Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Слово о полку Игореве». Историческая основа памятника и его судьба.





«Слово о полку Игореве» - величайший памятник мировой литературы. Переписывалось в течение 300 лет. Создан в 12 веке на Киевской Руси. «Слово» было найдено в списке 16 века. Оно входило в состав рукописного сборника, купленного Мусиным-Пушкиным.

Историческая основа:

В основе сюжета «Слова о полку Игореве» лежат подлинные исторические факты. С 1061 года юго-восточные границы Киевского государства начинают подвергаться опустошительным набегам степных кочевников-половцев. Русские князья проводят время в междоусобицах, иногда даже вступая в союз с кочевниками.

В начале 12 века Мономах прогоняет врагов далеко за Дон.

Со смертью Владимира Мономаха усиливается феодальная раздробленность, набеги становятся более частыми

1170 год - съезд южнорусских князей.

1184 год - коалиция разбивает половцев.

Но зато в 1185 году русские войска терпят сильнейшее поражение.

Итак, исторические события, связанные с походом и поражением северских князей - Игоря Святославича, его брата Всеволода, сына Владимира и племянника Святослава Олеговича и легли в основу «Слова о полку Игореве».

Описанию похода Игоря посвящены две дошедшие до нас исторические повести:

1. Лаврентьевская (северорусская). Лаконична и неконкретна, носит лишь религиозно-дидактическую окраску. Приводятся цитаты из «священного писания».

2. Ипатьеская (южнорусская). Подробное описание, трагедия. Человек, который описывал эти события, был сам вовлечён в них. Она не лишена художественности.

Перед нами две различные редакции исторической повести. Зато художественное своеобразие «Слова» особенно ярко раскрывается при его сопоставлении с летописными историческими повестями.



Написано было между 1185 и 1187 годами

 

Понятие «свой» – «чужой» в системе нравственно-эстетических ценностей «Слова о полку Игореве». Поэтический язык этого произведения.

«Слово о полку Игореве» отличается большим количеством различных образов.

«Слово о полку Игореве» - произведение поразительно цельное. Художественная форма «Слова» очень точно соответствует его идейному замыслу. Все образы «Слова» способствуют выявлению его основной идеи - идеи единства Руси.

1) Свой призыв к единению, своё чувство единства родины автор «Слова о полку Игореве» воплотил в живом, конкретном образе Русской земли. «Слово» посвящено всей Русской земле в целом. К Русской земле обращены все лучшие чувства автора. Образ Русской земли - центральный в «Слове»; он очерчен автором широко и свободно.

В обширных пространствах Руси могущество героев «Слова» приобретает гиперболические размеры.

Ветер, солнце, грозовые тучи, в которых трепещут синие молнии, утренний туман, дождевые облака, щёкот соловьиный по ночам и галочий крик утром, вечерние зори и утренние восходы составляют огромный, необычайно широкий фон, на котором развёртывается действие «Слова», передают ощущение бескрайних просторов родины.

Широкий простор родной природы живо ощущается и в плаче Ярославны. Ярославна обращается к ветру, к Днепру, к солнцу.

Чем шире охватывает автор Русскую землю, тем конкретнее и жизненнее становится её образ.

Вместе с тем понятие родины включает для автора «Слова о полку Игореве» и её историю.

Автор «Слова» рисует удивительно живой образ Русской земли. Создавая «Слово», он сумел окинуть всю Русь целиком.

2) Отношение автора «Слова» к русским князьям двойственное: он видит в них представителей Руси, он им сочувствует, но осуждает их эгоистичную, узко местную политику и их раздоры, их нежелание совместно защищать Русскую землю.

В русских князьях автор «Слова» в большей мере отмечает их положительные черты, чем отрицательные. Автор подчёркивает подвиги русских князей.

3) Совсем особую группу составляют женские образы. Все они овеяны мыслью о мире, о семье, о доме, проникнуты нежностью и лаской, ярко народным началом.

4) Особняком в «Слове» стоит образ певца-поэта Бояна. С воспоминания о Бояне он начинает своё выступление, его он рисует великим поэтом прошлого. Боян - «вещий».

В идейном замысле образ Бояна имеет существенное значение.

 

 

Слово о полку Игореве». Образы Бояна и Автора. Проблемы жанра, композиции и стиля этого произведения.

Так как в «Слове» преобладающую роль играет эмоционально-лирическое начало, в его композиции мало изображающих внешний мир картин и очень много места занимает изображение и выражение душевных движений.

Композиция «Слова» очень ритмична и логична, чётко выстроена.

«Слово» состоит из вступления, трёх основных частей и заключения.

Во вступлении мы видим певца Бояна. Он пел славу русским князьям. Автор размышляет, как начать повествование: правдиво или с полётом фантазии. Метод Бояна (фантазийный) ему не подходит.

1174 год - I поход Игоря.

1183 год - II поход Игоря.

I часть.

Завязка - выступление русских войск. В «Слове» в отличие от исторической летописи, инициатива похода принадлежит не Игорю, а Всеволоду.

II часть.

Центральная часть. Кульминация - поражение войска. Символ Руси - Киев, поэтому сюда и перенесены все действия. Сон Святослава (предвидит гибель Игоря). Чувство скорби Святослав выражает в «золотом слове», которое перерастает в публицистический призыв автора к князьям русским.

Публицистика сменяется лирическим плачем Ярославны над Путивлем.

III часть.

Плач Ярославны - олицетворённая природа, обращение к ветру, Днепру и солнцу. Этот плач - важное звено для развития сюжета; плач предваряет разлуку - бегство Игоря из плена. Затем - бегство Игоря со сказочными превращениями.

III часть самая эмоционально-поэтическая. В конце - слава князьям за мужество и храбрость.

Итак, автор берёт из истории лишь некоторые факты, которые позволяют ему ярче выразить главную идею. И именно гражданский патриотизм является основой композиции.

 

14. Переводная литература домонгольской Руси.

Преобладала церковная переводная литература над светской для упрочения новой веры, христианской морали. Но древнерусские книжники перевели ряд воинских, исторических, дидактических повестей с греческого. Чтобы приблизить перевод к русской реальности, для приближения к реальному времени переводчики искажали произведение. Для этих произведений характерен историзм, нравоучения, дидактизм.

Воинская повесть: «Александрия» - повесть о подвигах и жизни прославленного полководца(создана сразу после смерти Македонского – 323 до н.э.). В 11-12вв. с греческого была переведена на русский. От предыстории рождения Александра. Походы. Путешествия по землям (мирный поход в страну «рахманов») (жанр ходжения), исполненным чудес (великаны, «человекоядцы» и др.). Постоянно подчеркивается превосходство эллинов над варварами.

Христианские мотивы: Александр признает в Иерусалиме признает единого бога. В Лусовом пристанище он пытается попасть на небеса, но услышав глас предупреждения отказывается от этой затеи.

Дидактическая повесть (пропагандировали новую христианскую мораль ): «Повесть о Варлааме и Иосафе».

Иосаф – сын индийского царя Авенира, который не хочет, чтобы его отпрыск стал христианином. Юноша встречает старца Варлаама, который рассказывает нравоучительные притчи, а после крестит Иосафа. Отец пытается повернуть сына опять к язычеству, но попытки тщетны. Его сын уходит в пустыню, в странствии найдя Варлааама, живет с ним в пещере. Нетленные их тела переносят в индийскую столицу.

Провозглашается победа христианства над язычеством.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.