Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Потребительские предпочтения.





Потребительская корзина – это набор из одного или более благ. Полезность – численное значение, показывающее степень удовлетворения, получаемого потребителем от данной потребительской корзины.

Систему предпочтений потребителя можно представить с помощью определенного инструментария – кривых безразличия. Безразличными для вкусов данного потребителя являются такие наборы товаров, которые в равной мере подходят ему, в равной мере вызывают желание их приобрести, обеспечивают одинаковый уровень удовлетворения потребностей. Кривые безразличия представляют собой все комбинации потребительских корзин, обеспечивающих одинаковый уровень удовлетворения для потребителя.

 

 

Рисунок 19.1 – Наборы потребительских предпочтений для двух товаров (мясо и сыр)

 

Рисунок 19.2 – Кривая безразличия

 

Любая потребительская корзина, располагающаяся над и справа от кривой безразличия, предпочитается потребительской корзине, лежащей на кривой безразличия. Большее количество благ предпочитается меньшему. Карта безразличия - это набор кривых безразличия, которые описывают потребительские предпочтения для всех комбинаций из двух благ.

Бюджетные ограничения

Предпочтения не объясняют полностью потребительское поведение. На индивидуальный выбор влияют также бюджетные ограничения, которые при известных ценах на различные товары и услуги ограничивают потребление людей. Бюджетная линия показывает все комбинации двух благ, для которых уплаченные деньги в совокупности равны совокупному доходу (рисунок 19.3).

Рисунок 19.3 – Линия бюджетного ограничения

 

Построенная бюджетная линия не совпадает с кривой безразличия. Это означает, что бюджет потребителя не позволяет ему приобрести те наборы товаров, которые находятся на кривой безразличия. Желания потребителя редко совпадают с его возможностями. Необходимо достижение потребительского равновесия путем перемещения кривой безразличия на бюджетную линию (рисунок 19.4).



3. Потребительское равновесие – это максимальное удовлетворение потребностей при заданном ограниченном бюджете и имеющемся уровне цен. В рассмотренном примере потребитель выберет набор, соответствующий точке G на рисунке 19.4.

Рисунок 19.4 – Потребительское равновесие

 

При анализе потребительских предпочтений выделяют два эффекта: эффект дохода и эффект замещения. Эффект дохода показывает, как изменяются потребительские предпочтения при изменении цены на товары. Понижение цены делает потребителя реально богаче и позволяет ему расширить объем спроса. Если снижается цена на молоко, то потребитель на свой постоянный доход может купить большее количество, или, сохранив потребление молочных продуктов на прежнем уровне, приобрести большее количество других товаров.

Эффект замещения характеризует взаимосвязь между относительными ценами товаров и объемом спроса потребителя. Снижение цен на молочные продукты при неизменном уровне цен на другие товары означает их относительное удешевление по сравнению, например, с мясом или фруктами. Потребитель будет замещать более дорогие товары более дешевыми.

Таким образом, концепция потребительского выбора и потребительского равновесия позволяют лучше понять поведение потребителя на рынке и его влияние на изменение спроса под влиянием цен и доходов.

 

20 * Какова сущность закона спроса, влияния ценовых и неценовых факторов на изменение спроса

Спрос –это платежеспособная потребность, т.е. такое количество продукции, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене в течение определенного периода времени. Спрос – потребность, подкрепленная деньгами.

Индивидуальный спрос – это спрос, предъявляемый одним потребителем на рынке какого-либо товара.

Рыночный спрос –это суммарный спрос, предъявляемый всеми потребителями при каждом возможном уровне цен.

Факторы, оказывающие влияние на величину индивидуального и рыночного спроса:

1. Цена на данный товар – это наиболее важный фактор, оказывающий влияние на величину спроса. Зависимость величины спроса на данный товар от его цены выражена в законе спроса – при прочих равных условиях при увеличении цены на данный товар спрос на него сокращается.«При прочих равных условиях» означает, что если цена на данный товар растет, а на другие остается постоянной, то потребители переключаются на другие товары, близкие по потребительским свойствам (табл. 20.1, рис. 20.1).

 

Таблица 20.1 – Зависимость между ценой на товар и приобретаемым количеством  
Цена Количество

 

Рисунок 20.1 – Кривая спроса

2. Цены на сопряженные товары. Это товары-субституты и товары-комлементы. Субституты – это такие товары, которые могут быть использованы для замены других товаров. Например, если цена на кофе растет, то больше будут покупать чай. Т.е. между ценой на товар-субститут и спросом на данный товар существует прямая зависимость. Комплементарные товары – это такие товары, которые используются вместе с другими товарами. Например, при росте цен на автомобили потребители начинают покупать меньше бензина. Существует обратная зависимость между ценой на один взаимодополняющий товар и спросом на другой.

3. Доходы потребителей. Потребители начинают покупать больше товаров, когда их доходы возрастают и наоборот. Однако имеются исключения – спрос возрастает на товары высшей категории, или нормальные товары, а спрос на товары низшей категории сокращается.

4. Ожидания относительно будущих цен. Если ожидается рост цен на данный товар в будущем, то потребители стараются покупать больше сейчас и наоборот.

5. Количество покупателей – оказывает непосредственное влияние на спрос: чем больше покупателей, тем больше спрос.

6. Предпочтения и вкусы потребителей. Например, имеются значительные расхождения в потребительских вкусах относительно классической и эстрадной музыки. Следовательно, и спрос на аудиокассеты или диски с записью классической или эстрадной музыкой также будет различаться. Экономисты предполагают, что изменение вкусов потребителей сложно выявить, оно происходит относительно медленно и не оказывает значительного влияния на изменение спроса.

Если цена товара остается постоянной, а влияние неценовых факторов изменяется, это означает изменение в спросе на данный товар, которое приводит к сдвигу кривой спроса вправо (увеличение спроса), или влево (уменьшение) (рис. 20.2).

 

Рисунок 20.2 – Движение кривой спроса под влиянием неценовых факторов









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.