Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Философия образования и социальные системы





Спецкурс для аспирантов 1-го года обучения

Доц., д.техн.н., к.ф.н. СКВОРЧЕВСКИЙ К.А.

Объем лекционного курса – 24 акад. часа.

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ УЧЕБНОГО КУРСА

1. Прецеденты формирования инновационных образовательных систем: Парижская Политехническая Школа; Царскосельский Лицей; Гумбольтов Университет; Массачусетский Технологический Институт; Физтех; МИФИ.

2. Понятие образовательной системы и образовательной деятельности. Специфика проблем профессионального образования.

3. Базовые философские традиции и образовательная деятельность.

4. Место психологии и педагогики в системе образовательной деятельности.

5. История развития образовательных систем в традиционных культурах: древняя Месопотамия; древняя Индия; античное общество.

6. Образовательные системы в истории западноевропейской цивилизации: монастырские школы; средневековый Университет.

7. Образовательная деятельность в культуре Нового Времени. Возникновение “массовой” школы и специализированного вуза.

8. Ключевые идеи современной философии образования: Дж. Дьюи; Ричард Рорти; И. Иллич; П. Фрейре; В.В. Давыдов.

9. Процесс формирования инновационного образовательного проекта.

10. Наука и образование: характер взаимосвязи и перспективы взаимодействия.

11. Образовательные системы в контексте “информационного общества”.

12. Образовательная деятельность как “задающий” генератор социокультурных процессов.

СОДЕРЖАНИЕ

Лекция 1. Основные способы интерпретации понятия “образование”. “Образование” как формирование “образа” в сознании учащегося. “Образование” как процесс появления нового знания в сознании учащегося. “Образование” как система организации социальных связей учащегося в социокультурной среде. Три уровня осуществления “образовательной деятельности”:



- образовательный процесс, единицей которого является процесс взаимодействия Преподавателя и Ученика;

- образовательное учреждение, функционирующее в соответствии с утвержденными стандартами, Учебным планом и Расписанием занятий;

- образовательный проект, включающий в себя Заказчика выпускников образовательного учреждения и соответствующую социальную инфраструктуру.

Главная организационно-содержательная проблема образовательной деятельности – построение модели определенной сферы профессиональной (или культурной) деятельности в рамках образовательного процесса, определяемого структурой Учебного плана и классно-урочной системой организации обучения.

Лекция 2. Образовательная деятельность не является одной из функций социального организма (социальной системы), а представляет собой совокупность трех направлений деятельности:

- определяющей формы и содержание социокультурных процессов;

- фиксирующей смысловые координаты отдельных событий социальной действительности;

- осуществляющей обратную связь между результатами и исходными целями социального проектирования.

Проблема "вмешательства" философии в образовательную деятельность. Возможные способы построения “философии образования”:

- в целях формирования средств педагогической теории и практики;

- для разработки содержательных оснований образовательного проекта;

- в проведении философской рефлексии по отношению к результатам и исходным основаниям образовательного проекта;

- появление образовательной традиции внутри отдельной философской школы.

Лекция 3. Процесс формирования образовательных моделей в связи с разрушением трех классических “единств” традиционного образования: “единства места”, “единства времени” и “единства действия” под влиянием интенсификации коммуникативных практик и ускорения процессов социокультурных изменений. Основная проблема взаимодействия Учителя и Ученика, проявляющаяся в трех эффектах: “убегание субъекта”, “исчезновение субъекта”, “виртуальность субъекта”, которые существенно усложняют прямую трансляцию содержания образования. Две основные традиции в истории создания инновационных образовательных систем – личностно-ориентированное образование и деятельностно-ориентированное образование, их достоинства и недостатки.

Лекция 4. Некоторые прецеденты в истории создания инновационных образовательных систем. Система МФТИ и МИФИ. Принцип включения в структуру глобального социокультурного проекта как условие оптимального сопряжения процесса профессионального развития студента и процесса развития сферы профессиональной деятельности выпускника.

Система средневековых европейских университетов. Колледж де Франс. Парижская Политехническая Школа.

Лекция 5. История развития системы профессионального образования в России. Славяно-греко-латинская Академия, ее специфика. Реформы Петра Великого в сфере образования. Московский Университет. Проблемы взаимодействия с академической научной традицией. Царскосельский Лицей. Петербургское Училище правоведения. Петербургский Политехнический институт как прообраз системы МФТИ.

Лекция 6. Две основные линии в развитии образовательной деятельности эпохи Нового Времени: эмпирическая, идущая от Ф. Бэкона и Дж. Локка к В. Ратке, Я.А. Коменскому, Р. Бойлю, Дж. Беллерсу, А.Г. Франке, и рационалистическая, восходящая к Р. Декарту, Б. Паскалю и школе Пор-Рояля (Ф. де Фенелон, Ш. Роллен), а также системе ордена иезуитов. Основные педагогические принципы Я.А. Коменского.

Лекция 7. Вклад Дж. Локка в понимание проблем, связанных с возможностью эмпирической методологии образовательной деятельности. Вопрос о пределах педагогического воздействия на процесс формирования сознания, и показал роль развития рефлексивных способностей в образовательном действии.

Формирование в рамках эмпирической методологии образовательной деятельности системы “личностно-ориентированного” образования, получившей свое наиболее полное выражение в деятельности педагогов эпохи Просвещения. Французский, немецкий и американский варианты образовательных моделей эпохи Просвещения. Ориентация английского Просвещения на разработку системы “деятельностно-ориентированного” образования, связанного с формированием человека-специалиста, человека-профессионала, действующего в заданных дисциплинарных рамках.

Лекция 8. Достижение баланса между эмпиризмом и рационализмом в теории и практике образовательной деятельности в эпоху Романтизма. Теория и практика И.Г. Песталоцци и И.Ф. Гербарта. Появление предмета “философия образования”.

Гумбольтов Университет. “Французская” и “немецкая” системы соотношения науки и образования.

Лекция 9. Развитие образовательной деятельности в ХХ веке по направлениям, заданным моделями “личностно-ориентированного” и “деятельностно-ориентированного” образования. Значение философского прагматизма: линия Ч.С. Пирс – Дж. Дьюи – У. Килпатрик, “метод проектов”, школы “Дальтон-плана” и “Виннетки-плана”. Модификация “принципа Пирса”, изначально лежавшего в основаниях прагматической методологии в образовательных моделях Дьюи и Килпатрика.

Лекция 10. Оппозиция линии Дж. Дьюи в философии образования ХХ века: представители “эссенциализма” (У. Бэгли) и “социальной педагогики” (П. Наторп). Бихевиористский подход – А. Бине и Э. Торндайк. Возможность синтеза указанных концепций в рамках трактуемого в современном ключе “проектного образования”. Степень влияния концепций неопрагматизма Р. Рорти и постмодернизма на процесс развития образовательных систем. Использования “процессуального” подхода в проектировании образовательных систем (педагогическая концепция А.Н. Уайтхеда).

Лекция 11. Процесс проектирования инновационных образовательных систем. Две основные задачи: формированием фигуры Исследователя и формированием фигуры Управленца. Использование средств как личностно-ориентированного, так и деятельностно-ориентированного образования.

Современный подход к воссозданию системы “проектного образования” в таких междисциплинарных сферах как менеджмент и маркетинг.

Лекция 12. Наука и образование: характер взаимосвязи и перспективы взаимодействия.

Прецеденты Массачусетского Технологического Института и Калифорнийского Технологического Института.

Образовательные системы в контексте “информационного общества”. Базовые представления и подходы к анализу современной информационной среды.

Образовательная деятельность как “задающий” генератор социокультурных процессов.

Концепции И. Иллича; П. Фрейре; В.В. Давыдова.

[ http://philosophy.mipt.ru/programmy/f_1v3yo2/a_1v41bt.html ]

Оглавление книги В. Г. Кременя «Філософія людиноцентризму в стратегіях освітнього простору» (Київ: Педагогічна думка, 2009) [171].

ВСТУП

Людина як суб'єкт творчої діяльності: інноваційний аспект

I. ПРИРОДА ЛЮДИНИ

1.1. Становлення проблеми природи людини

1.2. Природа і смисл егоїзму

1.3. Теорія і практика євгеніки

1.4. Програма вдосконалення природи людини

1.5. Способи впливів на зміну людської природи

II. СМИСЛ І ЦІННОСТІ ЛЮДСЬКОГО БУТТЯ

2.1. Цінність і смисл: модальність необхідного

2.2. Сутність цінності

2.3. Смисл і цінність у системі гуманітарного знання

2.4. Духовна криза — криза цінностей

2.5. Морально-духовні цінності — основа людиноцентризму

2.6. Ціннісна визначеність духовних практик

2.7. Принципи збереження буття людини

III. ТВОРЧІСТЬ У САМОСТВЕРДЖЕННІ ОСОБИСТОСТІ

3.1. Сутність і специфіка творчості

3.2. Енергії творчості

3.3. Суперечності творчої реалізації особистості

3.4. Контекст самоствердження та його форми

3.5. Аксіологічний контекст самоствердження людини

3.6. Творчість і духовне самоствердження

IV. НАЦІОНАЛЬНЕ І ГЛОБАЛЬНЕ: ЕКОНОМІКА, КУЛЬТУРА, ОСВІТА

4.1. Сутність глобалізації

4.2. Глобальні проблеми сучасності: економічний аспект

4.3. Політико-цивілізаційний вимір глобалізації

4.4. Освіта і глобалізація

4.5. Глобалізм і культура

4.6. Національно-духовне в контексті глобально-раціонального

V. ІННОВАЦІЙНЕ МИСЛЕННЯ: НЕОБХІДНІСТЬ МОЖЛИВОГО

5.1. Проблеми і суперечності глобального світу

5.2. Інновація — alter ego глобалізації

5.3. Інформаційне середовище як умова нового буття

5.4. Креативи інноваційних перетворень

5.5. Інновації освітнього простору

VI. ФІЛОСОФСЬКИЙ ДИСКУРС ОСВІТНЬОГО ЗНАННЯ

6.1. Смисл і мета філософії освіти: традиції і сучасність

6.2. Концепт філософії освіти: зміст, методологія, предмет

6.3. Синергетична модель розвитку освіти

6.4. Аксіологічні основи освіти у викликах сучасної цивілізації

6.5. Гносеологічний аспект освітнього процесу

6.6. Проблеми і перспективи філософії освіти

6.7. Освітньо-педагогічний простір

6.8. Інноваційні проекти філософсько-освітньої діяльності

VII. ЛЮДИНОЦЕНТРИЗМ — СТРАТЕГІЯ НАЦІОНАЛЬНОЇ ОСВІТИ

7.1. Філософія освіти в контексті національної освіти

7.2. Персоналістичний аспект вітчизняної філософії освіти

7.3. Інноваційна людина: самодостатність і цінності

7.4. Освіта у вимірах економічної цивілізації

7.5. Трансформації особистості в суперечностях епохи

7.6. Ідеал людини в розвитку мудрості і знання

7.7. Ціннісні смисли національного освітнього процесу

7.8. Зміст національної ідеї в українській освіті

VIII. ПРАКСЕОЛОГІЯ ОСВІТИ

8.1. Українська освіта в історичних викликах XXI століття

8.2. Теоретичні принципи модернізації освіти в Україні

8.3. Педагогічне обґрунтування ефективності навчання

8.4. Соціальний розвиток учня в сучасній системі освіти

8.5. Критерії соціально-особистісного розвитку школярів і підлітків

8.6. Майбутнє людини: проблеми, пошуки, сподівання

IX. ЕТОС ІНТЕЛІГЕНЦІЇ: КОНТЕКСТ ФІЛОСОФІЇ ЛЮДИНОЦЕНТРИЗМУ

9.1. Інтелігенція: постановка проблеми

9.2. Ґенеза інтелігенції

9.3. Призначення і смисл інтелігенції

9.4. Інтелігенти та інтелектуали

9.5. Статус інтелігенції в освіті

9.6. Інтелігенція і маса

ЗАКІНЧЕННЯ

Список литературы

1. Актуальные проблемы философии и социологии образования: (Концептуал. основания, стратегии развития, перспективы пед. практики). — Томск, 1998. — 228 с.

2. Александрова Р. И. Духовность личности в философии Российского зарубежья: философско-педагогический аспект // Образование и педагогическая мысль Российского зарубежья, 20-50-е годы ХХ века. — Саранск, 1997. — С.10-12.

3. Александрова Р. И. Философия и гуманитаризация образования // XX Огаревские чтения. — Саранск, 1991. — С.3-4.

4. Александрова Р. И. Философия образования Российского зарубежья: духовно-нравственные искания / Р. И. Александрова, А. И. Белкин // Российское зарубежье: образование, педагогика, культура, 20-50-е годы ХХ века. — Саранск, 1998. — С.42-51.

5. Алексеев Н. Философия образования / Н. Алексеев, И. Семенов, В. Швырев // Высш. образование в России. — 1997. — N 3. — С.88-94.

6. Андреева И. Н. Философия и история образования: Учеб. пособие. — М.: Мос. гор. пед. общество, 1999. — 191 с.

7. Андросюк В.Н. Физическая подготовка студентов в условиях гибких педагогических технологий обучения. — Дис. канд.пед.наук. — Тернополь, 1992. — 160 с.

8. Андрущенко В. Філософія освіти ХХІ століття: у пошуках перспективи.: Продовж. / В. Андрущенко // Філос. освіти. — 2006. — N 1. — С. 6-12.

9. Антилогова Л. Н. Введение в психолого-педагогическую антропологию: учебное пособие / Л. Н. Антилогова, А. Ф. Караваев. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 2006 — 222, [1] с.

10. Антипин Н. А. Философия образования: современные проблемы и подходы к их решению // Образованная Россия: специалист XXI века. Проблемы Российского образования на рубеже третьего тысячелетия. — СПб., 1997. — С.111-115.

11. Антропологический подход в образовании: методологические аспекты: Материалы межвуз. науч. конф., 28 мая 1998 г. / Оренбург. обл. ин-т усовершенствования учителей. — Оренбург, 1998. — 91 с.

12. Антропологическое измерение образования в меняющемся мире: сборник научных статей / Междунар. ун-т природы, о-ва и человека "Дубна"; [редкол.: О. Л. Кузнецов (гл. ред.) и др.]. — Дубна: [Междунар. ун-т природы, о-ва и человека "Дубна"], 2006 — 251 с.

13. Аплетаев М. Н. Нравственная деятельность как феномен образования // Образование в Сибири. — Томск, 1998. — N 1. — С.18-24.

14. Арсеньев А. С. Философско-психологические проблемы развития образования (Серия: Теория и практика развивающего обучения) / А. С. Арсеньев, Э. В. Безчеревных, В. В. Давыдов, Р. Р. Кондратов. — М.: ИНТОР, 1994. — 128 с.

15. Артамонова Т. А. Русская социально-философская мысль и современное образование. — Барнаул: Фак. социологии АлтГУ, 2005 — 96, [1] с.

16. Арьяева Л. В. Для чего учить? / Л. В. Арьяева, Т. Ф. Пленова, Е. Ю. Федотова. — СПб.: СПбАППО, 2005 — 22, [2] с.

17. Ашин Г.К., Бережнова Л.Н., Карабущенко П.Л., Резаков Р.Г. Теоретические основы элитологии образования. — М.: МОСУ, 1998. — 431 с.

18. Бадальянц О.В. Сущность образования. (Историко-философ. очерк) // Философские проблемы образования. — М., 1996. — С.41-49.

19. Байденко В. Образовательный стандарт как философская и научно-теоретическая проблема // Alma mater. — 1998. — N 10. — С.16-22.

20. Байденко В.И. Диверсификация образования как объект образовательно-философской рефлексии: постановка проблемы // Квалиметрия человека и образования: методология и практика. Национальная система оценки качества образования в России. — М., 1996. — С.12-16.

21. Балл Г.А. Образование в философском измерении // Педагогика. — 1998. — N 8. — С.115-118.

22. Балобанов А. Философия ориентированного образования // Кентавр: Игротехн. методол. альм. — 1996. — N 1. — С.43-48.

23. Баранец Н. Г., Копытова Л. И. Философия и перспективы инновационного обучения // Человек в культуре России: Материалы VII Всерос. науч. практ. конф., посвящ. дню славян. письменности и культуры. — Ульяновск, 1999. — С.28-30.

24. Беляева Л. А. Педагогическая деятельность как категория педагогики и философии // Понятийный аппарат педагогики и образования. — Екатеринбург, 1995. — Вып. 1. — С.36-45.

25. Беляева Л. А. Философия образования в начале третьего тысячелетия // XXI век: будущее России в философском измерении. — Екатеринбург, 1999. — С.121-125.

26. Бессонов Б. Н. Философия образования / Б. Н. Бессонов // Философские проблемы образования. — М., 1996. — С.7-41.

27. Бессонов Б. Н. Философские основы образования и воспитания / Б. Н. Бессонов, И. А. Бирич, Ю. А. Огородников. — Москва: МГПУ, 2007 — 69 с.

28. Бех І. Д. Виховання особистості: У 2 кн. — Кн. 1: Особистісно орієнтований підхід: теоретико-технологічні засади / І. Д. Бех. — К.: Либідь, 2003. — 280 с.

29. Бех І. Д. Виховання особистості: У 2 кн. — Кн. 2: Особистісно орієнтований підхід: науково-практичні засади / І. Д. Бех. — К.: Либідь, 2003. — 344 с.

30. Бим-Бад Б. М. Антропологическое основание теории и практики современного образования: Очерк пробл. и методов их решения. — М., 1994. — 37 с.

31. Бим-Бад Б. М. Ведущие представители "философии педагогики" конца XIX — начала XX века // Актуальные проблемы истории педагогики Запада (1871-1917). — М., 1981. — С.6-32.

32. Бирич И. А. Философия образования и воспитания:(по страницам Антологии гуманной педагогикив ): учеб. пособие: в 3 ч. / и Н. И. Музафарова, О. Г. Панченко. — М.: МГПУ, 2005 — Ч. 1 Развитие философско-педагогической мысли на Западе. -, 2005: РИИС ФИАН — 92 с. Ч. 2 Развитие философско-педагогической мысли в России. -, 2005: РИИС ФИАН — 107 с. Ч. 3 Развитие философско-педагогической мысли на Востоке. -, 2005 — 77 с.

33. Бирич И. А. Антропо-гуманистические основы образования: автореферат дис. ... доктора философских наук: 09.00.11 / Рос. гос. торгово-эконом. ун-т. — Москва, 2006 — 40 с.

34. Бирюкова Р. М. Социально-философские проблемы образования. Автореф. дисс.... канд. филос. наук. — М. — 1990, — 22 с.

35. Бобров В. В. Инновации в технологии высшего образования: (Социал.-филос. аспект). Автореф. дисс.... канд. филос. наук. — Новосибирск, 1995. — 24 с.

36. Богуславский М. В. Новая философия образования в трактовке мыслителей русского зарубежья (1920-50-е гг.) // Образование и педагогическая мысль Российского зарубежья, 20-50-е годы ХХ века. — Саранск, 1997. — С.7-10.

37. Бондар В.І. Дидактика. — К., Либідь, 2005. — 264 с..

38. Бондарев П. Б. "Русская идея" в философии образования // Филос. исслед. — 1993. — N 2. — С.50-57.

39. Бондарев П. Б. Философия образования Ф.М.Достоевского и современная русская школа // Национальная идея: образование и воспитание. — Чита, 1998. — Вып.1. — С.75-79.

40. Борисова Е. Р. Философское обоснование стратегии управления качеством высшего образования: автореферат дис. ... доктора философских наук: 09.00.11 / Е. Р. Борисова. — Чуваш. гос. ун-т им. И.Н. Ульянова. — Чебоксары, 2006 — 42 с.

41. Брецинка В. Метатеория воспитания : введение в основы науки о воспитании, философию воспитания и практическую педагогику: пер. с нем. — Киев; Дрогобыч: Коло, 2006 — 367 с.,

42. Бугреев А. Н., Никонов К. М. Философия образования. Концептуальные основания // Искусство, образование, наука в преддверии III тысячелетия. — Волгоград, 1999. — С.416-418.

43. Буданов В. Методология и принципы синергетики / В. Буданов // Філос. освіти. — 2006. — N 1. — С. 143-172.

44. Буева Л. П., Клементьев Е. Д. Творчество и педагогика. Материалы Всесоюз. науч.-практ. конф. — М., 1988. — 215 с.- Секция 1. Философско-методологические аспекты перестройки образования.

45. Булдаков С. К. О философско-педагогическом смысле понятий "образование", "воспитание", "обучение" // Вестн. Костром. гос. ун-та им. Н.А.Некрасова. — Кострома, 1999. — N 4. — С.95-99.

46. Бурова Т. Л., Сулима И. И. Философия и образование: философия образования // Отечественная философия: русская, Российская, всемирная. — Н. Новгород, 1998. — С.440-442.

47. Буряк В. Образование в информационном обществе / В. Буряк // Філос. освіти. — 2006. — N 1. — С. 89-100.

48. Бухтина Т. П. Философско-культурологические образы человека и парадигмы образования: автореферат дис. ... кандидата философских наук: 09.00.13 / Белгород. гос. ун-т. — Белгород, 2005 — 24 с.

49. Ваганян В. О. Заметки по методике преподавания и философии математики: учеб. пособие / и В. И. Михеев, С. В. Носырева. — Москва: изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 2006 — 73, [1] с.

50. Вакуленко В. Педагогічна акмеологія: досягнення проблеми / В. Вакуленко // Філос. освіти. — 2006. — N 3. — С. 124-133.

51. Валицкая А. П. Философские основания современной парадигмы образования // Педагогика. — 1997. — N 3. — С.15-19.

52. Варапутин А. В. Философия экологического образования // Вопр. философии. — 1996. — N 8. — С.137.

53. Веряскина В. П. Философия образования и педагогика сотрудничества // Синергетика и учебный процесс.- М., 1999. — С.163-172.

54. Веряскина В. П. Эвристические возможности синергетического подхода в философии образования // Синергетика и образование. — М., 1997. — С.204-211.

55. Возчиков В. А. Медиасфера философии образования: [монография ]. — Бийск: БПГУ им. В. М. Шукшина, 2007 — 284 с.

56. Возчиков В. А. Философия образования и медиакультура информационного общества: автореферат дис. ... доктора философских наук: 09.00.11 / [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена]. — Санкт-Петербург, 2007 — 38 с.

57. Войтова С. А. Социальная культура и роль образования в ее формировании. Автореф. дисс.... д-ра филос. наук. СПб., 1997. — 37 с.

58. Воронин А. А. "Круглый стол" по философии образования // Филос. исслед. — 1999. — N 1. — С.5-14.

59. Воронина Т. П. Философские проблемы образования в информационном обществе. Автореф. дисс.... д-ра филос. наук. — М., 1995. — 41 с.

60. Габдулхаков Р. Р. Аксиологические императивы образования (Б-чка теории и практики инноватики образования). — (Сер. Методол. аспекты развития образования; Вып. 1). — Уфа: БИРО, 1999. — 86 с.

61. Гагаев П. А. История философско-педагогических исканий в России в XVIII-XX веках // Саран. епарх. ведомости. Саранск, 1998. — N 3/4. — С.77-101.

62. Гагаев П. А. Философия школы России как социокультурного института // Magister = Магистр. — Москва, 1999. — N 6. — С.6-21.

63. Гайденко В. Гендерна освіта для мінливого світу / В. Гайденко // Філос. освіти. — 2006. — N 1. — С. 54-62.

64. Галузиньський В.М. Педагогіка: теорія та історія / В. М. Галузиньський, М. Б. Євтух. – К., 1995.

65. Герасимов Г. И. Трансформация образования — социокультурный потенциал развития российского общества: автореферат дис. ... доктора философских наук: 09.00.11 / Рост. гос. ун-т. — Ростов-на-Дону, 2005 — 58 с.

66. Геращенко И. Г., Геращенко Н. В. Философия образования Л.Н.Толстого в контексте современных представлений // Искусство, образование, наука в преддверии III тысячелетия. — Волгоград, 1999. — С.73-76.

67. Гершунский Б. С. Философия образования для ХХI века / Б. С. Гершунский. — М.: Совершенство, 1998. — 605 с.

68. Гершунский Б. С. Философия образования для ХХI века: (В поисках практико-ориентиров. образоват. концепций) / Б. С. Гершунский. — М.: ИнтерДиалект+, 1997. — 697 с.

69. Гессен С. И. Избранные сочинения (Из истории отеч. филос. мысли). — М.: РОССПЭН. — 1999. — 815 с.

70. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию: Учеб. пособие для вузов. / С.И. Гессен. — Берлин, 1923. — М.: Школа-Пресс. — 1995.- 447 с.

71. Глагол будущего: философские, педагогические, литературно-критические сочинения Я. М. Неверова и речевое поведение воспитанников Ставропольской губернской гимназии середины XIX века / [подгот. текста: К. Э. Штайн и др.]. — [Изд. 2-е, испр. и доп.]. — Ставрополь: Изд-во Ставропольского гос. ун-та, 2006 — 1055, [1] с.

72. Глухова Е. М. Аксиологические проблемы образования в философских и педагогических теориях XIX — начала ХХ вв. // Аксиологические аспекты историко-педагогического обоснования стратегии развития отечественного образования. — М., 1994. — С.153-157.

73. Голота А. И. Философия авторизованного образования. The philosophy of the authorized education: Акад. лекция (Золотые имена просветителей). — М.: МЭГУ, 1998. — 77 с.

74. Голота А. И. Философские аспекты реформы образования // Вестн. МЭГУ. — М., 1997. — N 2. — С.77-81.

75. Гончаров В. Н., Филиппов В. Н. Философия образования в условиях духовного обновления России. — Барнаул: Изд-во Барнаул. гос. пед. ун-та, 1994. — 376 с.

76. Горелова В. Н. К анализу философии образования // Новые идеи в философии. — Пермь, 1996. — Вып.5. — С.130-132.

77. Горшкова В. В. Педагогическая философия Джона Дьюи / В. В. Горшкова, Е. А. Митковец . — Издательство: Петрополис, 2008 г. — 168 стр. — ISBN 978-5-9676-0131-7.

78. Горшкова В. В. О предпосылках создания философии педагогики // Проблемы теории и практики гуманитаризации высшего образования. — Владивосток, 1993. — С.112-114.

79. Гофрон А. Філософсько-комунікативні аспекти освіти / А. Гофрон // Філос. освіти. — 2006. — N 1. — С. 43-53.

80. Гофрон Б. Головні пріоритети освітньої політики початку ХХІ ст. / Б. Гофрон // Філос. освіти. — 2006. — N 1. — С. 173-180.

81. Гохберг О.С. Проблема розробки та реалізації гнучких педагогічних технологій навчання у вищих навчальних закладах. — Автореф. дис. канд. пед. наук. — К., 1995.

82. Григорьева И. Философские аспекты образования // Социальные проблемы образования: методология, теория, технологии. — Саратов, 1999. — С.26-29.

83. Григорьева И. А. Философские аспекты образования. Существуют ли они? // Magister = Магистр. — Москва, 1998. — N 6. — С.62-70.

84. Грякалов А. А. Философский образ мира и образование // Вестн. северо-запад. отд-ния Рос. акад. образования. СПб., 1998. — Вып 3. — С.76-82.

85. Гусинский Э. Н., Турчанинова Ю. И. Введение в философию образования (Учеб. для XXI в.). — М.: Логос, 2000. — 223 с.

86. Гущинский Г. А. Роль философии в гуманитаризации образования // Новое мышление и проблемы преподавания социально-гуманитарных наук. — Минск, 1992. — С.312-314.

87. Дворникова Е. И. Культурная идентичность и толерантность: концепция, теория и условия формирования [микроформа]. — М.: РГБ, 2007 — 1 рулон; 35 мм. — Ставрополь: Ставроп. кн. изд-во, 2005. — 387 с.

88. Делия В. П. Инновационное образование, формирующее инновационное мышление: монография. — Балашиха: Ин-т соц.-экон. прогнозирования и моделирования, 2005 — 265 с.

89. Делокаров К. Х., Комиссарова Г. А. Философия образования и социальные трансформации // Философские проблемы образования. — М., 1996. — С.73-87.

90. Демяненко Н. Педагогічна парадигма вищої школи України: генеза й еволюція / Н. Демяненко // Філос. освіти. — 2006. — N 2. — С. 256-265.

91. Деттерер А. В. Введение в философию и историю образования: Учеб. пособие / Том. гос. пед. ун-т. — Томск, 1998. — 270 с.

92. Джуринский А. Н. История педагогики / А. Н. Джуринский. — М., 1999.

93. Долженко О. В. Очерки по философии образования: [Учеб. пособие] (Серия: Программа "Обновление гуманит. образования в России"). — М., 1995. — 239 с.

94. Домнина И. Н. Моя педагогическая философия / И. Н. Домнина. — Школа: день за днем. Педагогический альманах. — http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=456

95. Дубинина Г. А. Философско-космологический подход к проблеме "Человек как цель и ценность образовательной деятельности" // Антропологический подход в образовании: методологические аспекты: Материалы межвуз. науч. конф., 28 мая 1998 г. — Оренбург, 1998. — С.34-37.

96. Дьюи Джон (1859-1952.) Демократия и образование: [микроформа]: [Пер. с англ.] — М.: РГБ, 2007. — М.: Педагогика-пресс, 2000. — 382, [1] с.

97. Егоров Ю. Л., Костина Т. И., Тихонов М. Ю. Современное образование: гуманитаризация, компьютеризация, духовность: Филос.-методол. аспекты. — М.: РАГС, 1996. — 160 с.

98. Емельянова М. В. Философия как фактор формирования отечественной образовательной традиции: диссертация ... кандидата философских наук: 09.00.11 / [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена]. — Санкт-Петербург, 2007 — 190 с.

99. Євтух М. Гносеологічний фокус трансформаційних змін філософії освіти / М. Євтух, І. Волощук // Філос. освіти. — 2006. — N 2. — С. 7-14.

100. Жданова М. В. Философский анализ феномена образования в контексте онтологии человеческого бытия // Образование в Сибири. — Томск, 1994. — N 1(0). — С.12-16.

101. Жданова М. В. Философское осмысление понятия "образование" в западноевропейской традиции // Образование в Сибири. — Томск, 1995. — N 1. — С.40-48.

102. Жданова М. В., Зоткин А. О., Кабанов П. Г., Люрья Н. А. Актуальные проблемы философии и социологии образования: (Концептуал. основания, стратегии развития, перспективы пед. практики). — Томск, 1998. — 228 с.

103. Жидко А. А., Сулима И. И. Пути философии к образованию // Отечественная философия: русская, российская, всемирная. — Н. Новгород, 1998. — С.449-451.

104. Жовтун Д. Т. Синергетические интенции в современной философии образования // Синергетика и образование. — М., 1997. — С.119-122.

105. Жовтун Т. Д. Концепция коммуникативного опыта в философии образования XXI века // Философские проблемы образования. — М., 1996. — С.66-73.

106. Журавлев В. И. Педагогика в системе наук о человеке. — М.: Педагогика, 1990. — 166 с.

107. Заборская М. Г. Философия образования как социокультурный феномен: автореферат дис. ... доктора философских наук: 09.00.11 / М. Г. Заборская. — Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. — Санкт-Петербург, 2005 — 49 с.

108. Загвоздкин В. К. Вальдорфский детский сад: в созвучии с природой ребёнка. — М.: Карапуз: Нар. образование; СПб.: Деметра, 2005. — 156, [3] с.

109. Загвязинский В. И. Стратегические ориентиры реальная политика развития образования // Педагогика. — 2005. — № 6. — с. 10-14.

110. Загрекова Л. В. Философия как методологическая основа педагогики // Отечественная философия: русская, Российская, всемирная. — Н. Новгород, 1998. — С. 451-458.

111. Задорожнюк И. Философия образования сегодня // Высш. образование в России. — М., 1997. — N 2. — С.150-155.

112. Зайдман И. Н. Разноуровневое обучение рассуждению на основе терапевтической дидактики: компетентностный подход: [монография]. — Новосибирск: [НГПУ], 2006 — 200 с.

113. Зацепин А. В. Философские идеи в педагогических воззрениях К. Д. Ушинского: диссертация ... кандидата философских наук: 09.00.03 / [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т]. — Москва, 2007 — 151 с.

114. Ибрагимов И. М. Основания экологического образования: (филос. анализ). Автореф. дисс.... канд. филос. наук. — М.,1998. — 18 с.

115. Иванов А. Философия образовательной индустрии информационного общества // Новые знания. — 1998. — N 3. — С.5-7.

116. Иванова В. В. Развитие дистанционного образования. Социально-философский анализ: автореферат дис. ... кандидата философских наук: 09.00.11 / Соврем. гуманит. акад. — Москва, 2005 — 22 с.

117. Иванова С. В. Образование в организационно-гуманистическом измерении. — Москва: Российский ун-т дружбы народов, 2007 — 236 с.

118. Иванова С. В. Тектолого-гуманистические основания образовательного процесса: философско-методологический анализ: автореферат дис. ... доктора философских наук: 09.00.11 / [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т]. — Москва, 2007 — 43 с.

119. Ивашевский С. Л. Особенности эволюции идеала образованности в отечественной философской мысли // Отечественная философия: русская, российская, всемирная. — Н. Новгород, 1998. — С.461-463.

120. Ильин Г. Л. Научно-педагогические школы: проективный подход: Монография / Исслед. центр пробл. качества подготовки специалистов. Каф. психол.-пед. и социал.-филос. пробл. образования. — М., 1999. — 51 с.

121. Каган М. С. Гуманитаризация образования как общекультурная проблема // Magister = Магистр. — Москва, 1998. — N 4. — С.88-95.

122. Казарьянц К. Э. Индивидуальная культура и культура педагогического сообщества: монография. — Москва: Илекса; Ставрополь: Сервисшкола, 2007 — 174, [1] с.

123. Казначеев В. П. Проблемы человековедения. — М., Новосибирск, 1997. — 349 с.

124. Кайдалов В. А. Философия и педагогическая теория / и В. Н. Железняк, В. Р. Имакаев. — Пермь: Перм. гос. техн. ун-т, 2005 — 272 с.

125. Калюжна В. Ю. Філософія освіти американського Просвітництва: [монографія] / Луганський держ. ун-т внутрішніх справ ім. Е.О.Дідоренка. — Луганськ : РВВ ЛДУВС, 2008. — 206c. — Бібліогр.: с. 167-198 (427 назв). — Луганськ : РВВ ЛДУВС — ISBN 978-966-2905*-36-6.

126. Камашев С. В. Актуальные проблемы безопасности отечественной системы образования: монография / и О. А. Михалина, Н. В. Наливайко; отв. ред. Б. О. Майер. — Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2007 — 329 с.

127. Канаев Б. И. Курс "Философия образования (педагогический аспект)". — Самара, 1996.

128. Канке В. А. Философия учебника: [100 рекомендаций для авторов учебников и учебных пособий]. — Москва: Университетская книга, 2007 — 117, [1] с.

129. Каратеев В. П. Философия в системах "наука", "культура", "образование" // Наука и феномен культуры. — Саратов, 1999. — С.154-165.

130. Карлов Н. В. Преобразование образования // Вопр. философии. — М., 1998. — N 11. — С.3-19.

131. Картамышева Н. В. Философия и некоторые проблемы гуманитаризации высшего педагогического образования // Наука и философия на рубеже тысячелетий: перспективы и горизонты. — Курск, 1995. — С.90-92.

132. Касьян А. А. Контекст образования: наука и мировоззрение. — Нижний Новгород, 1996. — 183 с.

133. Катунина Н. С. Природа духовности человека: монография. — М.: Прометей, 2005 — 260 с.

134. Квеско Р. Б. Методологические основания образования. — Томск: ТПУ, 1997. — 84 с.

135. Квеско Р. Б. Образовательное пространство как социальное явление: Филос.-методол. анализ / Том. политехн. ун-т. — Томск, 1998. — 185 с.

136. Квеско Р. Б. Философия образования: Учеб. пособие. — Томск, 1998. — 83 с.

137. Кедрова Е. М. Психолого-педагогические основы воспитания интеллектуально зрелой личности студента высшей школы в учебно-воспитательном процессе: монография. — М.: Компания Спутник+, 2005 — 139 с.

138. Кинелев С. Многообразие парадигм в социологии и методологические аспекты философии образования // Социология: поиск новых направлений развития на пороге XXI века. — Барнаул, 1998. — С.247-253.

139. Клементьев Е. Д. Социально-философские аспекты образования // Вопр. философии. — 1984. — N 11. — С.19-30.

140. Клехо Ю. Я. Образовательный императив. — М.: Исслед. центр пробл. качества подготовки специалистов, 1998. — 367 с.

141. Князев А. М. Воспитание гражданственности / Ч. 1: Воспитание человека и гражданина как философско-педагогическая проблема. — 2007 — 180, [2] с.

142. Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Основания синергетики. Человек, конструирующий себя и свое будущее. Серия «Синергетика: от прошлого к будущему». — М.: УРСС, 2006. — 232 с.

143. Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Основания синергетики: Синергетическое мировидение. — М.: УРСС / КомКнига, 2005. — 240 с.

144. Коджаспирова Г. М. История и философия образования: В табл. и схем. — М, 1998. — 301 с.

145. Коджаспирова Г. М. Педагогическая антропология: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 031000 — педагогика и психология. — М.: Гардарики, 2005 — 287 с.

146. Колотвин А. В. Философия диалога и ее роль в современных концепциях образования: автореф. дисс.... канд. филос. наук / РАН. Ин-т философии. — М., 1998. — 22 с.

147. Комар О. Конструктивістська парадигма освіти / О. Комар // Філос. освіти. — 2006. — N 2. — С. 36-45.

148. Комплексный подход к изучению человека: сб. тр. лаб. "Философия образования" и каф. философии БГПУ / [науч. ред.: С. А. Ан, В. В. Маркн]. — Барнаул: Изд-во БГПУ, 2005 — 235, [1] с.

149. Конев В. А. Курс "Философия образования (культурантропологический аспект)". Самара, 1996.

150. Кононенко П., Кононенко Т. Освіта ХХІ століття: філософія родинності. — К. : АртЕк, 2001. — 239с. : табл. — К. : АртЕк — ISBN 966-505-052-4.

151. Корнетов Г. Б. Постмодернистская перспектива эволюции образования на рубеже тысячелетий // Педагогика. — 1999. — N 8. — С.118-120.

152. Коротяев Б. И. Восхождение /Б. И. Коротяев, В. С. Курило, А. А. Чаусов. — Луганск: Альма-матер, 2003. — 205 с.

153. Коротяев Б. И. Диалектика недостающего и избыточного в образовательном пространстве / Б. И. Коротяев, В. С. Курило, В. В. Третьяченко. — Луганськ: Альма-матер, 2007. — 240 с.

154. Коротяев Б. И. Новые стратегии образования и старые тупики / Б. И. Коротяев, В. С. Курило // Ціннісні пріоритети освіти у ХХІ столітті: орієнтири та напрямки сучасної освіти: Матеріали ІІ Міжнародної науково-практичної конференції. — Луганськ: Альма-матер, 2005.

155. Коротяев Б. И. Педагогика в вопросах, ответах и прогностических ожиданиях / Б. И. Коротяев. — Донецк: Лебедь, 2000. — 164 с.

156. Коротяев Б. И. Педагогика на распутье (научно-публицистические заметки) / Б. И. Коротяев. — Славянск, 1996. — 158 с.

157. Коротяев Б. И. Новый психолого-педагогический проект воспитательно-учебного процесса / Б. И. Коротяев, В. В. Третьяченко. — Луганск: Глобус, 2004. — 192 с.

158. Коротяєв Б. І. Освітній простір: очікування та виклики часу й життя / Б. І. Коротяєв., В. С. Курило. — Луганськ : Вид-во ДЗ «ЛНУ імені Тараса Шевченка», 2009. — 308 с. — ISBN 978-966-617-204-7.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2020 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.