Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Методология и методика социологического исследования





Курган 2009

История социологии

1.1.Социальные знания и идеи в античности и в средневековой Европе.Реальное и утопическое в социальных воззрениях античных философов. Элементы социологического знания в социальной утопии Платона («Государство» и «Закон»). Платон об обществе и государстве. Идеальное государство и его структура. Политическое господство и его социальные механизмы. Разделение общественного труда в идеальном государстве. Трансформация платоновских социально-политических воззрений у Аристотеля: вытеснение утопических мотивов реалистичными, этическая альтернатива социальной утопии. Аристотель о социальном взаимодействии. Основные формы социального общения: дружба, политическое общение и государство. Аристотелевская типология общественных классов и их взаимодействия.

Развитие элементов социологического знания в рамках средневековой теологии. Аврелий Августин (Блаженный) и его учение о «двух градах». Развитие идеи естественного права и ее место в средневековых социальных воззрениях.

Фома Аквинский: реставрация аристотелевской этической и социально-философской концепции на почве средневекового христианского миросозерцания. Понятие об естественном и божественном законах.

1.2. Развитие социальных представлений в Европе до Х1Х века.Европейский утопизм ХVI- ХVII вв. в исторической социологии. Т. Мор и социологические идеи «Утопии». Европейские просветители о роли разума в познании и развитии общества. Ш. Монтескье: идеи закона географического детерминизма и многофакторности в социальном развитии. Теории народного суверенитета общественного договора и социального неравенства у Ж.Ж. Руссо. Идея солидарности. Кантовская версия идеи и прогресса. Различение «гражданского общества» и государства у Гегеля.



1.3. Возникновение социологии как науки. О.Конт.Идейные истоки позитивизма. Закон трех стадий. Методологический натурализм. Система социологии. Принципы и методы социологии Конта. Организмическая модель общества в социальной статистике: от человеческого организма к организму вообще. Элементы функционализма в контовском «органицизме». Социальная динамика и идея общественного прогресса. Влияние системы Конта на последующее развитие социологии.

1.4. Основные направления развития социологической мысли в классический период (натуралистическая социология, социал-дарвинизм, расово-антропологическая и географическая школы).Использование в социологии теоретических моделей и методов естественных наук, эмпирических данных истории и этнографии. Эволюционизм как ведущий принцип в объяснении общественных процессов. Дарвинизм и социальный дарвинизм. Популярность идей Ч. Дарвина и Г. Спенсера и их влияние на социологию. Биологический редукционизм и обоснование связей социальных и биологических процессов. Трактовка межгрупповых конфликтов как главного фактора социальной жизни. Основные черты расово-антропологического направления: расово-антропологический детерминизм; расы как главный субъект социальных процессов; неравенство рас; определяющее влияние биологической наследственности на социальной поведение и культуру; попытка обосновать отрицательную роль расовых смешений для социального развития. Зарождение географического направления в социологии. Натуралистический и географический псевдодетерминизм. Статистические и динамические последствия влияния географической среды. Диффузионизм в исследовании социальных изменений – процессы заимствования и распространения культур как основа социального развития.

1.5. Социология Э. Дюркгейма.Теоретические источники дюркгеймовской социологии. Социология как эмпирическая наука. Антибиологизм и антипсихологизм Дюркгейма. Общество как реальность особого рода. Анализ общества как нормативной системы и исследование аномии. Важнейшие понятия системы. Понятие «разделения общественного труда» и солидарности; механическая и органическая солидарность. Идея «коллективного сознания». Понятие аномии. Категория «священного» и ее роль в дюркгеймовской социологии религии. Сущность и методология социологического изучения религии.

1.6. Социология Г. Зиммеля.Источники формирования мировоззрения. Этапы идейной эволюции. Теории социальной дифференциации, социальных групп и социальных кругов. Взаимодействие и общество. Социология как изучение социальных форм. Исследования отдельных социальных форм. Социология религии и социология морали. Проблематика культуры.

1.7. Социология М. Вебера.Теоретические источники веберовской социологии. Взаимоотношения экономики с другими сферами человеческой деятельности – политикой, правом, религией и т.д. Социальная реальность. Понятие социального действия. Признаки и типы социального действия. Трактовка идеальных типов. Идеальный тип как инструмент историко-социологического исследования. Разработка Вебером специальных отраслей социологии. Связь хозяйства и общества. Протестанская хозяйственная этика и генезис капитализма по Веберу. Социология религии. Типы господства. Значение идей Вебера в истории социологии.

1.8. Начальный этап становления социологии в России.Своеобразие развития пореформенной России и его влияние на проблематику и содержательную эволюцию российской социологии. Возникновение и распространение социологии в российском обществе (П.Л. Лавров, Н.И. Ножин, А.И. Стронин, Н.К. Михайловский и др.). Черты и идеи ранней социологии. Основные этапы и направления развития социологии в России. Их эволюция, проблемы социальной динамики.

1.9. Характеристика основных направлений в российской социологии (органицизм, психологизм, географический детерменизм).Концепция социологической теории Л.И. Мечникова. Определение социологии как науки. Идея общественного прогресса и его индикаторов. Источник эволюции цивилизации. Социологические воззрения органической школы. А.И. Стронин, его социологическая парадигма и ее эвристическая ограниченность. Теория общества по П.Ф. Лилиенфельду. Психологическое направление в российской социологии. Е.В. Де Роберти как социолог, пропагандист и организатор социологической науки.

1.10. Социологические взгляды Н.Я. Данилевского.Работа Н.Я. Данилевского «Россия и Европа». Методология социального познания. Интерпретация классификации наук. Вывод Н.Я. Данилевского о «национальном характере» обществознания.

Концепция культурно-исторических типов. Культурно-исторический тип как интеграция существенных признаков определенного социального организма. Классификация культурно-исторических типов. Место культурно-исторических типов в развитии человечества.

1.11. Марксистское направление в российской социологии.Эволюция русского марксизма. Его направления (варианты):

ортодоксальный марксизм;

экономический детерминизм естественной социальной эволюции в России (Г.В. Плеханов);

соединение теории сущего и теории должного (В.И. Ленин);

неортодоксальный «легальный марксизм» (П.Б. Струве, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, М.И. Туган-Барановский). Пионеры марксистской социологии в России (Н.И. Зибер, И.Ф. Фесенко и др.).

1.12. Чикагская школа в социологии.Основные принципы непозитивистской социологии. Неопозитивистская методология и становление эмпирической социологии. Связь социологических исследований с социальным реформизмом в США первой трети ХХ в. Чикагская школа как соединение в социологии теории и социального эксперимента; методологический плюрализм. Город – как социальный организм. Р.Э. Парк, его теория социальной экологии и урбанистки. Образцы коллективного поведения как предмет социологии. Формирование образцов массового поведения и его социобиологическая детерминированность.

1.13. Структурно-функциональный анализ. Т. Парсонс.Традиция функционализма в истории западной социологии. Три основные проблемы в теории Парсонса: понятие и содержание социальной системы, ее структуры, структурных компонентов и функций; проблема социетального порядка, интеграции и стабильности социальных систем; проблема социальных изменений и эволюции. Мировоззренческое значение структурно-функциональной социологии Парсонса и ее влияние на последующее развитие этой общество обществоведческой дисциплины.

1.14. Теория символического интеракционизма Дж. Г. Мид.Джордж Герберт Мид – основатель «символического интеракционизма». Идейная близость Мида к Уильяму Джеймсу и Джону Дьюи – крупнейшим американским прагматистам. Понятие социального «акта» - исходной посылки воссоздания реальности субъектом. «Социальность» общества и личности. Межиндивидуальные общения как основа социально-психологической концепции Мида. Совокупность взаимодействий, формирующая общество. Значение индивидуального социального действия.

1.15. Интегральная социология П.А. Сорокина.Социальное взаимодействие, социальная группа, народонаселение. «Интегральная» модель социологии. Концепция социальной стратификации и мобильности. Классификация страт: экономические, политические, профессиональные. Типы мобильности. Каналы социальной мобильности. Социология революции. Понятие культурной суперсистемы.

1.16. Теории социального конфликта.Теория конфликта: критическая реакция на структурный функционализм. «Новая социология» Чарльза Райта Миллса. Понятие властвующей элиты. Антикапиталистическая направленность теории Миллса. Роль критически мыслящей научно-гуманитарной интеллегенции в изменении социальной структуры. Диалектическая теория конфликта Ральфа Дарендорфа как альтернатива структурному функционализму. Льюис Козер: попытка синтеза функционализма и теории конфликта. Адаптационные и интегративные функции социального конфликта. Причины конфликта. Объективные и субъективные факторы в конфликте.

1.17. Основные тенденции развития современной западной социологической мысли.Институциализация социологии ХХ века. Структура академической социологии: общая социологическая теория. Теории среднего уровня, эмпирические исследования. Макро-и микросоциологические теоретико-методологические перспективы в современной западной социологии. Идеи социального порядка, кризиса, конфликта, функционирования и развития в современной западной социологии. Кризис современной западной социологии. Поиски новых парадигм социологического знания за пределами ествественно-научной модели гуманитарного знания. Роль социологических исследований в формировании внутренней и внешней политики западных стран.

Общая социология

2.1. Структура и функции социологии как науки.Структура социологической науки: теоретико-методологический, специально-теоретический и методологический разделы, социоинженерная и социотехнологическая области знания. Исследование общества на микро и макроуровне. Микросоциология – изучение поведения людей на межличностном уровне. Макросоциология – анализ общества как целостного организма. Сущность и место специальных теорий в структуре социологического знания. Специфика эмпирического уровня познания. Взаимосвязь теоретического и эмпирического в социологии.

2.2. Системный подход к анализу общества.Социальная система как единство элементов, отношений и связей между ними. Основные элементы необходимые для поддержания целостности общества. Понятие «системного качества». Социальная структура как компонент социальной системы. Функции социальной системы. Границы социальной системы и понятие «внешней среды системы».

2.3. Социальная структура. Социальная стратификация и социальная мобильность.Понятие социальной структуры общества. Становление структуры как результат дифференциации и интеграции различных социальных процессов имеющих сознательный или стихийный характер. Понятие социальной стратификации. Основные подходы к изучению социальной стратификации. Основные принципы стратификации. Детерминация социальной стратификации общественным разделением труда, системой ценностей и культурных стандартов. Стратификация как объективный факт существования неравенства между людьми в обществе, как дифференциация и интеграция их социальных функций, как иерархия групп. Политическая стратификация и социальная структура общества.

Понятие социальной мобильности. Формы и основные характеристики социальной мобильности. Горизонтальная и вертикальная мобильность, восходящая и нисходящая мобильность. Экономическая, политическая и профессиональная мобильность. Каналы вертикальной циркуляции. Понятие и признаки маргинальности. Люмпенизация.

2.4. Многовариантность развития социальных систем. Социальный выбор. Критические ситуации, кризисы, катастрофы в развитии социальных систем.Принципиальная вариативность развития социальных систем. Факторы, влияющие на варианты эволюции различных обществ. Конвергенция и дивергенция в социокультурной динамике.Проблема социального выбора как основной причины перехода социума на новый вариант развития. Соответствие социального выбора конкретного общества основным тенденциям мировой динамики. Стабильность общества как социальной системы. Линейный и нелинейный характер развития социальных систем. Принципиально кризисная природа социальной эволюции. Критические ситуации, системные кризисы, катастрофы как поэтапное нарастание социальной нестабильности. Проблема сохранения стабильности общественного развития.

2.5. Социальный конфликт: причины, динамика, варианты разрешения.Принципиальная конфликтность в развитии социальных процессов. Понятие социального конфликта. Причины и условия возникновения социальных конфликтов. Этапы развития конфликта. Способы разрешения конфликта. Социальные последствия конфликта. Современные концепции конфликта. Типология конфликтов.

2.6. Социальный институт: его элементы, виды, функции.Социальный институт как исторически сложившаяся форма организации и регуляции общественной жизни, обеспечивающая выполнение жизненно важных для общества функций. Институциализация – процесс становления социальных институтов. Институт как элемент социальной системы. Закономерности и условия функционирования социальных институтов.

2.7. Специфика социологического подхода к анализу личности.Понятия человек, индивид, личность. Социальные качества личности. Социальный статус личности. Понятие социального типа личности. Критерии типологизации личности. Основные направления актуализации личности. Структура внутреннего мира личности. Внешний мир личности.

2.8. Социальный процесс как функционирование, изменение и развитие общества. Его типология, формы и стадии. Глобализация социальных процессов в современном мире.Социальный процесс как комплекс взаимосвязанных социальных действий, как система состояний социальной системы, как движение элементов в системах и подсистемах. Социальный процесс как функционирование и развитие общества. Модели социальных процессов. Мировая цивилизация в начале третьего тысячелетия – основные тенденции развития. Глобальные проблемы современности. Динамика социокультурных процессов в пределах мирового пространства.

2.9. Массовое сознание: структура и механизм функционирования.Массовое сознание, как тип общественного сознания. Оценка социальной реальности в массовом сознании. Массовое сознание и поведение людей. Социальный конформизм. Социальное сопротивление. Социальные настроения. Социальные чувства.

 

Программные требования к выборке. Сущность и значение выборки в практике социологических исследований. Понятия генеральной и выборочной совокупностей. Способы формирования выборочной совокупности: сплошное обследование; исследование основного массива; монографическое исследование; выборочный метод. Обоснование выборки в программе.

Репрезентативность выборки как свойство выборки отражать наиболее важные с точки зрения исследования характеристики генеральной совокупности. Ошибка репрезентации. Общие принципы выборочного метода в социологии. Единица отбора и единица анализа. Объем выборки. Понятие точности и надежности выборки. Зависимость выборки от объекта, предмета, задач и методов исследования. Основа выборки и требования к ней.

Типы и виды выборки в социологическом исследовании. Типология выборки. Основы типологизации. Вероятностные методы отбора: простая случайная выборка: механический отбор: способ конечных цифр: отбор по дням рождения; серийная выборка. Не строго случайные методы выборки: целенаправленная, квотная, стихийная (выборка «первого встречного» и метод «снежного кома»). Сложные схемы отбора: многоступенчатая (кластер-метод); комбинированная (смешанная) выборка; многофазовая. Стратифицированная выборка. Характерные ошибки выборки и способы их устранений.

3.6.Организация и рабочий план социологического исследования.Понятие организации социологического исследования. Научная организация социологического исследования – условие получения достоверной социальной информации. Основные принципы организации социологического исследования. Основные правила, процедуры и этапы исследования: подготовительный, оперативный и результирующий. Основные методы каждого этапа.

Рабочий план исследования. Определение порядка сбора первичной информации и порядка обработки собранной информации. Календарный план исследовательских мероприятий как основной документ управления всеми процессами социологического исследования. Сетевой график работ как документ планирования работ. Этап подготовки исследовательских групп. Расчет сметы расходов на проведение исследования. Оформление отношений с заказчиками.

Результаты социологического исследования как информационная база, научная основа социального управления, прогнозирования и проектирования. Использование результатов социологического исследования в деятельности органов управления. Исследовательские центры, лаборатории, группы. Специфика организации и исследования результатов социологических исследований в социальной сфере.

3.7.Социологический опрос: познавательные возможности и виды.Место опроса в социологических исследованиях. Метод опроса в общественных науках, его специфика в зависимости от предмета общественной науки. Специфика социологического опроса. Его характеристика как метода получения первичной эмпирической информации. Его преимущества и недостатки. Познавательные возможности социологического опроса: статистическая (количественная) традиция и психологическая (качественная) традиция. Проблема достоверности информации. Типичные ошибки и трудности в проведении опроса. Роль и значение опроса в комплексе социологических методов сбора информации.

Виды опроса, основания классификации. Анкетирование и интервьюирование. Опросы по месту жительства, работы, учебы, в целевых аудиториях. Индивидуальные и групповые виды опросов. Очные (личные) и заочные опросы и др. Качественная характеристика видов опросов и специфика их использования.

Программа опроса. Обоснование необходимости его применения и выбор вида опроса. Определение предмета опроса, его целей и задач. Определение объекта опроса. Предварительная характеристика генеральной совокупности. Выделение состава задач, категорий анализа и ситуаций для проектирования вопросника. Проектирование инструментария. Этапы и процедуры опроса. Методика и техника проведения опроса.

3.8. Вопрос как инструмент получения эмпирических данных.Функции вопроса в различных сферах социальной практики. Использование вопроса в социологических опросах в качестве исследовательского инструмента. Концепции вопроса: тестовая, традиционная, индикаторная, расширенная информационная. Функции вопроса: индикаторная, коммуникативная, инструментальная. Их характеристики. Проблема адекватности восприятия и осмысления вопроса респондентом.

Логические требования к конструкции вопроса. Логическая структура вопроса. Значение контекста. Обозначение области поиска ответа. Эффект внушения. Проблема неответивших. Логические критерии оценки вопроса.

Типы и виды вопросов. Основания классификации: по целям (содержательные и функциональные); по содержанию (о фактах, о знаниях, о мнениях, об установках и мотивах поведения); по форме (открытые, закрытые, полуоткрытые); по отношению к респонденту (прямые и косвенные; личные и безличные; нейтральные и острые; (прямые и легкие); по графическому оформлению (текстовые, иллюстрированные, вопросы-таблицы, вопросы-графики) и т.д. Их характеристика и специфика использования.

3.9.Социометрические методы.Общая характеристика социометрического метода как способа измерения и анализа социально-психологических характеристик в малых группах. Возможности использования социометрии для изучения межличностных и межгрупповых отношений. Моделирование внутриколлективных структур. Ограничения в применении. Основные понятия: малая группа (численность, виды), выбор, отклонения и т.д. Перспективы развития социометрических методов.

Организация и этапы проведения социометрического опроса. Процедура и этапы проведения социометрического опроса. Программа социометрического опроса. Особенности инструмента социометрического опроса. Социометрическая карточка. Ее структура и разновидности. Социометрические критерии. Их классификация. Подготовка анкетеров (интервьюеров) и инструктирование респондентов.

Обработка и анализ социометрических измерений. Социоматрицы и социограммы как способы представления социометрических данных. Виды социограмм. Измерение отношений: изучение связей между социометрическими вопросами и использование коэффициентов импликации. Методы анализа данных вопросов. Индивидуальные и групповые социометрические индексы. Выделение подструктур. Подгруппа. Ядро группы. Определение связи структуры межличностных отношений с характеристиками членов группы.

Метод наблюдения в социологии. Понятие метода наблюдения в социологическом исследовании. Общая характеристика наблюдения как способа получения первичной социальной информации. Особенности социологического наблюдения. Соотношение метода наблюдения с другими методами сбора социологической информации. Сфера применения. Наблюдения в социальной практике. Классификация видов наблюдения, их характеристика. Преимущества и недостатки разных видов наблюдения.

Этапы и процедуры применения метода наблюдения. Планирование социологического наблюдения и разработка его программы. Объект и предмет наблюдения. Условия его проведения. Определение целей и задач наблюдения. Выбор единиц и определение категорий наблюдения. Инструментарий наблюдения, карточка наблюдателя. Требования к наблюдателю, подготовка наблюдателей. Использование технических средств в наблюдении. Специфика обработки результатов наблюдения.

Программа надежности и достоверности результатов наблюдения Коэффициент согласия, устойчивости и надежности в наблюдении.

3.11. Методы анализа документальных источников (традиционный (классический и контентный).Понятие документов в социологии. Документы как источник социологической информации. Классификация документов по различным основаниям: по форме фиксации, целевому назначению, степени персонификации, источникам информации и т.д. Проблемы достоверности различных видов документов. Оценка документов с точки зрения их адекватности, надежности, достоверности. Методы анализа документов: традиционный и формализованный.

Традиционный (классический) анализ документов: сущность, достоинства и недостатки. Внешний и внутренний анализ документов. Проблема языка документов. Возможности семантического анализа. Виды традиционного анализа: исторический, психологический, юридический, лингвистический и т.д.

Сущность контент-анализа документов и его общая характеристика. Основные направления его использования. Виды контент-анализа: поисковый и контрольный; направленный и ненаправленный; неколичественный и количественный. Общие принципы целесообразности применения контент-анализа. Требования к контент-анализу: объективность, систематичность, измеримость.

Неколичественный контент-анализ.

Количественный контент-анализ. Логическая модель предмета анализа как центральный элемент контент-анализа. Элементы логической модели: категориальная модель предмета анализа, система единиц анализа, меры (единицы) анализа. Их характеристика и содержание. Способы обеспечения надежности информации, получаемой контент-анализом. Программа контент-анализа. Методический инструментарий контент-анализа документов: кодировочная карточка, кодировочный бланк, инструкций кодировщику. Использование технических средств анализа, регистрация и обработка данных. Выборка документов для контент-анализа. Анализ и оценка эффективности применения метода.

3.12. Подготовка научного отчета по результатам социологического исследования.Отчет о социологическом исследовании как документ, подводящий итоги социологического исследования. Требования к составлению отчета. Авторство отчета. Виды отчетов: по типу исследования; по объему выполненных работ; по назначению; по авторству. Требования к языку и стилю отчета.

Структура научного отчета. Титульный лист. Список исполнителей. Реферат. Введение. Обоснование актуальности исследуемой проблемы. Цель исследования как наиболее общий его результат. Характеристика объекта и предмета исследования. Основная содержательная часть как обоснование ответов на гипотезы исследования. Заключение: общие выводы по результатам исследования и рекомендации. Приложения к отчету. Требования к разработке рекомендаций: соответствие проблеме и результатам исследования: конкретность, выполнимость, материальная и организационная обеспеченность.

Социальная статистика

Статистика состава населения. Изучение состава населения в рамках социальной статистики и демографии, их взаимодополняющий характер. Основные характеристики состава населения. Информационная база изучения состава населения. Всеобщие и микропереписи как основной источник данных. Программа переписи. Использование социологических исследований в описании социальной структуры общества. Статистическая отчетность. Основные показатели состава населения: абсолютные относительные величины, ряды распределения и динамики. Группировки населения и основные принципы их построения.

4.2. Статистика занятости и безработицы.Занятость и безработица как важнейшая социально-экономическая проблема. Задачи статистики занятости и безработицы. Источники информации о занятости и безработице. Уровень занятости и безработицы, методологические проблемы их расчета. Полная, частичная, скрытая занятость, трудовые ресурсы. Фактическая и официальная безработица. Роль статистических данных в решении проблемы трудоустройства населения. Состав безработных. Распределение безработных по причинам увольнения. Распределение безработных по демографическим признакам и уровню образования. Продолжительность безработицы. Состав занятых по отраслям. Распределение занятых по секторам экономики. Показатели и методы расчета структуры занятости. Структура занятости населения по содержанию труда.

4.3. Уровень жизни населения. Статистика доходов населения.Понятие «уровень жизни населения». Проблема градации населения по уровню жизни. Составляющие уровня жизни. Различные аспекты изучения уровня жизни. Социальные нормативы и источники уровня жизни. Социальные нормативы и источники их формирования. Социальные потребности: понятие и классификация. Задачи изучения уровня жизни. Основные показатели уровня жизни населения в России и мировой практике. Обобщающие показатели, доходы населения, потребление и расходы, социальная дифференциация социальная дифференциация, имущество и жилище, малообеспеченные слои. Общая оценка уровня жизни. Сложности определения обобщающих показателей. Средняя взвешенная величина из частных показателей. Качество жизни и его составляющее. Состав доходов населения. Основные источники доходов. Показатели доходов: совокупный доход, номинальный доход, располагаемый доход, реальный доход. Методы расчета доходов населения, их динамика. Потребительская корзина, прожиточный минимум, минимальный размер оплаты труда, минимальный размер пенсии.

Социальная антропология

5.1. Социальная антропология в системе социокультурных наук, ее структура и функции.Человек в системе социокультурных связей как объект социальной

антропологии. Социальное, культурное и личностное измерения жизненного мира людей. Предмет науки: онтологический и гносеологический аспекты. Структурное содержание ее предметной области. Соотношение социальной антропологии с другими социальными науками (философией, социологией, психологией, культурологией, социальной работой).

5.2. Антропокультурные универсалии: понятие и сущность.Антропология как наука о происхождении и биологической эволюции человека, о вариациях физического строения людей. Антропогенез. Социобиологические предпосылки изучения человека и его социальной организации. Социально-научные основания социальной антропологии (общая теория систем; теория коммуникации; социолингвистика; социальная экология и т.д.).

5.3. Социальная антропология: политическое, экономическое, психологическое и этологическое направление. Основные проблемы политической антропологии: социальные механизмы взаимодействия культуры и политики; модели, типы и технологии политического поведения; формы политической культуры; культурная динамика и политическая социализация, «политическая инженерия», проблема политической манипуляции, мифы и стереотипы в политике и т.д.

Антропологические аспекты изучения экономики: обусловленность экономики человеческими потребностями в определенных благах и услугах, человеческая кооперация (разделение труда), сходные черты организации экономической деятельности. Генезис экономической культуры. Типы современной экономической культуры. Проблемы экономической социализации.

Концепция первобытного мышления л. Леви-Брюля. Мифологическое мышление в традиционном и современном обществах. Измененные состояния человеческого сознания. Психоаналитическая концепция З. Фрейда. Аналитическая психология К.Г. Юнга. Иерархия потребностей человека согласно Э. Фромму и А. Маслоу. М.Мид о детстве в условиях различных культур.

Этология как наука о поведении животных и человека. Теоретические основы поведения человека. Психобиологическая концепция культуры И. Эйбл-Эйбесфельда. Виды и функции ритуалов. Эмоционально-чувственные состояния: агрессия, насилие, ненависть, страх, любовь, привязанность и т.д. Потребность человека в общении и уединении. Человеческое одиночество. Формы коммуникаций и их развитие в онто- и филогенезе. Кооперация и ее роль в обществе. Теории агрессии. Война как комплексный этологический феномен. Кровное и социальное родство. Пол и культура социального поведения.

 

Социальная психология

6.1. Социальная среда и социализация личности. Понятие социальной среды. Виды социальной среды и ее структура. Содержание понятий и их соотношение: «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Понятие социализации как регулятивный механизм во взаимоотношениях личности с обществом. Факторы социализации. Микро и макрофакторы: семья, группа, сверстник, средства массовой информации, церковь, школа. Процесс социализации в условиях социального кризиса. Механизмы и средства социализации.

Социально-психологическая адаптация и самоутверждение личности. Понятие адаптации, ее виды, типы и уровни, закономерности. Причины социально-психологической дезадаптации и условия ее реабилитации. Самосознание, самооценка и самоидентификация. Самоутверждение личности в группе. Социальный уровень структуры личности. Социальные роли, установки, потребности, интересы. Иерархическая система регуляции поведения личности.

6.3. Структура, классификация и динамика социальных групп. Группа как объект социально-психологического исследования. Понятие группы. Методологические проблемы изучения групповой деятельности. Динамические процессы в малой группе. Определение малой группы и ее границы. Классификация малых групп. Первичные, вторичные, формальные, неформальные. Группы членства и референтные группы. Отличие групп по времени их существования. Реальные и условные группы. Понятие и структура класса. Национальная психика в социальной психологии. Факторы формирования национально-психологических явлений. Содержание национально-психологических особенностей. Психологическая характеристика политического сознания, политических явлений. Религия и ее соотношение с другими явлениями. Структура и содержание религиозного сознания. Типы стихийных групп. Толпа. Масса. Публика. Аудитория. Способы воздействия в стихийных группах. Заражение. Ситуация паники. Психология внушения. Теория подражания. Социальные движения.

Структура, динамика, стадия и типология группового конфликта. Понятие конфликта. Причины возникновения конфликтов: деформации организационно-ролевой структуры отношений, стиль лидерства, психологические особенности членов группы, социальная напряженность в макроокружении. Структура, динамика и стадии конфликта. Прогноз его завершения или разрешения. Типология конфликтов. «Вертикальные» и «горизонтальные» конфликты. Ролевые и межличностные конфликты. Конфликты в семье и на производстве. Конфликты в микро- и макрогруппах. Личностный фактор в разрешении конфликтов. Психокоррекционные методы и обучение людей разрешению конфликтов.

Социальные организации: типология, цели, строение. Понятие социальной организации, ее признаки и структура. Особенности иерархического построения организаций. Сущность управления в организации. Самоорганизация. Сущность типологии как исследования. Общая характеристика типов организационных образований в обществе. Характеристика деловых организаций. Сущность и основные черты хозяйственных организаций. Способы построения организаций. Типология организаций-союзов. Сущность и значение цели в организации. Классификация типов организационной целесообразности. Виды целей. Проблемы формирования, реализации и соотнесения общеорганизационных, групповых и индивидуальных целей участников деятельности. Элементы, структура и функции формальной организации. Сущность, специфика и структура неформальной и внеформальной организации. Специфика механизма самоорганизации.

8.3. Жизнедеятельность организаций; организационное развитие. Жизненный цикл организации. Системный анализ окружающей среды организации. Внутренняя среда организации: основные переменные. Внешняя среда организации: классификация основных факторов. Источники и механизмы, предопределяющие динамику организационного развития. Критерии эффективности организации. Представления о природе организационного развития по критериям позитивности организационных изменений, по механизмам и факторам, определяющим процесс структурных изменений. Типы организационных структур организаций. Сущность организационной структуры. Линейно-функциональная структура и линейно-штабная структура управления. Дивизиональная, региональная, матричная и бригадная структуры. Основные тенденции эволюции организационных структур.

8.4.Управленческое решение; управление в организациях; организационная культура.Понятие об управленческом решении. Классификация решений. Структура управленческих решений. Факторы, влияющие на качество решения. Осуществляемость управленческий решений как кр









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.