Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Принципы построения учебно-методического комплекса





Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 031300 «Социальная педагогика» (квалификация «Социальный педагог»).

Содержание курса организовано в соответствии с принятой в исторической науке хронологией гражданской истории. Содержание курса отвечает задачам профессиональной подготовки социальных педагогов в педагогическом высшем учебном заведении и нацелено на выработку знаний и умений самостоятельной работы с источниками и литературой по предмету.

В основу настоящего учебно-методического комплекса положены материалы учебного пособия для студентов высших педагогических учебных заведений «История образования и педагогической мысли за рубежом и в России», опубликованного под редакцией доктора педагогических наук, профессора З.И. Васильевой (М., 2001), а также учебного пособия, часть II «История образования и педагогической мысли» под редакцией А.П. Беликовой (М., 2001); «История педагогики и образования» под редакцией А.И. Пискунова (М., 2001); «История педагогики и образования» под редакцией Г.А. Казанской (Новосибирск, 2006); «История образования и педагогической мысли» (ОПД.Ф.08) – 540600 Алексеевой Т.Б. и Сосуновой Н.Ю. (кафедра педагогики РГПУ им. А.И. Герцена, 2004).

2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Тематический план учебной дисциплины

  Количество часов
Наименование Очная форма обучения Заочная форма обучения
темы Лекции Практ. и сем. зан. Само- стоят. раб. Всего часов по теме Лекции и сем зан. Сам. раб. Всего
1. История образования и педагогической мысли как область научных знаний
2. Школьное дело и зарождение педагогической мысли на ранних этапах развития человечества
3. Воспитание и школа в античном мире
4. Развитие образования и педагогическая мысль в эпоху средних веков (V - XVII вв.)
5. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве (до ХVII в.)
6. Образование и педагогическая мысль в новое время
7. Школа и педагогика России в XVII-нач.ХХ вв. - - -
8. Зарубежная школа и педагогика в период между первой и второй мировыми войнами - - -
9. Развитие школы и педагогики в России после Октябрьской революции (1917 г.)
10. Образование и педагогическая мысль в России после второй мировой войны
11. Основные тенденции развития мирового образовательного процесса
Итого:

2.2. Содержание отдельных тем учебной дисциплины «История образования и педагогической мысли»



Тема 1. История образования и педагогической мысли как область научных знаний. Ценности общечеловеческой культуры и поиски новой концепции единого всемирного историко-педагогического процесса. Длительность и сложность становления и развития современных педагогических систем. Основные принципы исследования прошлого. Предмет истории образования и педагогической мысли.

Тема 2. Школьное дело и зарождение педагогической мысли на ранних этапах развития человечества.Взаимосвязь историко-педагогического процесса с прошлым, настоящим и будущим, закономерности его развития в единстве теории и практики воспитания и обучения у всех народов в различные исторические эпохи. Периодизация исторического развития человеческого общества. Характеристика исторических типов образования.

Тема 3. Воспитание и школа в античном мире. Сравнительная характеристика целей и содержания афинской и спартанской систем воспитания. Проблемы воспитания в философских учениях Древней Греции (Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель). Просвещение в эпоху эллинизма. Воспитание и школа в Древнем Риме. Вопросы воспитания и обучения в трудах Квинтилиана. Возникновение христианства и его влияние на воспитание и педагогическую мысль.

Тема 4. Развитие образования и педагогической мысли в эпоху средних веков (V - XVII вв.).Сословный характер воспитания. Взаимосвязь содержания образования и методов преподавания с господствующими религиозными идеологиями (индуизм, буддизм, ислам). Средневековые типы школ (монастырские, кафедральные, цеховые, гильдейские, бюргерские). Рыцарская система воспитания. Возникновение первых университетов. Школа и педагогическая мысль эпохи Возрождение (Ф. Рабле, Витторино де Фельтре, Мишель де Монтень, Я.А. Коменский и др.).

Тема 5. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве (до XVIII в.). Истоки русской национальной школы(VIII-IХ вв.). Организация христианских школ. "Мастера грамоты" и народная педагогика. Словяно-греко-латинская академия. Памятники педагогической мысли.

Тема 6. Образование и педагогическая мысль в новое время. Генезис классической и реальной систем образования в новое время на Западе. Характеристика педагогических идей эпохи Просвещения. Педагогическая концепция Д. Локка. Система естественного воспитания Ж. Руссо. Теория элементарного образования И.Г. Песталоцци. Опыт соединения обучения с производительным трудом Р. Оуэна. Прагматическая педагогика Д. Дьюи.

Тема 7. Школа и педагогика России в XVIII - начале ХХ веков. Просветительская деятельность М.В. Ломоносова. Педагогические идеи И.И. Бецкого, Ф.И. Янковича, Н.И. Новикова, А.Н. Радищева. Характеристика педагогических идей ХIХ века (ведущие педагогические идеи дворянских революционеров; идеи революционеров-демократов: В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова; гуманистические концепции образования К.Д. Ушинского, Н.И. Пирогова, Л.Н. Толстого и др.). Вопросы народного образования и реформы школы.

Тема 8. Зарубежная школа и педагогика в период между первой и второй мировыми войнами. Развитие классической средней школы, реальной и профессиональной школы. Реорганизация структуры школы в соответствии с требованиями научно-технического прогресса. Деятели движения "нового воспитания" и их педагогические взгляды (А. Ферьер, О. Декроли, Э. Демолен и другие).

"Трудовая школа" и педагогика гражданского воспитания Г. Кершенштейнера; педагогика "действия" В. Лая, экспериментальная педагогика Э.Меймана.

Тема 9. Развитие школы и педагогики в России после Октябрьской революции (1917 г.). Советская школа и педагогика в 1917-1930 гг. Роль А.В. Луначарского и Н.К. Крупской в становлении школы и педагогики. Программа ГУСа. Идеи коллективного воспитания в теории и практике педагогов (П.П. Блонский, М.М. Пистрак, А.П. Пинкевич, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко). Советская школа и педагогика в 1931-1945 гг.

Тема 10. Образование и педагогическая мысль в России после второй мировой войны.Советская школа и педагогика в 1946-1985 гг. Проблема взаимосвязи общего, политехнического и профессионального образования в истории советской школы.

Вопросы единства обучения и воспитания в советской педагогической теории и школьной практике. Педагогическая система В.А. Сухомлинского. Система образования и общественно-педагогическое движение в СССР и России с 1985 г. Идеи педагогов - новаторов (Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Ильин, В.Ф. Шаталов и др.).

Тема 11. Основные тенденции развития мирового образовательного процесса. Современная зарубежная школа. Проблема реформирования классно-урочной системы в мире. Интернационализация педагогических исследований. Мораль и граждановедение в программах обучения в ведущих странах мира. Репродуктивные и поисковые модели обучения в мировой педагогике.

3. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2020 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.