Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Общая характеристика отдельных источников трудового права





Рассмотрим основные и важнейшие источники трудового права.

· Конституция Российской Федерации. Конституция РФ устанавливает, что Российская Федерация — это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы, равные возможности для их реализации.

Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.



Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

· Трудовой кодекс Российской Федерации. Это уже пятый кодифицированный акт в истории отечественного трудового законодательства. Первый Кодекс законов о труде (КЗоТ) был принят в 1918 г., второй КЗоТ — в 1922 г., третий КЗоТ был введен в действие в 1972 г. и претерпел настолько серьезные изменения, что его редакция 1992 г. по праву может считаться четвертым кодифицированным актом.

Ныне действующий Трудовой кодекс Российской Федерации был введен в действие 1 февраля 2002 г. Структурно он разбит на шесть частей, разделенных на четырнадцать разделов, в которые включены шестьдесят две главы и четыреста двадцать четыре статьи. С завидной периодичностью в ТК РФ вносятся изменения, так, на момент подготовки данного курса были внесены изменения Федеральным законом от 28 февраля 2008 г. № 13-ФЗ и введена новая глава 54.1 «Особенности регулирования труда спортсменов и тренеров».

· Федеральный закон от 19.04.1991 г. № 1032—I «О занятости населения в Российской Федерации» с последующими изменениями и дополнениями. Этот Федеральный закон определил понятия «занятость», «безработный», «подходящая работа». Законом установлена процедура признания лица безработным.

· Федеральный закон от 12.01.1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Он закрепил и детально регламентировал деятельность профессиональных союзов на различных федеральных уровнях, а также требования, предъявляемые к членам профсоюзов.

· Закон РФ от 19.02.1993 г. № 4520—1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

· Закон РФ от 10.07.1992 г. № 3266—1 «Об образовании».

· Федеральный закон от 11.10.2002 г. № 178-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

· Федеральный закон от 30.11.2002 г. № 156-ФЗ «Об объединениях работодателей».

Особая роль принадлежит судебным инстанциям: Конституционному Суду РФ и Пленуму Верховного Суда РФ. Однако их акты не являются источниками права.

Отдельное место в системе источников трудового права принадлежит следующим международным правовым источникам.

Если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора.

Нормы трудового права, содержащиеся в иных законах и иных нормативных правовых актах, содержащих нормы трудового права, должны соответствовать Трудовому кодексу и нормативным актам высшей юридической силы.

В случае противоречий между Трудовым кодексом и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется Трудовой Кодекс. Если вновь принятый федеральный закон противоречит Трудовому Кодексу, то этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений и дополнений в Трудовой Кодекс. В случае, если иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, противоречат соответствующим иным нормативным правовым актам высшей юридической силы, применяется нормативный правовой акт высшей юридической силы.

Статья 6 Трудового кодекса регулирует разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

К ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих:

 основные направления государственной политики в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; — основы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

 обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников);

 порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров;

 основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений;

 порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;

 принципы и порядок осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также систему и полномочия федеральных органов государственной власти, осуществляющих указанный надзор и контроль;

 порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

систему и порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, государственной экспертизы условий труда, подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

 порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора, в том числе порядок возмещения вреда жизни и здоровью работника, причиненного ему в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

 виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения;

 систему государственной статистической отчетности по вопросам труда и охраны труда;

 особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.

 

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов государственной власти. При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по этим вопросам закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации.

В случаях, если закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, содержащий нормы трудового права, противоречит Трудовому кодексу или иным федеральным законам либо снижает уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленный Трудовым кодексом или иными федеральными законами, применяется Трудовой кодекс или иной федеральный закон.

В российской юридической науке бытует мнение, что постановления Пленумов Верховного суда источником права не являются. Указанные обобщающие акты судебной практики дают судам судебное толкование, как единообразно применять конкретные нормы трудового законодательства. Поэтому акты официального толкования называют «интерпретационными», подчеркивая тем самым их назначение — растолковывать, объяснять смысл нормы. Высшим судебным органам приходится давать определения понятиям, содержащимся в той или иной норме трудового права в тех случаях, когда в самом нормативном акте отсутствуют соответствующие дефиниции. Таким примером восполнения пробелом в понятийном аппарате трудового права может служить постановление Пленума Верховного суда № 16 от 22.12.92 г. «О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации законодательства при разрешении трудовых споров».

Важное значение для развития понятийного аппарата имеют решения судов первой инстанции, а также определения судов кассационной и надзорной инстанций по конкретным делам, которые публикуются в обзорах судебной практики. Однако в отличие от руководящих постановлений пленума Верховного суда, имеющих для судов обязательный характер, правоположения, выработанные в ходе разрешения трудовых споров имеют характер рекомендательного судебного толкования.

· Международный пакт об экономических и социально-культурных правах 1966 г.

· Конвенции и рекомендации Международной организации труда (МОТ):

o Конвенция № 10 «О минимальном возрасте допуска детей на работу в сельском хозяйстве» (1921 г.);

o Конвенция № 11 «О праве на организацию и объединение трудящихся в сельском хозяйстве» (1921 г.);

o Конвенция № 14 «О еженедельном отдыхе на промышленных предприятиях» (1921 г.);

o Конвенция № 15 «О минимальном возрасте допуска подростков на работу в качестве грузчиков угля или кочегаров во флоте» (1921 г.);

o Конвенция № 16 «Об обязательном медицинском освидетельствовании детей и подростков, занятых на борту судов» (1921 г.);

o Конвенция № 23 «О репатриации моряков» (1926 г.);

o Конвенция № 27 «Об указании веса тяжелых грузов, перевозимых на судах» (1929 г.);

o Конвенция № 29 «О принудительном или обязательном труде» (1930 г.);

o Конвенция № 32 «О защите от несчастных случаев трудящихся, занятых на погрузке или разгрузке судов» (1932 г.);

o Конвенция № 45 «О применении труда женщин на подземных работах в шахтах» (1935 г.);

o Конвенция № 47 «О сокращении рабочего времени до сорока часов в неделю» (1935 г.);

o Конвенция № 52 «О ежегодных оплачиваемых отпусках» (1936 г.);

o Конвенция № 58 «О минимальном возрасте допуска детей на работу в море» (1936 г.);

o Конвенция № 59 «О минимальном возрасте приема детей на работу в промышленность» (1937 г.);

o Конвенция № 60 «О возрасте приема детей на непромышленные работы» (1937 г.);

o Конвенция № 69 «О выдаче судовым поварам свидетельств о квалификации» (1946 г.);

o Конвенция № 73 «О медицинском освидетельствовании моряков» (1946 г.);

o Конвенция № 77 «О медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду в промышленности» (1946 г.);

o Конвенция № 78 «О медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду на непромышленных работах» (1946 г.);

o Конвенция № 79 «Об ограничении ночного труда детей и подростков на непромышленных работах» (1946 г.);

o Конвенция № 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» (1947 г.);

o Конвенция № 87 «О свободе ассоциации и защите права на организацию» (1948 г.);

o Конвенция № 90 «О ночном труде подростков в промышленности» (пересмотрена в 1948 г.);

o Конвенция № 92 «О помещениях для экипажа на борту судов» (пересмотрена в 1949 г.);

o Конвенция № 95 «Относительно защиты заработной платы» (1949 г.);

o Конвенция № 98 «О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров» (1949 г.);

o Конвенция № 100 «О равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности» (1951 г.);

o Конвенция № 103 «Об охране материнства» (1952 г.);

o Конвенция № 105 «Об упразднении принудительного труда» (1957 г.);

o Конвенция № 106 «О еженедельном отдыхе в торговле и учреждениях» (1957 г.);

o Конвенция № 108 «О национальных удостоверениях личности моряков» (1958 г.);

o Конвенция № 111 «О дискриминации в области труда и занятий» (1958 г.);

o Конвенция № 112 «О минимальном возрасте для принятия на работу рыбаков» (1959 г.);

o Конвенция № 113 «О медицинском осмотре рыбаков» (1959 г.);

o Конвенция № 115 «О защите трудящихся от ионизирующей радиации» (1960 г.);

o Конвенция № 116 «О частичном пересмотре конвенций» (1961 г.);

o Конвенция № 119 «О снабжении машин защитными приспособлениями» (1963 г.);

o Конвенция № 120 «О гигиене труда в торговле и в учреждениях» (1964 г.);

o Конвенция № 122 «О политике в области занятости» (1964 г.);

o Конвенция № 123 «О минимальном возрасте допуска на подземные работы в шахтах и рудниках» (1965 г.);

o Конвенция № 124 «О медицинском освидетельствовании молодых людей с целью определения их пригодности к труду на подземных работах в шахтах и рудниках» (1965 г.);

o Конвенция № 126 «О помещениях для экипажа на борту рыболовных судов» (1966 г.);

o Конвенция № 133 «О помещениях для экипажа на борту судов. Дополнительные положения» (1970 г.);

o Конвенция № 134 «О предупреждении производственных несчастных случаев среди моряков» (1970 г.);

o Конвенция № 137 «О социальных последствиях новых методов обработки грузов в портах» (1973 г.);

o Конвенция № 138 «О минимальном возрасте для приема на работу» (1973 г.);

o Конвенция № 139 «О борьбе с опасностью, вызываемой канцерогенными веществами и агентами в производственных условиях, и мерах профилактики» (1974 г.);

o Конвенция № 142 «О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов» (1975 г.);

o Конвенция № 147 «О минимальных нормах на торговых судах» (1976 г.);

o Конвенция № 148 «О защите трудящихся от профессионального риска, вызываемого загрязнением воздуха, шумом и вибрацией на рабочих местах» (1977 г.);

o Конвенция № 149 «О занятости и условиях труда и жизни сестринского персонала» (1977 г.);

o Конвенция № 150 «О регулировании вопросов труда: роль, функции и организация» (1978 г.);

o Конвенция № 152 «О технике безопасности и гигиене труда на портовых работах» (1979 г.);

o Конвенция № 155 «О безопасности и гигиене труда и производственной среде» (1981 г.);

o Конвенция № 156 «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями» (1981 г.);

o Конвенция № 159 «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов» (1983 г.);

o Конвенция № 160 «О статистике труда» (1985 г.);

o Конвенция № 179 «О найме и трудоустройстве моряков» (1996 г.);

o Конвенция № 182 «О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда» (1999 г.).

Вопросы для самопроверки

· Дайте понятие источников трудового права. Какова их классификация?

· Каково действие норм трудового права во времени?

· Каково действие норм трудового права в пространстве и по кругу лиц?

· Как источники трудового права классифицируются по юридической силе?

· Дайте общую характеристику основных нормативных правовых актов трудового права.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.