Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Особенности работы со сказкой у детей с нарушением слуха





Актуальным методом работы в области воспитания детей дошкольного возраста является сказкотерапия. Сказки любят все дети, они есть в каждом доме. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло, они способствуют развитию у детей воображения, мышления, речевого творчества и активного воспитания добрых чувств. Тексты для рассказывания и чтения детям дошкольного возраста с нарушениями слуха воспитатель выбирает по своему усмотрению, так как процесс общения с книгой у таких детей имеет свою специфику и определённые трудности. Снижение слуха в раннем детстве отрицательно сказывается на формировании речи ребёнка и без специального обучения он не овладевает речью. Нарушение слуха ведёт не только к задержке речевого развития, но и к целому ряду вторичных и последующих нарушений в психическом развитии. Отмечаются сенсорные, двигательные, эмоциональные, интеллектуальные отклонения. Оказываются несформированными другие фундаментальные психические новообразования. В подчиненном положении языковой способности находятся сенсорно-перцептивная, двигательная, подражательная, ритмическая, символическая, коммуникативная и познавательная способности. Именно весь этот комплекс в сопровождении необходимых для дошкольника знаний, умений и навыков и приходится целенаправленно формировать в типичных для данного возраста видах детской деятельности. В процессе коррекционного обучения используются сказки, в которых есть яркие красочные иллюстрации, сопровождаемые крупным шрифтом, и доступным текстом. С опорой на картинки дети упражняются в различении голосов животных, звучаний музыкальных инструментов, ритмической структуры знакомых слов, пространственного расположения предметов, их количества. Сказка – наш друг и помощник, именно она помогает нам найти ту важную дорожку к сердцу ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Детям сначала рассказывается сказка в доступной им форме с использованием наглядности: настольный театр, плоскостные фигуры персонажей на фланелеграфе, пальчиковый театр, перчаточные куклы, маски, так как словарь у детей с нарушениями слуха очень ограничен. Заключительным этапом работы со сказкой является участие детей в театрализованных играх, драматизации сказок. Среди методов и приёмов сказкотерапии наиболее целесообразными и легко выполняемыми как дома, так и в саду являются сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, например, «Колобок», «Репка», «Заячьи слёзы», «Теремок» и др. В групповой библиотеке дошкольного отделения имеются книги разного типа – это: книжки-игрушки, книжки-картинки, книжки-вырубки, книжки-панорамы, книжки-раскладушки. Мы их используем во всех видах деятельности. Работа с книгой развивает у детей зрительное восприятие, логическое мышление, эстетический вкус, способствует развитию навыков чтения и речевых возможностей. Таким образом, сказкотерапия развивает у дошкольников интерес к миру театра, творческие способности и эмоциональный фон, приобщает их к окружающему миру. Такой комплексный подход к работе по сказке позволяет расширить зону коррекционного воздействия на ребёнка-дошкольника, способствует его всестороннему развитию, является актуальной проблемой в реализации проекта модернизации образования.
Речь возникает у ребенка в процессе коллективной деятельности, побуждающей его вступать в словесное общение. В речевой среде дети получают необходимые образцы речи для выражения своих мыслей, интересов и желаний. Но, ни принуждение, ни убеждение пользоваться речью не помогают, если не созданы для этого необходимые условия. Не только неслышащему ребенку, но и слышащему трудно научиться говорить, руководствуясь только убеждениями старших. Наша задача – использовать все традиционные и нетрадиционные методы для развития речи через сказку. Сказка – это нетрадиционный метод речевого развития, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром детей. Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс, как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания, что дает особые возможности при коммуникации. Особенно это важно для коррекционной работы, когда необходимо создать эффективную ситуацию общения. Перевоплощаясь в сказочных героев, дети с большим интересом и удовольствием выполняют задания, исполняют роли, произносят диалоги героев. Через сказку ребенок получает знания о мире, о взаимоотношениях людей. Сказки позволяют детям впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло. Например: как лиса съела колобка, или как лиса выгоняла зайца, или как тяжело жилось Золушке и т.п. Дошкольникам с нарушениями слуха недоступен смысл сказки без помощи взрослых. Рассматривая иллюстрации с детьми, обыгрывая сюжеты, пересказывая в доступной форме текст сказки, педагог развивает у детей воображение, мышление, речевое творчество и активное воспитание добрых чувств. Победа добра в сказках обеспечивает ребенку психологическую защищенность: что бы ни происходило в сказке, все заканчивается хорошо. Испытания, выпавшие на долю героев, помогают им стать умнее, добрее, сильнее, мудрее. Таким образом, ребенок усваивает, что все, что происходит в жизни человека, способствует его внутреннему росту. Сказка напоминает о важных социальных и моральных нормах жизни в отношениях между людьми, о том, что такое хорошо и что такое плохо. Сказка направлена на обогащение и активизацию словаря, освоение значения слов, формирование эмоционального фона детей, развитие личностных качеств воспитанников, создает условия для общения друг с другом. Сказка является коррекционным методом работы с детьми, имеющими нарушения слуха, по формированию у них устной речи.



Сказкотерапия - через проигрывание образов сказочных героев, через пластику, жесты, движение, музыку - дает возможность к самовыражению, помогает ребенку позитивно принять внешний мир.
Действенность сказки в работе с глухими детьми определяется тем, что ребёнок легко идентифицируя себя со сказочным персонажем, чувствует себя защищённым и у него возникает интерес к действию. Это позволяет расширить объём образов восприятия, приобрести навыки общения, усвоить образцы поведения, активизировать словарь.
Сказка способствует формированию социальной активности, автономности (ребёнок проявляет своё личное мнение), социальной компетентности (ребёнок преодолевает барьеры в общении, начинает эмоционально выражать свои чувства).
В работе над сказкой происходит:

1.Развитие способности к целостному отражению образа сказочного персонажа.
2.Формирование посредством осознания нравственных поступков героев качеств личности.
3.Выработка социально одобряемых форм поведения через проигрывание ролей.
Говоря о результатах использования сказкотерапии в работе с неслышащими детьми, можно сделать выводы, что дети на сцене становятся более раскрепощёнными, речь более эмоциональной.

Заключение

Скзкотерапия- этой очень мощный инструмент познания себя, своего внутреннего Я, своих страхов, тревог идр. Сказкотерапия помогает ребенку понять и прожить за героя сказки то, что может чувствовать он сам. На мой взгляд, сказкотерапия полезна не только для детей, но и для взрослых.

ЛИТЕРАТУРА

1. http://olga2901l.narod.ru/skazkoterap.html

2. http://semya-i-detstvo.ru/psixologiya/art-terapiya-dlya-detej-skazkoterapiya.html

3. http://docus.me/d/916276/?page=5#text

4. Сказкотерапия с особым ребенком. Методическое пособие. Томская областная универсальная научная библиотека имени А. С. Пушкина Отдел организации обслуживания инвалидов по зрению МБЛПУ ЗОТ “Центр медицинской профилактики”

5. Ткач Р. М. Т48 Сказкотерапия детских проблем. — СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. — 118 с.

6. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева Практикум по сказкотерапии. — СПб.: ООО «Речь», 2000. - 310с. ISBN 5-9268-0022-6

БОЮСЬКА

В одном деревенском доме жил мышонок, такой маленький, серенький зверек с длинным хвостиком. Все у мышонка было хорошо: и тепло ему было, и сытно. Все, да не все. Была у мышон­ка беда по имени Боюська. Больше кошек мышонок боялся темноты.

Как только наступала ночь, он начинал бегать по дому и искать местечко, где посветлее. Но обитатели дома по ночам спали и свет всюду выключали. Вот и бегал мышонок бес толку до самого утра. Проходили неделя за неделей, месяц за месяцем, а мышонок все бегал и бегал каждую ночь. И так он устал, что однажды но­ чью сел на порог дома и заплакал. Мимо проходил сторожевой пес и спрашивает: — Ты почему плачешь? — Спать хочу, — отвечает мышонок. — Так почему не спишь? — удивился пес. — Не могу, у меня Боюська. — Какая такая Боюська? — не понял пес. — Боюська-а-а-а-а, — еще сильнее заплакал мышонок. — А что она делает? — Спать не дает, всю ночь мучает, глаза держит открытыми. — Вот здорово, — позавидовал пес, — мне бы твою Бо- юську. — Те-бе, — перестал плакать мышонок. — Для чего она тебе?

— Стар я стал. Как ночь наступает, глаза сами слипаются. А мне спать никак нельзя: я — сторожевой пес. Прошу тебя, мышонок, подари мне твою Боюську. Мышонок задумался: может, такая Боюська нужна самому? Но решил, что псу она пригодится больше, и подарил свою Боюську. С тех пор мышонок спокойно спит по ночам, а пес продолжает честно сторожить деревенский дом.







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2022 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.