Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Государственная политика перераспределения доходов





Проблема неравенства граждан по уровню доходов исторически являлась
одним из важнейших объектов экономической теории. Ее анализом занимались
многие известные экономисты в силу высокой практической значимости данного вопроса. Различные воззрения на степень справедливости в распределении доходов неоднократно порождали дискуссии во многих государствах. Критерий справедливости в зависимости от места и времени определяется множественными факторами: социальным статусом личности, его
положением, имуществом и трудом. И всё же единым мнением стало обоснование необходимости политики перераспределения доходов, активная роль в которой отводилась государству.

В теоретическом исследовании проблемы распределения доходов можно
выделить множество этапов. Элементарные истоки её изучения восходят к
представителям классического социализма в XVI – XVII вв., которые видели желаемое будущее общество основанным на уравнительном распределении доходов и благ.

А. Смит и классическое направление экономической мысли руководствовались принципом зависимости благосостояния индивидуума от экономического роста в стране. Согласно А. Смиту, приятность занятия, лёгкость обучения, престиж, успех компенсируют неравенство социальных групп по уровню доходов. Свободная конкуренция с помощью «невидимой руки» согласует индивидуальные стремления граждан к максимизации личного благосостояния. Проблема бедности решается путём увеличения национального богатства, которое обеспечивает свободное предпринимательство. А потому нет необходимости вмешательства государства в процессы распределения доходов. Налогообложение в интересах малообеспеченных групп населения
А. Смит рассматривал как слишком тяжёлое для экономики.



Мнение, что отношения распределения полностью определяются отношениями, регулирующими производство, принадлежит К. Марксу. Он связывал формирование и распределение доходов с воспроизводственным процессом и эксплуатацией наемных рабочих владельцами средств производства. Маркс отмечал, что бедность и неравенство изначально присущи капиталистическому строю.

Следующий исторический этап в развитии взглядов на распределение доходов характеризовался становлением теории предельной полезности. Представители утилитаристского подхода полагали, что полезности, извлекаемые из доходов в зависимости от их уровня, неодинаковы. Разные индивидуальные функции полезностей приводят к дифференциации граждан по доходам в силу естественных и социальных различий граждан.

Анализом проблемы неравенства занимался А. Пигу*. В работе «Экономическая теория благосостояния» он сформулировал принцип достижения максимума благ для наибольшего количества человек. Наибольший уровень благосостояния Пигу предлагал достичь проведением политики равномерного распределения доходов. Его заслуга состоит в рассмотрении положительных и отрицательных моментов регулирования доходов. Так, политика перераспределения таит в себе опасность негативного воздействия на накопление капитала и экономическую активность. Результат политики доходов – общее удовлетворение бедных категорий общества возрастает в большей степени, чем снижение общего удовлетворения богатых. В качестве главного метода регулирования доходов Пигу называл налоговое
воздействие.

Видное место в развитии теории распределения доходов занимает концепция В. Парето*. Он выявил зависимость между уровнем дохода и числом получающих его лиц. Согласно данному «закону Парето», распределение доходов низкого уровня может быть подвержено колебаниям, а высокого уровня – вполне стабильно. Причиной данного закона Парето называл естественную неравномерность распределения способностей граждан. Причем при росте общей суммы доходов в больших темпах, чем увеличение численности людей, вполне вероятно снижение дифференциации населения по уровню дохода.

Позже вышеуказанная идея оптимума Парето получила свое переосмысление и развитие. Известен принцип компенсации, в соответствии с которым эффективное распределение достигается при условии, что лица, увеличившие свое благосостояние за счет изменений в экономике, могут не только компенсировать ухудшение материального положения других граждан, но и сохранить исходный уровень своего благосостояния.

Целостную концепцию государственного регулирования рыночной экономической системы создал Д. Кейнс. Немаловажную роль в своих исследованиях он отводил проблеме неравенства доходов. По мнению Кейнса, перераспределительная политика государства в пользу низкодоходных категорий населения обеспечит платежеспособный спрос и склонность к потреблению в обществе, что в свою очередь, расширит производство и снизит уровень безработицы. Такое экономическое обоснование государственного воздействия на процессы распределения доходов в то время было достаточно новым.

Кроме того, большое внимание Кейнс уделял анализу способов регулирования доходов. Он отмечал, что система прямых налогов, особенно подоходного и налога с наследства, смягчает расслоение на богатых и бедных среди населения. Трудности государственного вмешательства в формирование доходов через налогообложение составляют возможности уклонения от уплаты
налогов. Другой сдерживающий фактор – необходимость роста капитала. Однако по Кейнсу увеличение сбережений организаций и учреждений намного значительнее, чем богатство состоятельных людей. Поэтому политика перераспределения доходов может стать эффективной и в этом случае. Теория Кейнса стала господствующей после «великой депрессии
1929 – 1933 годов».

Сторонники теории экономики предложения, в отличие от приверженцев концепции Кейнса, доказывали положительное воздействие роста сбережений на экономические процессы. Они выступали против прогрессивной системы налогообложения на доходы населения, следствием чего, по их мнению, является сокращение сбережений, соответственно, инвестиций.

Статья 7 главы 1 Конституции РФ, принятой в 1993 году, гласит: «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Значит, государство возлагает на себя ответственность за социально-справедливое распределение доходов населения, что предполагает большое разнообразие методов регулирования.

Государственная политика доходов определяется как перераспределение их через государственный бюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей доходов и социальных выплат. Согласно другому мнению, основными составляющими государственного регулирования доходов являются: организация социальных трансфертных платежей и установление определенных цен для производителей и покупателей. Кроме того, законодательным путем устанавливаются минимальные ставки заработной платы, осуществляется государственное пенсионное обеспечение и различные виды социального страхования; производится индексация доходов. Целью реализации политики перераспределения можно назвать достижение гуманизации отношений в обществе, предотвращение роста преступности, поддержание платежеспособного спроса, формирование условий для нормального воспроизводства рабочей силы.

Степень воздействия государства на данные процессы характеризуется в значительной мере объемом расходов на социальное обеспечение и прогрессивностью налоговых ставок. Процесс изменения первичного распределения доходов сопровождает создание общественного блага, что проявляется в росте благосостояния малообеспеченных и его снижение у состоятельных граждан. Такое действие государства влияет на распределение ресурсов и мотивы экономической деятельности. Причем названные эффекты могут вызвать, кроме основных методов, приватизация и антимонопольная политика.

Надо сказать, что в области государственного регулирования заработной платы и цен наблюдается перераспределение экономических возможностей: некоторые лица «приобретают преимущество, а для других сужаются возможности получения дохода».

Значительную роль в качестве инструмента политики доходов играет
государственный бюджет.

Среди методов политики перераспределениявыделяют две категории:

1. Ограничители рыночного механизма регулирования (например, государственное воздействие на заработную плату).

2. Социальные компенсаторы (трансфертные выплаты).

Методы также разграничиваются на:

1. Явные (через государственные расходы на социальную защиту).

2. Скрытые или косвенные (налогообложение личных доходов и другие).

Существуют следующие направления и методы государственного воздействия на бедность и неравенство в современных цивилизованных странах:

установление прожиточного минимума посредством замены всех выплат социальных пособий единым низким подоходным налогом. В этой связи существенным является определение коэффициента снижения ставок данного вида налога по мере роста доходов. К достоинству вышеназванной меры относится обеспечение стимулов к трудовой деятельности и устранение унизительного положения низкодоходных групп населения по отношению к обеспеченным. Однако отрицательные моменты сводятся к высоким административным издержкам и росту ставок подоходного налога с доходов всех категорий граждан. При реализации данного метода требуется осуществление поиска эффективной взаимосвязи минимального уровня доходов и размеров социальных выплат.

Потенциальное получение трансфертных платежей ставится в зависимость от обязательства заняться трудовой деятельностью. Осуществляется увязка социальных выплат с уровнем дохода их получателя. Однако многие экономисты негативно относятся к обеспечению адресности социальной защиты граждан. В числе их аргументов называются: большие размеры финансовых затрат на выявление беднейших граждан, невозможность оказания помощи полностью всем в ней нуждающимся, трудности в определении уровня нуждаемости, существование «ловушек бедности», унизительность процесса проверки материального благосостояния для гражданина.

В целом государственное руководство в области распределения доходов осуществляется при помощи правовых, административных и экономических методов.

Методы перераспределения доходов варьируются в зависимости от типа социального государства. Так, при господстве либерализма за основу регулирования берется установление «верхней и нижней границы цивилизованного существования» и баланс между осуществлением социальной помощи беднейшим группам населения и сохранением стимулов к труду. Меры регулирования выражаются в незначительных социальных выплатах и программах социального страхования. Считается, что суммы социальных выплат гражданам составляют примерно их налоговые отчисления. Как следствие – население не получает какой-либо выгоды, а всего лишь
оплачивает работу бюрократического аппарата. Но данное утверждение не представляется полностью верным. Неэффективность перераспределительной политики свидетельствует о неправильном использовании ее методов и средств, но не служит основанием для отказа от системного государственного регулирования доходов.

В консервативной модели социального государства индивидуальная ответственность индивидуума за свое материальное благосостояние сочетается с высоким уровнем социальных трансфертов, но при снижении роли частного социального страхования. Государство не является
монополистом в этой сфере и заботится об устранении самих причин бедности.

Социалдемократическую модель отличают универсальная социальная помощь и справедливое равномерное распределение доходов. Причем во многих случаях государство опосредованно воздействует на уровень доходов путем создания условий для повышения материального благосостояния (содействие экономической активности, рациональное использование производственных мощностей и другие вышеперечисленные меры).

Основной проблемой при осуществлении государственных методов воздействия на доходы считается их финансовое обеспечение. Административные издержки увеличиваются по мере влияния на уменьшение объема предложения труда. При высокой эластичности предложения труда по заработной плате (за вычетом налогов) рост налогов в большей мере сокращает предложение труда, являющееся объектом налогообложения, и приводит к значительному снижению объемов производства. В случае высокой эластичности предложения труда выплата трансфертов неработоспособным вызовет значительное предложение их труда. Дороговизна проведения перераспределительной политики заставляет искать компромисс между соответствием бюджетных ресурсов и масштабами государственного воздействия. Вопрос о необходимой мере последнего остается дискуссионным и в настоящее время.

Эффективность реализации определенных направлений регулирования доходов в конкретных условиях зависит от многих обстоятельств, включающих побочные действия каждого из них. В частности, введение государством дотаций к ценам некоторых товаров, расходы на оплату которых являются существенными в доходах малообеспеченных категорий населения (например продовольствие), требует больших затрат финансовых средств. Однако следствие применения данного метода состоит не только в улучшении материального благосостояния низкодоходных групп населения, но и в росте доходов производителей товаров. Значительное повышение размеров социальных трансфертных платежей в условиях рыночной экономики ведет к инфляционному эффекту. Действительно, рост доходов одних слоев общества может вызвать повышение рыночных цен для всех покупателей на продовольствие. В результате – падение общего материального благосостояния потребителей.

Вопрос, всегда ли необходимо достигать полного выравнивания доходов при осуществлении политики перераспределения, можно считать дискуссионным. Общепринятой является точка зрения, что сокращения расслоения на богатых и бедных требуют социальные, экономические и политические принципы. Но с другой стороны, неравенство в незначительных размерах можно рассматривать как стремление личности снизить отставание в уровне доходов от других лиц и мощного экономического стимула к трудовой деятельности. Выбор методов государственного регулирования доходов зависит от состояния национальной экономики, а также характера поставленных целей и задач политики доходов.


ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Составьте логическую схему базы знаний по теме юниты:


2. Поставьте понятия в соответствие с их определениями:

Повременная форма оплаты труда форма оплаты труда, предполагающая, что труд оплачивается по расценкам за единицу произведенной продукции, определяемым делением тарифной ставки разряда работы на соответствующую норму выработки или умножением тарифной ставки разряда работы на соответствующую норму времени
Повременно-премиальная оплаты труда форма оплаты труда, предполагающая, что расценка устанавливается на весь объем работы
Простая повременная оплаты труда форма оплаты труда, при которой заработок рабочему начисляется в соответствии с его тарифной ставкой или окладом за фактически отработанное время
Прямая сдельная форма оплаты труда форма оплаты труда, предполагающая, что размер заработной платы зависит от тарифной ставки или оклада и отработанного рабочего времени
Сдельная форма оплаты труда начисление заработка рабочему за единицу произведенной продукции или выполненного объема работ по сдельным расценкам, которые рассчитываются исходя из тарифной ставки, соответствующей разряду данного вида работ, и установленной нормы выработки
Сдельно-премиальная форма оплаты труда форма оплаты труда, предполагающая, что в пределах норм труд оплачивается по прямым сдельным расценкам, сверх норм - по повышенным
Сдельно-прогрессивная форма оплаты труда форма оплаты труда, предполагающая, что сверх заработка по тарифной ставке (окладу) за фактически отработанное время работник дополнительно получает премию за достижение определенных количественных и качественных показателей
Косвенная сдельная форма оплаты труда форма оплаты труда, предполагающая, что сверх заработка по прямым сдельным расценкам рабочий дополнительно получает премию за определенные количественные и качественные показатели
Аккордная форма оплаты труда форма оплаты труда, которая применяется при оплате труда вспомогательных работников; размер заработка рабочего напрямую зависит от результатов труда обслуживаемых им рабочих-сдельщиков

 

3. Охарактеризуйте труд как фактор производства:

Определение труда как фактора производства Особенности труда как фактора производства
  1.   2.   3.  

 

4. Объясните представленный график:


____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Заполните таблицу:

Фонды предприятия Характеристика Состав
Основные фонды    
Оборотные фонды    
Фонды обращения    

 

6. Изобразите кривые спроса и предложения на капитал и укажите равновесную ставку процента:

 

 

7. Дайте определения различным видам ренты:

Вид ренты Определение
Дифференциальная рента  
Абсолютная рента  
Монопольная рента  

8. Укажите функции кредита и принципы кредитования:

Функция кредита Принципы кредитования
     

9. Заполните таблицу:

Понятие бюджетного дефицита Четыре основных способа решения проблемы бюджетного дефицита
     

 

10. Охарактеризуйте основные направления социальной политики государства:

Направление Характеристика
Социальное страхование      
Социальная защита работников    
Политика в области заработной платы    
Социальные меры на рынке труда    
Жилищная политика    

 

11. Охарактеризуйте основные показатели неравенства доходов:

Показатель Характеристика
Кривая Лоренца  
Коэффициент Джини    

 

 


ГЛОССАРИЙ

№ п/п Новое понятие Содержание
Абсолютная рента вид земельной ренты, получаемой землевладельцами независимо от плодородия и местоположения земель исключительно как вознаграждение, реализующееся в присвоении прав собственности на землю
Аккордная форма оплаты труда форма оплаты труда, предполагающая, что расценка устанавливается на весь объем работы
Амортизация денежное возмещение износа основных фондов
Бюджетный дефицит неравновесие доходов и расходов, возникающее в связи с превышением расходной части над доходной
Бюджетный профицит превышение доходов бюджета над его расходами
Государственная политика доходов перераспределение их через государственный бюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей доходов и социальных выплат
Государственный бюджет денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народ­ного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления
Государственный долг сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам
Денежная система форма организации денежного обращения в стране, сложившаяся исторически и закреплённая национальным законодательством
Дискриминация на рынке труда ситуация, при которой предприниматели не желают брать на работу представителей какой-нибудь группы (национальной, расовой, религиозной и др.) на условиях оплаты труда, эквивалентных уровню оплаты более предпочтительных групп
Дифференциальная рента доход, полученный в результате использования ресурсов (с неэластичным предложением), более высокой производитель ности в ситуации ранжирования этих ресурсов по плодородию и местоположению
Заработная плата вознаграждение, которое предприятие (объединение, учреждение, организация) обязано выплачивать рабочим и служащим в соответствии с количеством и качеством труда по заранее оговоренным нормам, установленным трудовым договором (контрактом) или законодательным актом
Инфраструктура рынка труда совокупность институтов содействия занятости, профориентации, профподготовке и переподготовке кадров; сеть центров занятости (бирж труда) и т.д.
Капитал в узком смысле вложенный в дело, работающий источник дохода в виде средств производства (физический капитал)
Капитал в широком смысле все, что способно приносить доход, или ресурсы, созданные людьми для производства товаров и услуг
Косвенная сдельная форма оплаты труда форма оплаты труда, которая применяется при оплате труда вспомогательных работников; размер заработка рабочего напрямую зависит от результатов труда обслуживаемых им рабочих-сдельщиков

 

Кредит все денежные отношения, связанные с предоставлением и возвратом ссуд, организацией денежных расчетов, эмиссией наличных денежных знаков, кредитованием инвестиций, использованием государственного кредита, совершением страховых операций и т.д.
Кредиторы юридические и физические лица, перед которыми предприятия имеют определенную задолженность
Кривая Лоренца показатель, отражающий неравномерность распределения совокупного дохода общества между различными группами населения
Материалоемкость продукции затраты сырья, материалов и других материальных ресурсов на единицу произведенной продукции
Монопольная рента особая форма земельной ренты, которая появляется при монопольных ценах на исключительно редкие и невоспроизводимые в других местах земледельческие продукты и полезные ископаемые
Моральный износ основных производственных фондов их несоответствие современному уровню техники, снижение технико-экономической целесообразности их эксплуатации
Наемные работники граждане, включающиеся в процесс общественного производства на основе продажи своей рабочей силы, найма к собственнику средств производства или организатору производства (менеджеру)
Номинальная заработная плата сумма денег, полученная за час, день, неделю и т.д.
Оборотные фонды часть производственных фондов, вещественные элементы которых расходуются в каждом производственном цикле, и их стоимость переносится на продукт целиком и сразу
Оборотный капитал часть производительного капитала, стоимость которого полностью переносится на произведенный товар и возвращается к его владельцу в денежной форме сразу по мере продажи того товара, в цену которого была заложена стоимость оборотного капитала
Основной капитал часть производительного капитала, стоимость которого переносится на произведенный продукт частями в течение нескольких производственных периодов
Повременная форма оплатытруда форма оплаты труда, при которой заработок рабочему начисляется в соответствии с его тарифной ставкой или окладом за фактически отработанное время
Повременно-премиальная форма оплаты труда форма оплаты труда, предполагающая, что сверх заработка по тарифной ставке (окладу) за фактически отработанное время работник дополнительно получает премию за достижение определенных количественных и качественных показателей
Простая повре-менная форма оплаты труда форма оплаты труда, предполагающая, что размер заработной платы зависит от тарифной ставки или оклада и отработанного рабочего времени
Профсоюз массовое самоуправляющееся общественное объединение трудящихся определенной отрасли или смежных отраслей, профессиональной группы для защиты и представительства их социальных интересов
Прямая сдельная форма оплаты труда форма оплаты труда, предполагающая, что труд оплачивается по расценкам за единицу произведенной продукции, определяемым делением тарифной ставки разряда работы на соответствующую норму выработки или умножением тарифной ставки разряда работы на соответствующую норму времени
Реальная заработная плата количество товаров и услуг, которые можно приобрести на номинальную заработную плату; “покупательная способность” номинальной заработной платы
Рента плата за пользование землей, которую ее собственник получает от арендатора
Рынок труда механизм согласования интересов работодателей (предъявителей спроса на труд) и наемной рабочей силы (продавцов последней)
Сдельная форма оплаты труда начисление заработка рабочему за единицу произведенной продукции или выполненного объема работ по сдельным расценкам, которые рассчитываются исходя из тарифной ставки, соответствующей разряду данного вида работ, и установленной нормы выработки
Сдельно-премиальная форма оплаты труда форма оплаты труда, предполагающая, что сверх заработка по прямым сдельным расценкам рабочий дополнительно получает премию за определенные количественные и качественные показатели
Сдельно-прогрессивная форма оплаты труда форма оплаты труда, предполагающая, что в пределах норм труд оплачивается по прямым сдельным расценкам, сверх норм - по повышенным
Ссудный процент цена, уплачиваемая собственнику капитала за использование его средств в течение определенного периода времени
Ставка (норма) процента отношение дохода, полученного от предоставления в ссуду капитала, к величине ссужаемого капитала, выраженное в процентах
Тарифная сетка шкала коэффициентов, состоящая из определенного числа тарифных разрядов и коэффициентов
Тарифная система совокупность определен­ных законодательством общих исходных правил по исчислению зара­ботной платы, в основе которых лежит учет квалификации работа­ющих, степени сложности производственного процесса, условий, интенсивности, качества труда и его результатов
Труд как фактор производства особая целесообразная деятельность людей, направленная на создание необходимых обществу благ
Трудовой потенциал совокупность всех трудовых возможностей как отдельного человека, так и различных групп работников в целом
Трудовые ресурсы часть населения, обладающая физическим развитием, умственными способностями и знаниями, необходимыми для осуществления полезной деятельности
Физический износ основных производственных фондов материальный износ основных производственных фондов под воздействием процесса труда, сил природы
Фонд часть капитала, предназначенная для определенных целей
Фонды обращения часть капитала, которая предназначена для обслуживания сферы обращения
Экономически активное население часть населения, обеспечивающая предложение своего труда для производства товаров и оказания разнообразных услуг

 


* Полужирным шрифтом выделены новые понятия, которые необходимо усвоить. Знание этих понятий будет проверяться при тестировании.

 

* Дополнительный продукт, полученный от дополнительной единицы вводимых ресурсов.

* Норма замещения одного блага другим, при соблюдении которой сохраняется тот же уровень удовлетворения потребителя.

* Пигу, Артур Сесил (1877-1959) - английский экономист, наряду с изучением практических вопросов экономики и разработкой отдельных аспектов экономической и социальной политики занимавшийся теоретическими исследованиями и получивший широкую известность благодаря своим работам по экономической теории благосостояния. Главный труд Пигу – “Экономическая теория благосостояния.” – 1920 г.

* Парето, Вильфредо (1848-1923) - итало-швейцарский экономист и социолог, один из основателей современной экономической теории и социологии. Его основной труд – “Курс политической экономии” – 1896-97 гг.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.