Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тематика контрольных работ по курсу





Тематика контрольных работ по курсу

«тЕория и технологии развития детской изобразительной деятельности»

Профиль «Дошкольное образование»

4 курс 7 семестр

 

 

Методические указания к выполнению контрольной работы

Контрольная работа по курсу «Теория и технологии развития детской изобразительной деятельности» для студентов заочной формы обучения выполняется 7 семестре.

Контрольная работа имеет четкую структуру: введение, теоретическая часть, практическая часть, выводы и приложение.

Во введение формулируются и раскрываются задачи работы и актуальность темы.

Теоретическая часть строится на основе анализа рекомендуемой литературы, статей из журналов «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Обруч» и других периодических изданий, а также новинок педагогической и методической литературы. В ходе анализа обязательно указывать авторов, чей материал использовался для раскрытия вопроса, делать ссылки на источники в квадратных скобках (например, [12, 36]), где первая цифра обозначает номер источника в списке литературы автора контрольной работы, вторая – страницу, откуда была взята цитата. Цитаты приводятся в кавычках. Материал раскрывается строго в соответствии с планом. Раскрытие каждого вопроса заканчивается кратким выводом, в котором студент высказывает свою точку зрения на представленный материал и проблему.

Практическая часть является обязательной и выполняется строго в соответствии с рекомендациями. В ней участвует подгруппа детей из 6-12 человек. Желательно, чтобы ее состав оставался неизменным. На детских работах и в таблицах указываются имя ребенка и первая буква фамилии. Условно весь процесс выполнения практической части подразделяется на три этапа. На первом этапе выясняются исходные, первоначальные знания и умения детей (в соответствии с темой), на втором – проводится работа по их формированию, на третьем – выявляются изменения, которые произошли в знаниях и умениях детей в результате проделанной работы. В описании необходимо приводить конкретные количественные и качественные данные, подтверждающие выводы автора, а также прикладывать детские работы и другие материалы в соответствии с приложением. Детские работы с каждого занятия или другой формы работы скрепляются отдельно в одинаковом порядке, на титульном листе указывается дата проведения и тема. При описании второй (формирующей) части практической работы внимание акцентируется на анализе и оценке использованных методов и приемов руководства детской изобразительной деятельностью, поведения детей в процессе выполнения задания. Подробные конспекты занятий сюда включать не рекомендуется.



В заключении делаются общие выводыо достижении поставленных задач и целесообразности проведенной работы.

В каждой контрольной обязательно должно быть приложение, которое включает конспекты занятий, детские работы, таблицы с данными обследования детей.

Примерный объем контрольной работы –12-15 печатных листов, приложение учитывается отдельно; 14 шрифт, 1,5 интервал. Необходимо оставлять поля для замечаний преподавателя.

При оценке контрольной работы учитывается логичность, грамотность, научность изложения материала в соответствии с планом в теоретической части, наличие в списке литературы современных публикаций, подробность и детальность описания практической работы, обоснованность сделанных выводов, качество оформления самой работы и приложений. При соблюдении всех этих показателей работа будет допущена к защите. В противном случае работа отправляется на доработку с повторной сдачей на проверку.

Тематика контрольных работ

Тема 1. Своеобразие занятий рисованием в младших группах дошкольного учреждения

План

1. Введение.

2. Особенности психических процессов (восприятие, память, мышление, воображение) и двигательных навыков у детей третьего-четвертого года жизни.

3. Задачи и содержание рисования в младших группах.

4. Организация и методика проведения занятий рисованием.

5. Практическая часть.

6. Выводы.

Литература

1. Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста / Г.Н. Годиной, Э.Г. Пилюгиной. – М., 1987.

2. Григорьева Г.Г. Единство обучения и развития творчества на занятиях по изобразительной деятельности // Дошкольное воспитание. – 1989. - № 2.

3. Детская психология / Под ред. Я.Д. Коломинского, Е.А. Панько. – Минск, 1988.

4. Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. – М., 1992.

5. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников. – 1980.

6. Лебедчикова Н. Цвет в рисунках детей третьего года жизни // Дошкольное воспитание. – 1983. - № 10.

7. Тихонова О. Рисование детей третьего года жизни // Дошкольное воспитание. – 1994. - № 12.

8. Шабанова И. Рисуем играя // Дошкольное воспитание. – 2000.- № 9.

 

Рекомендации к выполнению практической части

В первой части выявляется исходный уровень владения детьми техникой рисования (владение карандашом, кистью) и изобразительными умениями (какие формы и как изображает), насколько он соответствует Программе воспитания ребенка-дошкольника. Для этого проводится рисование на свободную тему, в ходе которого ведется наблюдение и записи за поведением детей, их отношением к деятельности и результату.

Во второй части проводится 5-6 занятий предметным рисованием. Необходимо предусмотреть постепенное усложнение требований к передаче формы, цвета, технике изображения. Особое внимание обратите на создание положительного эмоционального состояния у детей, подбор материалов для занятий. В описании отметьте, какие методы и приемы использовались для руководства деятельностью детей, какие проблемы возникали у детей и как помогали им решать их, какую помощь и как оказывали детям.

В конце практической части проведите контрольное занятие и отметьте, как изменился уровень владения детьми техническими и изобразительными умениями, оцените эффективность проделанной во второй части работы, правильность выбранных методов руководства.

Приложение

Детские рисунки пяти детей со всех занятий; конспекты всех проведенных во второй части занятий; 2-3 интересных примера использования игрового приемы на занятиях.

 

Тема 9. Формирование умения изображать человека (животных)

Тема 15. Формирование у детей среднего (старшего) дошкольного возраста творческих способностей

В конструировании из бумаги

План

1. Введение.

2. Особенности творческих проявление детей в конструировании из бумаги.

3. Задачи обучения конструированию из бумаги в средней (старшей, выпускной) группе.

4. Методика формирования творческого конструирования из бумаги в средней (старшей, выпускной) группе.

5. Практическая часть.

6. Выводы.

Литература

1. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. – М., 1992.

2. Куцакова Л. Конструируем терема, палаты, соборы // Дошкольное воспитание. – 1997. - № 9.

3. Лиштван З.В. Конструирование. – М., 1981.

4. Михайленко Л., Романова Л. Оригамские сказки //Дошкольное воспитание. – 2000. - № 3.

5. Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование. – М., 1999.

6. Парамонова Л. Творческое конструирование: психологические и педагогические основы его формирования // Дошкольное воспитание. – 2000. - № 11.

7. Простякова Н., Кузнецова О. Игры – сказки в обучении детей оригами // Дошкольное воспитание. – 1997. - № 5.

8. Сафонова О.А. Принципы формирования самостоятельного конструирования // Дошкольное воспитание. - 1991. - № 1.

9. Тарловская Н.Ф., Топоркова Л.А. Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду. – М., 1994.

Рекомендации к выполнению практической части

В первой части предложите детям сложить любую знакомую им поделку из бумаги. Проанализируйте поделки детей по следующим показателям и данные занесите в таблицу:

Имя, фамилия ребенка Показатели
Новизна тематики и конструкции (повторил освоенную ранее на занятии; внес некоторые изменения в знакомую конструкцию; оригинальная конструкция) Качество исполнения поделки (поделка качественная, прочная в целом; в поделке отдельные детали прикреплены некачественно; поделка непрочная, некачественная) Выразительность образа в поделке (цвет, материал, фактура соответствуют образу, выбраны осмысленно; цвет, материал, фактура не соответствуют образу, выбраны случайно) Эмоциональное отношение к процессу и результату (положительное; равнодушное; негативное)

Проанализируйте по каждому ребенку, насколько сформированы у него навыки конструирования из бумаги и соответствуют ли они программным требованиям. Сделайте сравнительный анализ по показателям: в каком из них детьми получены наиболее высокие оценки, в каком – самые низкие. Объясните полученные данные.

Проведите 5-6 обучающих занятий конструированием, используя разнообразные методы и приемы, направленные как на формирование замысла, так и на повышение качества, оригинальности и выразительности создаваемых поделок. Описывая формирующий этап, обратите внимание на анализ соответствия задач обучения и используемых при этом методов и приемов, характеристику результативности занятий.

В заключительно части проведите контрольное занятие на свободную тему или используйте детские поделки, выполненные ими самостоятельно, и проанализируйте их по тем же показателям, что и в первой части. Результаты занесите в таблицу. Сравните полученные данные. Отметьте, какие позитивные изменения произошли в поделках детей, какие трудности сохранились. В каком показателе сохранились самые низкие оценки. Объясните с чет это связано.

 

Приложение

Конспекты занятий; детские поделки.

 

Группы с натюрмортом.

Протокол беседы с детьми

Цель: изучить особенности эстетических суждений о живописи у старших дошкольников.

Материал: набор репродукций в соответствии с требованиями

программ воспитания и обучения дошкольников.

Ход выполнения задания: детям предлагается выбрать ту или

иную репродукцию и обосновать свой выбор.

Инструкция: детям задаются вопросы, данные заносятся в таблицу

Вопросы Оля П. Какая картина тебе нравится? Видел ли ты ее раньше? Кто ее автор? Что на ней изображено? Что в ней тебе нравится? (содержание, цвет, композиция, настроение). Какое настроение передал художник в своей картине? Что художник использовал, чтобы передать это настроение? Что ты чувствуешь, когда смотришь на картину?

Критерии оценки: самостоятельность в оценке произведений искусства,

правильность ответов, знание средств выразительности.

Литература

1. Вайнерман, С.М. и др. Сенсомоторное развитие дошкольников на

занятиях по изобразительному искусству [Текст] / С.М.Вайнерман,

А.С.Большев, Ю.Р.Силкин и др; науч. ред. М.М. Безруких. – М., 2001. -

С. 3-19.

2. Волынкин, В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие

дошкольников [Текст] / В.И.Волынкин. - Ростов н/Д, 2007. – С.14-44.

3. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного

творчества [Текст] /Т.Г.Казакова. – М., 2006.

4. Казакова,Т. Искусство, которое мы называем изобразительным [Текст]

/Т.Казакова. //Дошкольное воспитание.-2006. - №10.

5. Косминская, В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в

детском саду [Текст] /В.Б. Косминская, Е.И.Васильева, Р.Г.Казакова и

др. – М.,1985.

6. Курочкина, Н.А. Знакомим с натюрмортом [Текст] / Н.А. Курочкина.

- СПб., 1996.

7. Курочкина, Н.А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся

видеть, ценить, создавать красоту [Текст] / Н.А. Курочкина. – СПб.,

2004.

8. Курочкина, Н.А. О портретной живописи – детям

[Текст] / Н.А. Курочкина. - СПб., 2008.

9. Мацкевич, М. Летние радости. Один день из жизни стрекозы [Текст]

/М.Мацкевич. //Дошкольное воспитание. -2006. - №7.

10. Чумичёва, Р.М. Дошкольникам о живописи [Текст] / Р.М.. Чумичёва. –

М., 1992.

11. Чумичёва, Р.М. Особенности ознакомления старших дошкольников с

жанровой живописью [Текст] / Р.М. Чумичёва // Формирование

первоначальных основ социальной активности у детей дошкольного

возраста: межвуз. сб. науч. тр.; отв. ред. Р.Г.Казакова. – М., 1984. - С.

137-145.

12. Чумичёва, Р.М. Знакомим с портретной живописью. [Текст] / Р.М.

Чумичёва. //Дошкольное воспитание. - 1991. - №10.

 

Архитектурой

(работа выполняется на примере одной возрастной группы)

Примерный план контрольной работы

Введение

1. Архитектура как вид искусства, ее значение в развитии

дошкольников.

2. Особенности восприятия и эстетических суждений у дошкольников о произведениях архитектуры. Требования к отбору произведений.

3. Задачи ознакомления дошкольников с произведениями архитектуры.

4. Методика ознакомления детей с архитектурой.

5. Анализ проведенной работы

Заключение

Список литературы

Приложение

Рекомендации к выполнению работы

Изучая предложенную литературу, выделите основные понятия: художественное воспитание, художественное развитие, место архитектуры в развитии ребенка-дошкольника, его индивидуальности. Определите особенности архитектуры как вида искусства. Познакомьтесь с работами С.Ю.Бубновой и Н.М.Святитской, выделите специфику восприятия произведений архитектуры, обратите внимание на требования, предъявляемые к произведениям искусства для дошкольников, как общие, так и специальные. Раскрывая задачи художественного воспитания детей, проанализируйте 2-3 вариативные программы воспитания и обучения дошкольников, дайте сравнительный анализ задач ознакомления детей с архитектурой. Внимательно изучите и раскройте вопросы методики ознакомления с произведениями искусства в работах различных авторов, опыт работы педагогов.

При выполнении практической части проанализируйте свой опыт

работы или опыт работы ДОУ:

 какие задачи в процессе художественного воспитания решаете;

 приведите примеры тематики занятий;

 какие методы и приемы используете;

 в чем вы видите эффективность своей работы.

 оцените эффективность своей работы по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством;

 наметьте перспективы работы по художественному развитию детей.

В приложении представьте конспекты 4-5 проведенных занятий,

выписки из календарного плана.

Проведите обследование объема сформированности знаний детей об архитектуре на основе предложенных диагностических заданий (задание №1; №2).

В приложении представьте конспекты 4-5 проведенных занятий, выписки из календарного плана, рисунки детей (не менее шести), результаты диагностики.

Задание №1

Диагностические задания к теме «Ознакомление дошкольников с архитектурой»

(методика С.Ю.Бубновой)

Обследование объема сформированности знаний об архитектуре

Обследование объема сформированности знаний детей 5-6 лет об архитектуре осуществляется в индивидуальной беседе.

Цель: изучить особенности сформированности знаний старших дошкольников об архитектуре.

Вопросы для беседы:

 Для чего предназначены различные здания?

 Отличаются ли здания друг от друга?

 В чем заключаются эти отличия?

 Что нужно для того, чтобы задания были красивыми, нравились

людям?

 Из чего строят здания? Какие материалы используют строители?

 Кто принимает участие в создании дома?

 Кто помогает строителям возводить красивые города?

 Что такое архитектура?

Задание №2

Диагностика особенностей восприятия детьми архитектурных

сооружений

(методика С.Ю.Бубновой)

Цель: выявить особенности восприятия детьми 5-6 лет сооружений в

зависимости от их функционального назначения; своеобразия внешнего строения различных архитектурных сооружений, установить, какие особенности внешнего строения сооружений воспринимаются детьми как существенные для отнесения сооружения к тому или иному типу.

Материал: набор фотографий с изображением сооружений различного функционального назначения (жилые постройки, общественные здания, промышленные сооружения).

Ход выполнения задания: детям предлагается выбрать тот или иной тип сооружений и обосновать свой выбор.

Инструкция: «Представить себе путешественников, которые попали в незнакомый город, где все люди говорят на неизвестном языке. Необходимо помощь путешественникам отыскать среди множества зданий жилой дом, церковь, театр, цирк. Посмотри внимательно на фотографии и найди эти сооружения. Объясни, почему ты сделал этот выбор»

Критерии оценки:

 правильность выполнения задания,

 умение определять функциональное назначение сооружений

посредством выделения существенных особенностей их внешнего

строения.

Литература

1. Бубнова, С.Ю. Теория и методика ознакомления детей с архитектурой

[Текст] / С.Ю. Бубнова, Н.М. Святитская. – Орел, 2004.

2. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного

творчества [Текст] /Т.Г.Казакова. – М., 2006.

3. Платохина, Н.А. Архитектурное пространство как среда

формирования у дошкольника ценностного отношения к городу [Текст] /

Н.А. Платохина. // Моделирование образовательного пространства:

межвуз. сб. науч. тр. – Ростов н/Д., 1998. Вып.2.

4. Романова, Л. Знакомим с архитектурой [Текст] /Л.Романова.

//Дошкольное воспитание.-1998. - №4.

 

Промысел – по выбору).

ПРИЛОЖЕНИЕ А

(обязательное)

 

Тематика контрольных работ по курсу

«тЕория и технологии развития детской изобразительной деятельности»

Профиль «Дошкольное образование»

4 курс 7 семестр

 

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.