Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Условия возникновения и развития рынка





ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН...................................................................................................................... 4

ЛИТЕРАТУРА............................................................................................................................................. 5

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР......................................................................................................................... 6

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКА.............................................................................................. 6

1.1. Условия возникновения и развития рынка.................................................................................. 6

1.2. Сущность, роль, функции и типы рынка...................................................................................... 8

1.3. Инфраструктура рынка: сущность и основные элементы........................................................ 13

2. ТЕОРИЯ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ............................................................................................ 15

2.1. Закон спроса................................................................................................................................... 15

2.2. Закон предложения........................................................................................................................ 18

2.3. Равновесие на рынке..................................................................................................................... 20

2.4. Эластичность спроса и предложения.......................................................................................... 23

3. ФИРМА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ........................................................................................... 24

4. ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА.......................................................................................................... 27

4.1. Сущность и виды издержек производства.................................................................................. 27

4.2. Бухгалтерский и экономический подходы к определению прибыли..................................... 31

4.3. Закон “убывающей отдачи”.......................................................................................................... 32

5. КОНКУРЕНЦИЯ.................................................................................................................................. 33

5.1. Рынок совершенной конкуренции.............................................................................................. 33



5.2. Выбор оптимального выпуска на краткосрочном временном интервале............................... 35

5.3. Равновесие конкурентной фирмы в долгосрочном периоде.................................................... 39

6. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ......... 41

6.1. Монополистическая конкуренция............................................................................................... 42

6.2. Монополия..................................................................................................................................... 45

6.3. Олигополия.................................................................................................................................... 49

7. ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ.......................................................................................... 53

7.1. Полезность в экономической теории и проблема ее измерения.............................................. 53

7.2. Теория потребительского поведения........................................................................................... 54

ПРИЛОЖЕНИЯ........................................................................................................................................ 59

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ............................................................................ 62

ГЛОССАРИЙ............................................................................................................................................ 66

 


ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Общая характеристика рынка.Условия возникновения и развития рынка. Сущность рынка. Роль, функции и типы рынка. Инфраструктура рынка: сущность и основные элементы.

Теория спроса и предложения.Закон спроса. Закон предложения. Равновесие на рынке: равновесная цена, равновесный объем. Последствия установления неравновесных цен: излишки потребителя и производителя. Эластичность спроса и предложения.

Фирма в рыночной экономике. Организационно-правовые формы организации бизнеса в РФ. Роль малых, средних и крупных фирм в экономике.

Издержки производства.Бухгалтерская и экономическая характеристики издержек. Явные и скрытые, вмененные (альтернативные), внешние и внутренние издержки. Издержки постоянные, переменные, валовые, средние, предельные. Бухгалтерский и экономический подходы к определению прибыли.

Конкуренция. Рынок совершенной конкуренции. Эффективность конкурентных рынков. Объем выпуска и реализации совершенно конкурентной фирмы. Выбор оптимального выпуска на краткосрочном временном интервале. Равновесие конкурентной фирмы в долгосрочном периоде.

Основные типы рыночных структур несовершенной конкуренции: монополистическая конкуренция, олигополия и чистая монополия. Рыночная власть. Барьеры входа и выхода в отрасли. Виды и теории монополии. Ценовая дискриминация первой, второй и третьей степени. Естественная монополия и ее целесообразность для общества. Государственное регулирование монополий. Модель монополистической конкуренции. Особенности поведения олигополистической фирмы.

Теория поведения потребителя. Выбор потребителя. Полезность в экономической теории и проблема ее измерения. Совокупная и предельная полезность. Функция полезности. Правила потребительского поведения. Условие максимизации полезности. Бюджетная линия. Условие равновесия потребителя.


ЛИТЕРАТУРА

 

Основная

 

*1. Слагода В.Г. Основы экономики. Гриф МО РФ. – (Проф. обр.) – М.: Форум, 2005.

*2. Слагода В.Г. Экономическая теория. Учеб. пособие. – М.: Феникс, 2003.

*3. Станковская И. К., Стрелец И. А. Экономическая теория для бизнес-школ: Учебник. –
М.: Эксмо, 2005.

*4. Тальнишних Т.Г. Основы экономической теории: Учеб. пособие. – Гриф МО РФ. –
М.: Академия, 2005.

Дополнительная

 

5. Грязнова А.Г., Соколинский В.М. Экономическая теория. – М.: КноРус, 2005.

6. Николаева И.П. Экономическая теория. – М.: КноРус, 2001.

7. Серяков С.Г. Экономическая теория: Микроэкономика. Макроэкономика. Конспект лекций. – М.: Юристъ, 2001.

*8. Экономическая теория: Хрестоматия. (Для студентов техникумов, колледжей) / Под ред. Е.Ф. Борисова. – М.: Высшая школа, 2000.

 

___________________

Примечание. Знаком (*) отмечены работы, на основе которых составлен тематический обзор.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКА

 

ТЕОРИЯ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Закон спроса

Рыночный механизм – это механизм формирования цен и распределения ресурсов, взаимодействия субъектов рынка по поводу установления цен, объема производства и реализации товаров. Основными элементами рыночного механизма считаются спрос, предложение, цена и конкуренция.

Еще одно, более простое, определение гласит, что рыночный механизм представляет собой механизм взаимосвязи основных элементов рынка: спроса, предложения и цены.

Спрос – это обобщающий термин, описывающий фактических и потенциальных покупателей товаров. Спрос можно рассматривать как форму проявления потребностей людей, обеспеченных денежным эквивалентом. Спрос выражает собой не всю совокупность потребностей, а лишь ту ее часть, которая подкреплена покупательной способностью людей, т.е. денежным эквивалентом. Можно иметь потребности, но не иметь денег, тогда нет особого смысла говорить о покупательском спросе. Таким образом, предполагается, что покупатели имеют не только желание, но и возможность заплатить за требуемое количество товара, если бы таковое имелось в наличии.

Спрос характеризуется шкалой, которая отражает готовность покупателей в данный отрезок времени приобрести товар по каждой из предложенных на рынке цен. При этом значение имеют объем спроса и цена спроса.

Объем спроса – это то количество товара, которое потребители согласны купить. Цена спроса – это максимальная цена, которую покупатели готовы заплатить за определенное количество товара.

Между рыночной ценой товара и тем его количеством, на которое предъявляется спрос, существует определенное соотношение. Зависимость объема спроса от цен устанавливается законом спроса.

Суть закона спроса заключается в следующем: снижение цены ведет к возрастанию величины спроса. И наоборот, при прочих равных условиях повышение цены ведет к соответствующему уменьшению величины спроса. Отсюда, закон спроса – это отрицательная, или обратная, связь между ценой и величиной спроса. Что лежит в основе этого закона? Чтобы ответить на этот вопрос, можно использовать несколько уровней аргументации:

1) люди покупают данного продукта больше по низкой цене, чем по высокой. Иными словами, высокая цена отбивает у потребителей охоту покупать, а низкая цена усиливает их желание совершить покупку по сниженным ценам;

2) потребители покупают дополнительные единицы продукта лишь при условии, что цена его снижается. Поскольку потребление подвержено действию принципа убывающей предельной полезности, т.е. принципа, согласно которому последующие единицы данного продукта приносят все меньше и меньше удовлетворения, следовательно потребители будут покупать данный продукт, только по более низкой его цене;

3) закон спроса можно объяснить эффектами дохода и замещения.

Эффект дохода указывает на то, что при более низкой цене человек может позволить себе купить больше данного продукта, не отказывая себе в приобретении каких-либо альтернативных товаров. Более высокая цена приводит к противоположному результату.

Эффект замещения выражается в том, что при более низкой цене у человека появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь относительно дороже. Потребители всегда склонны заменять дорогие продукты более дешевыми.

Приведем для иллюстрации следующий пример: снижение цены на масло повышает покупательную способность потребителя и позволяет ему покупать больше масла (эффект дохода). При более низкой цене масла его покупка становится относительно более заманчивой, и его покупают вместо маргарина (эффект замещения). Эффекты дохода и замещения совмещаются и приводят к тому, что у потребителя возникает способность и желание покупать большее количество продукта по более низкой цене, чем по высокой.

Закон спроса имеет графическую интерпретацию в виде кривой спроса (рис. 2.1).

 

 

Рис. 2.1. Кривая спроса

 

Важнейшим свойством кривой спроса является ее нисходящий (убывающий) характер.

Следует различать понятия «изменение величины (объема) спроса» и «изменение спроса». Величина спроса меняется тогда, когда изменяется только цена данного товара. Спрос меняется тогда, когда изменяются все прочие факторы, которые принимались ранее постоянными. На графике изменения величины (объема) спроса выражаются в движении по кривой спроса, т.е. эти изменения происходят в рамках неизменного спроса, так как вид, форма функции не меняются. Соответственно, изменение спроса графически выражается сдвигом самой кривой спроса, ее смещением (рис. 2.2).

 

 

Рис. 2.2. Изменения спроса

 

Изменение спроса обусловливается многими неценовыми факторами, т.е. в данном случае речь идет о тех факторах, которые на графике определяют особый вид, форму кривой спроса. Изменение одного или более факторов спроса вызывает изменение спроса. Увеличение спроса смещает кривую спроса вправо, например от D1 к D2. Уменьшение спроса смещает кривую спроса влево, например от D1 к D3. Изменение величины спроса ведет к перемещению, вызываемому изменением цены данного продукта, от одной точки к другой на постоянной кривой спроса, на нашем графике – от а к b.

В числе неценовых факторов можно выделить:

· Доходы потребителей. При повышении доходов спрос на большинство товаров растет. Это так называемые нормальные товары. Кривая спроса смещается вправо. Те товары, спрос на которые изменяется в обратном направлении по отношению к изменению доходов, называются товарами низшей категории. По мере роста доходов спрос на них уменьшается и кривая спроса смещается влево.

· Потребительские вкусы и предпочтения. Благоприятное для данного продукта изменение вкусов или предпочтений, вызванное рекламой, изменениями моды вызовет увеличение спроса на него и, наоборот, неблагоприятные перемены в предпочтениях потребителей вызовут уменьшение спроса. Соответственно, кривая спроса будет смещаться в первом случае вправо, во втором случае – влево.

· Цены на сопряженные товары. Существуют товары взаимозаменяемые, т.е. товары-субституты, и взаимодополняемые, т.е. комплементы. Между ценой на один из товаров-субститутов и спросом на другой существует прямая связь: спрос на товар возрастет и кривая сместится вправо, если цены на взаимозаменяемые товары возрастут. Между ценой на один из товаров-комплементов и спросом на другой товар существует обратная связь: спрос на товар возрастет и кривая сместится вправо, если цены на взаимодополняемые товары снизятся. Например, спрос на бензин и моторное масло сопряжен – это дополняющие друг друга товары. А для таких пар товаров, как картофель и сигареты, изменение цены на один товар очень мало повлияет или вовсе не повлияет на спрос на другой товар.

· Потребительские ожидания. Ожидания потребителей относительно возможности повышения цен в будущем могут побудить их покупать теперь больше. Ожидания увеличения доходов может заставить потребителей меньше ограничивать текущие расходы. Наоборот, ожидание падения цен и снижения доходов ведет к сокращению текущего спроса на товары.

 

Закон предложения

Предложение – это обобщающий термин, используемый для описания поведения фактических и потенциальных производителей (продавцов) товаров.

Предложение определяют как совокупность товаров с определенными ценами, которые находятся на рынке (или в пути) и которые могут или намерены продать производители. Таким образом, здесь предложение выступает как продукт, который находится на рынке или может быть доставлен на рынок.

Предложение, как и спрос, характеризуется с помощью шкалы. В ней представляются разные количества товара, которые производитель желает произвести и продать по каждой данной цене в конкретный временной промежуток.

Основными показателями предложения выступают величина (объем) предложения и цена предложения. Величина (объем) предложения – то количество товаров, которое готовы продать продавцы. Цена предложения – минимальная цена, по которой продавцы согласны продать определенное количество товаров.

Зависимость величины (объема) предложения от цен фиксируется законом предложения. Закон предложения формулируется следующим образом: величина (объем) предлагаемых товаров находится в прямой зависимости от цены единицы этого товара. Величина (объем) предложения возрастает с увеличением цены и падает при ее снижении.

Таким образом, закон предложения выражает связь между рыночными ценами и количеством товаров или услуг, которые производители желают предложить. Такая зависимость между ценой и предложением обусловлена двумя основными причинами. Во-первых, чем выше цена, тем больше выручка и прибыль продавца, т.е. появляется стимул для него наращивать производство. Во-вторых, при высокой цене появляются новые заинтересованные производители, предлагающие свои товары для получения прибыли.

В отличие от кривой спроса, кривая предложения поднимется слева направо (рис. 2.3).

 

 

Рис. 2.3. Кривая предложения

 

Она наглядно демонстрирует закон предложения: чем выше цена единицы товара или услуги, тем больше величина предложения. Кривая предложения отражает взаимосвязь количества предложения продукции и их цен. Каждая точка на кривой предложения характеризует конкретное количество предложенного товара или услуги при данной цене товара.

Как и в случае со спросом, следует различать изменение предложения и изменение величины (объема) предложения. Величина (объем) предложения меняется тогда, когда изменяется цена товара (на графике – движение по одной и той же кривой предложения) (рис. 2.4).

 

Величина предложения

 

Рис. 2.4. Изменения в предложении

 

Увеличение предложения смещает кривую предложения вправо, от S1 к S2. Уменьшение предложения смещает кривую предложения влево, от S1 к S3; передвижение от а до b означает изменение величины предложения.

Изменение предложения происходит тогда, когда изменяются неценовые факторы, которые раньше принимались за постоянные. В их числе можно выделить:

· Цены на производственные ресурсы. Могут либо стимулировать наращивание предложения (если они снижаются), либо препятствовать этому (если они растут).

· Изменения в технологии производства. Совершенствование технологии позволяет с меньшими затратами произвести единицу продукции, что приводит к снижению издержек производства и увеличению предложения.

· Государственная политика в области налогообложения и субсидирования. Налоги увеличивают издержки производства и уменьшают предложение. Субсидии снижают издержки производства и увеличивают предложение.

· Ожидания. Ожидания изменения цены продукта в будущем могут повлиять на желание производителя поставлять его на рынок в настоящее время.

 

 

Равновесие на рынке

Рынок – это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, что, в конечном счете, предполагает определенное соотношение спроса и предложения. Если интересы производителей и потребителей совпадают, достигается равновесие рынка – ситуация на рынке, когда величины предложения и спроса совпадают или эквивалентны при приемлемой для потребителя и производителя цене. Экономический смысл данного равновесия заключается в том, что оно отражает единство продавцов и покупателей, равенство их возможностей и желаний. Равновесие – закон для каждого конкурентного рынка. Благодаря равновесию на каждом товарном рынке поддерживается равновесие экономической системы в целом.

В силу увеличения или уменьшения спроса и/или предложения происходят изменения в равновесных количествах товаров и равновесных ценах. В результате взаимодействия спроса и предложения или взаимодействия цены спроса и цены предложения устанавливается рыночная цена (рис. 2.5).

 

 

Рис. 2.5. Равновесная цена и количество продукта определяются

рыночным спросом и предложением

 

Она фиксируется в точке, в которой пересекаются кривые спроса и предложения (точка Е). Эта точка называется точкой равновесия, а цена – равновесной. Только в точке равновесия цена устраивает одновременно и покупателя, и продавца. Действительно, производителям невыгодно дальнейшее повышение цены и увеличение объемов предложения, поскольку тогда товар не найдет спроса. Потребитель тоже не должен рассчитывать на снижение цен, поскольку это противоречит интересам производителей.

Если рыночная цена ниже равновесной, то возникает дефицит, при котором величина спроса превышает величину предложения. Когда же рыночная цена выше цены равновесия, тогда возникает избыток товаров, при котором объем предложения превышает объем спроса. Другими словами, когда рыночная цена выше равновесной, это приводит к образованию излишков и неудовлетворенности продавцов. Занижение цены, наоборот, ведет к образованию дефицита и неудовлетворенности покупателей. Товарные запасы увеличиваются, затоваривание оказывает понижающее давление на цену. Это результат того, что у продавцов возникают сложности с реализацией продукции, что приводит к сокращению величины предложения и вызывает конкурентное понижение цены продавцом до равновесной цены.

Таким образом, равновесная цена – это цена, при которой количество товара, предложенного на рынке, равно количеству товара, на который предъявлен спрос.

Если цена поднимется выше точки равновесия, она будет стимулировать наращивание производства. Между производителями данного вида товара начнется конкуренция, в результате которой образуется избыток товара и цена на него начнет снижаться, приближаясь к точке равновесия. Наоборот, если цена окажется ниже точки равновесия, она обострит конкуренцию между покупателями. Это приведет к повышению цены, расширению производства и возвращению цены к равновесной цене.

Спрос может изменяться вследствие колебаний потребительских вкусов или доходов, изменений в потребительских ожиданиях или колебаний цен на сопряженные товары.
А предложение может изменяться под влиянием изменений ресурсных цен, технологии или налогов (рис. 2.6).

 

 

Рис. 2.6. Изменения спроса и предложения и их воздействие на цену и количество продукта:
а – увеличение спроса; б – уменьшение спроса; в – увеличение предложения;
г – уменьшение предложения

Наш анализ был бы неполным, если бы мы не рассмотрели воздействие изменений спроса и предложения на равновесную цену.

Изменение спроса. Сначала проанализируем последствия изменений спроса, приняв допущение о том, что предложение остается постоянным. Предположим, что спрос возрастает так, как показано на рисунке 2.6, а. Увеличение спроса, при прочих равных условиях (предложение), порождает эффект повышения цены и эффект увеличения количества продукта. Как показано на рисунке 2.6, б уменьшение спроса обнаруживает как эффект снижения цены, так и эффект сокращения количества продукта. Итак, существует прямая связь между изменением спроса и вытекающими отсюда изменениями и равновесной цены, и количества продукта.

Изменение предложения. Теперь рассмотрим воздействие изменения предложения на цену, приняв допущение о том, что спрос постоянен. Когда предложение увеличивается, как это показано на рисунке 2.6, в, новая точка пересечения предложения и спроса расположена ниже равновесной цены. Однако равновесное количество продукта возрастает. Когда же предложение сокращается, это ведет к повышению цены продукта. Рисунок 2.6, г иллюстрирует подобную ситуацию. В данном случае цена повышается, а количество продукта уменьшается. Увеличение предложения порождает эффект понижения цены и эффект прироста количества продукта. Итак, существует обратная связь между изменением предложения и проистекающим отсюда изменением равновесной цены, но связь между изменением предложения и проистекающим отсюда изменением количества продукта остается прямой.

Совершенно очевидно, что может возникать множество более сложных случаев при изменении и предложения, и спроса. Возможны два случая, когда предполагается, что предложение и спрос изменяются в противоположных направлениях. Первый случай. Предположим, что предложение увеличивается, а спрос сокращается. Увеличение предложения ведет к увеличению равновесного количества продукта, тогда как уменьшение спроса ведет к уменьшению равновесного количества продукта. Направление изменения количества продукта зависит от относительных параметров изменений предложения и спроса.

Второй возможный случай – это когда предложение сокращается, а спрос возрастает. Здесь наблюдаются два эффекта повышения цены. Воздействие на равновесное количество продукта в данном случае равнонаправлено и зависит от относительных параметров изменений предложения и спроса. Если уменьшение предложения относительно больше, чем увеличение спроса, равновесное количество продукта окажется меньше, чем оно было первоначально. Однако если сокращение предложения относительно меньше, чем повышение спроса, равновесное количество продукта в результате этих изменений возрастет.

А что происходит, когда предложение и спрос изменяются в одном и том же направлении? Здесь следует сравнить два противоположных влияния на цену – эффект понижения цены в результате увеличения предложения и эффект повышения цены в результате увеличения спроса. Если масштабы увеличения предложения больше масштабов увеличения спроса, то в конечном счете равновесная цена снизится. Если произойдет противоположное, равновесная цена повысится. Воздействие на равновесное количество продукта однозначно: увеличение и предложения, и спроса ведет к увеличению количества продукта.

Могут возникать особые случаи, когда уменьшение спроса и уменьшение предложения, с одной стороны, и увеличение спроса и увеличение предложения – с другой, полностью нейтрализуют друг друга. В обоих этих случаях конечное воздействие на равновесную цену оказывается нулевым, цена не изменяется.

ФИРМА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Фирма – это организация, которая владеет предприятием и ведет на нем хозяйственную деятельность.

Предприятие – отдельная самостоятельно действующая хозяйственная единица, производящая товары или оказывающая услуги. Оно представляет собой хозяйствующий субъект, объединяющий сотрудников для достижения общих целей, несущий социальную ответственность в экономической системе общества и действующий рационально. Рациональность определяется системой целей предприятия. Чтобы объединить определенное количество людей, машин и финансовых средств в единое предприятие, необходимо сориентировать сотрудников предприятия на единые цели. Это задача управления предприятием.

Существуют различные факторы, в соответствии с которыми предприятия подразделяются на группы. Наиболее существенны следующие факторы классификации :

· используемые ресурсы;

· отраслевая принадлежность;

· местоположение;

· размер предприятия;

· форма собственности;

· организационно-правовая форма.

В соответствии с особенностями используемых ресурсов предприятия делятся на: использующие в основном трудовые ресурсы (трудоемкие), интенсивно использующие средства производства (фондоемкие), интенсивно использующие материалы (материалоемкие).

В соответствии с отраслевой принадлежностью предприятия подразделяются на: промышленные предприятия, которые осуществляют добычу и переработку полезных ископаемых и производство товаров, торговые предприятия, которые сами не производят товары,
но выполняют дистрибьюторские функции, банки, которые собирают финансовые средства и предоставляют кредиты, транспортные предприятия, которые занимаются перевозками с использованием различных транспортных средств, страховые организации, которые осуществляют страхование от различных видов рисков, предприятия в сфере услуг, например, гостиницы, консалтинговые фирмы и другие.

Наиболее удобным местоположением является такое, когда обеспечивается максимально возможная прибыль и рентабельность производства при прочих равных условиях. При этом нельзя забывать экологический принцип деятельности предприятия.

Предприятия могут быть отнесены к малым, средним или крупным в зависимости oт следующих факторов: количество работников, годовой оборот, размер основного капитала, количество рабочих мест, затраты на оплату труда, использование исходных материалов.

Применяемая сегодня в России система организационно-правовых форм хозяйственной деятельности, введенная в основном Гражданским кодексом РФ, включает 2 формы предпринимательства без образования юридического лица, 7 видов коммерческих организаций
и 7 видов некоммерческих организаций (рис. 3.1).

 

 

Рис. 3.1. Организационно-правовые формы предпринимательства в России

 

В своей основе она довольно близка к системам, действующим во многих европейских и прочих странах (Франция, Германия, Испания и др. в меньшей степени – Великобритания, США, Япония). Сходство это относится и к перечню применяемых организационно-правовых форм, и ко многим частным правилам, регулирующим их создание и функционирование, что позволяет практически без особой подготовки ориентироваться зарубежным бизнесменам в многообразии российских фирм, а нашим предпринимателям – достаточно уверенно чувствовать себя (в данном аспекте, конечно) за рубежом. Вместе с тем в обоих отношениях (структура системы и частные правила) существует огромное количество различий, серьезность которых варьируется от страны к стране.

Предпринимательская деятельность без образования юридического лица может осуществляться в РФ как отдельными гражданами (индивидуальными предпринимателями), так и в рамках простого товарищества – договора о совместной деятельности индивидуальных предпринимателей или коммерческих организаций. Обе формы предпринимательства широко распространены в Европе и других странах. В Германии индивидуальные предприятия распространены в розничной и мелкооптовой торговле, а также в местной промышленности; владелец такого предприятия отвечает по его обязательствам всем своим имуществом. Судя по тому, что почти 10% от общего количества немецких предприятий приходится на эту форму организации капитала, она достаточно эффективна. Аналогичная форма есть во Франции – предприятие с ограниченной ответственностью, записанное на одного владельца.

Коммерческиминазываются организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Согласно ГК РФ, к их числу относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, данный список является исчерпывающим, то есть не может быть расширен иначе, кроме как путем внесения изменений в кодекс.

Соответственно некоммерческими считаются организации, для которых извлечение прибыли не является основной целью и не распределяющие ее среди участников. К их числу относятся потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, некоммерческие партнерства, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, ассоциации и союзы.

Рассмотрим основные виды коммерческих организаций (подробная сравнительная характеристика представлена в приложении).

ГК РФ признает полным такое товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и солидарно несут по его обязательствам субсидиарную ответственность.

Второй вид товариществ – коммандитное (товарищество на вере) – отличается от полного тем, что наряду с полными товарищами в его состав входят участники-вкладчики (коммандитисты), которые несут риск убытков в связи с деятельностью товарищества в пределах сумм внесенных ими вкладов.

Под обществом с ограниченной ответственностью (ООО) понимается общество, уставный капитал которого разделен на доли, определенные учредительными документами; участники ООО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с его деятельностью,
в пределах стоимости своих вкладов.

Акционерная форма организации капитала больше, чем какая-либо другая, обладает способностью совмещать различные формы собственности, аккумулировать значительные средства, заставляя их работать по правилам рыночного хозяйства, то есть создавать его базу, втягивать в рыночные отношения все новые части хозяйства и хозяйственных агентов. Данное обстоятельство играет выдающуюся роль в переходный период становления рыночной экономики.

ГК РФ признает акционернымтакое общество (АО), уставный капитал которого разделен на определенное число акций, причем его участники не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. По аналогии с английским законодательством российские правовые акты используют понятия закрытого и открытого АО. Открытым акционерным обществом (ОАО) признается общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров. В закрытом акционерном обществе (ЗАО) такая возможность отсутствует и акции распределяются среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц.

Производственный кооператив определен в Гражданском кодексе РФ как добровольное объединение граждан на основе членства для совместной хозяйственной деятельности, основанной на их личном участии и объединении имущественных паевых взносов.

Мировая практика не ограничивается рассмотренными выше формами предпринимательства, используя в том числе их многообразные варианты и комбинации. В качестве примера можно привести немецкое коммандитное общество на акциях (KGA). Не меньшего внимания заслуживает такой чрезвычайно интересный вид организаций, как коммандитное товарищество, включающее товарищество с ограниченной ответственностью в качестве полного товарища (GmbH&Co KG), – на его долю приходится свыше 40% от общего количества обществ и товариществ в Германии. Из числа форм бизнеса, не имеющих прямого аналога в России, отметим также американские S-корпорации, представляющие своеобразный гибрид акционерных обществ и товариществ и сочетающий определенные достоинства обеих форм (непосредственное распределение дохода фирмы между участниками с последующим налогообложением по правилам, применяемым для личного дохода, и вместе с тем ограниченная ответственность участников по обязательствам организации).

 

 

ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА

КОНКУРЕНЦИЯ

Монополия

Монополия – ситуация, когда одна фирма является единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей. Основные черты монополии:

1. Единственный производитель. Чистый, или абсолютный, монополист – это отрасль, состоящая из одной фирмы; единственный производитель данного продукта или единственный поставщик ресурсов.

2. Нет близких заменителей. Продукт монополии уникален в том смысле, что не существует хороших или близких заменителей. С точки зрения покупателя это означает, что нет приемлемых альтернатив. Покупатель должен покупать продукт у монополиста или обходиться без него.

3. «Диктующий цену». Отдельная фирма, действующая в условиях чистой конкуренции, не оказывает влияния на цену продукта: она «соглашается с ценой». Контрастом выступает чистый монополист, диктующий цену: фирма осуществляет значительный контроль над ценой. И причина очевидна: он выпускает и, следовательно, контролирует общий объем предложения.

4. Вступление в отрасль в условиях чистой монополии заблокировано. В большинстве случаев регулируемые государством предприятия общественного пользования: газовые и электрические компании, водопроводная компания, компания кабельного телевидения и телефонная компания – являются естественными монополиями. Классическим примером частной чистой, нерегулируемой монополии является алмазный синдикат «Де Бирс», который эффективно контролирует от 80 до 85% мирового предложения алмазов.

Существуют следующие виды монополии:

1. Закрытая монополия. Она защищена от конкуренции с помощью юридических ограничений. Примером может служить монополия почтовой службы США на доставку почты первым классом. Другими вариантами возникновения закрытой монополии является патентная защита , институт авторских прав.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.