Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Структура социологии религии.





Предмет социологии религии.

Социология религии – отрасль социологии, изучающая взаимоотношения между религией и обществом. Социология религии изучает религиозные практики, исторический опыт взаимодействия религии и общества, универсальные темы и роли религии в социальных процессах. В отличие от философии религии, социология религии не ставит своей целью оценку религиозных убеждений. Современную социологию религии можно представить, как совокупность трех уровней знаний: методологического, теоретического и эмпирического. Как научная дисциплина начинает формироваться с сер. 19 в. Изучает генезис, соц. функции, место и роль религии в обществе, структуру религии, рассматривает религию в качестве соц. подсистемы (государство, право, культура) в общем соц. контексте, и исследует взаимосвязи религиозн. институтов и групп с другими обществ. группами и институтами. К предметной области, также относят проблемы секуляризац. и религиозности (СР занимается разработкой критериев религиозности какого-либо конкретного общества). Социологический анализ предполагает выявление психологич. и соц. корней религии. По другой версии, предмет социологии религии - человек, верующий в Бога, поведение людей, социальные феномены, религиозные институты, религиозные группы - как они образуются и существуют, почему исчезают. Одним из определений предмета социологии религии может быть следующее: она исследует религию как общественную подсистему, изучает общественные основы религии, общественные закономерности ее возникновения, развития, функционирования, ее элементы и структуру, место, функции и роль в общественной системе, влияние на другие элементы этой системы, специфику обратного влияния последних на религию. Социология религии рассматривает религию как на теоретическом, так и на эмпирическом уровнях, анализирует религиозное поведение людей в единстве с их сознанием. Уровни знания в Социологии религии определяются: 1 уровень – (абстрактная) фундаментальные положения рассматривающие сущность религии, выявляют ее социальные и психологические корни (декларир. основная задача объявить религию выдумкой, и устранить из общественной жизни); 2 уровень – (научный) структура и функции религии в обществе; 3 уровень – совокупность эмпирических обобщений различных данных (разработка критериев религиозности и с помощью этих критериев делает выводы о уровне религиозн. в обществе. В состав социологической теории религии входят: 1) фундаментальные положения, раскрывающие общественно-сущностные характеристики религии, ее основы в истории и жизнедеятельности общества, групп и индивидов; 2) знания о различных феноменах религии - о религиозном сознании, культе, отношениях, объединениях, организациях и т.д.; 3) совокупность операционально интерпретированных понятий и эмпирических обобщений - "религиозность", "религиозное поведение", "типы религиозности" и проч.; 4) методика конкретно-социологических исследований в области религии. В социологии религии используются теоретические и эмпирические методы: абстрагирование, обобщение, моделирование, экстраполяция, сравнительно-исторический анализ, анализ архивных материалов, различных документов, опросы (интервью, анкетирование и т.д.), наблюдение, группировка, ранжирование, типологизация, контент-анализ и проч. Не удовлетв.: 1) религия как подсистема общ-ва вместе с правом, гос-вом, культурой (светский подход - религия должна отмереть, т.к. все остальные институты могут сущесвовать без неё); 2) «выявление социальных и психологических корней религии» - означает, что у религии не может быть внебытийного источника (Откровения).



Структура социологии религии.

В структуре социологии религии могут быть выделены следующие уровни знания:

– система фундаментальных положений, раскрывающих сущность религии, ее отношение к экономическому базису, ее социальные корни и т.д.

– система знаний с меньшей степенью общности по сравнению со знаниями первого уровня. К понятиям этого уровня относятся: структура религии, функции религии, уровни религиозного сознания, культ, религиозные объединения, религиозная группа, секта, церковь и т.п.

– совокупность операционально интерпретируемых понятий и эмпирических обобщений: религиозность, критерии религиозности, состояние религиозности, типы людей по отношению к религии и др. Операциональная интерпретация понятий играет важную роль в разработке методики конкретно-социологических исследований, а эмпирические обобщения служат основой дальнейшего теоретического анализа.

Метод социологии религии.

Характеристика методов религиоведения может быть отнесена и к применяемым в социологии религии: философскому, специальным обще и частнонаучным, теоретическим и эмпирическим методам. В них входят системный метод, анализ, синтез, абстрагирование, моделирование, каузальный анализ, историзм, типологический, феноменологический и герменевтический методы, структурно-функциональный анализ, индукция, экстраполяция, наблюдение и др. В социологии различают методы категориально-концептуального и конкретного социологического исследований. В ходе первого ведется разработка понятийного аппарата науки, выясняется связь понятий друг с другом или с другими элементами теории, устанавливаются звенья единиц знания или воссоздается его система и др. Такое исследование осуществляется с помощью анализа и синтеза, дедукции, восхождения от абстрактного к конкретному и др. Конкретное социологическое исследование нельзя считать эмпирическим. Оно проходит ряд этапов: постановка проблемы и выбор объекта и предмета; теоретическое уточнение и операциональная интерпретация понятий; поиск и формулирование предварительной теоретической гипотезы; сбор фактического материала; первичная обработка полученных данных; анализ и теоретическая интерпретация эмпирического материала. Можно выделить следующие приемы конкретного исследования: 1) методы, применяемые в ходе постановки проблем и задач, интерпретации понятий, формулирования гипотез (индукция и дедукция, анализ и синтез, обобщение и ограничение, экстраполяция и т.д.); 2) методы установления социальных фактов (изучение документов, контент-анализ, наблюдение, опросы разного рода – интервью, анкетирование, тестирование); 3) методы первичной обработки социологической информации (группировка, ранжирование, составление статистических таблиц, корреляционный, дисперсионный, факторный анализы и др.); 4) методы интерпретации эмпирического материала (анализ и синтез, типологизация, обобщение, абстрагирование, построение моделей и пр.). Таким образом, в ходе конкретно-социологического исследования при меняется целый комплекс способов и приемов – как эмпирических, так и теоретических.

Социолог использует для анализа религии те же методы, которые применяет в исследовании социальных явлений вообще: 1. Метод опроса: а) стандартизированное интервью. б) письменное заполнение анкеты респондента. Для установления более глубоких причинных сведений этот метод нуждается в дополнении данными, полученными с помощью. 2. Статистического анализа и др. Весьма существенное значение имеет интерпретация полученных в результате опроса данных. 3. Наблюдение: а) стандартизированное, б) включенное (живет и работает в среде тех, кого изучает, секты и проч.), в) скрытое или открытое можно сопоставить то, что говорят исследующие верующие с тем, что они делают. Однако этот метод требует высокой квалификации наблюдателя, его умения обобщать, устанавливать по возможности объективно то, что имеет существенное значение, отсевая вторичное (преодолевая при этом собственные, подчас неосознаваемые предубеждения). 4. Метод экспериментирования, почти не применяется по причине, что религия затрагивает глубокие, сокровенные чувства личности, которые по этическим мотивам не должны становится объектом манипулирования в каких бы то ни было целях. 5. Кросс-культурный анализ – сравнение религиозных феноменов, бытующих в разных культурных условиях (напр. «спасение» в буддизме и христианстве). 6. Анализ исторических данных, письменных источников, документов (в разработке типологии религиозных организаций, исследовании этапов эволюции религии в истории общества и т.д.). 7. Контент-анализ – метод анализа содержания текста разного рода (напр., текстов проповедей, характерных для какого-то отдельного проповедника и т.д.).

Современная социология религии перестала быть сугубо теоретической дисциплиной. Все ведущие специалисты в этой области осознали необходимость проверять и подтверждать теории эмпирическими данными. Следовательно, особую важность приобрел вопрос о том, каким способом исследователь пришел к тем или иным выводам или, иначе, какой метод социологического исследования он использовал. Выбор метода зависит от теоретических и практических целей исследовательской программы, возможностей, которыми располагает социолог, а также возникающих в ходе исследования технических и этических ограничений. К числу основных методов социологического исследования относятся эксперимент, метод включенного наблюдения, биографический метод, массовый опрос, а также конкретные методики, используемые на разных стадиях исследовательского процесса (в частности, методики построения выборки, измерения и анализа данных). Наилучшие эмпирические данные для проверки гипотез позволяет получить метод эксперимента. Это самое надежное средство для решения многих практических задач. Однако данный метод изначально ориентирован на лабораторные условия, поэтому при его использовании возникает целый ряд этических проблем, связанных с возможным манипулированием людьми в экспериментальных целях. К числу недостатков метода относится и то, что полученные результаты нельзя распространить на общество в целом или на большие социальные группы, он не позволяет увидеть «срез» широкомасштабных социальных процессов, а также требует довольно больших денежных затрат. Самым популярным и доступным методом социологических исследований является массовый опрос. Среди его достоинств отмечают высокие дескриптивные (описательные) возможности, позволяющие оценивать не только социальную статику, но и отслеживать малейшие изменения социальной динамики. Современные техники построения выборки и анализа данных максимально приближают возможности проверки гипотез методом массового опроса к возможностям эксперимента. Недостатком метода является довольно низкая чувствительность к выявлению уникального и индивидуального. Под включенным наблюдением в социологии понимается такое исследование, в ходе которого наблюдатель в течение длительного времени явно или неявно участвует в повседневной жизни интересующего его сообщества (например, религиозной организации) и посредством неформализованных интервью-бесед собирает необходимую информацию. К особенностям этого метода относится нестатистический подход при обосновании выводов и построении моделей, а также возможность получить уникальные сведения об исследуемой группе непосредственно от носителей тех или иных верований и представлений. Данный метод широко используется при изучении НРД. Биографический метод имеет много общего с методом включенного наблюдения, но его отличительными чертами являются интерес к уникальным аспектам истории жизни человека, группы, организации и субъективный, личностный подход к описанию явления. Внимание социолога привлекает документальное или устное описание событий. Источником биографических данных становятся личные документы (мемуары, записки, дневники и т. п.), материалы интервью и бесед. Специфика метода заключается в том, что он позволяет воссоздать историческую, развернутую во времени перспективу событий. Через рассказы людей социолог реконструирует историю социальных институтов и изменений.

4. Социология религии и другие религиоведческие дисциплины.

Науки изучающие религию делятся на 2 группы: нормативные и описательно-исторические. Нормативные – конфессиональная теология ( О боге, антропологии ). Описательно-исторические – описывают особенности возникновения религии, ее развития и функционирования (история религии, философия религии, феноменология религии, психология религии). Философия религии – самая далекая наука от СР, ни каких пересечений, рассуждение на религиозные темы с привлечением философского понятийного аппарата. Наиболее тесная связь с СР у Психологии религии, по причине одинакового взгляда на происхождение религии, как продукта деятельности человека, в силу отвержения Откровения как источника религии, многие авторы источник религии выводят из психологич. состояний чел-ка – берут готовые концепции из Психологии религии. Психология религии изучает законы функционирования и развития религиозных чувств, потребностей, мотивов, и их влияние на нерелигиозную сферу жизни (предпосылками для создания человеком себе религии – отчаяние, страх). Феноменология религии не пересекается с СР, но имеет сходную методологию – ищет общее ядро и закономерности в религиях. СР опирается на данные этнологии – диких современных племен, проходящих фазы тотемизма, фетишизма, магизма и т.д., и социологи считают в эволюционистской парадигме, что такой же путь проходило все человечество (отождествляя современных дикарей с древним человеком). Но с точки зрения методологии Истории религии, древний человек, ни в коем случае не был примитивен.

Структура религии.

Структура религии: 1) религиозное сознание (вера в Бога, религиозн мировоззрен, догматика, заповеди), 2) религиозные организации:Макс Вебер, Эрнст Трёльч разработали 3 критерия разделения на церковь и секту: наличие организационной структуры, отношение к миру, членство врожденное. Церковь(есть иерархия, организация; пытается одухотворить культуру, жизнь социума; открыта для всех), секты (в секте нет иерархии, организац, она замкнута от мира (отрицание гражд. институтов), вербует зрелых людей)), культ(астрологи, магнитезеры), 3) религиозная деятельность (культовая и некультовая). Культовая- служение Богу, обряды. Некультова-административн деятельн, миссионерство, обучение, разработка богословск сист., 4) религиозн отношение - тип отношения в обществе между религиозн организ и другими организациями (сотрудничество, нейтралитет, борьба). Все зависит от ценностных устанвок религии.

Социология религии М.Вебера: особенности подхода к религии, эволюция религии, религия спасения. Ступени и направления религиозного неприятия мира. Классификация религий по их отношению к хозяйственной деятельности.

Основная его интуиц закл в пониман религ как мотивации социальн действия. Т.е. от религиозн представлен зависит подход к экономике. Есть религии, котор отрицают мир, враждебны к материальн прогрессу общества, а есть религ в котор имеется потенциал к экономич действию. Т.е. религия (в последн случае) может служить фактором масштабных соц изменен.Так по Веберу из протестантизма кальвинистского духа вытекает капитализм. А капитализм это новая соц экономич формация со своим мировоозрен, этикой. Т.е. здесь религия создала новый образ соц бытия. Особенности подхода Вебера. Вебер не занимался проблемой религиозн феномена как такового. Ои рассматрив только влиян религии на экономич жизнь. В работе «Влияние протестантизма на дух капитализма» Вебер формулировал вопрос: как религ верования определ появлен экономич мировоззрен. Т.е. способствуют ли религ экономич прогрессу или отрицают его. Предпосылки религии. По мнению М. Вебера, предпосыл религ образ проблема смысла, котор возник из пережив «иррациональ мира» и челов жизни. В экстремаль виде эта иррацион проявл в смерти, страдан, гибели, нрав­ств испорчен. М. Вебер характериз религ как способ придания смысла социаль действ: в качестве явл культуры она задает и поддерж соответ смыслы, тем самым вносит «рациональ» в объясн мира и в повседнев­ этику, задает иерархич построен систему норм. Мир станов ареной действ демонов, душ, богов, сверхъест сил. Эволюция религии по Веберу. Сущ 3-и стадии развит религ. Религия начин с магии. Магию Вебер сравнив с понятием харизмы – неким сверхестест качеством присущим некотор людям. Тех, кто явл носителем харизмы, общество восприним как обладающ сверхестествен даром. В сознании людей рисходит деление мира на: профанный и сакральный.Затем понятие харизмы переносится с отдельного человека в область инобытия. Так формируется понятие Бога. Человек-харизматик в этой ситуации становится магом,отныне его функция контакт с Богом. Магия теперь – техника воздействия на метафизич реальность. При этом магия, с точки зрен Вебера ищет удовлетворен только утилитарн интересов, т.е. занята поиском благ материальн (для общества). Здесь имеет место принуждение Бога. Однако здесь выясняется, что Бога заставить нельзя. Отсюда рождается концепция Божества как всемогущего, котор необход служить. Бог теперь преобретает характер власти эгоистич вельможи. На этом этапе и возникает религия как таковая. Магизм отходит на второй план. Человек осознал тщетность попыток принуждать Бога, теперь он хочет с Богом дружить. Вскоре образуются мировые религ спасен (христианство, буддизм, даосизм). Основная черта мировых религ – неприятие мира (в отличие от магии). Эта черта определ 2-мя факторами: 1) на место мага становится пророк (переживает личностную встречу с Богом, стремится жить только Богом). Пророка Вебер назыв мистиком. Мистик – человек перешедший от чувства близостик Богу к одержимости идеей богообщения. 2) Мистик хочет, чтобы его опыт прежили другие люди. Он организует религ. общины, формулир новые дух - нравствен нормы, целью котор явл спасение. Нормы эти не носят рациональн. характера, и с их точки зрен мир расценив как зло. Религии спасения несут универсальн заповеди, тем самым разрыв цепи родового национальн единства. Человек имеет теперь цель только в спасении. Т.обр. пророчество создало новую этику, ценности. Возникает этика равенства, братства, любви, взаимопомощи.Членам религиозн общины нет дела до земной жизни, материальн прогресса. Они враждебны к экономике, политике, т.к. из деловой этики исключ. любовь.Искусство также исключ, т.к. оно отражает только реалии греховн чувств и преходящ эмоций. Классификация степеней религиозн неприятия мира: 1) мирской аскетизм (кальвинизм, пиетизм, метадизм), 2) избегающее мира созерцание.Это окончат уход из мира.3) избегающий мира аскетизм. Мир воспринимается как зло. Челов ориентиров на то, чтобы себя очистить. Мир и жизнь в нем его не интересу. 4) мирская мистика. Человек остается в миру, но вниман концентрир на Боге. Последн три позиц характерн для религ Индии. Они отриц экономич прогресс и разные виды мирской деятельноси. Три типа религий спасения. 1) религии преспособлен к миру (китайские религии). Эта позиц заним среднее полож между активн и пассивн подходом к миру. Так в конфуцианстве присутств интерес к политике (ее стабильность), хотя экономич интерес отсутвует. 2) религии бегства от мира (религии Индии; индуизм и буддизм). Здесь нет места и для политики и экономики. 3) религии овладения миром(скрытая мотивация)(христианство и иудаизм). Так, христианство представитель творчески активных средних слоев: крестьян, ремесленников. Христианство для этих слоев стало оправданием мирской деятельности и прогресса. В иудаизме же миссия Христос понимается как царь, несущий политич независим, экономич благоденствие и максим развитие.Кроме того Израильск религ максимально лишена магизма. Отсюта опора на свои силы.

Проблема спасения – одна из центральных во всех мировых религиях. М. Вебер анализирует религиозно-этические установки в зависимости от того, какие пути спасения они предлагают. Возможны два варианта: спасение через собственные действия, как, например, в буддизме, и спасение с помощью посредника — спасителя (иудаизм, ислам, христианство). В первом случае методами спасения являются либо ритуальные действия и церемонии, либо действия социальные, либо, наконец, самоусовершенствование. Во втором случае (спасение через спасителя) также возможно несколько вариантов: через институционализацию (принадлежность к церкви как условие спасения в католицизме); через веру (иудаизм, лютеранство); через милость предопределения (ислам, кальвинизм).

Наконец. М. Вебер различает пути спасения, зависящие уже не столько от выполнения заповедей и ритуальных действий верующих, сколько от их внутренней установки. Здесь он также обнаруживает два разных тина: спасение через активное этическое действие и через мистическое созерцание. В первом случае возможны два варианта, определяемые целью: бегство от мира или преобразование. Второй – созерцательный – путь предполагает достижение состояния мистического просветления, покоя в божественном. Средством же достижения цели и в первом, и во втором случае служит аскеза, носящая рациональный характер, т. е. рационально-аскетическое поведение.

М. Всбер дает классификациюрелигиозно-этических систем в соответствии с тем, какие именно социальные слои были их главными носителями. Носитель конфуцианства — организующий мир бюрократ, индуизма — упорядочивающий мир маг. буддизма странствующий по миру монах-созерцатель, ислама покоряющий мир воин, христианства — бродячий ремесленник. Особое внимание М. Вебера привлекала проблема так называемой ре.Iшин париев, т. е. групп, стоящих на нижней ступеньке или даже вне социальной иерархии. Если для наиболее аристократических слоев, как правило, характерна направленность интересов на посюсторонний мир, стремление упорядочить (конфуцианство), организовать (индуизм), просветить (христианство), то в религии париев на первый план выступают мотивы устремления к потустороннему миру. М. Всбер показывает, что носителями "религиозности париев" никогда не были рабы или свободные поденщики, которые вообще не активны в религиозном отношении. Наиболее активны в религиозном отношении среди непривилегированных слоев, по М. Всберу. мелкие ремесленники, обедневшие выходцы из более привилегированных слоев (например, русские разночинцы).

М. Вебер классифицирует религии и на основании их различного отношения к миру. Так. для конфуцианства характерно принятие мира; напротив, отрицанием и неприятием мира характеризуется буддизм. Некоторые религии принимают мир на условиях его улучшения и исправления. Таковы ислам, христианство, зороастризм. От того, принимается ли мир и в какой мере, зависит отношение религии к сфере политики, вообще к власти и насилию. Религия, отвергающая мир. как правило, аполитична, она исключает насилие; здесь наиболее последователен буддизм, хотя идеи ненасилия характерны также для христианства. Там, где мир полностью принимается, религиозные воззрения легко согласуются со сферой политики;, магические религии вообще не вступают в противоречие с политикой

Предмет социологии религии.

Социология религии – отрасль социологии, изучающая взаимоотношения между религией и обществом. Социология религии изучает религиозные практики, исторический опыт взаимодействия религии и общества, универсальные темы и роли религии в социальных процессах. В отличие от философии религии, социология религии не ставит своей целью оценку религиозных убеждений. Современную социологию религии можно представить, как совокупность трех уровней знаний: методологического, теоретического и эмпирического. Как научная дисциплина начинает формироваться с сер. 19 в. Изучает генезис, соц. функции, место и роль религии в обществе, структуру религии, рассматривает религию в качестве соц. подсистемы (государство, право, культура) в общем соц. контексте, и исследует взаимосвязи религиозн. институтов и групп с другими обществ. группами и институтами. К предметной области, также относят проблемы секуляризац. и религиозности (СР занимается разработкой критериев религиозности какого-либо конкретного общества). Социологический анализ предполагает выявление психологич. и соц. корней религии. По другой версии, предмет социологии религии - человек, верующий в Бога, поведение людей, социальные феномены, религиозные институты, религиозные группы - как они образуются и существуют, почему исчезают. Одним из определений предмета социологии религии может быть следующее: она исследует религию как общественную подсистему, изучает общественные основы религии, общественные закономерности ее возникновения, развития, функционирования, ее элементы и структуру, место, функции и роль в общественной системе, влияние на другие элементы этой системы, специфику обратного влияния последних на религию. Социология религии рассматривает религию как на теоретическом, так и на эмпирическом уровнях, анализирует религиозное поведение людей в единстве с их сознанием. Уровни знания в Социологии религии определяются: 1 уровень – (абстрактная) фундаментальные положения рассматривающие сущность религии, выявляют ее социальные и психологические корни (декларир. основная задача объявить религию выдумкой, и устранить из общественной жизни); 2 уровень – (научный) структура и функции религии в обществе; 3 уровень – совокупность эмпирических обобщений различных данных (разработка критериев религиозности и с помощью этих критериев делает выводы о уровне религиозн. в обществе. В состав социологической теории религии входят: 1) фундаментальные положения, раскрывающие общественно-сущностные характеристики религии, ее основы в истории и жизнедеятельности общества, групп и индивидов; 2) знания о различных феноменах религии - о религиозном сознании, культе, отношениях, объединениях, организациях и т.д.; 3) совокупность операционально интерпретированных понятий и эмпирических обобщений - "религиозность", "религиозное поведение", "типы религиозности" и проч.; 4) методика конкретно-социологических исследований в области религии. В социологии религии используются теоретические и эмпирические методы: абстрагирование, обобщение, моделирование, экстраполяция, сравнительно-исторический анализ, анализ архивных материалов, различных документов, опросы (интервью, анкетирование и т.д.), наблюдение, группировка, ранжирование, типологизация, контент-анализ и проч. Не удовлетв.: 1) религия как подсистема общ-ва вместе с правом, гос-вом, культурой (светский подход - религия должна отмереть, т.к. все остальные институты могут сущесвовать без неё); 2) «выявление социальных и психологических корней религии» - означает, что у религии не может быть внебытийного источника (Откровения).

Структура социологии религии.

В структуре социологии религии могут быть выделены следующие уровни знания:

– система фундаментальных положений, раскрывающих сущность религии, ее отношение к экономическому базису, ее социальные корни и т.д.

– система знаний с меньшей степенью общности по сравнению со знаниями первого уровня. К понятиям этого уровня относятся: структура религии, функции религии, уровни религиозного сознания, культ, религиозные объединения, религиозная группа, секта, церковь и т.п.

– совокупность операционально интерпретируемых понятий и эмпирических обобщений: религиозность, критерии религиозности, состояние религиозности, типы людей по отношению к религии и др. Операциональная интерпретация понятий играет важную роль в разработке методики конкретно-социологических исследований, а эмпирические обобщения служат основой дальнейшего теоретического анализа.

Метод социологии религии.

Характеристика методов религиоведения может быть отнесена и к применяемым в социологии религии: философскому, специальным обще и частнонаучным, теоретическим и эмпирическим методам. В них входят системный метод, анализ, синтез, абстрагирование, моделирование, каузальный анализ, историзм, типологический, феноменологический и герменевтический методы, структурно-функциональный анализ, индукция, экстраполяция, наблюдение и др. В социологии различают методы категориально-концептуального и конкретного социологического исследований. В ходе первого ведется разработка понятийного аппарата науки, выясняется связь понятий друг с другом или с другими элементами теории, устанавливаются звенья единиц знания или воссоздается его система и др. Такое исследование осуществляется с помощью анализа и синтеза, дедукции, восхождения от абстрактного к конкретному и др. Конкретное социологическое исследование нельзя считать эмпирическим. Оно проходит ряд этапов: постановка проблемы и выбор объекта и предмета; теоретическое уточнение и операциональная интерпретация понятий; поиск и формулирование предварительной теоретической гипотезы; сбор фактического материала; первичная обработка полученных данных; анализ и теоретическая интерпретация эмпирического материала. Можно выделить следующие приемы конкретного исследования: 1) методы, применяемые в ходе постановки проблем и задач, интерпретации понятий, формулирования гипотез (индукция и дедукция, анализ и синтез, обобщение и ограничение, экстраполяция и т.д.); 2) методы установления социальных фактов (изучение документов, контент-анализ, наблюдение, опросы разного рода – интервью, анкетирование, тестирование); 3) методы первичной обработки социологической информации (группировка, ранжирование, составление статистических таблиц, корреляционный, дисперсионный, факторный анализы и др.); 4) методы интерпретации эмпирического материала (анализ и синтез, типологизация, обобщение, абстрагирование, построение моделей и пр.). Таким образом, в ходе конкретно-социологического исследования при меняется целый комплекс способов и приемов – как эмпирических, так и теоретических.

Социолог использует для анализа религии те же методы, которые применяет в исследовании социальных явлений вообще: 1. Метод опроса: а) стандартизированное интервью. б) письменное заполнение анкеты респондента. Для установления более глубоких причинных сведений этот метод нуждается в дополнении данными, полученными с помощью. 2. Статистического анализа и др. Весьма существенное значение имеет интерпретация полученных в результате опроса данных. 3. Наблюдение: а) стандартизированное, б) включенное (живет и работает в среде тех, кого изучает, секты и проч.), в) скрытое или открытое можно сопоставить то, что говорят исследующие верующие с тем, что они делают. Однако этот метод требует высокой квалификации наблюдателя, его умения обобщать, устанавливать по возможности объективно то, что имеет существенное значение, отсевая вторичное (преодолевая при этом собственные, подчас неосознаваемые предубеждения). 4. Метод экспериментирования, почти не применяется по причине, что религия затрагивает глубокие, сокровенные чувства личности, которые по этическим мотивам не должны становится объектом манипулирования в каких бы то ни было целях. 5. Кросс-культурный анализ – сравнение религиозных феноменов, бытующих в разных культурных условиях (напр. «спасение» в буддизме и христианстве). 6. Анализ исторических данных, письменных источников, документов (в разработке типологии религиозных организаций, исследовании этапов эволюции религии в истории общества и т.д.). 7. Контент-анализ – метод анализа содержания текста разного рода (напр., текстов проповедей, характерных для какого-то отдельного проповедника и т.д.).

Современная социология религии перестала быть сугубо теоретической дисциплиной. Все ведущие специалисты в этой области осознали необходимость проверять и подтверждать теории эмпирическими данными. Следовательно, особую важность приобрел вопрос о том, каким способом исследователь пришел к тем или иным выводам или, иначе, какой метод социологического исследования он использовал. Выбор метода зависит от теоретических и практических целей исследовательской программы, возможностей, которыми располагает социолог, а также возникающих в ходе исследования технических и этических ограничений. К числу основных методов социологического исследования относятся эксперимент, метод включенного наблюдения, биографический метод, массовый опрос, а также конкретные методики, используемые на разных стадиях исследовательского процесса (в частности, методики построения выборки, измерения и анализа данных). Наилучшие эмпирические данные для проверки гипотез позволяет получить метод эксперимента. Это самое надежное средство для решения многих практических задач. Однако данный метод изначально ориентирован на лабораторные условия, поэтому при его использовании возникает целый ряд этических проблем, связанных с возможным манипулированием людьми в экспериментальных целях. К числу недостатков метода относится и то, что полученные результаты нельзя распространить на общество в целом или на большие социальные группы, он не позволяет увидеть «срез» широкомасштабных социальных процессов, а также требует довольно больших денежных затрат. Самым популярным и доступным методом социологических исследований является массовый опрос. Среди его достоинств отмечают высокие дескриптивные (описательные) возможности, позволяющие оценивать не только социальную статику, но и отслеживать малейшие изменения социальной динамики. Современные техники построения выборки и анализа данных максимально приближают возможности проверки гипотез методом массового опроса к возможностям эксперимента. Недостатком метода является довольно низкая чувствительность к выявлению уникального и индивидуального. Под включенным наблюдением в социологии понимается такое исследование, в ходе которого наблюдатель в течение длительного времени явно или неявно участвует в повседневной жизни интересующего его сообщества (например, религиозной организации) и посредством неформализованных интервью-бесед собирает необходимую информацию. К особенностям этого метода относится нестатистический подход при обосновании выводов и построении моделей, а также возможность получить уникальные сведения об исследуемой группе непосредственно от носителей тех или иных верований и представлений. Данный метод широко используется при изучении НРД. Биографический метод имеет много общего с методом включенного наблюдения, но его отличительными чертами являются интерес к уникальным аспектам истории жизни человека, группы, организации и субъективный, личностный подход к описанию явления. Внимание социолога привлекает документальное или устное описание событий. Источником биографических данных становятся личные документы (мемуары, записки, дневники и т. п.), материалы интервью и бесед. Специфика метода заключается в том, что он позволяет воссоздать историческую, развернутую во времени перспективу событий. Через рассказы людей социолог реконструирует историю социальных институтов и изменений.

4. Социология религии и другие религиоведческие дисциплины.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.