Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Основы конституционного строя РФ





 

Демократическое государство

 

В соответствии со ст. 1 Конституции РФ наша страна есть демократическое государство. Его демократизм выражается в обеспечении: народовластия; разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; идеологического и политического многообразия; местного самоуправления.

Демократия в РФ означает, что признается идеологическое и политическое многообразие. Эти принципы исключают возможность существования

в стране государственной или иной обязательной идеологии. Принципы идеологического и политического многообразия (плюрализма) означают также создание возможностей оказывать влияние на политический процесс всем социально-политическим или иным организациям (как элементам гражданского общества), деятельность которых является политической и находится в рамках закона.

Легализуя деятельность разнообразных и независимых социально-политических структур, политический плюрализм призван способствовать повышению эффективности народовластия, вовлечению в политическую деятельность более широких слоев населения, функционированию легальной политической оппозиции, созданию условий для преодоления апатии и отчуждения граждан от власти, порожденных десятилетиями тоталитаризма.

Федеративное государство

Подробно понимание федерации дано в главе об основах теории государства. Здесь отметим лишь, что федерация в России представляет собой

не только форму государственного устройства, но также один из важнейших принципов конституционного строя. До декабря 2005 года в нашей стране было 89 субъектов федерации: республики – 21; края – 6; области – 49; города федерального подчинения (Москва и Санкт-Петербург) – 2; автономная область – 1; автономные округа – 10. Однако статус автономных округов явно ниже статуса иных субъектов федерации, поскольку округа входят в края или области, формально считаясь при этом самостоятельными, как края и области. Поэтому в настоящее время идет процесс объединения автономных округов с областями либо краями. Так, в декабре 2005 г. закончилось объединение Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа, в результате чего вместо двух былых субъектов федерации создан один – Пермский край. Следовательно, краев стало 7, областей – 48, округов – 9.



По результатам проведенного в Красноярском крае, Таймырском и

и Эвенкийском автономных округах референдума с 2007 г. вместо трех указанных субъектов федерации только один – Красноярский край. Следовательно, автономных округов 7.

Процесс укрупнения субъектов федерации и сложный, и длительный – не на одно десятилетие.

 

Правовое государство

Идея правового государства имеет многовековую историю, уходя корнями в античное общество. Этимология понятия «правовое» берет свое начало от латинского слова justitia (юстиция) – справедливость, в котором «jus» переводится как «право». Отсюда ученые провели аналогию: право – это справедливость. Правовой закон – закон, отвечающий требованиям справедливости. Правовое государство – государство, в котором действуют правовые (справедливые), т. е. отвечающие требованиям естественного права, законы. Например, в фашистской Германии были законы, но они не были правовыми, так же, как и само гитлеровское государство.

Сущность этой идеи в том, что в государстве осуществляется последовательный демократизм, утверждение суверенитета народа как источника власти, подчинение государства обществу. Правовым является такое государство, в котором обеспечивается разделение властей, независимость суда, законность управления, правовая защита граждан от нарушений их прав государственной властью и возмещение ущерба, нанесенного им официальными учреждениями. Главное в идее правового государства – связанность государства правом, гарантирующая предсказуемость и надежность действий государства, защиту граждан от возможного произвола со стороны государства и его органов.

Правовое государство характеризуется прежде всего тем, что оно само ограничивает себя действующими в нем правовыми нормами, которым обязаны подчиняться все без исключения государственные органы, должностные лица, общественные объединения и граждане. Важнейший принцип

правового государства – верховенство закона. Оно выражается в том, что главные, ключевые общественные отношения регулируются законами. Иначе говоря, в правовом государстве закон превращается в подобие некого божества, которому подчинены как все без исключения чиновники государственного аппарата, так и граждане. Кроме того, верховенство закона предполагает также его всеобщность, не оставляющую не урегулированными законодательством наиболее важные области жизни общества.

Республиканская форма правления

 

Ее главным, определяющим признаком является выборность

и сменяемость главы государства. Этим республиканская форма отличается от монархии, характеризующейся обычно наследственным статусом главы государства. Заметим, что в современном мире одна треть всех государств – монархии.

 

Суверенное государство

Суверенитет государства – это способность данного государства самостоятельно и независимо от власти других государств осуществлять свои функции. Суверенитет государства проявляется в верховенстве государственной власти, ее единстве и независимости.

Верховенство государственной власти проявляется в том, что она определяет весь строй правовых отношений в стране, устанавливает права

и обязанности государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и граждан. Единство государственной власти выражается в наличии единого органа или системы органов, составляющих в своей совокупности высшую государственную власть. Независимость означает полную самостоятельность государства в отношениях с другими государствами.

 

Социальное государство

Под социальным принято понимать государство, главной задачей которого является достижение такого общественного прогресса, который давал бы возможность реального осуществления социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальное государство призвано помогать слабым, влиять на распределение экономических благ по принципу справедливости, чтобы обеспечить каждому достойное человека существование. Это не означает возврата к уравнительному распределению,

а предполагает, что государство должно стремиться лишь к максимально возможному в условиях демократической страны равномерному содействию благу всех граждан.

Социальное государство стремится гарантировать каждому своему гражданину достойный человека прожиточный минимум. Каждый взрослый гражданин должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание своей семьи. Вмешательство государства осуществляется лишь тогда, когда такая возможность по разным причинам не может быть реализована и потребности человека не могут быть удовлетворены им самостоятельно и надлежащим образом.

 

Светское государство

Светским считается такое государство, в котором не существует официальной государственной религии, ни одно из вероучений не признается обязательным или главенствующим. В таком государстве религия и религиозные организации не вправе оказывать влияние на государственный строй, на деятельность государственных органов и должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства. Светский характер государства обеспечивается, как правило, отделением церкви от государства и отделением школы от церкви.

Противоположным светскому является теократическое государство,

в котором государственная власть принадлежит церковной иерархии. Пример – Ватикан. Существуют также клерикальные государства, в которых церковь и государство не слиты воедино, однако церковь оказывает определяющее влияние на государственную политику, а школьное образование в обязательном порядке предполагает изучение религии. Влияние церкви на государство обеспечивается через институты, установленные законодательством. Пример клерикального государства – Иран.

Таковы важнейшие составляющие основ конституционного строя нашей страны. Следует отметить, что далеко не все задачи, вытекающие из основ конституционного строя, решены на сегодняшний день в той или иной степени. Но для того чтобы решать задачи, их надо поставить, что и сделано в Конституции РФ.

Прежде чем рассматривать высшие органы власти и управления

в России, необходимо кратко остановиться на важнейших положениях, относящихся к избирательному праву и избирательной системе нашей страны. Дело в том, что формирование органов власти и управления по большей части прямо или косвенно связано с избирательным процессом.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.