Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Теория П. К. Анохина как целостная система представлений.





Первое важнейшее преимущество и признак, отличающий ТФС от других вариантов системного подхода, — введение представления о результате действия в концептуальную схему. Таким образом, ТФС, во-первых, включила в концепту­альный аппарат системного подхода изоморфный системообразующий фактор и, во-вторых, кардинально изменила понимание детерминации поведения.

Следует отметить, что когда некая теория уже четко сформулирована, при рет­роспективном анализе литературы могут быть обнаружены высказывания, пред­восхитившие какие-либо из набора ее положений. Такова ситуация и с ТФС. Так, Дж. Дьюи еще в конце XIX в. отмечал, что действие детерминировано не предше­ствующими событиями, а потребным результатом. В 1920-е гг. А. А. Ухтомский выдвигал положение о «подвижном функциональном органе», под которым пони­малось любое сочетание сил, приводящее к определенному результату. Тем не ме­нее обоснованную не только теоретически, но и богатейшим экспериментальным материалом, целостную систему представлений мы находим именно в ТФС. Ее целостность и последовательность состоит в том, что идея активности, целена­правленности не просто включается в ТФС наряду с другими положениями, но действительно определяет основное содержание, теоретический и методический аппарат теории. Эта идея определяет и подходы к анализу конкретных механиз­мов достижения результата поведения, действующих на уровне целостного орга­низма, и понимание организации активности отдельного нейрона. Как же отвечает ТФС на вопрос о механизмах, обеспечивающих объединение элементов в систему и достижение ее результата? Какие положения рефлекторной теории были от­вергнуты в процессе последовательного развития системных представлений?



 

Парадигма реактивности: нейрон, как и индивид, отвечает на стимул.

С позиций парадигмы реактивности поведение индивида представляет собой реакцию на стимул. В основе реакции лежит проведение воз­буждения по рефлекторной дуге: от рецепторов через центральные структуры к исполнительным органам.

Если нейрон — элемент рефлекторной дуги, то его функиия — прово­дить возбуждение.

центральные структуры к исполнительным органам.

Нейрон при этом оказывается элементом, входящим в рефлекторную дугу, а его функция-обеспечением поведения возбуждения.Тогда совершенно логично рассмотреть детерминацию активности этого элемента следующим образом: ответ на стимул, подействовавший на некоторую часть по­верхности нервной клетки, может распространяться дальше по клетке и действо­вать как стимул на другие нервные клетки. В рамках парадигмы реактивности рассмотрение нейрона вполне методологически последовательно: нейрон, как и организм, реагирует на стимулы. В качестве стимула выступает импульсация, которую нейрон получает от других клеток, в качестве реакции — следующая за синаптическим притоком импульсация данного нейрона.

Решающий шаг в направлении решения этой задачи был сделан П. К. Анохи­ным, который в своей последней работе подверг аргументированной критике об­щепринятую, как он ее назвал, «проведенческую концепцию» нейрона, и предло­жил вместо нее системную концепцию интегративной деятельности нейрона.

Вне зависимости от конкретных, усложняющихся с развитием науки представ­лений о функционировании нейрона, в традиционном рассмотрении центральной оставалась идея об электрической суммации потенциалов на мембране нейрона. В соответствии с ней предполагалось, что возбуждающие и тормозные постсинаптические потенциалы, возникающие за счет изменения ионных градиентов на мембране постсинаптического («получающего») нейрона под действием пресинаптической импульсации, суммируясь, действуют на генераторный пункт нейро­на продуцирующий распространяющиеся потенциалы действия — импульсы.

П К Анохин назвал парадоксальным перенос на нейрон представлений, воз­никших при изучении функционирования нервного волокна и заставляющих рас­сматривать проведение возбуждения как главную деятельность нервной клетки. Если задача состоит лишь в том, чтобы передать возбуждение от одного нейрона к другому, то неясно, для чего между входным и выходным импульсами «вставле­ны» сложные промежуточные этапы: выделение медиатора, его воздействие на субсинаптическую мембрану и химические превращения в ней.

 

 

Тема 4. Психофізіології потреб та мотивацій людини.

Потреби, та їх детермінанти. Мотивація. Загальні властивості різних видів мотивації. Мотивація як домінанта. Поняття, особливості та роль емоцій в життєдіяльності людини. Фізіологічне вираження емоцій. Структури мозку, що реалізують підкріплюючу, переключаючу, компенсаторну-заміщуючу та комунікативну функцію емоцій. Індивідуальні особливості взаємодії стукртур мозку, що реалізують функції емоцій як засаду темпераменту. Вплив емоцій на діяльність та об’єктивні методи контролю емоційного стану людини.

Эмоций: определение, феноменология, измерение.

Определение эмоции

Что такое эмоция? Уильям Джемс — автор одной из первых физиологических теорий эмоций — дал своей статье, опубликованной более 100 лет тому назад, весьма выразительное название: «Что такое эмоция?». Однако и через 100 лет после того, как был сформулирован этот вопрос, мы можем прочи­тать в руководстве «Физиология человека» следующее признание: «Не­смотря на то что каждый из нас знает, что такое эмоция, дать этому состоянию точное научное определение невозможно...

В настоящее время не существует единой общепризнанной научной теории эмоций, а также точных данных о том, в каких центрах и каким образом эти эмо­ции возникают и каков их нервный субстрат». С этим положением руководства можно согласиться и сегодня.

Большинство исследователей рассматривает эмоциюкак сложный психофи­зиологический феномен, который можно связать с: 1) переживаемым и/или осозна­ваемым чувством (состоянием) — феноменология эмоций, 2) висцеральными про­цессами, сопровождающими эмоции; 3) выразительными характеристиками эмоций (экспрессия лица, интонация, жесты и позы).

Понимание сущности всякого психического процесса невозможно без знания мозговых механизмов, поэтому в психофизиологии эмоций необходимо выделить еще один важный аспект — центральные нейронные механизмы эмоций.При рассмотрении нейронных механизмов исследователи обращают основное внима­ние на устройство нейронной сети, связанной с тем или иным психическим процессом, и на функционирование этой сети, которое выражается в электрической активно­сти отдельных нервных клеток. Функционирование нервной сети невозможно без связей между нейронами, которые осуществляются через синапсы, где главную роль выполняют специальные химические соединения медиаторы . Медиаторы участвуют в работе всех нервных сетей мозга, включая нейронные сети, связанные с эмоциями. Поэтому в современной психофизиологии эмоций выделяют еще один ас­пект - нейрохимические механизмы эмоций.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.