Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Экономические взгляды Древнего Рима (Катон, Тиберий та Гай Гракхи,Варрон,Колумелла)





Рим возник как город в 8 в до н. э., как империя охватившая Средиземноморье - в 3 в. Трактат "Земледелие"

Катон: для всех государств в то время главная проблема - земледелие. Его он считал самым достойным почетным и благородным занятием идеализировал натуральное хозяйство направленное на удовлетворение собственных потребностей. Определяющую роль в деле организации идеального хозяйства отводил собственному имению ,засчитывал рабов к орудиям труда, выступал за жесткую дисциплину считал что они всегда должны быть в работе. Советует сурово обр. с рабами: сеять между ними вражду, кормить и одевать в зав. от их работы и поведения. Каждый раб должен получать "урок", т. е. объем работы.( Это было до восстания рабов под руководством Спартака.)

Варрон, 1 в н. э. Трактат "О с\х". Считал доходность хозяйств зависящей только от качества почв, ну и иногда от выгодного месторасположения (близко к сбыту). отметил низкую эффективность рабского труда. Доходность рабовладельческого хозяйства мыслитель связывал с качествами земли и агрокультурой. Выступал за либеральные методы принуждения рабов к труду.

Колумелла, После восстания Спартака выгоднее стало сдавать землю, особенно удаленную от сбыта в городах, в аренду и нанимать свободных!

Поставил вопрос про интенсификацию развития рабовладельческих хозяйств на основе провидения агротехнических мероприятий и реорганизацию труда рабов с целью повышения эфф. Рабского труда он советовал покупать опытных и квалифицированных рабов, разделять труд между невольниками проводить соревнования между рабами используя материальные и моральные стимулы.

Гай в своем труде «Природная история» определял что расширение производства за счет наращивания объемов землевладения и рабского труда приводит к увеличению расходов по надсмотру и управлению которые поглощают собственный доход. Чтобы повысит с\х труда он считал что землевладельцы должны перейти к умеренности и максимальному сокращению расходов , пропагандируя используя новых и дешевых орудий труда, осуждал рабовладельчество.



Тиберий та Гай Гракхи они предусматривали ограничение большого землевладения, предоставление земли бедным производителям с целью возрождения мелкого землевладения. Провели аграрные реформы. Тиберий добился утверждением народным собранием закона проекта согласно которому земельный фонд римской земли ограничивался 250 га. Гай- возобновил деятельность земельной комиссии которая предоставила земельные участки тисячам бедных семей, провел политику образования новых колоний на государ. Землях в Италии и Карфагене. Организовал продажу в Риме дешевого хлеба предложил законопроект по предоставлению всем жителям Италии прав Римского гражданства.

 

 

8.Економічні погляди середньовіччя. Вчення каноністів про „справедливу ціну".Фома Аквінський

Средневековая европейская мысль испытывала сильное влияние античности.Особенностью средневековых учений стало участие в их создании католической церкви, ставшей крупным феодалом, обладающим землями и крестьянами. Вопросы эффективного управления землей, получение дохода стали для церкви также важны, как и для любого другого хозяйствующего субъекта. В поисках ответа на экономические вопросы стали принимать участие монахи - каноники(канонисты), церковные юристы, Характеристика экономической мысли средневековья:

1. Экономическая мысль прикрывалась богословскими текстами замысловатого характера.

2. Отражение борьбы между крестьянской общиной и феодальным поместьем (колонат, латифундия, вилла).Феодальные поместья добились только подчинения общины, а не ее устранение. Сохранились общинные луга, леса, болота, пастбища- их сохранение- одно из требований крестьянских восстаний. Это основа конфликта между общинной собственностью и частной собственностью.

3. Крупное производство, благодаря концентрации крестьян (техника ручная и примитивная).

4.Экономическая политика феодального поместья - особенное место в развитии экономической мысли. Раб работает под принуждением, крестьянин же полу самостоятельный работник. Он работает хорошо на своем участке, но на хозяйском дворе так же уклоняется от работы, как и раб античности. Отсюда возникают общие экономические проблемы: как заставить трудиться раба и крестьянина на господской вилле, латифундии.

5. Оброк и барщина, противоречия между ними. Оброк- более прогрессивен. Барщина- тот же рабский труд. Оброк ослаблял зависимость между крестьянином и феодалом.

6. Оправдание феодальной ренты- справедлива и достойна. Поиски экономического принуждения, поземельной зависимости, возвращение к барщине.

7. Противоречия между натуральным и товарным хозяйством, крестьянами и горожанами. В городах даже отменяется крепостничество.

Основной принцип - "Нет земли без господина".

Фома Аквинский (1225-1274 гг.)

Он был завершителем взглядов канонистов. Он жил в то время, когда феодальная система и феодальные классы уже сложились, выросли феодальные богатства, и достигли значительного развития товарно-денежные отношения.

Одной из наиболее важных и распространенных идей было учение о "справедливой цене", по античной традиции под ней понималась цена, равная трудовым затратам на изготовление какой-либо вещи. Считалось, что несоблюдение этого правила, основанного на справедливости, порождает в обществе зло и ведет его к упадку. Злом также считались занятия ростовщичеством и присвоение торговой прибыли. Между тем, эти явления распространялись все шире, и в торговых , ростовщических операциях начинает принимать участие церковь. Важное место в учении Фомы Аквинского занимает теория "справедливой цены". Справедливой ценой он считал такую цену, которая во-первых учитывает труд, затраченный на производство товаров, и во-вторых дает возможность продавцу жить соответственно своему социальному положению. Теория "справедливой цены" ставит своей целью оправдать сословные привилегии и отражает интересы класса феодалов и купечества. Безоговорочно оправдывал получение земельной ренты. Труд - богоугодное дело, необходимое для поддержания жизни. Труд дает возможность раздавать милостыню, но феодал может не работать, получая ренту. Фома Аквинский был сторонником натурального хозяйства, так как оно является основой благополучия людей. "Для всякого государства достойнее получать продукты со своей территории, чем с купцов". Отношение к торговле. Некоторые виды торговли с его точки зрения, являются "честной" торговлей. В частности ввоз в страну предметов первой необходимости. Прибыль получаемая при этом купцами, не противоречит христианской добродетели (это плата за труд).

Фома Аквинский клеймил ростовщичество, но допускал случаи, когда взимание процентов возможно:

- когда должник использовал ссуженные ему деньги с целью извлечения прибыли;

- кредитор может получать от должника "бескорыстный подарок";

- лишения кредитора, порождаемые задержкой денег у должника;

- неполучение кредитором возможного дохода от этих денег;

Т.е. процент должен рассматриваться как плата за риск, связанный с предоставлением ссуды

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.