Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Методика применения средств обучения





Средства обучения решают множество дидактических задач. Например, аудиовизуальные или мультимедийные средства обучения способны моделировать реальные факты и события. С помощью экранных средств можно показать изучаемый объект в естественной для него среде. Специализированные съемки могут замедлить или ускорить изучаемый процесс, показать микроскопические объекты. Прием мультипликации помогает показать строение и динамику действия сложных объектов.

Независимо от вида средства обучения существуют общие дидактические требования по подготовке учебного занятия с их использованием:

1. проанализировать цели учебного занятия, его содержание и логику изучения материала;

2. выделить главные элементы, которые должны быть усвоены учащимися (факты, гипотезы, законы), выделить те из них, которые нуждаются в демонстрации предмета, явления или их изображения;

3. установить, на каком этапе, и для какой цели необходимо использование средств обучения;

4. отобрать оптимальные средства обучения, установить их соответствие целям занятия;

5. определить методы и приемы, с помощью которых будет обеспечена познавательная деятельность учащихся, сформулировать задания.

Рассмотрим особенности применения на учебных занятиях отдельных видов средств обучения.

Наглядные пособияделятся на:

· объемные (модели, коллекции, приборы, аппараты и т.п.),

· печатные (картины, плакаты, портреты, графики, таблицы и т.п.)

· проекционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т.п.).

· мультимедийные энциклопедии с обучающими функциями как новый жанр наглядных пособий (интерактивные обучающие программы, электронные учебники).

Наглядные пособия демонстрируются для решения следующих задач:



- ознакомление с явлениями и процессами, которые не могут быть воспроизведены в аудитории;

- представление об изменении характеристик явления или процесса;

- показ этапов изготовления, проектирования и эксплуатации изделия;

- представление об устройстве предмета и принципе его действия, управления им, техники безопасности;

- ознакомление с историей науки и перспективами ее развития.

Эффективными средствами обучения являются коллекциинаборы предметов или веществ, подобранных по определенным признакам и используемым в качестве раздаточного материала. Каждый предмет в коллекции располагается в определенном месте коробки (листа картона, бумаги, фанеры) вместе с наименованием и пояснением. Коллекции применяются в естественно-научных дисциплинах. К изготовлению коллекций полезно привлекать учащихся, предлагая им выполнить и защитить соответствующую творческую работу.

Моделибывают следующих типов:

1) демонстрирующие принцип действия объекта;

2) изображающие устройство или схему его работы;

3) воспроизводящие внешний вид объекта.

Наибольший интерес учеников вызывают модели первого типа. Привлекательны действующие схемы со светящимися индикаторами. Модели третьего типа могут изготавливаться учащимися в предметных кружках и представляют собой объекты в их уменьшенном (модель звездного неба) или увеличенном (модели молекул) виде. Изготовление действующей модели может стать творческой работой для учеников, склонных к данной деятельности.

В дополнение к натуральным предметам и моделям применяются печатные пособия.Печатные таблицы, карты и плакаты хранятся в подвешенном состоянии в специальных защищенных от солнечных лучей местах. Для графического изображения функциональных зависимостей используются также диаграммы. Эффективно использование прозрачных пленок для кодоскопа, на которых можно прямо во время урока писать фломастерами и отображать создаваемое изображение на экран. С помощью компьютера изображение для таких пленок можно готовить заранее и распечатывать на обычном принтере.

В настоящее время выпускаются слайд-альбомыс необходимыми пояснениями. Например, для курса биологии имеются слайд-альбомы: «Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся», «Птицы», «Млекопитающие», «Эволюция», «Экология», «Цитология и генетика», «Человек и его здоровье».

Для детального и постепенного изучения строения сложных объектов или процессов выпускаются транспаранты - прозрачныепленки с изображениями для проецирования.

Материальные средства обучения дополняются идеальными. Если материальные средства связаны с привлечением интереса и внимания, для практических действий, то идеальные средства обучения ориентированы на понимание материала, логику рассуждения, развитие интеллекта. Оба типа средств в совокупности влияют на развитие личностных качеств учащихся.

Идеальные средства могут быть материализованы с помощью графического или символического обозначения объекта. Материализованные же средства при вербализации возвращаются в область идеального.

 

Медиаобразование

Медиаобразование — направление в педагогике, которое предполагает изучение учащимися закономерностей массовой коммуникации: прессы, телевидения, радио, кино, видео и т.п. В качестве средств медиаобразования в обучении используются элементы информационной среды: учебник, средства массовой информации (печать, радио, телевидение), видео, компьютерные обучающие программы и игры, мультимедиа, информационные сети Интернет.

Содержание медиаобразования, интегрированного с базовым образованием, имеет составляющие:

- обучение восприятию и переработке информации, передаваемой по каналам средств массовой информации (СМИ);

- развитие критического мышления, умения понимать скрытый смысл того или иного, противостоять манипулированию сознанием индивида со стороны СМИ;

- включение дополнительной информации в контекст общего, базового образования, в систему формируемых в предметных областях знаний и умений;

- формирование умений находить, готовить, передавать и принимать требуемую информацию, в том числе с использованием различного технического инструментария (компьютеры, модемы, факсы, мультимедиа и др.).

С данной точки зрения наиболее значимыми для развития навыков работы учащихся со средствами медиаобразования являются следующие:

- нахождение нужной информации в различных источниках;

- установление связей между различными информационными сообщениями;

- извлечение из информации необходимых данных, их систематизация по признакам, выделение главного в информационном сообщении;

- понимание направленности информационного потока, целей коммуникации; - восприятие и понимание различных точек зрения по одному источнику;

- создание собственных аргументированных высказываний по отношению к сообщению, составление рецензий и анонсов информационных сообщений;

- перевод одного типа информации в другой (вербальную и визуальную) и наоборот;

- преобразование информации исходя из особенностей аудитории, для которой она предназначена;

- определение формы изложения информации, адекватной его содержанию;

- владение простейшим инструментарием подготовки, передачи и получения информации.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.