Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Роль семьи в формировании личности ребенка





 

Семья это малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Русский педагог, писатель, А. Н. Острогорский писал: «…В младенческие годы и весь дошкольный период человек воспитывается почти исключительно семьей, жизнью семьи. Здесь получают первую пищу его склонности, здесь зарождаются его симпатии, потребности, интересы, здесь обозначается его характер. … Здесь ребенок научается одно любить, другое ненавидеть, здесь привыкает к труду или праздности, получает первые эстетически вкусы, здесь первоначально сосредоточиваются все его интересы, привязанности и авторитеты».

В силу ряда особенностей, семья оказывается самым действенным воспитателем, особенно в первые годы жизни человека. Внутрисемейные отношения для ребенка – первый специфический образец общественных отношений. В формировании личности ребенка ведущими являются атмосфера жизни семьи, ее стиль. Под этим подразумеваются социальные установки, система ценностей семьи, взаимоотношения членов семьи друг с другом и окружающими людьми, нравственные идеалы, потребности семьи, семейные традиции. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям.

Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют и могут, в определенных границах, даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны. Цели воспитания ребенка в семье и в общественных образовательных учреждениях едины – всестороннее развитие личности. Но в семье нет четких организационных форм, как, например, занятия или уроки, воспитание осуществляется через жизнедеятельность семьи путем индивидуального воздействия на ребенка.



Воспитание в семье имеет свои специфические особенности.

1. Отношения привязанности. Их непосредственное влияние способствует снижению чувства тревоги, возникающего у ребенка в новых или в стрессогенных ситуациях. Семья обеспечивает чувство безопасности, гарантируя безопасность ребенка при взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов его исследования и реагирования. Кроме того, близкие являются для ребенка источником утешения в минуты отчаяния и волнений.

2. Модели родительского поведения.Дети учатся у родителей определенным способам поведения, не только усваивая непосредственно сообщаемые им правила но и благодаря наблюдению существующих во взаимоотношениях родителей моделей (примера). Наиболее вероятно, что в тех случаях, когда рецепт и пример совпадают, ребенок будет вести себя так же, как и родители.

3. Приобретение жизненного опыта в семьево многом зависит от культуры быта семьи, от того, насколько родители обеспечивают ребенку возможность заниматься в библиотеках, посещать музеи, отдыхать на природе.

Кроме того, общение в семье позволяет ребенку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Развитие ребенка будет зависеть от того, какие условия для общения предоставлены ему в семье; оно также зависит от четкости и ясности общения в семье.

4. Формирование поведения и дисциплина.Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенные типы поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении ребенка. В детстве, именно в семье, у родителей ребенок учится правилам поведения.

О том, что семья играет особую, незаменимую роль в формировании личности, говорят сравнительные исследования психического и личностного развития детей, растущих в семье и детском доме.

С.Ю. Мещерякова, наблюдая детей раннего возраста, отмечает, что воспитывающийся в семье ребенок активен, инициативен, открыт, доброжелателен, доверчив к окружающим людям, проявляет высокий уровень любознательности, жизнерадостен, что свидетельствует о его положительном самоощущении. Дети, воспитывающиеся в Доме ребенка, хотя и проявляют по отношению ко взрослым положительные эмоции, но у них значительно снижена инициативность, любознательность, жизнерадостность, очень беден спектр положительных эмоций. У этих детей наблюдается однообразие в поведении, общении. Эта разница объясняется отсутствием материнской любви, ласки.

Изначально семья, как правило, зиждется на чувстве любви, определяющем нравственную атмосферу этой социальной группы, стиль и тон взаимоотношений ее членов: проявление нежности, ласки, заботы, терпимости, великодушия, умения прощать, чувства долга. Недополучивший родительской любви ребенок вырастает недоброжелательным, озлобленным, черствым к переживаниям других людей, дерзким, неуживчивым в коллективе сверстников, а иногда – замкнутым, неприкаянным, чрезмерно застенчивым... Выросший же в атмосфере чрезмерной любви, заласкивания, благоговения и почитания маленький человек рано развивает в себе черты эгоизма и эгоцентризма, изнеженности, избалованности, зазнайства, лицемерия.

К числу важных условий, оказывающих заметное влияние на особенности воспитания в семье, относят семейные традиции.

Традиции – это исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения. Разные сферы жизнедеятельности строятся в соответствии с различными типами образцов, которые воспроизводятся каждым новым поколением семьи. Передаваясь из поколения в поколение, традиции, адаптируясь к условиям современной жизни, не остаются застывшими, раз навсегда данными. Неизменным остается их назначение: они функционируют в качестве механизмов передачи таких личностно и социально ценных качеств человека, как любовь, доброта, сострадание, взаимопонимание, готовность прийти на помощь близкому человеку.

В основе традиций, всегда лежит ценность семьи, которая определяет смысл традиционного поведения. Поэтому в традиции не дается детальная регламентация поступка, она не имеет конкретной «привязки» к определенной ситуации. Традиции формируют сложные привычки, способствуют становлению определенной направленности поведения ребенка, в рамках которой он волен выбирать способы совершения конкретного поступка. Представляя собой массовые сложные привычки, традиции ориентируют поведение ребенка не только в утвердившихся отношениях, но и в тех новых вариантах, которые возникают неожиданно, отличаются от тех ситуаций, которые были в его опыте. Если, например, ребенка воспитывают в традициях гуманного отношения к окружающим, то он не только проявляет сострадание, уважение, доброжелательность в общении с членами семьи, но и чувствует сердцем беду других людей («Почему мальчик плачет? Давай поможем ему!»), животных («Бедная кошка – она бездомная, дай ей мое молоко»), литературных героев («Карлсон – совсем не друг Малышу: Малышу из-за Карлсона все время попадает»).

В основе традиции всегда лежит какая-либо идея, ценность, норма, опыт семьи. Сколь многофункциональны нормы, ценности каждой конкретной семьи, столь и разнообразны традиции по своей воспитательной сущности. В зависимости от ценностей, норм семьи, которые реализуются в той или иной традиции, можно говорить о созидательных и разрушительных, конструктивных и неконструктивных, стереотипных и нестереотипных, истинных и мнимых традициях. В одной семье, например, традиция празднования дня рождения ребенка реализуется в детском празднике с поздравлениями, пожеланиями, подарками, веселыми играми, пением, танцами, радостное воспоминание о котором сохранится на долгие годы не только для виновника торжества, но и для всех присутствующих. А в другой семье день рождения ребенка – повод для очередного взрослого застолья с обильными возлияниями, пьяными выяснениями отношений, за которыми полностью забыт ребенок, его праздник, его потребность в радости. От такого «празднования» у ребенка надолго сохранится горечь и обида на самых близких людей. В первом примере традиция – основа настоящих и будущих радостей, она побуждает к добру, стимулирует элементы творчества, во втором – причина многих сегодняшних и завтрашних бед и потрясений ребенка, наглядное свидетельство пропасти между ним и родителями, через призму которой весь окружающий мир кажется враждебным и жестоким.

В 1960 г. в нашей стране создан первый научно-исследовательский институт дошкольного воспитания АПН РСФСР (позднее АПН СССР), который возглавил академик А.В. Запорожец. В различных лабораториях НИИ рассматривались проблемы развития и воспитания детей раннего и дошкольного возраста, уделялось внимание и изучению вопросов семейного воспитания дошкольников. Исследователи пришли к выводу, что ни один из них не может быть успешно решен детским садом без сотрудничества с семьей. Хотя у этих социальных институтов единые цели и задачи, содержание и методы воспитания и обучения детей специфичны в каждом из них.

В таблицах 4, 5 рассматриваются недостатки и положительные стороны общественного и семейного воспитания.

 

Таблица 4

ВОСПИТАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ

 

Воспитание в детском саду
Преимущества Недостатки
1. Наличие и использование программы воспитания и обучения дошкольников 2. Целенаправленный характер воспитания и обучения детей 3. Условия жизни и быта научно разработаны для воспитания и обучения детей 4. Применение методов воспитания, обучения, адекватных возрастным особенностям и возможностям дошкольников 5. Разнообразная содержательная деятельность детей в детском обществе. Возможность играть и общаться с широким кругом сверстников 1. Деловая форма общения воспитателя с детьми, сниженная его интимность, эмоциональная недостаточность 2. Наличие сменяющих друг друга воспитателей с разными программами их поведения, методами воздействия на ребенка. Обращенность воспитателя ко всем детям, недостаточность индивидуального общения с каждым ребенком 3. Сравнительная жесткость режима дня 4. Общение с детьми одного возраста

 

 

Таблица 5

ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ

Воспитание в семье
Преимущества Недостатки
1. Эмоциональная насыщенность отношений между родителями и ребенком 2. Постоянство и длительность педагогической программы поведения родителей, воздействий их на ребенка. Индивидуальная обращенность педагогических воздействий к ребенку 3. Подвижный режим дня 4. Возможность общаться с детьми-родственниками разных возрастов 1. Отсутствие программы воспитания, наличие отрывочных представлений у родителей о воспитании, использование родителями случайной педагогической литературы 2. Стихийный характер воспитания и обучения ребенка, использование отдельных традиций и элементов целенаправленного воспитания 3. Непонимание возрастных особенностей дошкольников, инертность в поисках методов воспитания 5. Непонимание роли оценки в воспитании и обучении ребенка, стремление оценивать не его поведение, а его личность. Неумение дать ребенку объективную характеристику, проанализировать свои методы воспитания 6. Однообразие и малосодержательность деятельности ребенка в семье. Недостаток общения с детьми в игре

Таким образом, воспитываясь только в семье, получая любовь и привязанность со стороны ее членов, опеку, заботу, ребенок, не вступая в общение со сверстниками, может вырасти эгоистичным, не приспособленным к требованиям жизни социума, окружающей среды. Если ребенок лишен материнской любви и ласки, не принимает посильного участия в делах семьи, большую часть времени проводит в дошкольном учреждении, то у него нарушается эмоциональная связь с близкими людьми, не реализуется его основная потребность в общении.

Следовательно, важно сочетать воспитание ребенка в семье с необходимостью воспитания его в коллективе сверстников.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.