Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Педагогические технологии в дошкольном образовании





 

Педагогическая технология – это проект и реализация системы последовательного развертывания педагогической деятельности, направленной на достижение целей образования и развития личности.

Обосновывая необходимость овладения педагогом педагогической технологией, В.П. Беспалько определяет ее как проект деятельности воспитанника, подчеркивая при этом, что реализация технологического решения всякий раз опосредуется личностью конкретного воспитателя. И.С. Дмитрик понимает под педагогической технологией систему педагогических знаний, призванную помочь воспитателю, педагогу в решении как стратегических, так и тактических задач и реализуемую на практике через систему оптимальных действий, производимых взрослым и ребенком в организованном учебно-воспитательном процессе.

Воспитание – целенаправленный процесс формирования личности в соответствии с предъявляемыми обществом социальными и педагогическими требованиями. В широком смысле, воспитание – это объективный процесс, который совершается в обществе независимо от желания и воли педагога, т. е. это процесс социальный по своей природе. Воспитание в узком смысле – сознательное и спланированное влияние на ребенка со стороны взрослых или специальных социальных институтов. Цель воспитания –формирование личности, которая бы приобретала в процессе развития способность самостоятельно строить свой вариант жизни.

В настоящее время в определении воспитания акцент ставится на деятельности самого ребенка, который собственными интеллектуальными, духовными и физическими усилиями осваивает накопленный человечеством опыт. Поскольку мера активности детей в совершении этой деятельности будет иметь различные показатели, то темпы и результаты их личностного развития тоже окажутся разными. Зависимость между развитием личности и ее активностью лаконично сформулирована В.М.Коротовым: «Воспитание – это не то, что делают с детьми, а то, что с ними самими происходит».



С точки зрения развития личности, взаимодействие ребенка с миром осуществляется как активная форма выражения отношения субъекта к объекту. Это положение содержит в себе два основных момента. Ребенок развивается лишь тогда, когда проявляет активность (интеллектуальную, духовную, манипулятивную, физическую, операционально-трудовую и т.д.). Результатом такой активности становятся соответствующие новые качества самой личности, а также происходит физическое изменение организма и преобразование среды (или отдельных объектов), что создает предпосылки для дальнейшего развития. Личность самостоятельно вырабатывает отношение к людям и объектам окружающего мира в процессе непосредственного взаимодействия с ними. Заставить ребенка относиться к кому-то или к чему-то так, как хотелось бы педагогу, невозможно, поскольку выбор отношенческой позиции производится каждым человеком субъективно свободно. Учитывая эту особенность, педагог в работе с детьми должен ориентироваться на получение ими удовлетворения от общения с ним и глубокое эмоциональное переживание социальных ценностей, предстающих перед ними в этот момент. Только в этом случае будут создаваться условия для формирования у дошкольника ценностной отношенческой позиции, которую он будет избирать самостоятельно, свободно, осознанно. Понятно, что для этого необходимо уметь тонко прикоснуться к личности и, передавая ей человеческий опыт, сохранить за ребенком право самостоятельного выбора.

В основе разработки личностно-ориентированной педагогической технологии, лежат следующие положения:

– развитие ребенка происходит тогда, когда он сам, проявляя активность, взаимодействует с миром;

– характер этой активности определяется субъективно свободным отношением личности;

– педагогическое влияние должно ориентировать воспитанника на определенное отношение к социальной ценности;

– воздействие педагога и весь процесс взаимодействия с ребенком (группой детей) должны производиться на уровне современной культуры и в соответствии с целью воспитания.

Фактор субъективной свободы при формировании отношения имеет определяющее значение в личностном развитии и заставляет воспитателя учитывать психические особенности детей в организуемом общении, выстраивать его так, чтобы оно приносило удовлетворение, вызывало интерес, побуждало к принятию социально ценностной позиции, демонстрируемой педагогом в этот момент. Задача воспитания и заключается в том, чтобы транслируя свое отношение к социальной ценности на уровне человеческой культуры, повлиять на формирование ценностной позиции воспитанников. Задача педагога – выбрать такой способ воздействия, который создавал бы для ребенка комфортный психологический климат, способствовал развитию его индивидуального «Я», закреплял и формировал социально ценностные отношения.

Развитие ценностных позиций ребенка в контексте воспитательной цели, ориентированной на достижения человеческой культуры, выстраивается педагогом как содействие формированию субъектности ребенка, способного определять стратегию и тактику собственной жизни, осмысленно осуществлять выбор и нести за него ответственность. Иначе говоря, общение педагога с детьми есть не что иное, как перевод их на позицию субъекта. Для этого процесс взаимодействия должен выстраиваться особым образом, поскольку не всякое взаимодействие будет иметь субъект - субъектный характер, но только при этом условии ребенок сможет стать субъектом в своей жизнедеятельности.

Субъектом, осуществляющим педагогическое воздействие, является педагог. Педагогическое воздействие – это особый вид деятельности педагога, направленный на раскрытие потенциальных возможностей ребенка быть субъектом. Педагогическое воздействие совершается с целью развития личности ребенка, перевода его на позицию субъекта.

Целью педагогического воздействияявляется не поведение ребенка (группы детей), а ценностное отношение ребенка к субъектам и объектам окружающего мира, которое вырабатывается субъективно свободно в процессе взаимодействия с миром и педагогом как представителем этого мира. Ориентация на ценностное отношение ребенка означает для педагога необходимость поиска путей прикосновения к личности, чтобы, с одной стороны, транслировать ему социокультурную норму, а с другой – сохранять за ним право выбора. Только при условии наличия альтернатив, среди которых ребенок осознанно производит выбор, он развивается как субъект своей жизни.

Средствами педагогического воздействия могут выступать разнообразные предметы окружающей действительности, аудио- и видеоматериалы, нормы и правила, произведения искусства и многое другое. Единственное, что нельзя использовать в качестве средства – это человек. Одни и те же средства могут способствовать развитию ребенка и могут стать орудием манипуляции над личностью. Это будет зависеть от того, кто и в каких целях использует их.

Непедагогическое воздействие осуществляется преимущественно путем подавления личности. В этот момент «торжествует» воля педагога и угнетается воля ребенка. В случае педагогического воздействия предпринимаются усилия для инициирования личностных проявлений ребенка, чтобы он открыто выражал свою волю и все активнее реализовывал себя во взаимодействии с другими людьми.

Каково же назначение педагогического воздействия и в чем его отличие от непедагогического? Назначение педагогического воздействия не в манипулировании ребенком («чтобы любил воспитателя»), не в коррекции его действий («чтобы хорошо себя вел») и не в подавлении его «неразумной» воли («чтобы слушался старших»), а в предоставлении ему возможности самостоятельно и осознанно производить выбор, становясь субъектом собственной жизни. Что же для этого должен предпринять воспитатель, выстраивая свое воздействие на ребенка или группу детей?

В первую очередь, необходимо инициировать активность ребенка, ибо только через активное взаимодействие с миром совершается развитие личности: трудно представить, чтобы, не проявляя собственной активности, ребенок сумел освоить учебный материал, не совершив физических усилий, добился спортивных успехов, не упражняясь ежедневно в игре на музыкальном инструменте, стал музыкантом. Мотивированность подобной деятельности у детей может быть различной, поэтому педагогу необходимо своим воздействием пробуждать в ребенке активность, стимулировать потребность того или иного вида занятий.

Поскольку ребенок не всегда знает, как осуществляется та или иная деятельность, а успешность ее выполнения влияет на степень его личностного развития, то организуемое воздействие должно оснастить ребенка культурными способами практического осуществления деятельности. Необходимо развернуть перед детьми палитру разнообразных вариантов, чтобы в конкретной ситуации они могли проявить свое творчество, рекомбинируя известное, общее в неповторимое, сугубо индивидуальное сочетание.

От того, насколько педагогу удастся активизировать ребенка и оснастить его способами совершения деятельности, будет зависеть осуществление личностью индивидуального выбора. Если нас заботит личностное развитие ребенка, то нам следует отказаться от постоянной, ежеминутной опеки наших воспитанников, отказаться от традиционного принятия ответственности на себя (учителей или родителей) за все, что бы ни совершили дети, иначе им никогда не стать взрослыми и самостоятельными. Возбудив в ребенке активность и снабдив его необходимыми способами деятельности, нужно предоставить ему возможность самостоятельно принимать решения и самому нести за них ответственность: не хочешь есть ножом и вилкой – пачкай руки, не можешь хранить тайну – пеняй на себя, что нет друзей. Таким образом, задача педагогического воздействиязаключается в активизации ребенка, оснащении его способами совершения деятельности и стимулировании в нем индивидуального выбора.

Дошкольная дидактика

 

Дидактика –отрасль педагогики, разрабатывающая теорию обучения и образования.Предмет дидактики– закономерности и принципы обучения, его цели, методы, формы, средства обучения. Обучение – целенаправленная последовательная передача общественно-исторического социокультурного опыта другому человеку (людям) в специально организованных условиях семьи, школы, вуза, сообщества.

Дошкольная дидактика представляет собой отрасль общей дидактики. В ней содержится теоретическое обоснование цели дошкольного обучения, представлены его содержание, формы организации, методы и средства, обеспечивающие целостное развитие личности ребенка и подготовку его к обучению в школе.

В основе любого вида или типа обучения заложена система: преподавание и учение.

Преподаваниеэто деятельность учителя по:

– передаче информации;

– организации учебно-познавательной деятельности учащихся;

– оказанию помощи при затруднении в процессе учения;

– стимулированию интереса, самостоятельности и творчества учащихся;

– оценке учебных достижений учащихся.

Целью преподавания является организация эффективного учения каждого ученика в процессе передачи информации, контроля и оценки ее усвоения.

Учениеэто деятельность ученика по:

– освоению, закреплению и применению знаний, умений и навыков;

– самостимулированию к поиску, решению учебных задач, самооценке учебных достижений;

– осознанию личностного смысла и социальной значимости культурных ценностей и человеческого опыта, процессов и явлений окружающей действительности.

Существуют, как отмечал отечественный психолог С. Л. Рубинштейн, два вида учения, в результате которых человек овладевает новыми знаниями и умениями. Один из них специально направлен на овладение этими знаниями и умениями как на свою прямую цель. Другой приводит к овладению этими знаниями и умениями, осуществляя иные цели.

Учение в последнем случае – не самостоятельная деятельность, а процесс, осуществляющийся как компонент и результат деятельности, в которую он включен. Для детей дошкольного возраста характерен именно второй вид учения, так как они приобретают знания в игре, труде и других видах деятельности. Научение – результат процесса обучения, который выражается в позитивных изменениях и развитии ребенка. Например, Саша хочет построить такой же туннель из песка, как делал вчера, а песок рассыпается. «Оказывается, из сухого песка строить нельзя», – делает мальчик правильный вывод. Он получил новые представления о свойствах песка, но их приобретение не было целью деятельности, они явились побочным продуктом игры с песком.

Вид учения, прямо и непосредственно направленный на овладение знаниями и умениями, является учебной деятельностью. Анализ учебной деятельности, проведенный Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, показал, что она имеет свою структуру, специфическое строение, а именно: мотивацию, учебную задачу, учебные действия (предметные или вспомогательные), контрольные действия преподавателя, трансформирующиеся в действия самоконтроля, оценочные действия преподавателя, переходящие в самооценку обучающегося.

Формирование учебной деятельности, даже при грамотно построенном обучении, – длительный процесс. В дошкольном возрасте закладываются предпосылки учебной деятельности, в процессе специально организованных учебных занятий формируются отдельные ее элементы.

В младшем дошкольном возрастена занятиях необходимо формировать у детей способность к постановке цели собственной деятельности (на этапе от 2 до 3 лет), учить освоению различных способов деятельности (на этапе от 3 до 4 лет). После 4 лет деятельность ребенка приобретает четкую направленность на конечный результат. Педагог приучает детей слушать объяснения, выполнять задания, не мешая друг другу; поддерживает интерес к содержанию занятий, поощряет старание, активность. Все это весьма существенно для дальнейшего развития учебной деятельности.

В старшем дошкольном возрастеу ребенка формируются такие элементы учебной деятельности:

– умения определять цель предстоящей деятельности и способы ее достижения, добиваться результата;

– самоконтроль, который проявляется при сравнении полученного результата с образцом, эталоном;

– умение осуществлять произвольный контроль за ходом деятельности в процессе получения промежуточных результатов;

– умение планировать деятельность, ориентируясь на ее результат.

Для формирования учебной деятельности большое значение имеет развитие познавательных интересов. Для этого необходимо:

– создавать условия ребенку для его активных действий;

– вовлекать в процесс самостоятельного поиска;

– ставить вопросы проблемного характера;

– разнообразить учебную деятельность;

– показывать ребенку нужность, важность учебного материала;

– предлагать задания трудные, но посильные;

– планировать достижение результата, положительно оценивать;

– предлагать эмоциональный учебный материал.

Особую роль играет форма обучения дошкольников: овладение детьми системой занятий в виде дидактической игры более эффективна, чем в виде прямых учебных заданий, особенно в младшем возрасте.

Умение учиться в дошкольном возрасте включает в себя следующие моменты: а) ребенок понимает смысл и принимает учебную задачу; б) использует средства, предлагаемые взрослым (наблюдение, сравнение, группировка и т.д.); в) контролирует себя в процессе выполнения задания; г) достигает результата; д) приобретает элементарные навыки самоконтроля и самооценки.

А.П. Усова выделяет конкретные признаки овладения учебной деятельностью у дошкольников (табл. 3)

 

Таблица 3









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2020 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.