|
Методы определения ведущей руки
Для оценки степени праворукости и леворукости используются несложные тесты: • Ребенку предлагается несколько спичечных коробков. Задание: «Найди спичку в одном из коробков». Ведущей считается та рука, которая открывает и закрывает коробок. • Ребенку предлагается открыть и закрыть несколько пузырьков с отвинчивающимися крышками. Ведущая рука выполняет активные действия, неведущая рука держит пузырек. • Ребенку предлагается развязать несколько узлов из шнурка средней толщины. Ведущей считается та рука, которая развязывает узел (другая держит). • Ребенок должен протереть классную доску (стол, шкаф и т.д.) тряпкой. Активные действия выполняет ведущая рука. • Ребенка просят поймать мяч одной рукой. Активные действия выполняет ведущая рука. • Раздавать карты (ведущая рука та, что раскладывает карты). • Хлопать в ладоши (ведущая рука сверху). • Погладить игрушку, держа ее в руке (ведущая рука гладит). • Рисовать пальцем одной руки круги на ладони другой. • Неведущая рука держит часы, ведущая рука выполняет активные, точно дозируемые движения, заводящие часы. • Переплетение пальцев рук. Сверху оказывается большой палец ведущей руки. • Скрещивание рук — «Поза Наполеона». Кисть ведущей руки оказывается на предплечье другой руки, кисть неведущей руки оказывается под предплечьем ведущей руки • Детям старше 11 лет предлагается провести вертикальные линии на расстоянии 1 — 1,5 см друг от друга сначала правой, а затем левой рукой за определенное время. Большее количество линий проводится ведущей рукой. Проба Аннет.Для определения профиля латеральной организации моторных функций (праворукости и леворукости) используется диагностическое устройство, которое представляет собой подставку с двумя рядами отверстий по 10 штук. Испытуемый должен переставлять деревянные палочки из отверстий одного ряда в другой пятикратно правой рукой и пятикратно левой. Учитывается время в секундах. Далее определяются средние арифметические значения полученных результатов для левой и правой руки и коэффициент мануальной асимметрии по формуле: Кма =Тср. п. / Тср.л. где Тср.п.— среднее значение времени для правой руки; Тср.л. — среднее значение времени для левой руки. • Опросник Князевой—Вильдавского.Для определения мануальной асимметрии (праворукости и леворукости) используется опросник, в который входят 10 вопросов, соответствующих унимануальным (выполняемым одной рукой) тестам: «письмо», «рисование», «расчесывание», «мяч», «коробок», «спички» и бимануальным (выполняемым двумя руками) тестам: «бисер», «ножницы», «вращение», «кубики». В качестве ответа испытуемый должен поставить «+» в одной из граф «всегда правой» (1 балл), «чаще правой» (0,5 баллов), «любой» (0 баллов), «чаще левой» (— 0,5 баллов), «всегда левой» (— 1 балл). Результирующий коэффициент мануальной асимметрии по формуле:
КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА СОМАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ В последнее время отмечается неуклонный рост числа детей, имеющих соматические заболевания, что заметно сказывается на формировании их психологических особенностей. Например, заболевания желудочно-кишечного тракта сопровождаются случайной формой синкинезий, низкой педантичностью, ригидностью и левосторонней зрительной асимметрией (57% случаев). Нарушения речи сопровождаются пониженной тревожностью, лабильностью нервной системы, низкой способностью к умозаключениям, наличием двусторонних и перекрестных форм синкинезий, доминированием правосторонней зрительной асимметрии. При нарушениях зрения число случаев зрительной левосторонней асимметрии составляет 83%. В то же время нарушения зрения компенсируются хорошей сохранностью меж-полушарных связей. Развитие зрительного восприятия и двигательной сферы тесно взаимосвязаны. Именно поэтому двигательная сфера детей с нарушением зрения запаздывает в развитии. Для них характерна нескоординированность зрительно-двигательных функций, нарушение микроориентирования и ослабленность различных групп мышц. Им необходима помощь в формировании сложной психологической системы межфункциональных связей, получения точной сенсорной информации, обеспечивающей формирование двигательной сферы, контроль за ее функционированием. Первым необходимым средством координации являются упражнения для укрепления и восстановления мышц глаза. В основе положительного эффекта лежат функциональные связи между глазодвигательным нервом и нервными клетками сосудов головного мозга. Совершенствование моторной и зрительно-двигательной координации, а также укрепление межфункциональных связей зависит от работы по развитию синхронных движений глаз и рук. Заболевания дыхательной системы усиливают акцентуации характера и тревожность на 5—11%. У детей с бронхиальной астмой отмечается функциональная недостаточность диэнцефальных отделов головного мозга, функциональный дефицит правого полушария и повышение функций левого. Для таких детей характерен сниженный темп в работе, повышенная утомляемость, двигательная расторможенность, колебания внимания, импульсивность и патологические син-кинезии. У детей с бронхиальной астмой не сформировано межполушарное взаимодействие, что выявляется при исследовании пробы на праксис поз. Нейропсихологическая модель специфики мозговой организации высших психических функций у детей, страдающих бронхиальной астмой, включает следующий симптомокомплекс: недостаточность субкортикальных отделов мозга, признаки несформированности межполушарного взаимодействия, функциональная недостаточность правого полушария и компенсаторное повышение функционального состояния правого полушария. Развитие ребенка в условиях тяжелой соматической патологии не может не сказаться на формировании его личности, особенностях взаимоотношений с родителями, сверстниками и возможностями адаптации в целом. Данное обстоятельство требует поиска профилактических и реабилитационных средств, комплексного подхода к лечению детей. Ниже предлагаются кинезиологические упражнения, которые можно использовать для профилактики некоторых соматических заболеваний. ![]() Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|