Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Инфраструктура рынка: сущность и основные элементы





Цивилизованный рынок предполагает наличие развитой инфраструктуры, обеспечивающей его эффективное функционирование.

Впервые термин «инфраструктура» был использован в экономическом анализе для обозначения объектов и сооружений, обеспечивающих жизнеспособность вооруженных сил (начало ХХ века). В 1940-е гг. на Западе под инфраструктурой стали понимать совокупность отраслей, обслуживающих нормальное функционирование материального производства.

Для нормального функционирования рынка необходима четко налаженная работа различных специализированных учреждений, предприятий, организаций и служб. Система таких учреждений, предприятий, организаций и служб, обеспечивающих движение товаров и услуг, представляет собой рыночную инфраструктуру.

Рыночную инфраструктуру определяют по-разному:

· как комплекс элементов, институтов и видов деятельности, создающих организационно-экономические условия для функционирования рынка;

· как совокупность учреждений, организаций, государственных и коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих нормальное функционирование рынка;

· как совокупность институтов рынка, которые обслуживают и обеспечивают движение товаров и услуг, капиталов и рабочей силы.

В целом инфраструктуру можно определить как совокупность институтов, систем, служб, предприятий и организаций, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования.

Рынок, будучи формой взаимоотношений между отдельными обособленными хозяйственными субъектами, имеет свою специфическую инфраструктуру. Для обеспечения нормального режима функционирования рынка необходимо существование ряда подсистем, служб, предприятий, опосредствующих рыночные сделки. Так, на рынках товаров и услуг распространены товарные биржи, многочисленные фирмы, занимающиеся посреднической деятельностью, маркетинговые, консалтинговые, аудиторские организации. На финансовых рынках широко представлены валютные, фондовые биржи; для обслуживания ресурсных рынков существуют сырьевые биржи, а также биржи труда.



К рыночной инфраструктуре относятся также торговые палаты, ассоциации предпринимателей и деловых кругов, общественные и государственные фонды содействия развитию бизнеса, рекламные агентства, коммерческие выставочные комплексы, центры по предоставлению информационных услуг, развитию информационных технологий и средств деловой коммуникации, система высшего и среднего экономического образования.

Рыночная инфраструктура облегчает осуществление товарообменных операций, юридический и экономический контроль над ними, повышает их оперативность и эффективность, предоставляет информационное обеспечение. Конкретная конфигурация инфраструктуры зависит от типа и вида рынка.

Основными элементами инфраструктуры рынка в современных условиях являются:

· биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные), их организационно оформленное посредничество;

· аукционы, ярмарки и другие формы организационного внебиржевого посредничества;

· кредитная система, коммерческие банки;

· эмиссионная система, эмиссионные банки;

· система регулирования занятости населения и центры государственного и негосударственного содействия занятости (биржи труда);

· информационные технологии и средства деловой коммуникации;

· налоговая система и налоговая инспекция;

· система страхования различных рисков и страховые компании;

· специальные рекламные агентства, информационные центры и агентства средств массовой информации;

· торговые палаты, другие общественные, добровольные и государственные объединения (ассоциации) деловых кругов;

· таможенная система;

· профсоюзы работающих по найму;

· коммерческо-выставочные комплексы;

· система высшего и среднего экономического образования;

· аудиторские компании;

· консультативные (консалтинговые) компании;

· общественные и государственные фонды, предназначенные для стимулирования деловой активности;

· специальные зоны свободного предпринимательства.

Инфраструктура призвана обеспечить цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов, ее элементы не навязаны субъектам извне, а порождены самими рыночными отношениями.

Все перечисленные элементы рыночной инфраструктуры переживают в России период становления и развития. В недалеком прошлом инфраструктура товарных рынков в стране была фактически заменена централизованным натуральным распределением материальных ресурсов. Тем самым были блокированы каналы передачи коммерческой информации, подорваны стимулы к эффективному использованию ресурсов, хронической болезнью стал товарный дефицит. Ведь именно рыночная инфраструктура улавливает сигналы, идущие от потребителей и спроса, обеспечивает восприятие этих импульсов производителями и адекватную реакцию на них, связывает производителей и потребителей в единый хозяйственный процесс.

К основным функциям инфраструктуры рынка относят:

· облегчение участникам рыночных отношений реализации их интересов, экономия средств и снижение издержек в ходе проведения различных операций;

· повышение оперативности и эффективности работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов деятельности;

· организационное оформление рыночных отношений;

· облегчение юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования хозяйственной деятельности.

 

 

ТЕОРИЯ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Закон спроса

Рыночный механизм – это механизм формирования цен и распределения ресурсов, взаимодействия субъектов рынка по поводу установления цен, объема производства и реализации товаров. Основными элементами рыночного механизма считаются спрос, предложение, цена и конкуренция.

Еще одно, более простое, определение гласит, что рыночный механизм представляет собой механизм взаимосвязи основных элементов рынка: спроса, предложения и цены.

Спрос – это обобщающий термин, описывающий фактических и потенциальных покупателей товаров. Спрос можно рассматривать как форму проявления потребностей людей, обеспеченных денежным эквивалентом. Спрос выражает собой не всю совокупность потребностей, а лишь ту ее часть, которая подкреплена покупательной способностью людей, т.е. денежным эквивалентом. Можно иметь потребности, но не иметь денег, тогда нет особого смысла говорить о покупательском спросе. Таким образом, предполагается, что покупатели имеют не только желание, но и возможность заплатить за требуемое количество товара, если бы таковое имелось в наличии.

Спрос характеризуется шкалой, которая отражает готовность покупателей в данный отрезок времени приобрести товар по каждой из предложенных на рынке цен. При этом значение имеют объем спроса и цена спроса.

Объем спроса – это то количество товара, которое потребители согласны купить. Цена спроса – это максимальная цена, которую покупатели готовы заплатить за определенное количество товара.

Между рыночной ценой товара и тем его количеством, на которое предъявляется спрос, существует определенное соотношение. Зависимость объема спроса от цен устанавливается законом спроса.

Суть закона спроса заключается в следующем: снижение цены ведет к возрастанию величины спроса. И наоборот, при прочих равных условиях повышение цены ведет к соответствующему уменьшению величины спроса. Отсюда, закон спроса – это отрицательная, или обратная, связь между ценой и величиной спроса. Что лежит в основе этого закона? Чтобы ответить на этот вопрос, можно использовать несколько уровней аргументации:

1) люди покупают данного продукта больше по низкой цене, чем по высокой. Иными словами, высокая цена отбивает у потребителей охоту покупать, а низкая цена усиливает их желание совершить покупку по сниженным ценам;

2) потребители покупают дополнительные единицы продукта лишь при условии, что цена его снижается. Поскольку потребление подвержено действию принципа убывающей предельной полезности, т.е. принципа, согласно которому последующие единицы данного продукта приносят все меньше и меньше удовлетворения, следовательно потребители будут покупать данный продукт, только по более низкой его цене;

3) закон спроса можно объяснить эффектами дохода и замещения.

Эффект дохода указывает на то, что при более низкой цене человек может позволить себе купить больше данного продукта, не отказывая себе в приобретении каких-либо альтернативных товаров. Более высокая цена приводит к противоположному результату.

Эффект замещения выражается в том, что при более низкой цене у человека появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь относительно дороже. Потребители всегда склонны заменять дорогие продукты более дешевыми.

Приведем для иллюстрации следующий пример: снижение цены на масло повышает покупательную способность потребителя и позволяет ему покупать больше масла (эффект дохода). При более низкой цене масла его покупка становится относительно более заманчивой, и его покупают вместо маргарина (эффект замещения). Эффекты дохода и замещения совмещаются и приводят к тому, что у потребителя возникает способность и желание покупать большее количество продукта по более низкой цене, чем по высокой.

Закон спроса имеет графическую интерпретацию в виде кривой спроса (рис. 2.1).

 

 

Рис. 2.1. Кривая спроса

 

Важнейшим свойством кривой спроса является ее нисходящий (убывающий) характер.

Следует различать понятия «изменение величины (объема) спроса» и «изменение спроса». Величина спроса меняется тогда, когда изменяется только цена данного товара. Спрос меняется тогда, когда изменяются все прочие факторы, которые принимались ранее постоянными. На графике изменения величины (объема) спроса выражаются в движении по кривой спроса, т.е. эти изменения происходят в рамках неизменного спроса, так как вид, форма функции не меняются. Соответственно, изменение спроса графически выражается сдвигом самой кривой спроса, ее смещением (рис. 2.2).

 

 

Рис. 2.2. Изменения спроса

 

Изменение спроса обусловливается многими неценовыми факторами, т.е. в данном случае речь идет о тех факторах, которые на графике определяют особый вид, форму кривой спроса. Изменение одного или более факторов спроса вызывает изменение спроса. Увеличение спроса смещает кривую спроса вправо, например от D1 к D2. Уменьшение спроса смещает кривую спроса влево, например от D1 к D3. Изменение величины спроса ведет к перемещению, вызываемому изменением цены данного продукта, от одной точки к другой на постоянной кривой спроса, на нашем графике – от а к b.

В числе неценовых факторов можно выделить:

· Доходы потребителей. При повышении доходов спрос на большинство товаров растет. Это так называемые нормальные товары. Кривая спроса смещается вправо. Те товары, спрос на которые изменяется в обратном направлении по отношению к изменению доходов, называются товарами низшей категории. По мере роста доходов спрос на них уменьшается и кривая спроса смещается влево.

· Потребительские вкусы и предпочтения. Благоприятное для данного продукта изменение вкусов или предпочтений, вызванное рекламой, изменениями моды вызовет увеличение спроса на него и, наоборот, неблагоприятные перемены в предпочтениях потребителей вызовут уменьшение спроса. Соответственно, кривая спроса будет смещаться в первом случае вправо, во втором случае – влево.

· Цены на сопряженные товары. Существуют товары взаимозаменяемые, т.е. товары-субституты, и взаимодополняемые, т.е. комплементы. Между ценой на один из товаров-субститутов и спросом на другой существует прямая связь: спрос на товар возрастет и кривая сместится вправо, если цены на взаимозаменяемые товары возрастут. Между ценой на один из товаров-комплементов и спросом на другой товар существует обратная связь: спрос на товар возрастет и кривая сместится вправо, если цены на взаимодополняемые товары снизятся. Например, спрос на бензин и моторное масло сопряжен – это дополняющие друг друга товары. А для таких пар товаров, как картофель и сигареты, изменение цены на один товар очень мало повлияет или вовсе не повлияет на спрос на другой товар.

· Потребительские ожидания. Ожидания потребителей относительно возможности повышения цен в будущем могут побудить их покупать теперь больше. Ожидания увеличения доходов может заставить потребителей меньше ограничивать текущие расходы. Наоборот, ожидание падения цен и снижения доходов ведет к сокращению текущего спроса на товары.

 

Закон предложения

Предложение – это обобщающий термин, используемый для описания поведения фактических и потенциальных производителей (продавцов) товаров.

Предложение определяют как совокупность товаров с определенными ценами, которые находятся на рынке (или в пути) и которые могут или намерены продать производители. Таким образом, здесь предложение выступает как продукт, который находится на рынке или может быть доставлен на рынок.

Предложение, как и спрос, характеризуется с помощью шкалы. В ней представляются разные количества товара, которые производитель желает произвести и продать по каждой данной цене в конкретный временной промежуток.

Основными показателями предложения выступают величина (объем) предложения и цена предложения. Величина (объем) предложения – то количество товаров, которое готовы продать продавцы. Цена предложения – минимальная цена, по которой продавцы согласны продать определенное количество товаров.

Зависимость величины (объема) предложения от цен фиксируется законом предложения. Закон предложения формулируется следующим образом: величина (объем) предлагаемых товаров находится в прямой зависимости от цены единицы этого товара. Величина (объем) предложения возрастает с увеличением цены и падает при ее снижении.

Таким образом, закон предложения выражает связь между рыночными ценами и количеством товаров или услуг, которые производители желают предложить. Такая зависимость между ценой и предложением обусловлена двумя основными причинами. Во-первых, чем выше цена, тем больше выручка и прибыль продавца, т.е. появляется стимул для него наращивать производство. Во-вторых, при высокой цене появляются новые заинтересованные производители, предлагающие свои товары для получения прибыли.

В отличие от кривой спроса, кривая предложения поднимется слева направо (рис. 2.3).

 

 

Рис. 2.3. Кривая предложения

 

Она наглядно демонстрирует закон предложения: чем выше цена единицы товара или услуги, тем больше величина предложения. Кривая предложения отражает взаимосвязь количества предложения продукции и их цен. Каждая точка на кривой предложения характеризует конкретное количество предложенного товара или услуги при данной цене товара.

Как и в случае со спросом, следует различать изменение предложения и изменение величины (объема) предложения. Величина (объем) предложения меняется тогда, когда изменяется цена товара (на графике – движение по одной и той же кривой предложения) (рис. 2.4).

 

Величина предложения

 

Рис. 2.4. Изменения в предложении

 

Увеличение предложения смещает кривую предложения вправо, от S1 к S2. Уменьшение предложения смещает кривую предложения влево, от S1 к S3; передвижение от а до b означает изменение величины предложения.

Изменение предложения происходит тогда, когда изменяются неценовые факторы, которые раньше принимались за постоянные. В их числе можно выделить:

· Цены на производственные ресурсы. Могут либо стимулировать наращивание предложения (если они снижаются), либо препятствовать этому (если они растут).

· Изменения в технологии производства. Совершенствование технологии позволяет с меньшими затратами произвести единицу продукции, что приводит к снижению издержек производства и увеличению предложения.

· Государственная политика в области налогообложения и субсидирования. Налоги увеличивают издержки производства и уменьшают предложение. Субсидии снижают издержки производства и увеличивают предложение.

· Ожидания. Ожидания изменения цены продукта в будущем могут повлиять на желание производителя поставлять его на рынок в настоящее время.

 

 

Равновесие на рынке

Рынок – это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, что, в конечном счете, предполагает определенное соотношение спроса и предложения. Если интересы производителей и потребителей совпадают, достигается равновесие рынка – ситуация на рынке, когда величины предложения и спроса совпадают или эквивалентны при приемлемой для потребителя и производителя цене. Экономический смысл данного равновесия заключается в том, что оно отражает единство продавцов и покупателей, равенство их возможностей и желаний. Равновесие – закон для каждого конкурентного рынка. Благодаря равновесию на каждом товарном рынке поддерживается равновесие экономической системы в целом.

В силу увеличения или уменьшения спроса и/или предложения происходят изменения в равновесных количествах товаров и равновесных ценах. В результате взаимодействия спроса и предложения или взаимодействия цены спроса и цены предложения устанавливается рыночная цена (рис. 2.5).

 

 

Рис. 2.5. Равновесная цена и количество продукта определяются

рыночным спросом и предложением

 

Она фиксируется в точке, в которой пересекаются кривые спроса и предложения (точка Е). Эта точка называется точкой равновесия, а цена – равновесной. Только в точке равновесия цена устраивает одновременно и покупателя, и продавца. Действительно, производителям невыгодно дальнейшее повышение цены и увеличение объемов предложения, поскольку тогда товар не найдет спроса. Потребитель тоже не должен рассчитывать на снижение цен, поскольку это противоречит интересам производителей.

Если рыночная цена ниже равновесной, то возникает дефицит, при котором величина спроса превышает величину предложения. Когда же рыночная цена выше цены равновесия, тогда возникает избыток товаров, при котором объем предложения превышает объем спроса. Другими словами, когда рыночная цена выше равновесной, это приводит к образованию излишков и неудовлетворенности продавцов. Занижение цены, наоборот, ведет к образованию дефицита и неудовлетворенности покупателей. Товарные запасы увеличиваются, затоваривание оказывает понижающее давление на цену. Это результат того, что у продавцов возникают сложности с реализацией продукции, что приводит к сокращению величины предложения и вызывает конкурентное понижение цены продавцом до равновесной цены.

Таким образом, равновесная цена – это цена, при которой количество товара, предложенного на рынке, равно количеству товара, на который предъявлен спрос.

Если цена поднимется выше точки равновесия, она будет стимулировать наращивание производства. Между производителями данного вида товара начнется конкуренция, в результате которой образуется избыток товара и цена на него начнет снижаться, приближаясь к точке равновесия. Наоборот, если цена окажется ниже точки равновесия, она обострит конкуренцию между покупателями. Это приведет к повышению цены, расширению производства и возвращению цены к равновесной цене.

Спрос может изменяться вследствие колебаний потребительских вкусов или доходов, изменений в потребительских ожиданиях или колебаний цен на сопряженные товары.
А предложение может изменяться под влиянием изменений ресурсных цен, технологии или налогов (рис. 2.6).

 

 

Рис. 2.6. Изменения спроса и предложения и их воздействие на цену и количество продукта:
а – увеличение спроса; б – уменьшение спроса; в – увеличение предложения;
г – уменьшение предложения

Наш анализ был бы неполным, если бы мы не рассмотрели воздействие изменений спроса и предложения на равновесную цену.

Изменение спроса. Сначала проанализируем последствия изменений спроса, приняв допущение о том, что предложение остается постоянным. Предположим, что спрос возрастает так, как показано на рисунке 2.6, а. Увеличение спроса, при прочих равных условиях (предложение), порождает эффект повышения цены и эффект увеличения количества продукта. Как показано на рисунке 2.6, б уменьшение спроса обнаруживает как эффект снижения цены, так и эффект сокращения количества продукта. Итак, существует прямая связь между изменением спроса и вытекающими отсюда изменениями и равновесной цены, и количества продукта.

Изменение предложения. Теперь рассмотрим воздействие изменения предложения на цену, приняв допущение о том, что спрос постоянен. Когда предложение увеличивается, как это показано на рисунке 2.6, в, новая точка пересечения предложения и спроса расположена ниже равновесной цены. Однако равновесное количество продукта возрастает. Когда же предложение сокращается, это ведет к повышению цены продукта. Рисунок 2.6, г иллюстрирует подобную ситуацию. В данном случае цена повышается, а количество продукта уменьшается. Увеличение предложения порождает эффект понижения цены и эффект прироста количества продукта. Итак, существует обратная связь между изменением предложения и проистекающим отсюда изменением равновесной цены, но связь между изменением предложения и проистекающим отсюда изменением количества продукта остается прямой.

Совершенно очевидно, что может возникать множество более сложных случаев при изменении и предложения, и спроса. Возможны два случая, когда предполагается, что предложение и спрос изменяются в противоположных направлениях. Первый случай. Предположим, что предложение увеличивается, а спрос сокращается. Увеличение предложения ведет к увеличению равновесного количества продукта, тогда как уменьшение спроса ведет к уменьшению равновесного количества продукта. Направление изменения количества продукта зависит от относительных параметров изменений предложения и спроса.

Второй возможный случай – это когда предложение сокращается, а спрос возрастает. Здесь наблюдаются два эффекта повышения цены. Воздействие на равновесное количество продукта в данном случае равнонаправлено и зависит от относительных параметров изменений предложения и спроса. Если уменьшение предложения относительно больше, чем увеличение спроса, равновесное количество продукта окажется меньше, чем оно было первоначально. Однако если сокращение предложения относительно меньше, чем повышение спроса, равновесное количество продукта в результате этих изменений возрастет.

А что происходит, когда предложение и спрос изменяются в одном и том же направлении? Здесь следует сравнить два противоположных влияния на цену – эффект понижения цены в результате увеличения предложения и эффект повышения цены в результате увеличения спроса. Если масштабы увеличения предложения больше масштабов увеличения спроса, то в конечном счете равновесная цена снизится. Если произойдет противоположное, равновесная цена повысится. Воздействие на равновесное количество продукта однозначно: увеличение и предложения, и спроса ведет к увеличению количества продукта.

Могут возникать особые случаи, когда уменьшение спроса и уменьшение предложения, с одной стороны, и увеличение спроса и увеличение предложения – с другой, полностью нейтрализуют друг друга. В обоих этих случаях конечное воздействие на равновесную цену оказывается нулевым, цена не изменяется.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.