Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Система национальной безопасности и механизм ее обеспечения





Национальной безопасности присущи все признаки системности: целос­тность, взаимосвязь, взаимодействие структурных компонентов ее составля­ющих, их координация, субординация и т. д. Понятие целостность выражает интегрированность, самодостаточность, автономность объектов, их проти­вопоставленность окружению, связанную с их внутренней активностью, оно характеризует их качественное своеобразие, обусловленное присущими им специфическими закономерностями функционирования и развития.

В зави­симости от местонахождения источника опасности национальная безопас­ность может подразделяться на два типа - внутреннюю и внешнюю. Каждый из видов безопасности, каждая такая под­система в свою очередь оказывается системой по отношению к элементам, ее составляющим.

Наряду с представлениями об элементах национальной безопасности, в нее, как систему, входят и представления о структуре безопасности. Структу­ра системы безопасности - это совокупность устойчивых отношений и свя­зей между элементами, обеспечивающими его целостность. Качество сис­темы национальной безопасности определяется, во-первых, ее элементами (подсистемами) и, во-вторых, структурой, т.е. их взаимодействием.

В структуре безопасности один из самых сложных вопросов - соотно­шение ее компонентов. Все компоненты находятся в органической взаимо­связи. Системы безопасности нет без взаимодействия. Взаимодействие есть категория, отражающая процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность, изменение состояния, взаимопереход, а также порождение одним объектом другого.

Взаимосвязи между элементами, уровнями системы, между самими сис­темами, как известно, могут быть различными: постоянными и переменны­ми, необходимыми и случайными, устойчивыми и неустойчивыми, взаимос-тимулирующими и взаимодействующими.



Взаимодействие - не только совместные и согласованные действия, а вид отношений и связей объектов между собой. Любое взаимодействие состоит из двух компонентов: единства и борьбы взаимодействующих сторон, либо их содействия, кото­рое является формой единства, но не сводится полностью к нему. Единство системы безопасности проявляется в динамической связи, взаимообуслов­ленности ее структурных элементов, в неразрывности составных частей об­щей безопасности, в невозможности достичь ее посредством усилий в одной только сфере, не принимая во внимание другие составные части.

Эта динамическая связь существует между всеми элементами системы безопасности. Вместе с тем эти элементы в общей системе не равноценны. Их место и роль определяются степенью внешних и внутренних угроз.

К структурным компонентам системы обеспечения национальной безопасности можно отнести:

• субъекты и объекты системы обеспечения национальной безопасности;

• взгляды, цели, принципы, концепции, доктрины безопасности (в каждой из сфер жизнедеятельности общества);

• соответствующие правовые нормы, регулирующие отношения в сфере обеспечения каждого из видов безопасности;

• силы, средства, служащие обеспечению видов безопасности;

• жизненно-значимые интересы общества, государства и личности как отражение объективных экзистенциональных потребностей личности, общества и государства;

• информацию, дающую представление об опасностях и угрозах экзистенциональным потребностям личности, общества и государства;

• методы и способы, а также собственно деятельность по обеспечению безопасности и ее результаты.

Компоненты системы национальной безопасности отражают основные связи структурных компонентов, возникающие в процессе ее функциониро­вания. Среди них можно выделить:

- организаторский - реализацию какого-либо управляющего воздействия на элементы системы с целью придания согласованности действиям;

- коммуникативный - установление целесооб­разного взаимодействия между структурными компонентами системы в процессе ее функционирования при помощи передачи информации;

- конс­труктивный - отбор и композиционное построение воздействия на систему на каждом этапе достижения целей, а также определение особенностей деятельности по обеспечению конкретного вида безопасности в конкретных исторических условиях;

- проектировочный, включающий программирование и прогнозирование деятельности для достижения целей системы включаю­щий программирование и прогнозирование деятельности для достижения целей системы;

- гностический - накопление и анализ новых знаний.

Таким образом, под системой обеспечения национальной безопасности мы будем понимать специально созданную в стране совокупность взаимодейс­твующих субъектов, их официальных взглядов, концепций и доктрин, за­крепленных соответствующими правовыми нормами, а также сил, средств, способов и направлений, гарантирующих качественную определенность со­циума, его структур и институтов в параметрах надежности существования и устойчивости развития посредствам исключения опасностей и угроз.

В составе системы конкретного вида безопасности взаимодействуют не­сколько крупных подсистем: институциональная (организационная), регуля­тивная (нормативная), функциональная, информационно-коммуникативная и культурно-идеологическая. Охарактеризуем некоторые из них.

Институциональная подсистема - это «каркас», «несущая конструк­ция» системы безопасности. Этой подсистеме принадлежит ключевая роль в системе безопасности: именно здесь создается нормативно-правовая база, определяющая условия, возможности и пределы функционирования этой системы, вырабатываются условия, обеспечивающие эффективность функ­ционирования механизма обеспечения безопасности, формы взаимодействия с другими подсистемами национальной безопасности, а также международ­ными системами безопасности. Именно здесь определяются в существенной мере цели и направления функционирования этой системы.

Поскольку система национальной безопасности является социальной систе­мой, то она включает в себя систему социальных взаимодействий индивидов, общества, государства и международного сообщества, обеспечивающих ор­ганизацию условий по предотвращению или ликвидации опасностей и угроз. Основными элементами этого социального взаимодействия являются субъ­екты - такие носители деятельности, для которых характерна способность быть самостоятельным источником активности, реально и непосредственно влиять на ход событий, изменять действительность, тем самым способство­вать укреплению безопасности общества и государства.

Институциональным субъектом здесь выступает тот срез политической организации общества, ко­торый непосредственно обращен к сфере обеспечения безопасности в каж­дой из сфер жизнедеятельности: определяет цели безопасности, необходи­мые для ее достижения пути, силы, средства, формы и методы деятельности, организует их взаимодействие, управляет механизмом обеспечения безопас­ности, наконец, непосредственно связан с созданием и использованием (или предотвращением использования) специальных средств. Это, прежде всего государство - системообразующий субъект системы национальной безо­пасности- органы законодательной, исполнительной и судебной власти, а также специализированные институты.

Специализированные институты (органы) государства обеспечивают безопасность конкретной сферы жизнедеятельности. Так, к институтам (ор­ганам) внешней безопасности Российской Федерации относятся министерс­тва обороны и иностранных дел, Служба внешней разведки и др. К органам внутренней безопасности - министерства внутренних дел и юстиции. Феде­ральная служба безопасности, прокуратура и др. Органами экономической безопасности являются министерства экономического развития, финансов, сельского хозяйства, промышленности и энергетики, Федераль­ная антимонопольная служба, Федеральная служба по финансовым рынкам, Федеральная таможенная служба, Федеральная налоговая служба, Федераль­ная служба финансового мониторинга и др.

К органам экологической и технической безопасности относится Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуа­циям и ликвидации последствий стихийных бедствий; Министерство природных ресурсов, Федеральная служба по надзору в сфере экологии и природопользования, Федеральное агентство водных ресурсов, феде­ральные службы по атомному, по технологическому надзору, по техни­ческому регулированию и метрологии и др. Органами информационной и компьютерной безопасности является Министерство образования и на­уки. Федеральная служба по надзору в сфере связи и др.

Институциональными субъектами являются также и негосударственные ин­ституты - политические партии, общественные организации и социально-политические движения.

Субъектами социального уровня являются социальные группы, общнос­ти (этносы, классы, общество в целом), отдельный гражданин и т. д. Укажем, что социальное взаимодействие этих субъектов происходит во всех сферах жизнедеятельности общества. Предметом этого взаимодействия являются потребности и интересы индивидов, социальных групп, социальных об­щностей и сообществ, - системообразующее начало системы обеспечения национальной безопасности.

Известно, что любая деятельность непосредственно побуждается не ин­тересами, а потребностями. В структуре человеческих потребностей, потребность в безопасности занимает одно из ведущих мест. Для подтверж­дения этой мысли воспользуемся общепринятой иерархической теорией пот­ребностей американского психолога А.Маслоу. Он расположил потребности в восходящем порядке от низших биологических до высших духовных:

1) физиологические и сексуальные (витальные, т.е. ответственные за сохра­нение жизни);

2) экзистенциональные потребности, или потребности в безопасности;

3) социальные потребности;

4) престижные потребности;

5) духовные потребности.

Первые два типа потребностей А.Маслоу называет первичными (врожден­ными). Что касается потребностей в безопасности, то они, по мнению Маслоу, выражают потребности не просто в сохранении жизни, но в качестве жизни. На­пример, физическая безопасность выражает потребность в хорошем здоровье, отсутствии насилия над личностью и жизнью человека. Речь идет об увереннос­ти в завтрашнем дне, стабильности условий жизнедеятельности, потребности в определенном постоянстве и регулярности окружающего социума, например, в безопасности на улицах, в отсутствии войн и конфликтов и т.п.

Вместе с тем, не всякая потребность побуждает человека к активной деятельности, а лишь та, которая разумно объяснена, осмыслена. Лишь осознанная индивидами, соци­альными группами, обществом потребность становится интересом и реальной причиной (мотивацией) социальных действий. Но интерес есть не просто выра­жение потребностей человека, а, прежде всего, ценностная оценка им этих потребностей. Таким образом, интерес - единство объективно­го и субъективного, поскольку, с одной стороны, интересы объективно обуслов­лены, а с другой - носителями определенных интересов всегда являются люди, социальные группы, общности людей, которые в той или иной мере осознают свои объективные интересы и действуют в соответствии с ними.

В современных условиях становится все более необходимым комплекс­ный учет возможных последствий тех решений, которые принимаются в тех или иных сферах жизни и влияют на безопасность. Поэтому эффективность системы безопасности все в большей степени зависит от наличия интеллекта этой системы, ее информированности, а также согласованности действий по предотвращению и противодействию опасностям и угрозам.

Под интеллектом системы безопасностипонимается ее способность принимать и своевременно реализовывать наиболее целесообразные реше­ния по упреждению, нейтрализации или ликвидации соответствующими средствами возникающих опасностей и угроз, по разработке и последова­тельному проведению тщательно взвешенной, рассчитанной как на длитель­ную перспективу, так и на оперативное вмешательство политики.

Информированность системы безопасности есть способность ее своевре­менно добывать, хранить и перерабатывать информацию, необходимую для адекватного восприятия опасностей и угроз и реагирования на них в реальном масштабе времени с использованием имеющихся средств и возможностей.

Важной подсистемой системы безопасности выступает культурно-идеологическая подсистема.Идеология национальной безопасности - это отрефлексированный и систематизированный комплекс идей взглядов, сверхдолговременная про­грамма обеспечения безопасности государства и граждан, задающая смысл существованию государства, базирующаяся на синтезе накопленных знаний по обеспечению достойной жизнедеятельности людей.

Объектами национальной безопасности, являются все системы и все сферы действительности: сами люди, созданная ими техника, социальные структуры - общество, государство и, наконец, среда обитания, окружаю­щая среда. Другими словами, это различные уровни системы национальной безопасности, если рассматривать ее в вертикальном срезе. Это взаимосвя­занные и взаимообусловливающие понятия, но их место, иерархия, роль подвижны, изменчивы, определяются рядом обстоятельств, среди которых: характер общественных отношений, политическое устройство, степень вне­шних и внутренних опасностей.

В модели отношений «личность - гражданское общество - государс­тво» в идеале должно быть следующее содержание связей между назван­ными элементами: человек, как основной объект национальной безопас­ности, одновременно являясь ее главным субъектом, через механизмы прямой демократии и различные институты гражданского общества де­легирует наиболее значимые полномочия государству, осуществляя за ним гражданский контроль, но не посягая на его неотъемлемые, призна­ваемые всеми права.

Человек для государства, в этом контексте, есть цель существования, развития государства; критерием же эффективности государства являют­ся реально обеспеченные права и свободы человека, качество и уровень его жизни и развития. Лишь в этом смысле человек - высшая ценность, критерий процесса и благополучия общества.

Государство и гражданское общество являются средством для сохра­нения этой ценности и достижения цели развития, человек же - главным ресурсом государства по защите его же собственных по форме, но обще­ственных по сути интересов.

Таким образом, главный интерес государства - всестороннее (фи­зическое, духовное и интеллектуальное) развитие личности. Защита же конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности государства, установление политической, экономической и социальной ста­бильности, безусловное исполнение законов и поддержание правопоряд­ка, развитие международного сотрудничества - лишь спо­собы обеспечения главного интереса государства - всестороннего разви­тия личности.

Отсюда и идеальная модель обеспечения безопасности этих объектов. Человек как высшая цель системы национальной безопасности делеги­рует большую часть забот о своей безопасности гражданскому обществу, общество, в свою очередь, государству, а государство — в определенной мере международному сообществу.

Признавая государство центром политической системы, инструментом власти, распространяющейся на общество и включенной в него в качестве особого социального института - политического класса, но не поглощаю­щей общество, укажем, что безопасность государства характеризуется его способностью предотвращать, нейтрализовать, пресекать, локализовать, ос­лаблять, снижать, парировать и, наконец, уничтожать опасности и угрозы для политической системы в целом, в частности, для системы властных орга­нов и учреждений, для территориальной неприкосновенности и целостности стороны, ее населения.

Здесь безопасность государстварассматривается как состояние жизнеде­ятельности системы властных органов и учреждений, характеризующее качес­твенную определенность в параметрах надежности существования и устойчи­вости развития как самого государства, так и общества в целом, его граждан.

Безопасность государства может быть обеспечена наличием эффектив­ного механизма управления и координации всех социальных сил общества, а также действенных институтов их защиты.

Поскольку государство в рассматриваемом варианте не поглощает об­щество, общество также является суверенным, государство - частью этого общества, то возникает необходимость определения в самостоятельном фе­номене - безопасность общества.

Безопасность общества есть качественное выражение состояния устой­чивого единства, паритета человека, общества и государства. Это состояние характеризуется рядом признаков:

- возможностями свободного развития ас­социативной жизни, сферы массовых движений, партий, группировок по убеждениям и любым другим признаком;

- развитием функции коллективнос­ти;

- осуществлением бесконфликтного взаимодействия большинства и меньшинства;

- достижением и поддержанием гражданского мира и общественного согласия;

- способностями ограничивать и преодолевать политическое отчуж­дение;

- устойчивым развитием и сохранением материальных и культурных ценностей, культуры, прогрессивных традиций; невмешательством в сферу личной жизни человека.

Безопасность общества возможна лишь при наличии общественных ин­ститутов, норм, развитых форм общественного сознания, позволяющих реа­лизовать права и свободы всех групп населения и противостоять действиям, ведущим к расколу общества.

Таким образом, безопасность общества - это такое качественное состоя­ние общественных отношений, которое обеспечивает прогрессивное развитие человека и общества в конкретных исторических и природных условиях.

Близким, но не тождественным понятию «безопасность общества» явля­ется понятие «общественная безопасность».Преимущественно оно использу­ется специалистами права и трактуется как система общественных отношений и юридических норм, регулирующих эти отношения в целях обеспечения об­щественного спокойствия, неприкосновенности жизни и здоровья населения, нормального труда и отдыха граждан, нормальной деятельности государствен­ных и общественных организаций, учреждений и предприятий.

Национальная безопасность, в конечном итоге, связывается с зоной лич­ной безопасности граждан, с безопасностью человека-гражданина, его поло­жением в обществе, возможностью спокойно жить и трудиться, реализовать свои материальные и духовные потребности. Таким образом, безопасность человека характеризуется реальным обеспечением его конституционных прав и свобод, доступом к здравоохранению, образованию, культуре, воз­можностью выбора деятельности по призванию, социальными гарантиями компенсации трудовых затрат, отсутствием всех форм принуждения.

Безопасность личности достигается общественными институтами и ор­ганизациями, государством, комплексом правовых и нравственных норм, которые позволяют ей развивать и реализовывать социально-значимые пот­ребности и способности, не испытывая противодействия государства и об­щества. Поскольку национальная безопасность - это системное свойство, то она (безопасность) имеет целый ряд составляющих ее элементов, сторон, граней, отражающих все многообразие внутренних и внешних, существен­ных и несущественных, необходимых и случайных связей и отношений.

В содержательном плане в национальной безопасности в соответствии со сферами жизнедеятельности (в горизонтальном срезе) вычленяются следую­щие структурные виды: политическая, экономическая, экологическая, социальная, информационная, духовная, военная и другие виды безопасности.

Основанием для конституирования различных видов национальной бе­зопасности является комплекс объективных и субъективных предпосылок:

• потребность людей, социальных групп, общества, государства, междуна­родного сообщества в том или ином виде безопасности для сохранения и развития самих себя, а также жизненно важных социальных и природ­ных ценностей и объектов;

• расширение спектра опасностей и угроз, рисков и вызовов, которым и должна быть противопоставлена та или иная система безопасности;

• осознание уязвимости людей, их жизненно важных интересов без нали­чия той или иной системы безопасности;

• политико-праввоое признание и закрепление того или иного вида безопасности;

• наличие соответствующих концепций, политики, стратегии.

Расширение содержания безопасности - не произвольный акт. Безопас­ность всегда была, есть и будет многомерным понятием. Однако каждый из элементов ее структуры имеет конкретно-историческое содержание и свою меру. От признания единственного вида безопасности - военной - долгие годы доминировавшего в жизни человечества, практически все государства пришли к пониманию множественности видов безопасности.

Обеспечение безопасности

Исследователями выделяется два типа обеспечения безопасности кон­кретного объекта (в т.ч. государства):

1) обеспечение безопасности как борьба с конкретными опасностями (в медицине - борьба с болезнями), следствие чего является поддержание существования объекта;

2) утверждение безопасности как развитие и укрепление самого объекта и поддержание его природы.

Иными словами, обеспечение безопасности как отрицание опасностей и как утверждение безопасности объекта не тождественны.

Вследствие этого могут реализовываться две стратегии обеспечения бе­зопасности:

- стратегия защиты (отрицание отрицания, отрицание опасностей), при которой основание деятельности составляет обнаружение опасностей и их отрицание, а утверждение объекта в его безопасности является ре­зультатом отрицания опасностей;

- стратегия утверждения, укрепления безопасности, основывающаяся на самоутверждении природы самого объекта.

Безопасность достигается посредством сознательной и организованной деятельности людей. Собственно деятельность по обеспечению безопаснос­ти может состоять из нескольких последовательных этапов:

• выявление и оценка внешних и внутренних опасностей и угроз объектам безопасности, прогнозирование их пространственно-временной дина­мики и разработка предложений для принятия решения;

• предотвращение опасностей;

• их сдерживание и нейтрализация;

• пресечение;

• локализация;

• отражение;

• устранение;

• уничтожение (ликвидация) угроз.

Каждый из этих этапов требует обратной связи, анализа эффективности предпринимаемых действий.

Таким образом, сущность обеспечения национальной безопасности заключается в целенаправленной деятельности субъектов по выявле­нию, предупреждению и противодействию различных опасностей и уг­роз личности, обществу и государству.

Известную формально-организационную упорядоченность деятель­ности выражает термин «механизм». Вполне обоснованной видится характе­ристика механизма как совокупности составляющих его элементов, находя­щихся в состоянии динамического взаимодействия, которое осуществляется в определенных формах и позволяет эту совокупность элементов выделить в относительно самостоятельную систему.

Под механизмом обеспечения национальной безопасности следует пони­мать объективно обусловленную и субъективно реализуемую совокупность властных, управленческих и координационных условий, а также используемых мер, способов действий по определению и организации (привлечению) необхо­димых и достаточных материальных, духовных и людских сил и средств, интег­рации различных сфер общества для предупреждения и уничтожения внешних и внутренних угроз существованию личности, обществу и государству.

В самом общем виде алгоритм механизма обеспечения национальной безо­пасности выглядит так: институциональные субъекты системы безопасности, основываясь на национальных интересах, определяют цели этого механизма, необходимые пути, силы, средства, формы и способы деятельности функцио­нальных субъектов, организуют их взаимодействие, контроль, коррекцию.

Функциональные субъекты, руководствуясь определенными принципа­ми, исходя из конкретной обстановки, меняющихся сил и средств, применя­ют те или иные формы и способы деятельности к возникающим опасностям и угрозам.

Таким образом, в содержании механизма обеспечения национальной бе­зопасности можно выделить четыре группы взаимосвязанных и взаимозави­симых элементов:

а) детерминационное основание: причины, цели, движущие силы;

б) основные силы и средства деятельности;

в) процесс деятельности по обеспечению безопасности - пути, формы, и способы;

г) результат.

Все этим элементы в реальном механизме переплетены.

Деятельность по обеспечению национальной безопасности в Российской Федерации осуществляется в соответствии с определенными принципами. К ним следует отнести:

- соблюдение конституции и законодательства РФ при осуществлении де­ятельности по обеспечению безопасности;

- единство, взаимосвязь и сбалансированность всех видов безопасности, изменение их приоритетности в зависимости от ситуации;

- приоритетность политических, экономических, информационных мер обеспечения безопасности;

- реальность выдвигаемых задач (с учетом имеющихся сил и средств); сочетание централизованного и децентрализованного управления сила­ми и средствами обеспечения безопасности.

Все эти положения применимы к анализу особенностей обеспечения безопасности в любой из сфер жизнедеятельности общества.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.