к тому, что мы слегка снобистски называем «большой литературой». Потому, что отсутствует литература о самих сегодняшних детях. Надо признать, что у некоторых детей потребность в книге формируется при полном отсутствии героев – современников. В начальной школе проводниками для детей становятся родители и учитель. Доктор психологических наук В. Абраменкова проанализировала некоторые современные издания для детей и подростков[8, с. 33-35].

Вот общее направление воздействия на детское сознание:

· разрушение детско-родительских отношений

· возбуждение половых чувств и влечений

· низвержение духовно – нравственных заповедей

·примитизация интеллектуального развития детей

Это предупреждение об опасностях, с которыми ребёнок сталкивается в потоке средств массовой информации, должно заставить нас задуматься о том, как помочь нашим детям сделать правильный выбор.

Домашнее чтение – одно из средств духовно-нравственного воспитания, при этом оно не только обогащает детей и их родителей знаниями о семье, чистоте отношений, послушании, совести, добре и зле, но и сближает всех членов семьи, близких людей разных поколений и разного жизненного опыта.

Роль педагога в организации работы в семье может заключаться в следующем: - записи впечатлений детей о сказке, их бесед с куклами; - проведении с учениками занятий по изобразительной деятельности, на которых предлагается отразить интересные моменты сказки; - фиксировании того, что рассказывают родители о своих детях.

Читающий человек – культурный, социально защищённый, культурная личность – залог устойчивости социума, членом которого он является.

Рассматривая проблему чтения в логике общекультурного развития младшего школьника, мы понимаем текст не только в узком, традиционном смысле, как печатное и письменное слово, но и в широком значении, как текст культуры.

В. Сухомлинский сказал: «Чтение – это окошко, через которое дети видят мир и познают себя». Надо как можно раньше приобщить ребёнка к книге и чтению, чтобы он был успешен в учёбе, не был отстающим среди сверстников, чтобы его уважали и ценили другие.

Детям младшего школьного возраста присущи любознательность, высокая эмоциональная возбудимость, внушаемость, подражание. Именно поэтому роль взрослого в развитии интереса к чтению, в том числе и семейному, имеет большое значение для читательской судьбы ребёнка.

Огромное влияние на качество восприятия книги оказывают мотивы чтения. Принудительное чтение, чаще всего, неплодотворно. Плодотворным оно становится тогда, когда ребёнок читает, то, что ему интересно. Для него интересная книга – значит “хорошая”, неинтересная – значит “плохая”. Интерес – это единственный из всех мотивов, который поддерживает чтение во включенном режиме, то есть обеспечивает влияние книги на человека. Кризис детского чтения сегодня не в том, что многие дети перестали читать, а в том, что у них не развит интерес к чтению.

Явно однозначной помехой для общения с книгой является слабая техника чтения, касающаяся более всего младших школьников. Ученик, читающий по слогам, не способен полноценно воспринимать книгу. Его умственная энергия уходит на механическое складывание из букв и слогов слов и текста в целом. Это тормозит читательский интерес, эмоционально сковывает ребёнка. Чтобы этот период не был затяжным, ребёнку надо помочь.

Читающая семья и соответствующая домашняя книжная среда - один из главных факторов привлечения детей к чтению.







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2022 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.