Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Характеристика детей имеющих нарушение слуха





В зависимости от интенсивности и частотности, нарушения слуха различают глухоту (глухие, неслышащие) – нарушение слуха, при котором невозможно обнаруживать и понимать звуки, в том числе и речи; и тугоухость (слабослышащие, плохослышащие) – более легкое нарушение слуха, при котором восприятие звуков затруднено.

Дети с нарушениями слуха – группа, разнообразная по степени слухового нарушения и уровню речевого развития.

Слабослышащие – дети с частичным нарушением слуха, при котором возможно самостоятельное речевое развитие, хотя бы в минимальной степени. Состояние слуха слабослышащих детей достаточно разнообразно: от небольшого нарушения восприятия и понимания шепотной речи до резкого ограничения восприятия и понимания речи разговорной громкости.

Глухие – дети, нарушение слуха которых не позволяет естественно воспринимать речь и самостоятельно овладевать ею. В зависимости от состояния речи среди глухих выделены дети без речи – ранооглохшие, родившиеся с нарушенным слухом или потерявшие слух до начала речевого развития. Вторая категория – дети с речью – позднооглохшие, потерявшие слух в период, когда их речь была сформирована.

 

 

Слуховое восприятие при различной степени потери слуха (в соответствии с Международной медицинской классификацией 1991 г.)

 

Степень потери слуха Средние потери слуха Восприятие разговорной и громкой речи Восприятие шепотной речи
I 26-40 дБ 6-3 м 2 м у уха
II 41-55 дБ 3 м у уха Нет у уха
III 56-70 дБ громкая речь у уха нет
IV 71-90 дБ крик у уха нет
глухота >91 дБ нет

Нарушения слухового анализатора, особенно полное врожденное отсутствие слуха, крайне неблагоприятно отражаются на психосоматическом развитии ребенка. Если ребенок не слышит речевые звуки с достаточной отчетливостью и постоянством, повторяющиеся слова могут каждый раз казаться ему иными, поэтому он не связывает их с теми предметами, которые они обозначают, и, следовательно, не усваивает их значения.



При III и IV степени ребенок не слышит даже громкие звуки, если источник звука удален. У части детей с сенсоневральной тугоухостью повышена чувствительность к громким звукам, поэтому, хотя они не слышат тихих звуков, очень громкие звуки могут вызывать у них неприятные ощущения.

Следует понимать, что нарушение слуха – это не просто количественное снижение возможности слухового восприятия, а качественные необратимые стойкие изменения слуховой системы, влияющие на всё психическое развитие ребенка. Это объясняется ролью слуха в развитии человека. Наиболее серьезные последствия при нарушении слуховой функции наблюдаются у детей, так как не формируется речь, и появляются особенности психического развития.

Нарушение слуха (первичный дефект) приводит к недоразвитию речи (вторичный дефект) и к замедлению или специфичному развитию других функций, связанных с пострадавшей опосредованно (зрительное восприятие, мышление, внимание, память), что и тормозит психическое развитие в целом. У таких детей наблюдается дефицитарный тип психического развития, который происходит в особых условиях ограничения внешних воздействий и контактов с окружающим миром.

У детей с нарушением слуха сформировались только зачатки слуха, мышление почти не продвинулось в своем развитии от наглядно-образного к словесно-абстрактному. Слух не стал в полной мере речевым слухом. В таком состоянии его взаимодействие с речью оказалось нарушенным, что вторично помешало формированию речевых механизмов и продолжило препятствовать дальнейшему развитию речи.

В норме речь и мышление развиваются во взаимодействии. Поскольку дефект слуха у ребенка возник в раннем возрасте, то уровень развития речи и возможности к абстрагированию у него были изначально невысокими. Протекающие в таких условиях взаимодействие речи и мышления малопродуктивно, т.е. они мало способствуют развитию друг друга и не оказывают такого благотворного влияния на остальные психические процессы (восприятие, представление, память, внимание), которые наблюдаются у нормально развивающихся детей. Можно заключить, что аномалия слабослышащего ребенка носит не узко-частный, а целостно-системный характер.

Отклонения в развитии детей, связанные с нарушением слухового анализатора сказываются на их устной речи. Главные трудности у таких детей – усвоение слов на слух и понимание речи в целом. Недоразвитие отличается как качественно, так и количественно: фонетический строй речи, ограниченность словарного запаса, нарушение грамматического строя.

Дети с сенсоневральной тугоухостью плохо слышат различия между звуками, что также ухудшает разборчивость речи, медленно обрабатывают речь.

Снижение слуха, наступившее в раннем детстве, отрицательно сказывается на формировании речи ребенка. При тяжелой тугоухости и глухоте без специального обучения ребенок вообще не овладевает речью. Это происходит потому, что он не слышит своего голоса, не слышит речи окружающих и, следовательно, не может ей подражать. Резкое недоразвитие речи или ее отсутствие затрудняют контакты неслышащего ребенка с окружающим миром, нарушают процесс формирования познавательной деятельности и в целом — его личности. Состояние речи слабослышащих детей многообразно и зависит от таких факторов, как степень и сроки снижения слуха, уровень общего психического развития, наличие педагогической помощи, речевая среда, в которой находится ребенок.

В настоящее время в качестве одного из наиболее перспективных направлений реабилитации детей с нарушениями слуха и, прежде всего детей с большими потерями слуха и их интеграции в среду слышащих можно рассматривать кохлеарную имплантацию. Это операция, в процессе которой во внутреннее ухо пациента вводится система электродов, обеспечивающих восприятие звуковой информации посредством электрической стимуляции сохранившихся волокон слухового нерва. Кохлеарная имплантация является разновидностью слухопротезирования, однако в отличие от обычного слухового аппарата, который усиливает акустические сигналы, кохлеарный имплант преобразует их в электрические импульсы, стимулирующие слуховой нерв. Использование кохлеарного импланта основано на том, что при сенсоневральной тугоухости наиболее часто поражены рецепторы улитки (волосковые клетки), в то время как волокна слухового нерва долгое время остаются сохранными. Поврежденные волосковые клетки не могут обеспечить преобразование акустического сигнала в электрические импульсы, необходимые для возникновения слуховых ощущений. Эту функцию выполняет кохлеарный имплант.

С помощью современных моделей кохлеарных имплантов обеспечивается хорошее восприятие устной речи и тем самым полная социальная реабилитация позднооглохших детей.

Для детей, потерявших слух в период до овладения речью, требуется продолжительная слухоречевая реабилитация. Все долингвальные пациенты с имплантами способны воспринимать звуки нормальной громкости и ориентироваться в звуковой среде.

Результаты речевой реабилитации зависят от возраста, в котором произведена операция, и индивидуальных особенностей пациента. Обязательным условием для этого являются систематические длительные занятия со специалистами по формированию слухового восприятия и развитию устной речи.

Ведущими направлениями коррекционно – педагогической помощи младшим дошкольников после кохлеарной имплантации являются:

- формирование и развитие слухового восприятия;

- формирование и развитие устной речи.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.