Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Политическая система: структура, функции и типология. Основные направления развития политической системы Республики Беларусь.





Американский математик Норберт Винер, заложивший основы кибернетики, под системой понимал совокупность элементов, находящихся в определенных отношениях друг с другом и образующих целостность. А его соотечественник политолог Т. Парсонс перенес данное понятие уже на рассмотрение общества. Говоря о системе, следует выделить такие признаки систем, как:

- наличие нескольких элементов или единиц;

- наличие определенного принципа связи между элементами;

- разнокачественность данных элементов;

- наличие относительной границы между системой и окружающей средой.

Т. Парсонс представлял общество, как взаимодействие нескольких подсистем, которые находятся во взаимодействии, выполняют определенные функции, реагируют на требования среды или самих подсистем и тем самым обеспечивают жизнедеятельность общества. Нарастающее внимание к системному характеру политики закрепило термин «политическая система» в политологии в середине XX века, для описания властных отношений.

В широком смысле под политической системой понимают все политические отношения субъектов по поводу политической власти. В более узком смысле выделяют следующие подходы к определению политической системы.

Институциональный подход под политической системой понимает совокупность государственных и негосударственных институтов, социальных и правовых норм, через которые реализуется власть.

Более широкое распространение получил системный подход, который рассматривает политическую систему как механизм формирования и функционирования власти в обществе по поводу распределения ценностей и ресурсов.

Структурно-функциональный подход особое значение придает факторам окружающей среды и исследует политическую систему как совокупность элементов окружающей среды (население, их объединения, профессиональные, этнические слои), экономических, социальных, духовных и других институтов и учреждений, тесно связанных и взаимодействующих с политической системой. Данный подход рассматривает политическую систему весьма широко.



Внимания заслуживает и одно из самых коротких определений политической системы как совокупности политических ролей, подчеркивающее взаимосвязь гуманитарных наук, в частности политологии и социологии.

Политологи Беларуси политическую систему определяют как комплекс политических государственных и негосударственных институтов и организаций, политических идей, взглядов, политических, нравственных и правовых норм, традиций, отношений, на основе которых осуществляется власть и оказывается влияние на нее. Само существование политической системы обусловлено социальными причинами и необходимостью защиты и реализации коренных социальных интересов. Обладая властным верховенством, политическая система способствует объединению, интеграции всех систем общества на основе баланса интересов и консенсуса.

Политическая система как механизм власти, обеспечивающий функционирование единого социального организма, представляет собой многие подсистемы, структуры и процессы, через которые она взаимодействует с ними и выступает по отношению к ним доминирующим фактором. По мере развития и усложнения общественной жизни структура политической системы модифицируется: либо меняется с изменением окружающей среды, либо адаптируется к ней, либо опережает.

Структурными компонентами (подсистемами) политической системы являются:

1. Институциональная подсистема, состоящая из общественно-политических институтов и организаций, где главное место принадлежит государству, которое обладает максимальной политической властью.

2. Нормативно-регулятивная подсистема, основу которой составляет право, выступающее главным нормативным регулятором всех общественных отношений. В праве выражается государственная воля, установленная властью.

3. Коммуникативная (функциональная) подсистема, состоящая из политических отношений и политического режима и включающая в себя разнообразные формы и принципы взаимодействия внутри политической системы и между политическими системами других стран.

4. Культурная подсистема, включающая политическую культуру и политическое сознание.

5. Идеологическая подсистема, т.е. совокупность политических идей, теорий, лозунгов, формирующих различные общественно-политические институты и.

Жизнедеятельность политической системы проявляется через выполняемые ею функции, в которых выражается социальная сущность и предназначение политической системы. К приоритетным функциям политической системы относятся: целеполагание, мобилизация, консолидация, легитимация, адаптация, сохранение системы, регулирование политических отношений, выработка правил политической деятельности, политическая социализация, политическое рекрутирование и другие.

Функционирование политической системы сопряжено с решением конкретных экономических, социально-политических, идеологических и иных задач, постоянно возникающих перед данной системой, основными из которых являются:

- определение и реализация политического курса государства, включая формулирование основной цели и путей развития общества;

- мобилизация и распределение всех ресурсов страны для выполнения поставленной цели и удовлетворения потребностей общества;

- интеграция и регулирование деятельности всех политических субъектов;

- совершенствование и легитимация механизма власти.

Политическая система, являясь сложным, богатым по содержанию явлением, подлежит классификации по различным критериям. Так, марксистские ученые, исходя из формационного подхода, различают политические системы рабовладельческого, феодального, капиталистического и социалистического общества. Западные ученые выделяют открытые и закрытые политические системы, в зависимости от динамичности политической системы и ее связи с окружающей средой. В соответствии с типом политического режима – политические системы делятся на демократические, авторитарные и тоталитарные. В зависимости от типа общества и уровня его развития логично выделять доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные политические системы. По шкале политической культуры выделяют четыре типа политических систем – англо-американские, континентально-европейские, доиндустриальные и тоталитарные. По содержанию и формам управления различают – либеральные демократии, коммунистические (авторитарно-радикальные), традиционные, популистские и авторитарно-консервативные политические системы. Можно упомянуть и другие типологии: по стилю правления или по типу государства.

Политическая система общества, представляя собой, совокупность различных видов деятельности, может быть представлена через механизм ее взаимодействия с окружающей средой. Удобнее отобразить влияние общества на систему понятием «вход», а влияние системы на общество понятием «выход». На входе политическая система воспринимает импульсы в виде требований (о распределении материальных благ, о регулировании поведения, о коммуникациях и информации и т.д.), поступающих из окружающей среды, т.е. общества и одновременно ощущает поддержку (уплату налогов, соблюдение законов, политическое участие в официальных акциях и т.д.) той же окружающей среды. Реагируя на требования, т.е. на общественное мнение, власть принимает решения, организует их исполнение и контролирует ход выполнения. Своими решениями (исходящими импульсами) политическая система разрешает, сдерживает или тормозит социально-экономические, политические и иные преобразования в обществе, чем поддерживает его стабильность либо дестабилизирует общество. Общество, в сою очередь, заставляет политическую систему быстрее и мягче реагировать на свои требования, так как от этого зависит ее поддержка со стороны общества, обновление и даже сохранность.

Политические системы очень разнообразны, так как на их формирование влияют различные факторы:

- геополитическое положение;

- уровень социально-экономического развития;

- тип государства (правовое, неправовое);

- гражданское общество;

- тип политической культуры и наличие политических субкультур;

- традиции и наследие прошлого.

Мировое сообщество постоянно развивается, совершенствуется, и каждая страна находит свой путь развития, приспосабливая к нему политическую систему. Так и Республика Беларусь постепенно трансформирует свою политическую систему, адаптируя институты власти к запросам и нуждам общества.

К основным направлениям развития политической системы Республики Беларусь следует отнести:

- более четкое соблюдение принципа разделения властей;

- повышение роли парламента;

- усовершенствование механизмов включения политических партий в систему власти;

- продолжить реформирование избирательного кодекса;

- создание более действенного контроля за соблюдением законодательства и социальной практикой;

- совершенствование отношений государства с частным предпринимательством;

- повышение уровня правовой и политической культуры.

Создание политической системы с более свободными отношениями между государством и гражданами, с социальным контролем за политической жизнью невозможно без углубления процесса формирования гражданского общества и правового государства, без привлечения новых форм взаимодействия республики с другими государствами ближнего и дальнего зарубежья. Дальнейшая демократизация политической системы нашего государства должна достигаться наряду с повышением качества и уровня жизни каждого человека и гражданина, что является основой их свободы и социальной активности.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.