Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Социально-психологические аспекты обучения и воспитания





Несомненно, период обучения в вузе - это важнейший период социализации человека. Социализация - это процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в данной группе и обществе. Процесс социализации включает освоение культуры человеческих отношений и общественного опыта, социальных норм, социальных ролей, новых видов деятельности и форм общения. В студенческом возрасте задействованы все механизмы социализации: это и освоение социальной роли студента, и под готовка к овладению социальной роли «профессионального специалиста», и механизмы подражания, и механизмы социально го влияния со стороны преподавателей и студенческой группы. Явления внушаемости и конформизма также выражены в студенческой среде.

Понятие «социализация» более широкое, чем понятие «воспитание». Социализация не равна воспитанию, ибо воспитание - это намеренное формирование личности в соответствии с принятым идеалом под влиянием умышленно направляемых различных воздействий (внушения, убеждения, эмоциональное заражение, личный пример, вовлечение в определенные виды деятельности и др. приемы психолого-педагогического воздействия) со стороны педагогов, родителей (порой эти воздействия являются неадекватными или неэффективными или даже пагубными для личности воспитуемого (а индивид при этом может играть пассивную роль).

При социализации индивид играет активную роль, сам выбирает определенный идеал и следует ему, а круг людей, которые оказывают социализирующее воздействие, - широк и не определен. Студенческий возраст, как отмечалось, характеризуется именно стремлением самостоятельно и активно выбирать тот или иной жизненный стиль и идеал. Таким образом, вузовское обучение является мощным фактором социализации личности студента, и этот процесс социализации идет в ходе самой жизнедеятельности студентов и преподавателей. Но встает вопрос, требуется ли целенаправленные воспитательные воздействия на студентов со стороны преподавателей и эффективны ли они?



Нет, пожалуй, более спорной проблемы в психологии высшей школы, чем проблема воспитания студентов. «Надо ли воспитывать взрослых людей?» Ответ на этот вопрос зависит от того, как понимать воспитание. «Если его понимать как воздействие на личность с целью формирования нужных воспитателю, вузу, обществу качеств, то ответ может быть только отрицательным. Если как создание условий для саморазвития личности в ходе вузовского обучения, то ответ должен быть однозначно положительным» (С.Д. Смирнов).

Традиционный подход к воспитанию базируется на том, что воспитание студентов - это воздействие на их психику и деятельность с целью формирования личностных качеств и свойств направленности, способностей, сознательности, чувства долга, дисциплинированности, умения работать с людьми, самокритичности, любви к профессии и пр. В вузе воспитание интереса и любви к профессии достигается путем выработки у студентов правильного представления об общественном значении и содержании профессиональной работы, путем формирования у каждого студента убеждения в своей профессиональной пригодности, понимания необходимости овладения всеми дисциплинами, предусмотренными учебным планом данной специальности, путем выработки стремления следить за всем прогрессивным в деятельности передовых специалистов, постоянно пополнять свои знания.

Именно в вузе закладываются основы тех качеств специалиста, с которыми он вступит в новую для него атмосферу профессиональной деятельности и в которой произойдет дальнейшее его развитие как личности. Требуется гибкий подход к воспитанию молодежи, умение использовать и развивать лучшие стороны ее психики, направлять по нужному руслу ее поведение.

При отсутствии общественного воспитания студенческой молодежи возникает почва для развития «культуры нарциссизма» молодежи, которая характеризуется равнодушием молодежи к социальным проблемам, политическим процессам, к творческой профессиональной деятельности и состоянию нравов, переключением интересов молодежи в сферу досуга, иждивенчества, антисоциального поведения. Школы и университеты, считает Л. Кольберг, должны помочь молодежи осознать необходимость и развить в себе такие качества для выполнения в будущем тех функций и той деятельности, которые будут способствовать общественному прогрессу, установлению справедливого общества.

Дискуссии на моральные темы (отличие добра от зла, понятие справедливости, свободы, истины, достоинства и пр.), деловые игры, обращение к реальным явлениям и фактам жизни общества, организация определенной общественно-полезной и личностно-значимой деятельности, в которой молодой человек может себя проявить, чувственно-эмоционально и рационально пере жить свои трудности и успехи, вовлечение студентов в различные формы студенческого самоуправления, реализация педагогики сотрудничества и уважительного отношения к личности студента как полноценного и равноправного партнера любой совместной деятельности - все это необходимые компоненты вузовского воспитательного процесса.

В современной психологии и педагогике начинает преобладать подход к воспитанию не как к целенаправленному формированию личности в соответствии с избранным идеалом, а как к со зданию условий для саморазвития личности студента. Педагоги не должны заранее решать за человека, каким ему быть, ибо каждый имеет право и должен сам прожить свою жизнь, не перекладывая на других ответственность за тот выбор, за те решения, которые ему приходится принимать. Самый главный прием воспитания - это принятие человека таким, какой он есть, без прямых оценок и наставлений. Означает ли это, что педагог должен занимать пассивную позицию в отношении тех выборов и принципиальных решений, которые принимает его воспитанник? Разумеется, нет. Главная задача педагога-воспитателя - раскрыть перед молодым человеком широкое поле выбора, которое часто не открывается самим ребенком или юношей из-за ограниченности его жизненного опыта, недостатка знаний. Раскрывая такое поле выборов, педагог не должен скрывать своего оценочного от ношения к тому или иному выбору, но следует избегать слишком однозначных и директивных способов выражения этих оценок, всегда сохраняя за воспитанником право на самостоятельное принятие решения.

Другая важная задача воспитания - помочь молодому чело веку в выработке его индивидуального стиля жизни, индивидуального стиля деятельности и общения. Необходимо относиться к студенту как к социально зрелой личности, не ограничивая его возможности развития личности, а усиливая их своей поддержкой, эмоциональной теплотой и уважением. Недопустимо негативную оценку результатов учебной деятельности студента переносить на оценку личности студента в целом, демонстрируя словами и мимикой, что он неумен, ленив, безответственен и т. п. Важно поддержать студента в его стремлении к достижению успехов, признания, саморазвития, профессионального или научного роста.

Наибольшие изменения в личности студентов происходят под влиянием тех факторов и условий, которые возникают в ведущих видах совместной деятельности. Ведущей формой совместной деятельности в системе профессионального образования является учение. То, в каких формах протекает совместная учебная деятельность обучаемых, определяет их общее, социальное и профессиональное становление. Особое значение в формировании личности имеет коллектив учебной группы и уровни его развития.

Благоприятное положение студента в окружающей его среде, в студенческой группе содействует нормальному позитивному раз витию его личности. В случае необходимости педагог может помочь создать такую педагогическую ситуацию, чтобы студент предстал перед значимыми для него «другими» в выгодном свете и получил положительную оценку, что улучшит его психологическое состояние и сделает более благоприятной позицию в целом. Таким образом, в вузе сущность воспитания заключается в создании благоприятных возможностей для саморазвития и самовоспитания человека путем раскрытия перед ним поля возможных выборов и их последствий, притом, что окончательное решение и ответственность за него должен принимать сам воспитуемый.

Мощное социализирующее и воспитательное воздействие на личность студента оказывает сама студенческая среда, особенности студенческой группы, в которую входит человек, особенности других референтных групп. Как известно, поведение людей в группе имеет свою специфику по сравнению с индивидуальным поведением, происходит как унификация, рост схожести поведения членов группы за счет формирования и подчинения групповым нормам и ценностям на основе механизма внушаемости, конформизма, подчинения власти, так и рост возможностей оказывать свое ответное влияние на группу. В студенческой группе происходят динамичные процессы структурирования, формирования и изменения межличностных (эмоциональных и деловых) взаимоотношений, распределения групповых ролей и выдвижения лидеров и т. п. Все эти групповые процессы оказывают сильное влияние на личность студента, на успешность его учебной деятельности и профессионального становления, на его поведение. Преподаватель-куратор должен знать и понимать закономерности групповых процессов, оказывать благотворное воздействие на становление студенческого коллектива и уметь использовать влияние группы в воспитательных целях.

Такая особенность студенческой группы, как однородность возрастного состава (разница в возрасте обычно не более 5 лет), обусловливает возрастное сходство интересов, целей, психологических особенностей, способствует сплочению группы. Основной вид деятельности студенческой группы - учение, а факторы учебного сплочения слабее, чем производственные, поэтому порой сплоченный коллектив не складывается: каждый сам по себе. Студенческие группы функционируют как на основе самоуправления через систему формальных и неформальных лидеров, так и подвергаются определенным управляющим воздействиям со стороны преподателя-куратора. В студенческой группе проявляются такие социально-психологические явления, как коллективные переживания и настроения (эмоциональная реакция коллектива на события в коллективе, в окружающем мире; коллективное настроение может стимулировать или угнетать деятельность коллектива, при водя к конфликтам, может быть оптимистическое настроение, безразличное или неудовлетворенность), коллективные мнения (сходство суждений, взглядов по вопросам коллективной жизни, одобрение или порицание тех или иных событий, поступков членов группы), явления подражания, внушаемости или конформизма, явления соревнования (форма взаимодействия людей, которые эмоционально ревностно относятся к результатам своей деятельности и деятельности других людей, стремление показать свои способности, добиться успеха).

Важным условием развития учебной группы как коллектива является ее состав. То, из кого состоит учебная группа, кто стоит во главе ее, в значительной мере определяет основные тенденции раз вития группы как коллектива. Особенно велико значение состава учебной группы на I курсе, когда коллектив формируется за ново в новых для первокурсников условиях. Социально-психологический климат в группе, мера влияния коллектива на учебные успехи студентов определяются, прежде всего, такими факторами, как уровень школьной подготовки и общественной активности. Учебная активность студентов выше в тех академических группах, состав которых неоднороден по школьной под готовке, особенно в группах с преобладанием студентов, отлично и хорошо успевающих в школе и активно занимавшихся общественной работой, из числа которых сформирован актив группы (по данным Л.П. Панасанко).

Критериями уровня развития коллектива в студенческих группах являются следующие:

- социальная направленность коллектива, выражающая его включенность в широкий социальный контекст. К.К. Платонов отмечал, что группа только тогда становится коллективом, когда ее цели вынесены за рамки более широкой социальной общности и когда цели группы подчиняются целям этой широкой социальной общности. Социальная направленность студенческой группы может быть характеризована такими психологическими феноменами, как сознательное отношение к общественно полезным делам, активное участие в них, сознательное отношение к общественно-политическим мероприятиям, стремление совершенствовать политические знания, оценка поступков членов группы с точки зрения общественных норм;

-целевая направленность (единство) - принятие членами группы ее целей. Среди наиболее значимых ценностей группы, которые отвечают и интересам ее членов (студентов), являющихся в первую очередь субъектам учебной деятельности, можно выделить отношение к учению, отношение к профессии, к участию в общественной жизни группы, к взаимоотношениям в группе и к тенденциям своего собственного личностного развития, которое осуществляется в условиях академической группы;

-деловая направленность, выражающая степень группового контроля индивидуальной деятельности и вклада каждого члена группы в достижение учебных целей группы, межличностная направленность, раскрывающая межперсональные эмоциональ ные отношения в группе;

-самоорганизация, самоуправление как способность группы самостоятельно организовывать совместную деятельность на достижение общегрупповых целей.

Важным фактором влияния коллектива на личность является она сама, а точнее, ее готовность (воспитанность, обученность) к восприятию воздействий коллектива. СБ. Каверин выделил три типа студентов с разной степенью готовности к коллективным воздействиям. Первый тип - это студенты с безоговорочным и полным принятием создаваемых в коллективе отношений. Вторую группу образуют студенты, которые избиратель но «принимают условия» коллектива в одном виде деятельности, например в учебной, и не принимают в других, например, в сфере труда, быта, общественной работе, где они остаются изолированными одиночками. В третью группу входят студенты, которые не принимают и не проявляют коллективной направленности ни в одном виде деятельности.

Психологические механизмы формирования коллективных норм, истоки которых лежат в групповом сознании, первоначально функционирующем в виде коллективного общественного мнения, составляют совокупность внутригрупповых процессов коллективообразования. Процесс формирования коллективного группового сознания составляет один из аспектов данной проблемы. Вначале оно существует как коллективное общественное мнение, отражая общность взглядов, оценок и суждений по основным аспектам жизнедеятельности группы. По мере становления коллектива процесс формирования группового сознания проходит не сколько стадий: отсутствие общности взглядов; возникновение общности взглядов; процесс идентификации личности с группой (принятие точки зрения группы); образование групповых ценностей, норм и традиций как регуляторов индивидуального и группового поведения, процессов коллективообразования.

Процессы коллективообразования особенно динамично протекают в условиях временных студенческих объединений за рамками учебного процесса, например, в спортивных студенческих командах, строительных отрядах, лагерях, сельскохозяйственных и других отрядах. Работа в них является мощным фактором формирования коллектива, сказываясь на характере познавательной учебной деятельности.

В учении студент выступает не только как субъект познавательной деятельности, но и как субъект общения, т. е. как коммуникативный по своей природе процесс. Он является средством психического, социального и профессионального развития личности.

С помощью специально разработанной методики С.Л. Братченко удалось эмпирически выделить шесть смысловых установок личности на общение: диалогическую, авторитарную, манипулятивную, альтерцентрическую, конформистскую и индифферентную.

Диалогическая направленность - ориентация на равноправное общение, на сотрудничество, на совместное творчество, взаимопонимание и взаимодействие. Авторитарная направленность - проявление эгоцентризма в общении, стремление быть понятным другим при полном игнорировании проблем другого. Манипулятивная направленность - рафинированная, утонченная форма эгоцентризма с ориентацией на саморазвитие, собственную выгоду за счет интересов партнера, стремление понять партнера по общению с тем, чтобы использовать его в личных целях, нежелание быть понятным и раскрытым. Альтерцентрическая направленность - ориентация на добровольный отказ от равноправия в пользу партнера, стремление понять другого при отсутствии желания быть понятым этим другим. Конформистская направленность - ориентация на более сильного партнера, отсутствие стремлений и установок к творческому развитию. Индифферентная направленность - отсутствие выраженной ориентации личности в сфере общения, безразличие к проблемам другого и к своему общению, установка на сугубо деловые отношения с партнером.

Совместная деятельность и общение являются решающими факторами развития самосознания студентов благодаря тому, что студенты становятся субъектами взаимного межличностного отражения, отношений и взаимодействий.

Психологические особенности студенческого коллектива определяется следующими подструктурами:

-организационная подструктура, включающая в себя официальные взаимоотношения;

-подструктура межколлективных связей - наличие контактов с другими коллективами с целью обмена опытом;

-подструктура неофициальных взаимоотношений - информированность членов коллектива друг о друге, взаимопонимание, взаимопомощь и взаимная требовательность, самодеятельность и инициатива, удовлетворенность всех членов коллектива лидерами и взаимоотношениями с преподавателями;

-подструктура эффективности коллективной деятельности - умение включить всех членов коллектива в коллективную деятельность, быстро и правильно принимать решения;

-подструктура реальной морально-психологической позиции членов коллектива - защищенность и равноправие личности в коллективе, удовлетворенность каждого участника коллектив ной жизнью и деятельностью, принятие самого коллектива как референтной группы.

Студенческие коллективы и личности, их составляющие, требуют внимательного изучения и психолого-педагогического руководства в течение всего периода обучения, а в особенности в периоды становления. На первых этапах обучения в образовательных заведениях профессионального образования изучают возрастной и индивидуальный состав учащихся, предшествующий опыт общественной и производственной работы, устанавливают типичные трудности адаптации к первым месяцам пребывания в новой учебной, бытовой, социальной среде.

Основными методами изучения коллектива студенческой группы является беседа с коллективом или отдельными студентами с целью выявления мнений, настроений, отношений к событиям; метод наблюдения за деятельностью студентов в различных учебных, бытовых и межличностных ситуациях; рейтинг (сбор и анализ экспертных оценок), анкетирование, метод социометрии.

К числу наиболее важных факторов формирования студенческого коллектива следует отнести:

-создание предпосылок для сплочения, согласованности индивидуальных и коллективных целей путем разъяснения социальных ценностей учения как подготовки к профессиональному труду;

-многоплановость деятельности студенческого коллектива, обеспечивающая членам студенческой группы включение в большое количество ситуаций, направленных на разрешение различных учебных, общественно-политических, научно-исследовательских, а также задач в сфере досуга и быта. В группах, обладающих многоплановой деятельностью, существуют большие возможности для каждого члена группы найти достаточно «высокое» место в статусной структуре. Важное значение среди разно образных видов деятельности принадлежит тем, которые ориентированы на будущую профессиональную деятельность и способствуют овладению профессиональным мастерством (коллективное проигрывание возможных вариантов будущих профессиональных действий, участие в исследовательских проектах);

-руководящая деятельность куратора группы, осуществляющего сплочение коллектива, предупреждающего внутригрупповые конфликты, преодолевающего разобщенность и отчужденность в отношениях между студентами.

В целом формирование коллектива требует проведения следующих мероприятий:

-комплектование академических групп с учетом психологи ческой совместимости;

-создание социально-ценностного единства путем разъяснения задач учебы, ее значения и будущих перспективах профессиональной деятельности, стимулирование работы актива по сплочению группы;

-развитие сознательности, товарищества и дружбы в студенческом коллективе;

-укрепление авторитета актива, повышение его статуса, предупреждение и психологически оправданное разрешение конфликтов;

-обеспечение заботы о студентах, учет их запросов, интересов, нужд, желаний.

Таким образом, проблема социально-психологических предпосылок эффективности деятельности студенческого коллектива является весьма многогранной и сложной. Она требует к себе пристального внимания как в периоды поступления студентов в образовательные учреждения профессионального образования, так и в процессе организации процесса обучения. Социально-психологические аспекты воспитания и обучения и их учет в построении образовательного процесса обеспечивают решение задач, стоящих перед профессиональным образованием.

Лекция №8.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.