Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Коммунитарная психология и службы зашиты прав детей





В 1987 г. в результате совместного финансирования органами здравоохранения и социального обеспечения г. Бир­мингема был осуществлен проект Trinity Road Project. С це­лью оказания широкого спектра услуг детям, их семьям, соци-


альным работникам и другим специалистам на территории Бир­мингема был создан междисциплинарный центр защиты прав детей. Три штатных психолога-сотрудника центра, в настоя­щее время независимо друг от друга, но согласованно, работа­ют над реализацией проекта: клинический психолог (высшей квалификации) проводит две сессии в неделю и два школь­ных психолога (направленных двумя разными психологичес­кими службами Бирмингема и работающих в интересах депар­тамента социального обеспечения) проводят соответственно 2 и 5 сессий в неделю (другие психологи занимаются отдель­ными клиентами). Методы работы психологов варьируют от непосредственного контакта с клиентами (отдельными людь­ми и целыми семьями) до обучения персонала, проведения консультаций и исследовательской работы. В результате уда­лось осуществить серию проектов, в основе которых лежали различные теоретические подходы к психологической тера­пии.

Так, клинический психолог стал инициатором исследова­тельского проекта по обучению младших дошкольников до­пустимым формам тактильного контакта, для чего был специ­ально создан видеофильм (Adams & Gifford, 1992). Подход со­трудников центра к семейной терапии в рамках проекта Trinity Road Project подробно описан у Холла (Hall, 1988). Кроме того, некоторые штатные сотрудники и другие учреждения (например, университеты Астона, Бирмингема и Ланкастера) провели целый ряд исследований, посвященных оценке эф­фективности вмешательства.



1. «Оценкаэффективности» («Effectiveness Evaluation»). Это
исследование началось с первых дней существования про­
екта Trinity Road Project. Оно посвящено изучению реак­
ции родителей и специалистов на предоставляемые цент­
ром услуги.

2. «Учебная программа, основанная на решении конкретных
поведенческих задач (behavioural-objectives-based curricu­
lum), для интенсивной работы с родителями и детьми дош­
кольного возраста».

3. «INTERACT: компьютеризированная система для выявле­
ния склонности к жестокому обращению с детьми».


4. «Взаимосвязь когнитивного и поведенческого развития ре­
бенка в контексте переживания им психологической трав­
мы». Результаты этого исследования планируется исполь­
зовать для создания специфических терапевтических под­
ходов к работе с детьми и значимыми взрослыми.

5. «Половое развитие и поведение маленьких детей». Обзор
современных исследований на эту тему и набор учебных
материалов.

6. Детские рисунки. Цель — выявление фактов жестокого об­
ращения с детьми на основе анализа рисунков детей разно­
го возраста.

В работе двух американских психологов Ньюмена и Лац-кера (Newman & Lutzker, 1990) приведено описание разрабо­танной ими программы, направленной на работу с конкретным сообществом и осуществляемую при поддержке специалистов. Эта так называемая «домашняя» программа («in-home» pro­gramme), предназначенная для родителей, склонных жестоко обращаться со своими детьми, была взята за основу при под­готовке проекта Trinity Road Project. Вмешательство, которое осуществляли американцы (известное как проект «Project 12-Ways»), базировалось на теории социального научения и про­водилось с позиций экологии поведения (eco-behavioural ap­proach). Такая дисциплина, как экология поведения, появи­лась на стыке экологической психологии и поведенческого анализа в условиях конкретного сообщества. Исследователи пытались устранить действие сразу нескольких факторов, ко­торые, по современным представлениям, способствуют жес­токому и небрежному обращению с детьми, и затрагивали в своей работе целый ряд характеристик детей, родителей с уче­том специфики конкретной ситуации.

Поскольку психологи в Великобритании практически не принимают участия в работе по защите прав детей, они, соот­ветственно, крайне редко работают в рамках конкретного со­общества или в сотрудничестве с другими специалистами. Про­грамма отклика на жестокое обращение родителей с детьми в рамках конкретного сообщества, разработанная местным де­партаментом социального обеспечения, всегда будет кризис­ной, то есть нацеленной на выявление групп риска по жесто-


кому обращению. Холл (Hall, 1988) описал две программы пси­хологического вмешательства в условиях детского сада, ре­зультаты которых были учтены в Trinity Road Project. В обо­их случаях в терапевтической работе использовались юриди­ческие рычаги воздействия на родителей (дети были переданы под опеку государства) (Dale et al, 1986). В каждом примере оба родителя участвовали в физических, сексуальных и эмо­циональных злоупотреблениях в отношении детей.

Данный подход предусматривал создание «ядерной коман­ды» («core team») специалистов, в которую входили социаль­ный работник дневного детского сада (ответственный испол­нитель), полевой социальный работник (field social worker), а также психолог. В состав других «команд», работавших со школьниками, входили инспектор по работе с условно осво­божденными (probation officer), полевой социальный работ­ник и психолог, или же два социальных работника и психолог. Целью данного подхода было проведение на базе детского уч­реждения собеседований с родителями, в ходе которых обсуж­далось их поведение по отношению к своим детям.

Было высказано предположение о том, что возможность об­судить собственные детские переживания поможет родителям лучше понять заботу местных властей о воспитании детей. Ро­дители могли лично убедиться в том, что сотрудники детского сада относятся к детям с любовью и пониманием: каждому была предоставлена возможность находиться в детском саду полный день, иногда в течение нескольких дней, для общения со своими детьми, сотрудниками учреждения и другими ро­дителями. Таким образом, посещение детского сада стало для всех членов семьи важным делом. Не прийти можно было толь­ко по уважительной причине. Специалисты оказывали родите­лям помощь в воспитании «трудных» детей, что способствова­ло хорошей посещаемости. Помимо так называемого терапев­тического тренинга, специалисты оказывали специфическое воздействие на взаимоотношения между родителями, работа­ли с их детскими переживаниями, а также обсуждали с ними методы воспитания детей. Иногда главный специалист-медик, который был участником проекта Trinity Road Project и од­новременно ответственным за работу в данном сообществе с


 



 


детьми из группы риска по жестокому обращению, проводил сессии, посвященные различным аспектам здоровья и физи­ческого развития детей.

В проекте Project 12-Ways предоставление услуг на дому было главным элементом программы, поскольку родители, склонные к жестокому обращению с детьми, обычно отказы­ваются посещать специальные клиники из-за боязни стигма­тизации или из простого упрямства. Вмешательство такого рода могло, например, включать различные виды тренингов для родителей, снижение стресса, программы психокоррекци-онной работы, обучение безопасному поведению дома или под­ходы, ориентированные на разрешение проблем. В рамках про­екта Trinity Road Project предпринимались самые различные виды вмешательств на дому. Большого успеха добились Хер-берт (Herbert, 1988), а также Гольдштейн и Келлер (Goldstein & Keller, 1987). Вместе с тем следует учесть, что все стратегии вмешательства разрабатывались на основе продолжительного наблюдения за взаимодействиями между родителями, детьми и значимыми другими. Результаты наблюдений подвергались детальному анализу с привлечением к дискуссии родителей, а иногда и детей. В отдельных случаях поведенческие взаимо­действия записывались на видеопленку (а преимущественно вер­бальные — соответственно, на обычный магнитофон). Письмен­ные комментарии к некоторым таким записям, сделанные специ­алистами, обсуждались с родителями. Безусловно, это давало ценнейшую информацию, позволяя сравнить представления родителей о своем поведении с их реальным поведением. Та­кая работа имеет два основных преимущества: ее всегда при­ветствуют судебные и полицейские чиновники, а главное, она способствует самораскрытию родителей.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.