Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Определение стратегии предприятия





 
 
Уяснение текущей стратегии Формирование стратегических альтернатив Выбор и оценка стратегии предприятия

 


Процесс выбора стратегии включает в себя следующие основные этапы:

· уяснение текущей стратегии;

· формирование стратегических альтернатив;

· выбор стратегии предприятия и ее оценка.

n Уяснение текущей стратегии. Имеют место различные схемы уяснения текущей стратегии. Один из возможных подходов предложен А. Томпсоном и А. Стрикландом.

Авторы выделяют следующие внешние и внутренние факторы, формирующие текущую стратегию.

Внешние факторы:

· размер деятельности предприятия и степень разнообразия производимой продукции;

· общий характер и природа недавних приобретений и продаж предприятием части своей собственности;

· структура и направленность деятельности предприятия за последний период;

· возможности, на которые была ориентирована организация в последнее время;

· отношение к внешним угрозам.

Внутренние факторы:

· цели предприятия;

· критерии распределения ресурсов и сложившаяся структура капиталовложений по производимой продукции;

· отношение к финансовому риску как со стороны руководства, так и в соответствии с реальной практикой и осуществляемой финансовой политикой;

· уровень и степень концентрации усилий в области НИОКР;

· стратегии отдельных функциональных сфер (маркетинг, производство, кадры, финансы, научные исследования и разработки).

n Формирование стратегических альтернатив. На данном этапе создаются стратегии, позволяющие достичь поставленных целей. Г. Минцберг, проведший фундаментальное исследование по изучению труда руководителей высшего звена, называет три основных образа действий при формулировке стратегии, которые определяются личностью и системой ценностей высшего руководства: предпринимательский, адаптивный и плановый.



1. Предпринимательский образ действий. В соответствии с этой моделью процесс формирования стратегических альтернатив осуществляется подсознательно в голове лидера, обычно предпринимателя, на основе глубокого понимания логики данного вида бизнеса и хорошего знания ситуации. Это дает ему возможность сформировать свое видение проблемы, путей решения и продвижения к будущему. Основное внимание концентрируется на возможностях роста предприятия, текущие проблемы уходят на второй план. Личный и неформальный характер видения придает стратегии гибкость и плодотворность.

2. Альтернативный образ действий или обучение посредством опыта. Исходит из возможности и необходимости корректировки стратегии под воздействием внешних импульсов, возникающих в ходе ее реализации. Он характеризуется в большей мере оперативным решением существующих проблем, чем поиском новых возможностей. Формируемая стратегия фрагментарна и буквально вылепливается своими создателями, готовыми пересмотреть выбранную линию поведения. Стратегические решения принимаются в рамках многостороннего диалога большего числа сотрудников различных рангов при условии минимального вмешательства и контроля со стороны руководства. Такой образ действий типичен для многих крупных предприятий.

3. Плановый образ действий. Рассматривает выработку стратегии как полностью осознанный и контролируемый мыслительный процесс, находящий свое материальное воплощение в системе планов. В этом случае осуществляется как активный поиск новых возможностей, так и оперативное решение существующих проблем. Эта классическая модель предполагает наличие централизованного штата и нацелена на достижение определенного стратегического положения предприятия в окружающей среде. Такие стратегии разрабатываются специалистами–плановиками, руководитель которых выступает в качестве главного организатора их работы.

n Выбор и оценка стратегии предприятия. Установлено, что на выбор стратегии влияет множество факторов. Важнейшими из них являются:

· вид бизнеса и особенности отрасли, в которой работает предприятие;

· характер целей, которые ставит перед собой предприятие; ценности, которыми руководствуются при принятии решений высшие менеджеры;

· финансовые ресурсы и обязательства предприятия по уже принятым решениям;

· степень зависимости от среды;

· фактор времени.

Сформированные стратегии оцениваются по степени пригодности для достижения главных целей предприятия и соответствия их требованиям окружения, а также возможностям развития организации.

Заключительным этапом анализа стратегических альтернатив является оценка приемлемости риска, заложенного в стратегии. Оценка оправданности риска производится по трем направлениям:

· реалистичны ли предпосылки, заложенные в основу выбора стратегии;

· к каким негативным последствиям для предприятия может привести провал стратегии;

· оправдывает ли возможный положительный результат риск потерь от провала в реализации стратегии.

 

Вопросы для контроля знаний

1. Что понимается под стратегией предприятия?

2. Назовите основные элементы стратегии и раскройте их содержание.

3. Приведите классификацию стратегий предприятия.

4. Охарактеризуйте основные стратегии развития бизнеса.

5. Раскройте содержание основных этапов определения стратегии предприятия.

 

 

Разработка конкурентной стратегии

Создание конкурентных преимуществ на уровне

Хозяственных подразделений

Понятие и виды конкуренции Базовые стратегии конкуренции

 

n Понятие и виды конкуренции. Конкурентное преимущество – это те характеристики и свойства товара или марки, а также специфичные формы организации бизнеса, которые обеспечивают предприятию определенное превосходство над его конкурентами.

Конкурентное преимущество всегда является относительным в сравнении с предприятием, занимающим наилучшую позицию на рынке товара или услуг.

Относительное преимущество конкурента обусловливается разными факторами. В зависимости от создаваемых преимуществ факторы конкурентоспособности подразделяются на две группы:

· внешние;

· внутренние.

Конкурентное преимущество является «внешним», если оно основано на отличительных качествах товара, которые образуют ценность для покупателя с точки зрения уровня качества, дизайна, особых характеристик и т.п. Стратегия, вытекающая из внешнего конкурентного преимущества, - это стратегия дифференциации продукта. Она базируется на ноу-хау в сфере маркетинга, превосходстве предприятия в выявлении и удовлетворении ожиданий покупателей, не удовлетворенных существующими товарами.

Внутреннее конкурентное преимущество основано на превосходстве (лидерстве) предприятия в издержках производства и управления. Внутреннее преимущество обеспечивает большую рентабельность, устойчивость предприятия к снижению цены товара и поэтому представляет ценность для производителя. Стратегия, основанная на внутреннем конкурентном преимуществе, - это стратегия доминирования по издержкам. Она базируется главным образом на ноу-хау в сфере производства и управления.

n Базовые стратегии конкуренции. Конкурентные преимущества, как правило, реализуются на уровне стратегических единиц бизнеса и составляют основу деловой (конкурентной) стратегии предприятия.

Под деловой стратегией (бизнес-стратегией) понимается стратегия развития бизнес-единицы, или стратегия деятельности предприятия на определенном товарном рынке. Главной целью данной стратегии является создание и удержание конкурентных преимуществ предприятия. Совокупность бизнес-стратегий составляет основу портфельной (корпоративной) стратегии организации.

Существует несколько направлений достижения конкурентных преимуществ, или деловых стратегий, но наиболее общими являются:

· лидерство в издержках;

· дифференциация продукции;

· фокусирование (концентрация);

· ранний выход на рынок (стратегия первопроходца).

Первые три направления М. Портер называет базовыми стратегиями, имея в виду их универсальную применимость (рис. 14). Вместе с тем основой деловой стратегии могут быть и такие характеристики бизнеса, как инновации или глобализация.

 

Целевой рынок    
Вся отрасль 1 Лидерство в издержках 2 Дифференциация продукции
Сегмент рынка 3 А. Фокусирование на издержках 3 Б. Фокусирование
  Низкие издержки Дифференциация
  Вид конкурентного преимущества

Рис. 14. Три базовые стратегии по Портеру

 

Выбор конкретной стратегии конкуренции осуществляется с учетом ряда факторов, главными из которых являются следующие:

· ключевые условия (факторы) успеха для рассматриваемого рынка товаров;

· сильные и слабые стороны предприятия и его основных конкурентов по отношению к ключевым факторам успеха;

· стратегический потенциал предприятия и возможности расширения ресурсов.

 

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2020 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.