Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И КУЛЬТУРЫ





ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И КУЛЬТУРЫ

 

 

«ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

 

Учебно-методический комплекс

по специальности 020400 Психология

для студентов факультета ПСИХОЛОГИИ

 

Москва - 2009


 

 

«ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

 

Учебно-методический комплекс

по специальности 020400 Психология

для студентов факультета ПСИХОЛОГИИ

 

Рассмотрен и одобрен

на заседании кафедры

«___»________ 200__ г.

Протокол № ___

 


СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

 

II. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

 

III. ВЫПИСКА ИЗ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА

 

IV. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ РЕФЕРАТОВ И КУРСОВЫХ РАБОТ

 

V. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ С ОЦЕНКОЙ ПО КУРСУ

 

VI. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

 

VII. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (УКАЗАНИЯ) ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

 

 

 


I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

 

1. Цель курса - целенаправленно и систематически формировать у студентов глубокие знания о теоретико-методологических основах инженерной психологии и эргономики и других дисциплин психологического профиля, которые затрагивают трудовой процесс.

2. Задачи курса:

- формирование устойчивых навыков и умений самостоятельной научно–исследовательской и практической деятельности в сфере психологического обеспечения трудовой, профессиональной деятельности специалистов - операторов, а также в области организации трудового процесса различных инженерных отраслей общественной деятельности;

- усвоение студентами основных категорий инженерной психологии и эргономики и понимание их практического значения для обеспечения эффективности профессиональной деятельности;



- развитие профессиональной компетенции и стремления к глубокому психологическому анализу процессов и состояний специалистов в различных видах профессиональной деятельности.

Место курса в подготовке специалиста.

Дисциплина базируется на теоретико-методологических основах и историческом опыте науки, осваиваемых студентами при изучении дисциплин «Общая психология», «Психология труда», «Психология личности», «Социальная психология», «Психофизиология», «Психология здоровья».

Дисциплина «Инженерная психология и эргономика» является составной частью цикла регионального (вузовского) компонента дисциплин, обязательных для подготовки по специальности «Психология» согласно Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования. Она предназначена для вооружения студентов системой теоретических знаний, практических навыков и умений анализа сущности, закономерностей и тенденций развития человека-оператора в процессе трудовой деятельности. Дисциплина является одним из предметов, закладывающих основу для работы психолога по психологическому обеспечению деятельности операторского труда. В ее содержание входят методологические основы и методики изучения основных психологических фактов, закономерностей и механизмов, определяющих эффективность профессиональной деятельности человека – оператора как элемента системы «человек – машина» и его психическое здоровье.

Требования к уровню усвоения содержания курса.

Обучаемый, изучивший данный курс, должен

иметь представление:

- о психологических и социально - психологических особенностях трудового процесса человека - оператора, его основных компонентах, факторах и условиях, которые оказывают существенное воздействие на самого человека и его труд;

- о месте инженерной психологии и эргономики в системе психологических наук;

- о новых направлениях развития инженерной психологии и эргономики, тенденциях их развития в стране и за рубежом;

- о взаимосвязи инженерной психологии и эргономики с другими прикладными отраслями психологии;

- о принципах оптимальной организации движений с целью экономии энергетических затрат;

- о связи типизации, унификации и стандартизации требований учета человеческого фактора при проектировании систем «человек-машина»;

- об основных этико-профессиональных принципах работы практического психолога в системах «человек-машина»;

знать:

- психологические закономерности профессионализации личности и профессиональной адаптации специалиста в различных условиях среды и трудовой деятельности;

- методы исследования инженерной психологии и эргономики и технологии психологического обеспечения трудового процесса человека - оператора;

- основные теоретические и прикладные цели инженерной психологии и эргономики;

- основания классификации человеко-машинных систем;

- определение профессионально-важных качеств личности, основных составляющих систем «человек-машина», детерминированных и недетерминированных человеко-машинных систем, надежности и ее составляющих;

- основные принципы взаимодействия в системах «человек-машина», критерии распределения функций между человеком и машиной;

- основные психологические особенности и этапы деятельности человека-оператора;

- психологические причины ошибок человека в системе «человек-машина»;

- основные принципы организации комфортных рабочих мест человека-оператора, их виды и особенности;

- основные направления психологических исследований в системах «человек-машина»;

уметь:

- владеть основными категориями и понятиями инженерной психологии и эргономики;

- применять полученные знания и навыки при проектировании и разработке различных моделей рабочего места специалистов и проводить адекватную диагностику свойств и состояний людей в процессе труда и отдыха;

- проводить инженерно-психологическую экспертизу и оценку профессионализма специалистов;

- изучать и анализировать профессионально-психологические ситуации с субъектами трудовой деятельности, определять и решать задачи психологической работы с ними;

- выявлять, анализировать и обосновывать проблемы психологической работы с людьми различных профессий, определять эффективные пути их решения;

- сравнить возможности человека и машины в части приема информации, хранения и воспроизведения информации, переработки информации, осуществления воздействий на внешние объекты;

- обозначить основные классы профессионально-психологических задач практического психолога в системах «человек-машина»;

- сформулировать основные функции психологической службы в системах «человек-машина» и направления ее работы;

иметь опыт (навык):

- научной организации своего профессионального труда и труда человека - оператора;

- формирования моделей профессиографирования и психографирования рабочих мест оператора;

- применения основных методов психодиагностической работы с субъектами трудовой деятельности;

- подготовки и принятия решения в деятельности человека-оператора;

- правильного оснащения рабочего места человека-оператора.


II. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Наименование разделов и тем Всего учебных занятий (час) Аудиторные занятия: (час) Самостоятельная работа (час)
всего лекции семинары практические занятия зачет с оценкой
7 семестр
Тема № 1. Инженерная психология и эргономика как отрасль психологии и сфера деятельности практического психолога.      
Тема № 2. Междисциплинарные знания в обеспечении эффективности систем «человек-машина». Эргономика в системе прикладных междисциплинарных знаний.    
Тема № 3.Психологические и психофизиологические характеристики человека-оператора.    
Тема № 4.Инженерно-психологические требования к технике.      
Тема № 5. Инженерно-психологические требования к рабочей среде.    
Тема № 6. Принятие решений и познавательные процессы.      
Тема № 7. Психологическая природа ошибок человека – оператора.    
Тема № 8. Инженерно-психологическая оценка систем «человек - машина».    
Тема № 9. Оснащение рабочего места человека - оператора в системах «человек-машина».    
Тема № 10. Психологическая поддержка человека в системах «человек-машина» и формы ее реализации практическим психологом.      
Зачет с оценкой      
Итого за 7 семестр:
Всего по дисциплине:

III. ВЫПИСКА ИЗ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА

Наименование разделов и тем Всего учебных занятий (час) Аудиторные занятия: (час) Самостоятельная работа (час)
всего лекции семинары практические занятия зачет с оценкой
7 семестр
Тема № 1. Инженерная психология и эргономика как отрасль психологии и сфера деятельности практического психолога.      
Тема № 2. Междисциплинарные знания в обеспечении эффективности систем «человек-машина». Эргономика в системе прикладных междисциплинарных знаний.      
Тема № 2а. Актуальные проблемы инженерной психологии и эргономики.      
Тема № 3.Психологические и психофизиологические характеристики человека-оператора.      
Тема № 3а. Исследование психологических особенностей человека - оператора.      
Тема № 4.Инженерно - психологические требования к технике.      
Тема № 5. Инженерно - психологические требования к рабочей среде.      
Тема № 5а. Исследование факторов рабочей среды.      
Тема № 6. Принятие решений и познавательные процессы.      
Тема № 7. Психологическая природа ошибок человека – оператора.      
Тема № 7а. Условия труда человека в системах «человек-машина», их характеристика и регламентация.      
Тема № 8. Инженерно-психологическая оценка систем «человек - машина».      
Тема № 8а. Исследование СЧМ.      
Тема № 9. Оснащение рабочего места человека - оператора в системах «человек-машина».      
Тема № 9а. Организация комфортных рабочих мест человека в системах «человек-машина».      
Тема № 10. Психологическая поддержка человека в системах «человек-машина» и формы ее реализации практическим психологом.      
Зачет с оценкой      
Итого за 7 семестр:
Всего по дисциплине

Литература

 

Основная:

1. Дмитриева М.А., Крылов А.А., Нафтульев А.И. Психология труда и инженерная психология. Уч. пособие. - Л.: ЛГУ, 1979.

2. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учебное пособие для студ.учеб.заведений. – М., 2001.

3. Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология. - М., 2001.

Дополнительная:

1. Введение в эргономику. /Под ред. В. П. Зинченко. - М., 1974, - 352 с.

2. Венда В.Ф. Инженерная психология и синтез систем отображения информации. - М., 1975.

3. Вудсон У., Коновер Р. Справочник по инженерной психологии для инженеров, художников-конструкторов. - М., 1968.

4. Грачев Н.Н. Психология инженерного труда. - М.: “ВШ”, 1998.

5. Зинченко В.П., Мунипов В.М. Основы эргономики. - М., Изд-во Моск. Ун-т, 1979.

6. Инженерная психология: теория, методология, практическое применение / Под ред. Б.Ф. Ломова, В.Ф. Рубахина, В.Ф. Венды. - М., 1977.

7. Индустриально-организационная психология. Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2000.

8. Климов Е.А. Введение в психологию труда: Учебник для вузов. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.

9. Климов Е.А. Психология профессионала. - М.: Издат. “Институт практической психологии”, Воронеж: НПО “МОДЭК”, 1996.

10. Котик М.А. Краткий курс инженерной психологии. – Таллинн: Валгус, 1971.

11. Котик М.А., Емельянов А.М. Природа ошибок человека-оператора. - М., 1993.

12. Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. - М.: Педагогика, 1991.

13. Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях. - М., 1989.

14. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1996.

15. Методология инженерной психологии, психологии труда и управления. / Под ред. Ломова Б.Ф. - М., 1981.

16. Мунипов В.М., Зинченко В.П., Мунипов В.М. Эргономика: человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды: Учебник. - М.: Логос, 2001.

17. Основы инженерной психологии. Учеб. для техн. вузов / Под ред. Б.Ф. Ломова. – 2-е изд. доп. и перераб. - М.: Высш. шк., 1986. - 448с.

18. Основы инженерной психологии. / Под ред. Б.Ф. Ломова. - М.: Высш. шк., 1977.

19. Пископель А.А., Вучетич Г.Г., Сергиенко С.К., Шедровицкий Л.П. Инженерная психология: дисциплинарная организация и концептуальный строй. - М.: Касталь, 1994.

20. Практикум по инженерной психологии и психологии труда. – Ленинград: Изд. Лен.университета, 1983.

21. Проблемы инженерной психологии. Выпуск 1. - М., 1971. Глава 1. (на ПМК).

22. Психологические проблемы автоматизации научно - исследовательской работы / Отв. ред. М.Г. Ярошевский, О.К. Тихомиров. - М.: Наука, 1987.

23. Романова Е. С., Суворова Г. А. Психологические основы профессиографии. - М., 1990.

24. Системный подход в инженерной психологии и психологии труда. - М.: Наука, 1992.

25. Справочник по инженерной психологии. - М.: Машиностроение, 1982.

26. Хрестоматия по инженерной психологии. / Под ред. Б.А. Душкова: Учеб. пособие. - М.: Высш. шк., 1991.

27. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика. /Под ред. Б.А. Душкова. – М., 2000.

28. Эргономика. /Под ред. Крылова А.А. и Суходольского Г.В. - Л.: ЛГУ, 1987.

VII. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (УКАЗАНИЯ) ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Поиск информации по теме

Первый этап деятельности студента при выполнении реферативной работы – поиск соответствующих источников информации по изучаемой теме. Основные источники: книги, методические пособия и разработки, статьи в научных и научно-методических журналах, сборниках научных и научно-методических работ, материалы конференций, web-страницы в Интернете.

При изучении публикаций по теме необходимо пользоваться научными библиотеками. При необходимости следует пользоваться также центральными библиотеками: Российской государственной библиотекой (РГБ), Всероссийской государственной библиотекой иностранной литературы им. М.И.Рудомино (ВГБИЛ), Государственной центральной научной медицинской библиотекой (ГЦНМБ) и т.д.

Поиск книг по интересующей проблеме обычно начинают со справочно-библиографического отдела и систематического каталога библиотеки. Каждая библиотека имеет собственный справочно-библиографический аппарат. Информацию о психологической литературе можно найти также в разделах систематического каталога смежных отраслей знания, например философии, медицины, педагогики, социологии.

Если не удается самостоятельно справиться с библиографическими поисками, нужно обратиться к дежурному библиографу, который даст консультацию по методике дальнейшего поиска.

Для более широкого поиска информации о книгах по проблеме можно использовать книжную летопись, реферативные журналы, аналитические обзоры, бюллетени. Информацию о них дает библиограф.

* «Книжная летопись» - старейший и самый известный в стране и за рубежом библиографический указатель. Основной выпуск выходит еженедельно. Содержит более 50 тыс. в год библиографических записей, книг и брошюр, вышедших на всех языках мира. Приложения – ежеквартальные именной, географический и предметный указатели; ежегодный указатель серийных изданий. Дополнительный выпуск (авторефераты диссертаций) издается с 1981 г., выходит ежемесячно. Содержит записи авторефератов диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук по всем отраслям знаний.

* «Ежегодник книги» содержит библиографические записи книг и брошюр, изданных за определенный год. Выходит в двух томах. Указатели: именной, заглавий книг на языках (кроме русского), переводных изданий, предметный.

* «Летопись журнальных статей» выходит еженедельно. Содержит библиографические записи статей, документальных материалов, произведений художественной литературы из 2660 журналов, периодических, продолжающихся и непериодических сборников, выходящих на русском языке. Приложение – ежегодный указатель «Список журналов, периодических, продолжающихся и непериодических тематических изданий, статьи из которых учтены в ……. Году».

Большую ценность в информационном поиске представляют такие информационные издания как реферативные журналы (РЖ), экспресс-информации (ЭИ), сигнальная информация (СИ). В РЖ публикуются рефераты, аннотации и библиографические описания, в ЭИ освещаются современные достижения науки и техники за рубежом в виде расширенных рефератов. СИ – библиографическое пособие, предназначенное для оперативного информирования специалистов о публикациях по определенной отрасли (теме, проблеме) в отечественных и зарубежных изданиях.

В РЖ ВИНИТИ (Всесоюзный институт научной и технической информации) обобщается информация, публикуемая в 130 странах мира на 66 языках. Для психологов представляет ценность его часть «0.4. Биология. Раздел 0.4.11. Психология».

Из зарубежных реферативных изданий наиболее авторитетным является журнал «Psychological Abstracts», выпускаемый Американской психологической ассоциацией. В нем содержатся краткие аннотации большинства работ, выходящих в англоязычных психологических журналах.

Поскольку реферативные работы являются формами учебной и научной работы, основой для их написания должны служить публикации учебного и научного характера – книги и статьи соответствующего содержания и жанра. Материалы научно-популярных книг и журналов, публицистические статьи, художественная, религиозная и эзотерическая литература используются только в качестве вспомогательных источников для раскрытия темы.

При изучении источников по теме следует помнить, что книги и статьи могут иметь разную адресацию: от этого зависят их стиль и содержание.

Первый тип публикаций – это научные книги и статьи, предназначенные для коллег – профессиональных психологов. Они пишутся, как правило, строго научным языком и в их задачу входит сообщение новых данных по какой-либо проблеме. Студенты могут испытывать трудности при чтении таких книг по причине недостаточного знания существа описываемой проблемы и используемой терминологии.

Второй тип публикаций – это учебники и учебные пособия, предназначенные для студентов высших и средних учебных заведений. Они пишутся также научным языком, хотя степень сложности и доступности изложения, количество используемой научной терминологии должно соответствовать типу студентов, для которых это учебное пособие предназначено. Основная задача, на которую ориентируются авторы такого рода книг, - систематизированное изложение какой-либо области психологического знания. Поэтому изучение литературы полезно начинать с учебников и учебных пособий.

Третий тип публикаций – справочники и словари, где в определенной системе объясняются термины и понятия, а также некоторые разделы психологического знания. Обращение к ним также целесообразно на первом этапе работы, поскольку в них можно найти типичные определения понятий, классификации явлений, описание основных психологических закономерностей.

Четвертый тип публикаций – это научно-популярные книги и статьи, предназначенные для широкого круга читателей. Они содержат доступное и ясное изложение какой-либо психологической проблемы, написаны научно-популярным языком и не предполагают знания читателем профессиональной психологической терминологии. Научные термины или доступно разъясняются, или заменяются более простыми языковыми оборотами. Задача автора такой книги – популяризация психологических знаний, повышение психологической культуры читателя.

Системно и ясно написанные научные труды используются в качестве учебников, а также могут быть полезны для широкого круга читателей. К таким типам книг относится, например, фундаментальный труд С.Л. Рубинштейна «Основы общей психологии». Научно-популярные книги, несмотря на легкость литературного стиля, отсутствие сугубо профессиональной терминологии, представляют научную ценность.

Следует иметь в виду, что необходимая информация может находиться в книгах, относящихся к теме не прямо, а косвенно. Так, в сборнике «Проблемы педагогической психологии» могут быть опубликованы статьи, касающиеся самых разных сторон обучения и воспитания. Существует большое количество научных журналов, выпускаемых издательствами или психологическими обществами и ассоциациями. Некоторые из них издаются в конкретной стране, на ее государственном языке и предназначены, прежде всего, для психологов этой страны. Наиболее известными в России являются журналы «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Вестник Московского университета. Серия 14, Психология». Стали выпускаться журналы: «Иностранная психология», «Психологическое обозрение», «Мир психологии», «Акмеология», «Детский практический психолог», «Московский психотерапевтический журнал», «Журнал практического психолога» и др.

Статьи психологов и по психологической проблематике порой публикуются и в журналах по смежным наукам, например «Вопросы философии», «Человек», «Вопросы педагогики», «Дошкольное воспитание» и т.д.

Знакомство с книгами и статьями в журналах целесообразно начинать с последних лет издания, чтобы в первую очередь познакомиться с современным состоянием проблемы и изучить последние библиографические обзоры по теме. В них также можно найти ссылки на других авторов, на другие книги и статьи по теме, изданные ранее. Это позволит расширить сферу библиографического поиска. Количество ссылок на каких-либо авторов в разных источниках позволит выяснить наиболее авторитетных специалистов в области Вашего исследования. Более ранние работы станут понятнее, если Вы будете знать о современном состоянии изучения проблемы. Поэтому, просмотр журналов лучше начинать с последних лет издания и постепенно переходить к предыдущим годам. Более полное представление о журнальных статьях по теме может дать «Летопись журнальных статей».

Сравнительно новым источником информации по психологии стал Интернет.

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И КУЛЬТУРЫ

 

 

«ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

 

Учебно-методический комплекс

по специальности 020400 Психология

для студентов факультета ПСИХОЛОГИИ

 

Москва - 2009


 

 

«ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

 

Учебно-методический комплекс

по специальности 020400 Психология

для студентов факультета ПСИХОЛОГИИ

 

Рассмотрен и одобрен

на заседании кафедры

«___»________ 200__ г.

Протокол № ___

 


СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

 

II. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

 

III. ВЫПИСКА ИЗ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА

 

IV. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ РЕФЕРАТОВ И КУРСОВЫХ РАБОТ

 

V. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ С ОЦЕНКОЙ ПО КУРСУ

 

VI. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

 

VII. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (УКАЗАНИЯ) ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

 

 

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2020 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.