Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Международные отношения и мировая политика





 

В учебной литературе понятия «международные отношения» и «мировая политика» нередко отождествляются. Однако современная политическая система характеризуется не только общемировыми принципами и нормами взаимодействия, но и специальными, определяющими разделение мирового сообщества на группы государств, связанных друг с другом особыми интересами. В первом случае мы говорим о взаимодействии государств, межправительственных и неправительственных организаций по вопросам войны

 

и мира, охраны окружающей среды, преодоления нищеты, голода и болезней (мировая политика), а во втором – о взаимодействии государств, возникающих на основе специфических для этих государств экономических, социальных, дипломатических, правовых, военных, культурных и других связей (международные отношения).

Международные отношения – это внешняя политика государств, имеющая свою природу. Внешняя политика государства определяется его внутренней политикой, а внутренняя политика во многом обусловлена внешней. Безусловно, любое государство стремится к самосохранению через укрепление экономической, социальной, политической, этнической и других основ собственной социальной жизни. Но в настоящее время без интеграции в мировую экономику, без объединения народов на основе национальных интересов, национальной и всеобщей безопасности, неприкосновенность государственного суверенитета и территориальная целостность невозможны. При этом национальный интерес – это потребности национального государства; национальная безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от любых угроз; всеобщая безопасность – недопущение ядерной войны.



В начале ХХ в. в мире насчитывалось всего 52 государства, уже к середине – 82. Сейчас в мире более 200 государств. Соответственно с ростом числа государств-участников мировой политики усложняется система международных отношений. Типология международных отношений может основываться на хронологической смене «сверхдержав». Такую основу предлагают американские политологи, разделяя отношения между государствами начиная с XV в. на циклы: португальский, нидерландский, великобританский и американский.

Другая основа типологии – расстановка сил и характер отношений – видится наиболее объективной. Государства разделяются по блокам в зависимости от исторического этапа их развития. Здесь основу составляют и качественный и временной признаки. Например, в Древнем мире выделяются Египет, Персия, Китай и Индия. С начала XX в. появилась биполярность политического взаимодействия – «Антанта» (Англия, Франция, Россия) и Тройственный союз (Германия, Автро-Венгрия, Турция), после 1917 г. – СССР

и США, а по окончании второй мировой войны – государства НАТО (1949)

и Варшавского Договора (1955), между которыми до 1991 г. сложилось

не столько классовое (социализм – капитализм), сколько военное противостояние. С начала 90-х годов прошлого века мир стал многополярным.

Объединяющие начала и стимулы есть у России, которая в 1991 г. объединила вокруг себя большинство государств-республик бывшего СССР в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ) и на этом геополитическом пространстве создала новый государственный Союз России и Белоруссии (1999), в который, по мнению многих политологов, в будущем могут войти другие страны-участники СНГ.

На современном этапе внешнюю политику России можно охарактеризовать как интегрирующую не только в рамках ближнего зарубежья, но и мирового сообщества в целом. Здесь необходимо напомнить о решительных и бескорыстных действиях российского правительства по ликвидации последствий урагана «Катрина» в 2005 г. (когда власти США попросту развели руками), миротворческую функцию в отношениях между Ираном, Ираком и США.

Во второй половине 2005 г. в российско-украинских отношениях возник «газовый кризис» (Украина отказалась закупать российский газ по рыночным ценам и даже после предложения поставок газа на льготных условиях не вступила в договорные отношения с Россией). На каждом этапе переговорного процесса российское правительство исходило из интересов украинского народа, который исторически для россиян являлся и является братским. Президенту России В. Путину удалось наладить с украинским правительством конструктивный диалог, в результате которого уже в начале 2006 г. Украина признала свои ошибки, подписала договоры и «газовый кризис» был преодолен. Россия приступила к досрочному погашению долгов бывшего СССР перед Парижским Клубом, что избавит ее от уплаты огромных заемных процентов кредиторам. Эти примеры свидетельствуют об экономической, социальной и политической стабильности нашего государства, которая явилась результатом разумной, целесообразной, открытой, интегрирующей, правовой и гуманной внутренней и внешней политики России.

Государства взаимодействуют друг с другом не только на основе срочных договоров по каким-либо экономическим или иным вопросам. В современной мировой политике одной из основных и стабильных форм взаимодействия являются международные организации – постоянные объединения межправительственного и неправительственного характера, создаваемые на основе международных соглашений (устав, статут или иной конституционный документ) в целях содействия решению международных проблем. Политическая наука выделяет мировые и региональные международные организации. Кратко остановимся на основных из них.

Мировые организации

Организация Объединенных Наций (ООН) – учреждена на основе добровольного объединения суверенных государств в целях поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития мирного сотрудничества между государствами. Устав ООН подписан в 1945 г. В составе ООН 192 государства. Главные органы: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и социальный совет, Международный суд и др. Штаб-квартира находится в Нью-Йорке (США).

Совещания «Большой восьмерки» – встречи в верхах (саммиты) руководителей восьми наиболее развитых в экономическом отношении стран – США, Японии, Германии, Великобритании, Франции, Канады, Италии, России (с 1996 г.).

Парижский клуб (ПК) – неформальное объединение государств-кредиторов (19 стран в 2002 г., в т. ч. с 1997 г. Россия), занимающееся вопросами урегулирования и отсрочки платежей по государственной задолженности. Учрежден в 1956 г.

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) – межгосударственная валютно-кредитная, финансовая организация, предоставляющая среднесрочные и долгосрочные кредиты входящим в нее государствам (184 страны, с 2004 г. Россия). Основан в 1944 г. Штаб-квартира находится в Вашингтоне (США).

Международный валютный фонд (МВФ) – межправительственная организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами-членами (184 страны, с 2004 г. Россия). Основан в 1944 г. Штаб-квартира находится в Вашингтоне (США).

Всемирная торговая организация (ВТО) – межправительственная организация, предназначенная для регулирования международной торговли и регламентирования торговой и тарифной политики стран-участниц (144 государства. Учреждена в 1994 г. Штаб-квартира находится в Женеве (Швейцария). О вступлении в ВТО в настоящее время ведутся переговоры с Россией.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)– межправительственная организация, предназначенная для выработки согласованной политики экономического роста и расширения мировой торговли. Основана в 1960 г. Входят 30 государств. Штаб-квартира находится в Париже (Франция). Заявку на вступление в настоящее время подала Россия.

Другие мировые организации:

ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), Лондонский клуб кредиторов (ЛК), Британское Содружество Наций , Движение неприсоединения.

 

Региональные организации

Европа

Европейский союз (ЕС) – крупнейшее региональное объединение, направленное на создание политического и валютно-экономического союза европейских государств. Образован в 1993 г. в соответствии с Маастрихтским договором 1992 г. Включает 15 государств – полноправных членов ютно-экономического союза европейских государств. тран-учаи 14 государств – ассоциированных членов. Для членов ЕС устанавливается единое европейское гражданство и валюта (евро). Между Россией и ЕС действует Соглашение о партнерстве и сотрудничестве.

Организация Североатлантического договора (НАТО) –военно-политический союз 23 европейских государств. Создан в 1949 г.

Совет Европы (СЕ)– международная организация консультативного характера. Занимается главным образом проблемами укрепления демократии и стабильности в Европе. Объединяет 45 государств (в т. ч. с 1996 г. Россия). Основан в 1949 г. Заседает в Страсбурге (Франция).

Другие европейские организации: Западноевропейский союз (ЗЕС), Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Северный Совет (СС), Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом), Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), Содружество Независимых Государств (СНГ), Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

Азия, Африка, Австралия и Океания

Лига арабских государств (ЛАГ)– международная организация, союз арабских стран (входит 21 государство). Создана в 1945 г. с целью

защиты суверенитетов ее членов. Штаб-квартира находится в Каире.

Другие организации: Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК), Азиатский банк развития (АзБР), «План Коломбо», Ассоциация регионального сотрудничества стран Южной Азии (СААРК), Организация «Исламская конференция», Африканский Союз (АС), Африканский банк развития (АфБР), Общая Афро-Маврикийская организация (ОКАМ).

Америка

Организация американских государств (ОАГ) – региональная организация, созданная в 1948 г. с целью поддержания мира и безопасности в регионе. Объединяет 35 государств.

Другие организации: Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛААИ), Латиноамериканская экономическая система (ЛАЭС), Организация

центральноамериканских государств (ОЦАГ).

Процессы интеграции и глобализации политической жизни неизбежно будут приводить к созданию новых международных организаций и объединению существующих в более крупные союзы. Очень важно, чтобы контуры современной политической структуры мира были транснациональными, характеризовались тенденциями к открытости межгосударственных границ,

к преодолению политической изоляции, обеспечивали коллективную безопасность и взаимопомощь. При этом вся международная деятельность должна преследовать главную цель – удовлетворение основных потребностей человека.

 

 

Библиографический список

1. Актуальные проблемы современной политологии: сборник статей / Дипломатическая академия МИД РФ. – М., 2002. – 250 с.

2. Бажанов, Е. П. Актуальные проблемы международных отношений / Е. П. Бажанов. – М.: Научная книга, 2001 – 2002. – 464 с.

3. Петрищев, В.Е. Заметки о терроризме / В. Е. Петрищев. - М.: «Едиториал УРСС». 2001. - 288 с.

4. Политические партии России: история и современность / под ред. Ю. П. Свириденко, Шелохаева. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССНЭП), 2000. – 631с.

5. Хантингтон С. Политический порядок в меняющихся обществах /

С. Хантингтон. – М.: Прогресс-Традиция, 2004. – 336 с.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.