Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Качества, необходимые для благовопитанности





Вот черты характера, необходимые для благовоспитанности. Они лежат в основе хороших манер, вежливости и обходительности. При наличии этих качеств облагораживание становится автома­тическим. Без них можно научиться некоторым правилам поведе­ния в обществе, но это будет лишь фасад, за которым скрывается недостаток искренности и последовательности.

1. Чуткость. Это значит быть внимательным к чувствам, нуж­дам и характеру других людей. Можно выработать в себе это ка­чество, если перестать думать о себе и направить свои мысли на жизнь других людей, сопереживать им, больше заботиться об их благополучии, удобстве, а в особенности об их чувствах.

2. Понимание. Это значит понимать чувства, нужды и характер других людей и вести себя в соответствии с ними. Это осново­полагающее качество, необходимое для того, чтобы быть тактич­ным и учтивым.

3. Сдержанность. Это значит контролировать свои мысли, чувства или слова, удерживаться от искушения сказать что-то та­кое, что может обидеть другого человека. Это качество необходи­мо во всех аспектах благовоспитанности. Оно важно не только в отношении хороших манер и вежливости, но и для развития хо­рошего вкуса, любви к музыке и различным видам искусства. Ис­тинная красота сдержанна. Она никогда не бывает вызывающей.

Правила поведения за столом

Чтобы научить семью культурно вести себя за столом, применяй­те уже знакомые вам воспитательные шаги. Для начала посте­лите на стол чистую скатерть и сделайте его приятным на вид. Затем подробно изложите детям правила поведения за столом: не роняйте еду на скатерть, на пол, не шумите во время еды, не чавкайте и не прихлебывайте, не издавайте других неприятных звуков, не звякайте столовыми приборами, не стучите ногами, не ерзайте на стуле, не смейтесь и т. д. Не провоцируйте других детей шуметь, двигая их стулья, дергая их, строя им гримасы и т.п. Не трогайте руками еду в своей тарелке или в сервировочной посуде, не облизывайте нож, не тянитесь за едой через весь стол, а когда просите что-то передать, говорите «пожалуйста», выти­райте руки о салфетку, а не об одежду или скатерть, не накла­дывайте себе еды больше, чем сможете съесть, не перебивайте, когда другие разговаривают, не выходите из-за стола, не изви­нившись или не дождавшись, пока все остальные закончат еду. Запишите эти правила на большой лист бумаги и повесьте в сто­ловой, а потом часто перечитывайте их вслух до тех пор, пока дети их не уяснят.



Побуждайте детей подчиняться этим правилам с помощью системы вознаграждений и наказаний, «кнута и пряника». Одна из таких систем основана на обмене фишками, мы говорили о ней в главе 9. Заведите набор фишек для использования только за столом. Дайте каждому ребенку по маленькой баночке при­мерно с десятью фишками — для начала. Когда ребенок нарушает правило, пусть положит одну свою фишку в «банку-хранилище». Если он доест еду, ни разу не нарушив правил, наградите его до­полнительной фишкой. Вам придется адаптировать систему по­ощрений и наказаний в зависимости от возраста ребенка. Будьте особенно снисходительны к малышам, если они по крайней мере стараются.

Заинтересуйте детей в получении главного приза. К концу ме­сяца те из детей, у которых набралось двадцать пять фишек или больше, могут сходить с мамой и папой в ресторан или любимый парк развлечений. Те дети, которым придется остаться дома, бу­дут достаточно наказаны. Применяйте этот метод воспитания до тех пор, пока дети как следует не научатся правилам поведения за столом. Затем от системы фишек можно отказаться, но по-преж­нему напоминать детям о хороших манерах и наказывать, если они их не соблюдают.

Малыша, который еще кушает, сидя на высоком стульчике, можно обучить некоторым начальным правилам. Надевайте на него слюнявчик и почаще вытирайте ему лицо, чтобы он при­вык быть чистеньким. Чтобы научить его пользоваться ложкой, время от времени давайте ему ее в руки. Чтобы он не проливал и не ронял еду на пол, внимательно наблюдайте за ним и сле­дуйте методам воспитания детей 1-2 лет. Когда он попытается бросить еду, скажите «нет, нет» и положите его ручку обратно на столик. Когда он повторит это несколько раз, скажите «нет, нет», шлепните его по руке и положите ее на столик. Постепенно он научится.

Когда он вырастет и будет кушать не на высоком стульчике, а за столом, поначалу кладите под его тарелку небольшое полотен­це. Приобретите ему стул высотой примерно 55 см и с подставкой для ног. Начните всего с нескольких правил, которые он сможет понять и запомнить. Полотенце под тарелкой поможет ему не проливать еду. Купите ему специальную кружку, которую нельзя случайно опрокинуть. Старшие дети, приученные культурно вес­ти себя за столом, будут ему хорошим примером и помогут быст­рее научиться приличным манерам.

Будьте милостивы к маленьким деткам, но вот семи-восьми- летний ребенок уже вполне в состоянии соблюдать правила по­ведения за столом наравне со взрослыми. Проявляйте строгость, обучая ребенка хорошим манерам за столом. Так он будет пом­нить обо всех остальных манерах, и эта благовоспитанность бу­дет служить ему добрую службу на протяжении всей жизни.

Чистота и опрятность

Начиная с двухлетнего возраста можно приучать детей следить за своей чистотой и опрятностью, в том числе мыть руки и лицо, чистить зубы, причесывать волосы, одеваться и принимать ванну. После принятия ванны дети должны складывать грязную одежду в специально отведенное для этого место, например бельевую корзину, другую одежду вешать в шкаф и приводить после себя в порядок ванную комнату.

Чтобы приучить детей ухаживать за собой, изложите все пра­вила в таблице. Для совсем маленьких детишек нарисуйте кар­тинки, чтобы им было понятней. В качестве награды рисуйте в таблице звездочки, а когда там наберется определенное количест­во звездочек, дайте ребенку особый приз. Необходимо требовать, чтобы дети мыли руки, когда они приходят с улицы, перед едой, после еды, после посещения туалета и после того, как они рисова­ли красками, лепили из глины и т.п. Мыть руки придется часто, но это одно из правил благовоспитанности — и к тому же помогает избежать появления пятен на стенах и мебели. Цель в том, чтобы приучить ребенка делать все эти вещи самостоятельно. Родителям не следует делать все за него.

Правильная речь

Если вы хотите, чтобы ваших детей считали благовоспитанны­ми и культурными людьми, приучите их правильно говорить на родном языке. Пусть они произносят слова членораздельно и внятно и стараются не накладывать слова друг на друга. Под­скажите им, чтобы они шевелили губами и мышцами лица, ко­гда разговаривают, потому что это необходимо для правильной речи. Также приучайте детей правильно использовать слова. Учите их новым словам, чтобы пополнить их словарный запас. Чтобы помочь им запомнить новые слова, часто произносите их в разговоре. Культура речи, разумеется, исключает грубые или вульгарные выражения, богохульства, ругательства или непри­стойные рассказы.

Самое большое влияние на речь ребенка оказывает то, что он слышит дома. Когда родители сами разговаривают правильно и пользуются обширным лексиконом в повседневном общении, ре­бенок запоминает. Когда ребенок использует неподходящее слово или произносит его неправильно, обратите на это его внимание. Однако и это нужно делать с мудростью. Не перебивайте его, пока он говорит, иначе у него сложится впечатление, что слово важнее того, о чем он рассказывает. Пусть он сначала закончит свой рас­сказ, а уж потом напомните ему об ошибке и исправьте ее.

Личные привычки

Применяйте воспитательные шаги, чтобы отучить детей от дур­ных привычек, как то: ковыряться в носу, чесаться, рыгать, чав­кать, пить залпом, сутулиться или сидя расставлять ноги. Также объясните детям, что неприлично широко открывать рот, когда они удивляются или смеются. Любые необычные искажения лица и тела считаются некультурными.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.