Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 6. Научные традиции и научные революции





Основания науки – идеалы и нормы познания, научная картина мира, философские принципы. Система идеалов и норм как схема метода деятельности.

Т.Кун о порождении нового знания, научная парадигма и научная революция. Типы научных революций и научной рациональности.

Тема 7. Путь к истине в научном познании

Классическое понятие истины Аристотеля. Соотношение относительного и абсолютного в истинном знании. Истина как логическая характеристика суждений, как оценка научного знания и как культурная ценность. Догматизм и релятивизм, объективизм и субъективизм в трактовке истины. Практика и внепрактические критерии истины.

Проблема истинности и рациональности в социально-гуманитарных науках. Рациональное, объективное, истинное в СГН. Классическая и неклассическая концепции истины в СГН. Экзистенциальная истина, истина и правда. Проблема истины в свете практического применения СГН. Релятивизм, психологизм, историзм, плюрализм в СГН и проблема истины.

Проблема истины в естественных науках: от преднауки к классической науке. Истина как процесс. Специфика естественнонаучной картины мира в постклассической (постнеклассической) науке.

5 Фонд оценочных средств дисциплины (модуля)

Основными видами дисциплинарных оценочных средств при функционировании модульно-рейтинговой системы обучения являются: оценки ответов обучающегося на коллоквиумах, тестовые задания; решения разноуровневых задач – рефераты, сообщения, диспуты, мозговые штурмы интеллектуальные турниры. На стадии рейтинга, определяемого по результатам сдачи экзамена – теоретические вопросы, контролирующие теоретическое содержание учебного материала, и компетентностно- ориентированные задания, контролирующие практические навыки философской рефлексии обучающегося по ООП данного направления, формируемые при изучении дисциплины «Философия и методология науки».

 

5.1 Паспорт фонда оценочных средств по дисциплине

№ п/п   Контролируемые темы дисциплины Код контролируемой компетенции Оценочное средство
наименование кол-во
Раздел 1 Общие проблемы философии и методологии науки   Тестовые задания Вопросы для коллоквиума Темы рефератов, сообщений Разноуровневые задания Круглый стол Вопросы к зачету  
Введение в систему философии науки       Тестовые задания Вопросы для коллоквиума Темы рефератов, сообщений Разноуровневые задания Круглый стол Вопросы к зачету    
Эпистемология об истории становления научного знания: от преднауки к постнеклассической науке     Тестовые задания Вопросы для коллоквиума Темы рефератов, сообщений Разноуровневые задания Круглый стол Вопросы к экзамену  
Раздел 2Современные философские проблемы естествознания, технических и социально-гуманитарных наук   Тестовые задания Вопросы для коллоквиума Темы рефератов, сообщений Разноуровневые задания Круглый стол Вопросы к зачету  
Философские проблемы естествознания     Тестовые задания Вопросы для коллоквиума Темы рефератов, сообщений Разноуровневые задачи Круглый стол Вопросы к зачету    
Особенности философской рефлексии технического знания: основания, проблемы, перспективы.     Тестовые задания Вопросы для коллоквиума Темы рефератов, сообщений Разноуровневые задания Круглый стол Вопросы к зачету
ИТОГО ПО ДИСЦИПЛИНЕ Тестовые задания Вопросы для коллоквиума Темы рефератов, сообщений Разноуровневые задания (в т.ч. интерактивные формы) Круглый стол Темы контрольных работ (для заочной формы обучения) Вопросы к зачету      

 

5.2. Содержание форм, методов и средств текущего, промежуточного и итогового контроля по дисциплине «Философия и методология науки»

 

Перечень вопросов для зачета

Тема 1. Наука как особенная форма духовного освоения реальности

1. Особенности научного мышления и знания. Функции науки.

2. Особенности естествознания и социально-гуманитарных наук (СГН). Конвергенция (соединение) естественнонаучного и социально-гуманитарного знания в современной науке.

3. Возникновение науки и основные периоды в историческом развитии ее методологических оснований и норм.

 

Тема 2. Основные периоды в развитии методологических оснований науки

4. Преднаука и ее особенности. причины возникновения науки в древней греции.

5. Особенности средневековой науки.

6. Наука и гуманизм эпохи. Возрождения.

7. Первая научная революция. Экспериментальная наука Нового времени.

8. Вторая научная революция. Наука XVIII – XIX веков: идеи эволюции и развития, освобождение от натурфилософии, формирование научной картины мира.

9. Третья научная революция. Наука в конце XIX–первой половины XX веков, (физика, космология, биология, философия, кибернетика).

10. Четвертая научная революция. Наука XX–XXI веков: научно-техническая революция, космология, генетика, синергетика).

11. Историческая обусловленность рационального мышления (Античность, Средневековье, Новое и новейшее время).

12. Типология социально-технологического базиса мышления.

13. Типы науки: классическая, неклассическая, постнеклассическая.

14. Типы научной рациональности.

 

Тема 3. Основной логико-категориальный состав научного мышления

15. И. Кант о синтезе в процессе мышления.

16. Категориальный синтез, его всеобщность и предметная отнесенность в отличие от психологических ассоциаций.

17. Логические категории как всеобщие формы мысли, их функции в познании.

18. Основные логические категории на эмпирическом уровне исследования: бытие, ничто, становление; качество, количество, мера.

19. основные логические категории на теоретическом уровне исследования сущности и ее проявления.

20. всеобщее, особенное, единичное как всеобщие схемы понятийного творчества и развития системы понятий.

21. Особенности диалектического и метафизического методов мышления.

22. Производность научных методов (качественных и количественных, формализации, системных, структурных, детерминизма, вероятностных и др.) от логических категорий.

 

Тема 4. Уровни и методы научного познания

23. Особенности научного познания. Объект, предмет и субъект позанния.

24. Материальные и идеальные средства познания.

25. Особенности эмпирического, теоретического и методологического уровней исследования.

26. Социокультурная обусловленность научной методологии.

27. Особенности научных понятий как идеальных моделей предмета. М. Вебер об «идеальном типе» как о теоретической конструкции.

28. Уровни научного знания: факт, идея, гипотеза, теория, научная картина мира.

29. Исторические формы и функции научной картины мира.

30. Отношение онтологических постулатов науки к мировоззренческим доминантам культуры.

31. Роль философских идей и принципов в обосновании научного знания. Философские идеи как эвристика научного поиска.

 

Тема 5. Эвристика научного поиска: как рождаются новые понятия

32. Логические механизмы научного творчества.

33. Роль чувственности, продуктивного воображения, рассудка и разума в познании.

34. Эвристика научного познания; роль метафор, модельных аналогий, образов, сравнений мысленных экспериментов в становлении понятий в научном поиске.

 

 







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2022 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.