Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Общая характеристика ситуации





Пока наш рынок кредитных карт выглядит несколько хаотично. Жесткие требования к пакету документов компенсируются низкими оплатой за обслуживание и кредитными ставками, и наоборот. Трудно предсказать, злую или добрую шутку сыграет размытость критериев, предъявляемых банками, с очередным претендентом на кредитку. Однако постепенно рынок выстраивается в направлении, указываемом финансовыми аналитиками. В перспективе стоит ожидать формирования двух наиболее развитых сегментов рынка кредитных карт:

· сегмент с высокой стоимостью пользования картами и низким уровнем требований к клиентам;

· сегмент с низкой стоимостью кредитных карт и высоким уровнем требований к клиентам.

В целом банки нацелены на снижения требований к претендентам (меньше бумаг – больше клиентов).

Банки, предъявляющие "непрозрачные" условия, будут стимулировать клиентов к сбору документов бонусами и льготными программами: предлагать льготный период погашения, бонусы за использование карты, особые условия в зависимости от специфики пользования финансовыми услугами (например, получение процентов на остатки на счетах), привычек (скидки в торговых центрах, ресторанах, аптеках и пр.), домашних функций (оплата коммунальных счетов, связи) и др.

Однако пока первостепенное значение имеет грамотно налаженная работа с потенциальными потребителями. Эффективность коммуникации с клиентами – залог успешного продвижения кредитных карт как нового товара. Исследования показывают, что 28% москвичей имеют претензии к качеству текущего обслуживания в банках.

Основные группы претензий:

очереди, плохая работа персонала (24%),

неудобные часы работы (24%),



сложно дозвониться в офис (22%),

сложность тарифных сеток банка и рекламно-информационных материалов (16%).

Из них 36% уже сегодня готовы сменить банк, а еще 19% сделают это, если банки не изменят качество обслуживания в ближайшее время.

Перспективы и позитивные ожидания

По данным ФАС, лидерство на российском рынке международных платежных систем принадлежит VISA (85% рынка по оборотам и 62% – по количеству эмитированных карт). Второе место у Mastercard (15 и 38% соответственно).

Чтобы продвигать в России новые продукты, платежные системы, некоторые банки создают искусственный ажиотаж вокруг рынка кредитных карт, преувеличивая его масштабы и значимость и описывая ситуацию не иначе как: "Россия переживает бум кредитных карт", "кредитные карты прочно вошли в жизнь россиян", "бешеные темпы роста". Впрочем, подобные выводы они обосновывают приведенными ниже цифрами.

По итогам первого квартала 2005 года, объем карт, выпущенных VISA, достиг 17 млн. (годовой прирост 62%), а общий оборот по картам VISA превысил 29 млрд. долл. Система Mastercard за это же время выпустила 9,7 млн. карт. Прирост в основном обеспечила эмиссия кредитных карт – 169% за год, по дебетовым – 76%. Общую долю кредитных карт можно оценить в 18,5% (около 5 млн. штук) от всего объема эмиссии двух систем.

По данным пресс-службы VISA International, по объемам выпуска карт, обороту в магазинах, общему числу транзакций Россия лидирует среди стран региона СЕМЕА (Центральная и Восточная Европа – без ЕС, Ближний Восток, Африка – всего 84 страны), а по некоторым показателям уже близка к странам Евросоюза. Совокупный оборот по картам за январь-март 2005 года составил почти 270 млн. долл. (прирост 58,4%).

Заместитель генерального директора представительства Visa International в России, вице-президент Visa СЕМЕА Оливер Хьюз выделил на международной конференции "Банковские розничные услуги в России" этапы развития российского карточного рынка.

Становление рынка банковских карт на основе дебетовых карточных продуктов.

Массовое развитие рынка с преобладанием зарплатных проектов.

С 2003-го – бум розничного кредитования, а с 2005-го – становление рынка кредитных карт.

С 2006-го – динамичный рост оборотов по российским кредиткам (за 2003 год количество кредиток увеличилось в 4,3, а за 2004-й – более чем в 6 раз, в то время как число дебетовых карт возросло всего в 1,4 раза, в 2005 году также преобладал рост эмиссии именно кредитных карт).

Сейчас наблюдается определенное насыщение рынка потребительскими кредитами, потребности людей изменились – они хотят использовать удобства кредитных карт при покупке еды, мебели и бытовой техники для новых квартир, бензина для автомобиля. По данным исследования, проведенного компанией IMCA по заказу MasterCard, российские граждане склонны тратить с кредитных карточек денег на 30% больше, чем с дебетовых.

Основные типы поведения потребителей

"Импульсивный кредит" от 100 долл. до 2000 долл. Для этой группы главный критерий выбора кредитора – скорость и простота оформления;

Вынужденный, обусловленный объективной необходимостью кредит от 600 долл. долл. До 3000 долл. Основной критерий выбора банка – величина первого взноса, процентная ставка, размер ежемесячных выплат и срок погашения. Именно эта группа потребителей представляет собой целевую аудиторию для продвижения кредитных карт;

"Запланированный кредит" на долгосрочную перспективу и крупные покупки от 3000 долл. до 10 000 долл.

Векторы развития

По оценкам экспертов, рынок кредитных карт будет расти за счет следующих ресурсов:

· активное развитие кобрендинговых проектов с торговыми сетями, выходящими в крупные российские города;

· расширение целевой аудитории за счет привлечения средних по уровню дохода слоев населения и потенциальных банковских клиентов;

· формирование относительно новых продуктов – мультифункциональных карт, совмещающих свойства дебетовых и кредитных;

· увеличение льготного периода, рост кредитного лимита.

Проблемы

Наряду с позитивными оценками и радужными прогнозами, существует и противоположное понимание ситуации.

Реальный объем рынка

Если критерием оценки рынка взять не темпы роста объемов выпуска карт, и не объемы оборота по сравнению с европейскими странами, картина выглядит менее оптимистично. По данным Банка России, кредитные карты выпускают лишь 40 банков (эмиссией "пластика" в стране занимаются 697, а эквайрингом – 672 банка). По исследованиям некоторых российских банков, к настоящему моменту эмитировано не более 2 000 кредитных карт, в Европе же основная масса банковских карт – именно кредитные. Доля кредиток в общем объеме всех выпущенных карт ничтожно мала: от 1% до 6% (на развитом рынке она должна составлять до 25%). Однако даже оптимистические цифры платежных систем показывают, что кредитными картами обзавелись не более 4% россиян. Доля платежей в торгово-сервисной сети в общем количестве транзакций по кредитной карте в России – 32%. Для сравнения: в Великобритании – 98%, в Германии – 93%, в Испании – 80%, в Египте – 62%, во Франции – 57%, в Румынии – 11%, на Украине – 3%.

Детальный анализ ситуации показывает, что в России сложились далеко не все условия для стремительного развития рынка кредитных карт. Среди основных проблем специалисты выделяют:

· экономическую – невыгодность беспроцентного кредитования, обусловленную российской спецификой рынка;

· слабое развитие банковской инфраструктуры;

· отсутствие одного из центральных и очень важных звеньев западного кредитного рынка – кредитных бюро;

· юридические проблемы взаимодействия с должниками;

· болезнь роста: когда при введении нового канала продаж или нового карточного продукта возникает нехватка внутренних ресурсов для его обслуживания и, соответственно, страдает качество услуг;

· проблемы маркетинга и рекламы.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.