Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Особенности правовой политики в России





 

Решающая характеристика правовой политики в любой стране - определение ее общего курса. Подобный курс может состоять или в закреплении, консервации существующей правовой системы, или в ее частичном изменении, или в кардинальном, коренном преобразовании. Проследим этот курс на примере исторического развития Советской России.

Правовая политика большевиков состояла в полном изменении правовой системы царской России - разрушении ее “до основания” и создании на разрушенном совершенно нового, "революционного" права.

На этапе “развитого социализма” правовая политика состояла в консервации и стабилизации тоталитарного режима, господстве партократии, сохранении правовой системы, обеспечивающей руководство КПСС во всех сферах общественной жизни и прежде всего - в политической сфере. Свое конкретное формальное проявление эта политика нашла в Конституции 1977 г. и принятых на основании ее законах.

Правовая политика России начиная с 1985 г. была направлена на обеспечение демократических преобразований по устранению тоталитарно-партократических основ общественного строя.

Анализ мирового процесса демократизации в XXI веке, особенно в условиях так называемой «третьей волны» (80-90-е г.г.), показывает, что она протекает успешно, когда 1) является результатом собственного выбора страны, народа; 2) развертывается как органически присущий данному обществу процесс, то есть вырастает из его внутренних противоречий; 3) при условии, что в обществе созрели устойчивые социально-политические и культурные ориентации народа и власти на установление демократических норм и правил жизни. Словом, когда демократия возникает не как результат экспорта ее норм, правил, но как многоэтапный процесс их внутреннего развития, становления.



Сложность для понимания процесса демократизации в России обусловлена тем, что он совпал с процессами «модернизации» («трансформации»), то есть преодоления целого комплекса проблем ее «догоняющего» развития, реформ «сверху» и революции «снизу». И задача состоит в том, чтобы прервать эту порочную цепь нашего исторического развития, реально включиться в цивилизационный процесс движения от индустриализма к постиндустриализму.

Выделяются три периода демократизации страны: 1) эпоха перестройки (горбачевский период); 2) десятилетие девяностых годов (ельцинский период); начало XXI века (путинский период). Наиболее значительны достижения последнего и длящегося ныне периода российской демократии. За сравнительно короткий исторический период страна была выведена из острейшего системного кризиса 90-х г.г., который был обусловлен механическим насаждением идей, идеалов форм жизни, заимствованных из внешней и чуждой нашей истории социально-экономической модели. Намечается перспектива решать наиболее острые национальные проблемы на пути нетрадиционных, парадоксальных решений: разрыва порочного круга отставаний и догоняющего развития посредством новейших технологий, институционального прорыва в постиндустрианализм с багажом собственного исторического и культурного опыта.

О том, какая демократия нужна России, рассуждает Д. Медведев:

«Известно, что в современном мире наиболее развита так называемая представительная демократия. Смысл ее в том, что управление страной от имени народа осуществляют избранные им представители. Очень важно, чтобы эти представители не забывали о взятых на себя обязательствах. Роль государства состоит именно в том, чтобы представительство интересов наших граждан было обеспечено в полной мере и адекватно. Это значит – на основе широкой общественной поддержки на базе действующего законодательства и демократических процедур, в основе которых лежит диалог между обществом и властью. Диалог о целях и приоритетах национального развития».[59]

В последние годы юридическая политика была сориентирована на создание правовых предпосылок рыночного хозяйствования, предпринимательства, демократических государственных институтов, признания естественных прав и свобод человека. В целом эта политика и в упомянутые годы, и в настоящее время не отличается достойной целеустремленностью, подчас диктуется текущими потребностями, бессистемна, нередко хаотична.

По мнению С.С.Алексеева, общий курс правовой политики в современной России не должен сводиться просто к частичным изменениям действующих законов, внесению в них тех или иных коррективов, изданию новых законов, совершенствованию судебных учреждений, всей системы правоохранительных органов. Россия нуждается в глубокой, комплексной правовой реформе. Суть ее состоит в том, чтобы все многообразные правовые мероприятия, проводимые в стране, были направлены на формирование гуманистического права, права современного гражданского общества.

Основные пути решения этой задачи следующие:

расчистка существующей правовой системы от всего того, что выражает тоталитарные начала и что может послужить основой для возрождения тоталитарной власти; возрождение и продолжение либерально - правовых начал, содержащихся в законодательстве дореволюционной России; не отторжение, а использование всего положительного, конструктивного, что существует в действующем праве; использование прогрессивного опыта зарубежных стран, юридических новаций, содержащихся в международно-правовых документах; практическое использование передовых достижений отечественной и мировой юридической науки в процессе правового регулирования.

С точки зрения практической реализации правовая реформа должна включать следующие основные направления:

1. Создание нового нормативного массива на основе совершенной современной конституции. Сюда входит комплекс систематизированных актов - кодексов (уголовный, гражданский, земельный, семейный и т. д.), иные законы и подзаконные акты, регулирующие основы рыночной экономики и жизнедеятельность гражданского общества и государства.

2. Формирование и обеспечение эффективной работы системы правоприменительных органов - органов, обеспечивающих практическую реализацию и охрану действующих норм от нарушений (органов правосудия, прокуратуры, правоохранительной системы, юридических служб и др.).

3. Подготовка юридических кадров, профессионалов-юристов. Она должна осуществляться через систему специальных учебных заведений, учреждений по переподготовке кадров.

4. Организация системы правового просвещения, которая в современных условиях России практически отсутствует.

Социальная политика

 

Для обеспечения реализации основных положений и функционирования социального государства на изложенных выше принципах создаются и приводятся в движение соответствующие механизмы. Определяются они и интегрируются в первую очередь социальной политикой.

В социальном государстве социальная политика - главная задающая компонента, ключевой ресурс, активно влияющий на экономику и обеспе­чивающий ее развитие. Объект и предмет социальной политики далеко не линейный, а многоуровневый и системный. В целом объект и предмет сов­падают с главными элементами, блоками и структурами, входящими в крупный комплекс - социально-трудовую сферу (СТС). СТС - это система взаимосвязанных компонентов и частей.

Социальная политика осуществляется в таких основных сферах соци­альных отношений, как: оплата и охрана труда; рынок труда, занятость и безработица; регулирование доходов и потребления товаров массового спроса; пенсионное обеспечение; социальное обслуживание; социальное вспомоществование и предоставление адресной социальной помощи; со­циальное страхование; обеспечение жильем, коммунальными и бытовыми услугами; образование и профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации; наука; здравоохранение; культура; физическая культура, спорт и туризм; демография, семья, материнство, отцовство, дет­ство и молодежь; экологическая безопасность; защита социальных прав всех категорий граждан.

Социальная политика на федеральном уровне, на уровне субъекта Фе­дерации и соответствующих органов управления носит в большей мере рамочный, нормативно-задающий характер (отрабатываются и принима­ются соответствующие законы, указы, постановления).[60] Реализуется и осу­ществляется социальная политика, как правило, на городском, районном, муниципальном и корпоративном уровнях. Именно здесь она находит свое окончательное воплощение и фиксирует свою результативность и отдачу.

Важнейшим аргументом социальной политики является социальная защита. В целом социальная защита выступает как механизм, призванный ограждать людей от разного рода неблагоприятных для их жизнедеятель­ности воздействий со стороны социальной среды и смягчать последствия таковых. Это - защита и от возможных нарушений прав, свобод личности, и от административного произвола, и от преступных посягательств на жизнь, здоровье, собственность, честь и достоинство человека, и от других вредоносных факторов.

Необходимость выполнения любым человеческим сообществом при­сущими ему институтами функции социальной защиты своих членов выте­кает из самих основ взаимодействия между социумом (любого масштаба) и входящими в него индивидами. Общество и любое сообщество меньших масштабов должны осуществлять такую защиту своих членов. В одних случаях социальная защита заключается в осуществлении мер, которые лишь создают препятствия для действия неблагоприятных для граждан яв­лений, обеспечивают их безопасность. В других случаях социальная защи­та включает в себя меры позитивного характера, то есть поддержку, по­мощь материального, правового, морального и иного характера, рассмат­ривая их как составные части механизма социальной защиты. В социаль­ной защите, то есть в использовании общественного потенциала, сил и средств, которыми располагают общество и его институты, нуждаются и вполне обеспеченные граждане (только по другим аспектам жизнедеятельности, например, в случае болезни, при обращении за медицинской помощью). Нуждаются в социальной защите даже более или менее богатые предприниматели, которым, подчас, требуется защита от рэкета, криминала, чиновничьего произвола и от недобросовестных партнеров, а также организационно-правовая помощь и поддержка со стороны властно-управленческих структур в развитии бизнеса, что является составной частью социальной защиты. Гражданам должна быть обеспечена социальная защита от преступных посягательств, от нарушений их законных прав, свобод и интересов, от загрязнения окружающей природной среды.

Государственная социальная защита в форме поддержки учреждений системы образования, науки, здравоохранения, культуры обеспечивает за­щиту членов общества от возникновения ситуаций, при которых им было бы невозможно или крайне затруднительно удовлетворять свои потребно­сти в соответствующих сферах жизнедеятельности - получать образова­ние, медицинскую помощь и др.

Социальная направленность государства призвана ограничивать свое­корыстные интересы и поползновения тех категорий населения, которые обладают значительным превосходством над другими в богатстве, силе и ограждать «социально слабые» категории населения от произвола «соци­ально сильных».

Согласно определению МОТ социальная защита как комплекс мер включает:

· стимулирование стабильной, оплачиваемой трудовой деятельности;

· предотвращение и компенсацию части доходов в случае возникно­вения основных социальных рисков с помощью механизма социального страхования;

· предоставление социальной помощи уязвимым группам населения, не являющимся участниками системы социального страхования;

· доступ граждан к основным правам и услугам, таким, как образова­ние и медицинская помощь.

Как показывает мировой опыт, наиболее эффективные и комплексные системы социальной защиты включают в себя государственные пособия, обязательное социальное страхование, пенсионное обеспечение и социаль­ную помощь. При этом основным источником финансирования и общим регулятором системы социальной защиты выступает государство, поскольку оно охватывает все население и имеет более низкие администра­тивные расходы, нежели системы с участием частных институтов. Поскольку система социальной защиты затрагивает интересы всего населения, особое значение имеет обеспечение населения достоверной и полной информацией по ее основным сферам и направлениям.

В качестве механизма социальной политики, в т.ч. социальной защи­ты, важная роль принадлежит государственным социальным стандар­там (ГСС), то есть устанавливаемым государством нормам и нормативам, обеспечивающим реализацию гарантированных Конституцией социальных прав граждан, а также порядок предоставления этих прав, служащих одно­временно ориентирами для социальной и экономической политики социального государства.

В настоящее время в практической работе при формировании бюдже­тов различных уровней применяются социальные нормативы и нормы по широкому кругу показателей. Значительная часть законодательно установ­ленных и закрепленных другими нормативно-правовыми актами социаль­ных нормативов и норм определяют государственные гарантии и регули­руют деятельность отраслей социально-культурной сферы: науки, образо­вания, здравоохранения, культуры и др.

Повышению уровня социальной защищенности человека призвана способствовать государственная социальная стандартизация по важнейшим на­правлениям социальной политики.

Большинство этих нормативов и норм является обязательствами госу­дарства перед различными категориями и группами населения и должны им обеспечиваться за счет его финансовых ресурсов. Размеры установлен­ных государством социальных нормативов и норм пересматриваются в за­висимости от темпов инфляции и имеющихся финансовых ресурсов.

Многие социальные государства Европы на законодательной основе обеспечивают доступ своим гражданам к социальным правам, изложенным в принятой ими Европейской социальной хартии, и следуют модели социальной политики, обеспечивающей, по их оп­ределению, здоровый ум, здоровый дух в здоровом теле, гарантируя:

· право на жилье, налагающее на государство обязательство гарантировать всем доступ к нормальному жилью по разумным ценам;

· право на охрану здоровья для всего населения, что требует от государства обеспе­чить доступное и эффективное медицинское обслуживание каждого и проведения политики предупреждения болезней и опасностей на рабочем месте и несчастных случаев;

· право на образование, предусматривающее, что государство должно организо­вать такую подготовку, которая обеспечит всеобщий доступ к рынку труда, а доступ к высшему образованию - исключительно на основе личных способностей;

· право на работу, что обязывает государство проводить социальную и экономическую политику, гарантирующую полную занятость, обеспечивать свободу создания профсоюзов и организаций работодателей для защиты своих экономических и социальных интересов;

· право на социальную защиту и, значит, на; социальное страхование, социальную помощь и услуги, защиту от бедности и социального отчуждения, а также осуществление особых мер для защиты семьи и лиц пожилого возраста;

· право на свободу передвижения и воссоединения семей;

· право на исключение дискриминации по признаку расы, пола, возраста, цвета кожи, языка, религии, взглядов и др.

На конференции Совета Европы (14-15 ноября 2002 г.) по доступу к социальным пра­вам показана цена пренебрежения государства к социальным правам своих граждан, в ре­зультате чего:

· растет нищета и отчужденность в обществе;

· снижается экономический рост, так как разрушается главная (человеческая) производительная сила;

· население болеет, стареет и умирает,

· падают нравственность, культура, теряются моральные ценности в обществе;

· уменьшается человеческий потенциал;

· уничтожается гражданское общество,

· расслаивается общество, растет неравенство в нем и почва для экстремизма;

· теряется легитимность самого государства.

Многие Европейские социальные государства, присоединившиеся к Социальной Хартий и неуклонно соблюдающие ее требования, добилась высокого уровня жизни, большого экономического роста, стали высоко конкурентоспособными.

В качестве ГСС в области оплаты труда и трудовых отношений предусматривается минимальный размер оплаты труда, устанавливаемый Федеральным законом, в соответствии с ценой труда и позволяющий гра­жданину содержать себя и семью (включая ребенка).

Минимальный размер оплаты труда по мере приближения его к уров­ню, обеспечивающему воспроизводство рабочей силы, станет исходной величиной для дифференциации заработной платы по сложности, квали­фикации, условиям и сферам приложения труда, а также другим критериям оценки трудового вклада работника, учитываемым в процессе заключения коллективных договоров между работниками и работодателями.

Должна повышаться, совершенствоваться и выравниваться по отно­шению к труженикам производственных отраслей заработная плата работ­ников социальной сферы, которые не являются частью совокупного работ­ника единого народнохозяйственного комплекса.

Государственные социальные стандарты в области обеспечения за­нятости и помощи безработным предусматривают установление:

· порядка определения страхового взноса по страхованию на случай безработицы;

· размеров, сроков и порядка предоставления пособия по безработице;

· правил поиска новых рабочих мест;

порядка переобучения и профессиональной переподготовки безра­ботных, порядка и сроков предоставления им информации по вопросам трудоустройства.

По данным Минэкономики, уровень безработицы в 2009 году вырастет до 7,5 процента, а общая численность россиян без работы составит 5,5 миллиона человек. В 2008 году тот же показатель составлял 4,6 миллиона человек.

Прогноз по безработице дали специалисты Международной организации труда (МОТ). По их мнению, в 2008-2009 годах количество безработных в мире может увеличиться на 50 миллионов человек. Представители МОТ охарактеризовали происходящее как «кризис глобального трудового рынка».

В качестве ГСС в области пенсионного обеспечения следует уста­навливать минимальные размеры пенсии по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца и за выслугу лет, а также гарантии обеспечения своевременности и полноты выплат, срок и порядок индексации пенсий. Размеры пенсий с доплатами должны превышать прожиточный минимум.

Также в ГСС предусматривается установление:

· размеров и порядка отчислений денежных средств (взносов) юриди­ческих и физических лиц в государственный пенсионный фонд;

· порядка организации и деятельности негосударственных пенсион­ных фондов.

В качестве ГСС в области обеспечения населения товарами и услу­гами массового спроса предусматривают установление:

· минимального набора важнейших продуктов питания, непродоволь­ственных товаров, услуг (входящих в состав потребительской корзины) и нормативов их потребления для основных социально-демографических групп населения;

· перечня категорий населения, нуждающегося в реализации ему товаров массового спроса по сниженным ценам и (или) на иных льготных условиях, а также порядка предоставления таких льгот и организации кон­троля за его соблюдением.

Государственные социальные стандарты в области обеспечения населения жильем, коммунальными и бытовыми услугами:

· нормативов обеспечения жилой и (или) общей площадью в расчете на одного человека;

· порядка учета граждан, нуждающихся в получении жилья и (или)

· улучшении жилищных условий;

· порядка предоставления жилья гражданам с разным уровнем денеж­ных доходов;

· перечня и нормативов предоставления населению основных видов коммунальных услуг (в составе потребительской корзины);

· максимально допустимой (предельной) доли расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг (в совокупном доходе семьи);

· порядка предоставления группам населения с низким доходом суб­сидий на оплату жилья и коммунальных услуг;

· предельной стоимости жилищных и коммунальных услуг в месяц (в расчете на 1 кв. метр общей площади жилья) либо мер по регулированию тарифов на эти услуги;

· категорий граждан, которым жилье, коммунальные и бытовые услу­ги предоставляются бесплатно, с частичной оплатой или на иных льготных условиях;

· порядка финансирования расходов предприятия и учреждений жи­лищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения из бюджетов разных уровней.

В области образования целесообразно иметь ГСС для: дошкольного образования; общего образования; детских специализированных и специ­альных образовательных учреждений; начального, среднего, высшего профессионального и послевузовского образования.

В качестве составляющей ГСС как отраслевой (профессиональный) стандарт должны использоваться соответствующие государственные обра­зовательные стандарты[61], включающие содержание основных образовательных программ, требования к уровню подготовки выпускников, объемы учебной нагрузки обучающихся по основным образовательным програм­мам и др., разрабатываемым Минобразования России.

Особого внимания заслуживает разработка ГСС для детских специа­лизированных и специальных образовательных учреждений: специаль­ных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; детских домов и школ-интернатов для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, оздоро­вительных образовательных учреждений санаторного типа для детей, нуж­дающихся в длительном лечении; специализированных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным и делинквентным поведением.

Государственные социальные стандарты в области науки преду­сматривают:

· порядок финансирования научных учреждений (включая научные подразделения вузов);

· норматив материально-технического обеспечения деятельность на­учных учреждений (включая научные подразделения вузов);

· порядок предоставления грантов научным учреждениям, коллекти­вам и научным работникам;

· тарифную сетку и надбавки к заработной плате научных работников (включая научные подразделения вузов);

· пенсионное обеспечение научных работников (включая научных ра­ботников вузов).

Государственные социальные стандарты в области здравоохране­ния и физического развития предусматривают определение:

· перечня видов бесплатной медицинской помощи, предоставляемой насе­лению государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения;

· нормативов обеспечения населения бесплатной медицинской помо­щью, оказываемой государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения в расчете на одного жителя;

· категорий граждан, пользующихся льготами при обеспечении меди­цинской помощью и лекарственными препаратами;

· перечня жизненно важных лекарственных средств, в отношении ко­торых осуществляется регулирование и (или) регистрация цен, а также ка­тегорий населения, которые должны обеспечиваться ими бесплатно, с час­тичной оплатой или на иных льготных условиях;

· нормативов обеспечения населения спортивными сооружениями и тренерско-преподавательским составом для занятий физической культурой и спортом;

· порядка финансирования учреждений здравоохранения и физиче­ской культуры из бюджетов разных уровней.

К отраслевым (профессиональным) стандартам в области здравоохра­нения, включаемым в ГСС предоставления медицинской помощи населе­нию, относятся стандарты профилактики, диагностики, лечения и реабили­тации, в т.ч. инвалидов.

К нормам и нормативам, включаемым в ГСС предоставления меди­цинской помощи, относятся объемные показатели, определенные в Про­грамме государственных гарантий обеспечения граждан Российской Феде­рации бесплатной медицинской помощью.

В состав ГСС в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения включаются нормы, устанавливаемые государственными санитар­но-эпидемиологическими правилами.

Государственные социальные стандарты в области культуры пре­дусматривают определение:

· нормативов обеспечения населения услугами, оказываемыми учреж­дениями культуры;

· категорий населения, пользующегося бесплатными услугами учреж­дений культуры и (или) с предоставлением иных льгот;

· порядка финансирования учреждений культуры из бюджетов разных уровней с целью сохранения и приумножения национальных культурных ценностей.

Государственные социальные стандарты в области социальной помощи и социального обслуживания населения предусматривают определение:

· порядка создания и функционирования внебюджетных социальных фондов;

· категорий граждан, нуждающихся в социальной помощи;

· перечня и нормативов потребления социальных услуг, предостав­ляемых учреждениями социального обслуживания населению бесплатно и (или) на иных льготных условиях;

· порядка финансирования учреждений социального обеспечения и социального обслуживания населения из бюджетов разных уровней.

Государственные социальные стандарты в области обеспечения экологической безопасности предусматривают определение:

· предельно допустимых норм загрязнения окружающей среды;

· условий для обеспечения доступности получения гражданами дос­товерной информации о состоянии окружающей среды;

· порядка возмещения ущерба здоровью или имуществу граждан в случае правонарушений в области обеспечения экологической безопасно­сти.

Государственные социальные стандарты в области защиты соци­альных прав граждан предусматривают определение порядка:

· предоставления гражданам квалифицированной юридической по­мощи (включая услуги нотариата);

· государственной и общественной защиты прав потребителей това­ров и услуг;

· предоставления гражданам компенсации причиненного им ущерба в связи с неправомочными действиями учреждений социальной сферы;

· финансирования учреждений, предоставляющих юридическую по­мощь гражданам в области защиты их социальных прав.

Государственные социальные стандарты в области применения налогового и ценового механизмов предусматривают установление по­рядка налогообложения граждан и юридических лиц, предоставление им налоговых льгот, а также регулирование цен и ценообразования в сфере потребительского рынка в соответствии с национальными законодательст­вами.

Базисным механизмом функционирования социального государства является его экономическая политика, уровень и состояние социального рыночного хозяйства, обеспечивающие реальное выполнение социальных обязательств государства перед своими гражданами.

Она определяется:

· состоянием и эффективностью государственного и частного секто­ров экономики;

· долей валового внутреннего продукта (ВВП), направляемой на раз­витие социальной сферы и удовлетворение социальных потребностей гра­ждан;

· уровнем развития социальной инфраструктуры и материальной базы социальной сферы;

· направленностью региональных бюджетов на решение социальных проблем.

Необходимо проведение переориентации действующего экономиче­ского механизма на социальные цели. Эта работа должна иметь комплекс­ный характер и осуществляться одновременно со всеми органами власти и управления, каждый из которых должен иметь необходимые права, обя­занности и ответственность, чтобы обеспечить в необходимых случаях пе­релом неблагоприятных социально-экономических тенденций и последо­вательное движение к цивилизованному эффективному общественному социальному рыночному хозяйству.

В свете сказанного необходимо комплексное создание нового, экспер­тиза и дополнение действующего законодательства на соответствие его социально-экономическим целям развития страны на основе следующих постулатов или правил.

 

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.