Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Раздел 1. Управление и общество





 

Тема 1.1. Научный подход к управлению

Предмет и задачи курса, содержание курса. Научный подход. Определение понятий управление и менеджмент. Менеджмент как наука и искусство, вид практической деятельности человека, система управления в организации. Функциональные области менеджмента: маркетинг, финансовый менеджмент, операционный и производственный менеджмент, управление человеческими ресурсами, информационный менеджмент. Инфраструктура менеджмента, уровни аппарата управления и их функции. Интеграционные процессы в менеджменте. Стратегический менеджмент и инновационный менеджмент. Конкуренция и ее влияние на менеджмент.

Менеджер и его функции в организации. Характеристика элементов менеджмента. Предпринимательство и его функции. Понятие организации. Характеристика организации как системы и ее основные подсистемы. Миссия и цели организации. Схема входа-выхода. Простое уравнение выполненной работы. Принцип обратной связи.

 

Тема 1.2. Модель обучения

Модель обучения взрослых. Стили обучения. Как управлять обучением и определять приоритеты в обучении. Менеджер – работник умственного труда – как основной капитал в деятельности организации. Управление временем и рабочей нагрузкой менеджера. Роль менеджмента в карьере и жизни. Структура учебного плана основной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению 080200.62 «Менеджмент».

Разнообразие моделей менеджмента: американский, японский, европейский менеджмент. История и особенности российского менеджмента. Отличие подходов, используемых в США, Европе и Японии, к менеджменту компаний. Национальные различия и менеджмент.

 

Тема 1.3. Система общества и управление обществом

Понятие системы, общества и его подсистемы: социальная культурная, политическая, экономическая. Функции подсистем. Иерархия экономической системы: общество, регион, отрасль, компания, фирма. Управление обществом. Природа государства и власти. Инструменты управления. Распространенные в обществе заблуждения.

 

Тема 1.4. Общественное развитие

Методы интеграции в обществе. Модели общества. Процессы эволюции в обществе. Цивилизации и процессы становления общества. Циклы социально-экономических систем. ХХ-ый век и современное состояние общества. Модели экономик. Национальные особенности российского общества.

 

Раздел 2. История развития управленческой мысли

 

Тема 2.1. Становление научного подхода к управлению

Развитие управленческой мысли в «доисторический» период. Возникновение теории и практики управления. Школы менеджмента (в различных классификациях). Подходы в менеджменте (в различных классификациях). «Технократическая» школа менеджмента. Принципы научного управления Фредерика Тейлора. Г. Гантт и промышленная демократия. Генри Форд и массовое производство. Фрэнк и Лилиан Гилбреты, управление трудовыми движениями. «Административная» школа и А. Файоль. У. Шухарт и контроль качества. Школа «человеческих отношений» и Элтон Мэйо.

 

Тема 2.2. Концепции менеджмента переходного периода

Математический этап развития в менеджменте, становление исследования операций. Л.В. Канторович, Дж. Данциг, Т. Купманс и математическое программирование. Теория очередей. Теория принятия решений. Методы сетевого планирования.

Групповые технологии и гибкие производственные системы, С.П. Митрофанов.

Компьютерный этап развития менеджмента. Управление запасами. Управление проектами. Планирование материальных потребностей (MRP). Системы CIM, CAD/CAM.

Массовое производство в сфере услуг, феномен Макдональдса. Модель производственной стратегии Гарвардской школы бизнеса.

 

 

Раздел 3. Современные концепции управления организацией

 

Тема 3.1. Японская модель управления

«Японское чудо»? Производственная система компании Тойота (TPS): история развития, ее составляющие и современное состояние. Т. Оно и становление TPS. Развитие TPS до национального и мирового уровня. Концепция Кайдзэн. Особенности японской модели управления персоналом. Японское качество и Э. Деминг.

 

Тема 3.2. Концепции управления качеством.

Основные взгляды на вопросы управления качеством: Э.Деминг, Дж.Джуран, Ф.Кросби, К.Исикава, А.Фейгенбаум, Т.Тагути. Сравнение их подходов. Национальные общества и премии. Международные стандарты качества. Качество как средство конкурентной и неконкурентной борьбы. Всеобщее управление качеством.

 

Тема 3.3. Концепции реструктуризации организаций.

Синхронное производство и теория ограничений Э. Голдрата. Реинжиниринг бизнес-процессов М. Хаммера. Бережливое производство Дж. Вумека.

Изменения в организациях. Цели и задачи изменений в организации, управление изменениями (процессный подход). Организационное преобразование бизнеса: новое осмысление, реструктуризация, оживление, обновление и их элементы.

 

Тема 3.4. Современные тенденции в развитии общества и в управлении.

Информатизация общества и инновационная экономика. Ошибки менеджеров ведущих корпораций. Мнения гуру менеджмента. Перспективные принципы управления. Интегрированные производственные системы. Развитие организационных структур. Социализация и современное управление. Обеспечение качества. Человеческий капитал и знания – ключевые факторы изменений. Цепочка создания стоимости компании: закупки, производство, сбыт. Структурирование компаний. Звенья операционной деятельности и их оценка. Функциональные области менеджмента и их оценка. Реактивная и проактивная роли менеджеров среднего звена. Факторы, определяющие производительность работника умственного труда в организации.


 

 

Практические (семинарские) занятия

 

Наименование тем практических (семинарских) занятий и их трудоемкость представлены в таблице 2.2.

 

Таблица 2.2 – Практические занятия и их трудоемкость

 

№ п/п Номер модуля (раздела) дисциплины Темы практических занятий, трудоемкость 17час.
Семестр №1
    Определение целей и стилей обучения (практическое занятие), 1 час.
    Дерево целей, схема входа-выхода (практическое занятие), 1 час.
    Миссия, диаграмма Гантта (практическое занятие), 1 час.
    Выбор производственной стратегии (практическое занятие), 1 час.
    Производственная система Тойоты (практическое занятие), 1 час.
    Управление качеством, процессами и изменениями (практическое занятие), 1 час.

 

 

Лабораторные занятия.

 

Не предусмотрены.

 

Курсовое проектирование

 

Не предусмотрено.

 

 


 

 

2.3.6 Самостоятельная работа студента

 

Виды самостоятельной работы, темы самостоятельной работы и ее трудоемкость приведены в таблице 2.3.1

 

Таблица 2.3.1 Виды самостоятельной работы студентов и их трудоемкость

 

Вид самостоятельной работы Всего (ЗЕ или час) Семестр 1  
       
изучение теоретического материала дисциплины (ТО) (час)        
курсовое проектирование (КП, КР) (час)        
расчетно-графические задания (РГЗ) (час)        
выполнение реферата (Р) (час)        
подготовка к текущему контролю (час)        
домашнее задание (ДЗ) (час)        
контрольные работы заочников (КРЗ) (час)        

 

 

Перечень тем для самостоятельного изучения теоретического материала приведен в таблице 2.3.3

Таблица 2.3.3 Темы теоретического материала (ТМ) для самостоятельного изучения и их трудоемкость

Темы для самостоятельное изучения Итого (час) в семестре
Семестр №1
Раздел 1. Тема 1.1. Научный подход к управлению Раздел 1. Тема 1.2. Модель обучения Раздел 1. Тема 1.3. Система общества и управление обществом Раздел 1. Тема 1.4. Общественное развитие Раздел 2. Тема 2.1. Становление научного подхода к управлению Раздел 2. Тема 2.2. Концепции менеджмента переходного периода Раздел 3. Тема 3.1. Японская модель управления Раздел 3. Тема 3.2. Концепции управления качеством Раздел 3. Тема 3.3. Концепции реструктуризации организаций Раздел 3. Тема 3.4. Современные тенденции в развитие общества и в управлении ИТОГО  

Литература для выполнения ТМ (основная: [1-3], дополнительная: [2,3,5-11] указана в перечне рекомендуемой литературы.


 

2.3.7. Интерактивные формы обучения по дисциплине

 

Таблица 2.4. Часы занятий в интерактивной форме

 

Сем № Лекции, час Практические/ семинарские занятия, час Лабораторные работы, час Всего в интерактивной форме по дисциплине, час
Всего Интерактив-ная форма Всего Интерактив-ная форма Всего Интерактив-ная форма
               
Итого              

 

В процессе освоения материала дисциплины используются следующие образовательные технологии:

1. Проблемное обучение, нацеленное на развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся, и предполагающее последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися взаимосвязанных задач для исследования управленческой проблемы в учебной ситуации, при разрешении которой от обучающихся требуется активная исследовательская и творческая деятельность.

2. Дифференцированное обучение, нацеленное на создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей, и предполагающее усвоение материала программы дисциплины на различных планируемых уровнях, но не ниже обязательного, определенного ФГОС.

3. Активное (контекстное) и интерактивное обучение, нацеленное на организацию активной учебной деятельности, которая активизирует мыслительную деятельность будущих бакалавров при усвоении нового учебного материала и реализации уже имеющихся знаний:

· неимитационные (дискуссии, проблемные мини-лекции);

· имитационные неигровые (решение управленческих задач, анализ конкретной учебной ситуации, действия по сценарию задания);

· имитационные игровые (моделирование будущего состояния деятельности компании и стратегии компании);

4. Развитие стратегического мышления, нацеленное на организацию внутренне мотивированной творческой учебно-профессиональной деятельности и предполагающее решение инновационных задач в области управления интеллектуальной собственностью и управления качеством инновационных проектов.

 

Образовательные технологии, применяемые при освоении материала дисциплины, реализуются в следующих активных и интерактивных формах:

· проведение дискуссии по результатам выполнения задания;

· применение техник групповой работы (деление на малые группы, круговой сбор идей, мозговой штурм (мозговая атака));

· обсуждение вариантов решения рассматриваемой управленческой проблемы в учебной ситуации, предложенной преподавателем.

· обсуждение отчетов по результатам выполнения заданий на практических занятиях с заслушиванием предложений по разрешению проблемы от обучающихся.

 


 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ материалы по ДИСЦИПЛИНе

 

3.1. Основная литература

 

1. [339.138(075) С40] Сироткин, В. Б. (зав. каф.). Концепции современного менеджмента: учебное пособие/ В. Б. Сироткин; С.-Петерб. гос. ун-т аэрокосм. приборостроения. - 2-е изд.. - СПб.: РИО ГУАП, 2005. - 200 с.

Количество экз. в библ. – 146.

2. [330.3(075) С40] Сироткин, В. Б. (зав. каф.). Эволюция внешней среды бизнеса на Западе и в России: учебное пособие/ В. Б. Сироткин; С.-Петерб. гос. ун-т аэрокосм. приборостроения. - СПб.: ГОУ ВПО "СПбГУАП", 2006. - 118 с..

Количество экз. в библ. – 147

3. [005.01 С40 005] Сироткин, В. Б. (зав. каф.). Теории и практики менеджмента: идеи, ожидания и результаты: монография/ В. Б. Сироткин; С.-Петерб. гос. ун-т аэрокосм. приборостроения. - СПб.: ГОУ ВПО "СПбГУАП", 2012. - 326 с.

Количество экз. в библ. - 47

 

3.2. Дополнительная литература

1. [658.012(075) М50] Менеджмент: учебник/ М. М. Максимцов, А. В. Игнатьева, М. А. Комаров и др.; Ред. М. М. Максимцов, М. А. Комаров. - 2-е изд., перераб. и доп.. - М.: ЮНИТИ, 2003. - 360 с.

Количество экз. в библ. – 20

2. [005.4(075) К 53] Кнышова, Е. Н.. Менеджмент: учебное пособие/ Е. Н. Кнышова. - М.: ФОРУМ: Инфра-М, 2008. - 302 с.

Количество экз. в библ. – 48

3. [005.1(075) Г41] Герчикова, И. Н.. Менеджмент: учебник для вузов/ И. Н. Герчикова. - 4-е изд., перераб. и доп.. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - VIII, 511 с.

Количество экз. в библ. – 47

4. [658.012(075) В 38] Веснин, В. Р.. Менеджмент: учебник/ В. Р. Веснин. - 3-е изд. перераб. и доп.. - М.: Проспект, 2007. - 504 с.

Количество экз. в библ. – 7

5. [338(075) И90] История менеджмента: Учебное пособие/ А. Г. Поршнев, Д. В. Валовой, А. А. Беляев и др.; Гос. акад. упр. им. С. Орджоникидзе. - М.: Инфра-М, 1997. - 253 с..

Количество экз. в библ. – 12

  1. [330.3 С40] Сироткин, В. Б. (зав. каф.). Проблемы модернизации: конкурентный экономический порядок: монография/ В. Б. Сироткин; С.-Петерб. гос. ун-т аэрокосм. приборостроения. - СПб.: ГОУ ВПО "СПбГУАП", 2007. - 158 с.:

Количество экз. в библ. – 45

  1. [658.5.012 Л18] Лайкер Джеффри. Дао Toyota: 14 принципов менеджмента ведущей компании мира / Джеффри Лайкер; Пер. с англ. – 2-е изд. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. 402 с.

Количество экз. в библ. – 3

  1. [658.012 Д76] Друкер, П.. Эффективное управление: Экономические задачи и оптимальные решения = Managing for resuits: Economic tasks and rick-taking decisions: монография/ П. Друкер; Пер. с англ. М. Котельникова. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003.

Количество экз. в библ. – 3

  1. [681.3.07 Ч62] Чейз Ричард Б., Эквилайн Николас Дж., Якобс Роберт Ф. Производственный и операционный менеджмент, 8-е изд. / Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2003. 704 с.
  2. [65.011 И50] Имаи Масааки. Кайдзен: Ключ к успеху японских компаний. /Пер. с англ. – 2-е изд. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 274 с.

[334.72 К73] Коттер Дж. Лидерство Мацуситы: Уроки выдающегося предпринимателя XX века. / Пер. с англ. – 4-е изд. – М.: Альпина Паблишерз, 2011. 254 с.


 

3.3. Периодическая литература (журналы)

 

1. Журнал «Эксперт» (http://expert.ru/).

2. Журнал «Менеджмент в России и за рубежом» (http://www.dis.ru/).

3. Журнал «Топ-менеджер» (http://tomanage.ru/library/magazines/top-manager/).

 

Информационные ресурсы

 

1. www.rbc.ru – РосБизнесКонсалтинг.

2. http://www.gks.ru – Сайт Роскомстата.

3. http://tomanage.ru/ - сайт сообщества toManage

4. http://www.iteam.ru/ - портал iTeam, технологии корпоративного управления.

 

Для доступа к электронным ресурсам ГУАП (http://lib.aanet.ru/) необходима авторизация по номеру читательского билета).

Доступ в ЭБС «Лань» осуществляется по договору № 695-7 от 30.11.2011.

Доступ в ЭБС «ZNANIUM» осуществляется по договору № 186-ЭБС от 08.02.2012.

 

Таблица 3.1. Возможность доступа студентов к электронным фондам
учебно-методической документации

 

№п/п Ссылка на информационный ресурс Наименование разработки в электронной форме Доступность
  http://znanium.com/bookread.php?book=188880 История менеджмента: Учеб. пособие / Под ред. Э.М. Короткова. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 240 с. Авторизация
  http://znanium.com/bookread.php?book=369367 Менеджмент организации: теория, история, практика: Учебное пособие / О.Г. Тихомирова, Б.А. Варламов. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 256 с. Авторизация
  http://znanium.com/bookread.php?book=211014 Менеждмент. Восприятие сущности менеджмента в условиях стратегических изменений: Учебное пособие / В.И. Грушенко. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 288 с. Авторизация
  http://znanium.com/bookread.php?book=254666 Основы менеджмента: Учебное пособие / Е.А. Репина, М.А. Чернышев, Т.Ю. Анопченко. - М.: ИНФРА-М; Ростов н/Д: Академцентр, 2011. - 240 с. Авторизация
  http://znanium.com/bookread.php?book=257185 История экономики: Учебник / Рос. эконом. акад. им. Г.В.Плеханова; Под общ. ред. проф. д.т.н. О.Д.Кузнецовой, И.Н.Шапкиной - 2 изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2011 - 416 с. Авторизация

 

 


 

 







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.