Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Основные теоретические конструкты и техники Бека





В центре внимания Бека — процесс познания. Он отмечает, что через наше сознание идет постоянный поток мыслей, кото­рый мы сами часто не слышим. Эти мысли настолько быстро­течны, что Бек называет их “автоматические мысли”, причем остановить их очень трудно. В вышеописанном случае женщина автоматически думает, что жизнь ее “закончилась” и она будет “одинока” без мужа. Бек занят тем, что приостанавливает эти автоматические мысли и предлагает личности разобраться в соб­ственном мышлении — т. е. развить новые формы познания. В терапии Бека есть позитивный аспект. В главе VII мы уже гово­рили о теории Бека и структуре позитивных перемен.

Система Бека оказалась особенно эффективной для клиен­тов с депрессией, чье мировоззрение строится на пессимистиче­ских автоматических мыслях, что и определяет их поведение. Бек (1972) составил список “ложных суждений”, что очень по­хоже на концепцию Эллиса об иррациональных идеях. Среди них он указал на дихотомические суждения (когда что-то счита­ется полностью плохим или полностью хорошим), сверхобобще­ния (“Если мой муж покинет меня, я останусь совсем одна”), преувеличения (у Эллиса это называется “катастрофичность”), а также недостаток в логике.

Бек предлагает трехступенчатую модель изменения паттер­нов мышления:

1. Установить, что думает клиент. Навыки выслушивания позволяют установить, что клиент думает на самом деле. Так можно обнаружить ошибочные суждения и иррациональные идеи.

2. Помочь клиенту распознать ошибочные паттерны мышле­ния. Как вы заметили из записи беседы, Бек широко использует навыки выслушивания, а затем спорит с доводами клиента и помогает ему обрести новую точку зрения. Новая точка зрения навязывается терапевтом с помощью методов воздействия, на­чиная с простого “Давайте пройдемся до двери” и до прямого вызова ложной логике: “На самом ли деле это ужасно?”



3. Обеспечить обратную связь, чтобы убедиться, что эти до­воды сработали.

Когнитивная терапия Бека предполагает, что клиент может познать самого себя. Многие пациенты, особенно страдающие депрессией, скованы собственным мировоззрением. Бек призна­ет, что это эгоцентрическое мировоззрение может их устраивать, но если подумать об альтернативах, то эти альтернативы могут оказаться более полезными для роста клиента. Следует отметить важные параллели с концепцией Джорджа Келли о личностных конструктах. Человек, страдающий депрессией, имеет неэффек­тивный набор личностных конструктов, которые есть просто гипотезы, с помощью которых он объясняет мир. Задача тера­певта — изменить эти конструкты, в надежде, что если изменит­ся взгляд на мир, то изменится и поведение в мире.

Когнитивная терапия Бека дает возможность изменить мышление и поведение. Отметим, что у него больше, чем у Эллиса, уделяется внимания познанию и мышлению. Мичебаум поэтому назвал работы Бека “когнитивно-семантическими” из-за особого внимания к словам и идеям. Бек считает, что когни­тивные перемены вызывают перемены в поведении.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ КРАМБОЛЬЦА ВЫБИРАЮЩИМ КАРЬЕРУ И ПРОФЕССИЮ

Джон Крамбольц (1983) создал модель когнитивного про­фессионального консультирования, которая имеет более широ­кое применение, чем только область карьеры. Модель показыва­ет нам, как методы и техники других теорий, в частности психо­динамической, совместимы с когнитивно-бихевиоральным на­правлением. Но все же Крамбольц считает себя бихевиористом.

Основные конструкты и техники Крамбольца

Крамбольц считает, что люди, усвоив ряд правил и убежде­ний, руководствуются ими в крупных и мелких вопросах карье­ры. Эти частные правила очень напоминают иррациональные идеи Эллиса и “ложные убеждения” Бека. У одних клиентов правила и убеждения оказываются более эффективны, чем у других. Если вы хотите облегчит клиенту решение вопросов карьеры, то ваша задача состоит в том, чтобы понять эти част­ные убеждения и то, как они мешают (или помогают) клиенту.

Клиент может верить, что он компетентен в вопросах карьеры или что положение на рынке труда “полностью безнадежно”. Если необходимо принять рациональное решение по карьере, то совершенно необходимо выявить эти иррациональные идеи.

Какие же убеждения отрицательно влияют на выбор профес­сии и на сам процесс работы? Рассмотрим классификацию та­ких предубеждений, которую составил Крамбольц:

1. Ошибочные суждения, обобщения. “Я слишком застенчива, чтобы работать медсестрой”.

“Я не люблю находиться на людях”.

“Все люди, работающие на заправочных пунктах — очень тупые”.

2. Сравнение с единичным стандартом. “Я не внушаю такого доверия, как мой отец. Мне нечего де­лать в бизнесе”.

“Я знал одного парня из Сан-Франциска. Он был плут. Мне не хотелось бы заниматься торговлей”.

3. Преувеличенная оценка эмоциональных последствий. “Я не буду пытаться поступать в колледж. Для меня будет слишком большим ударом, если я не поступлю в колледж, в котором учатся мои друзья”.

Эти предложения иллюстрируют несколько иррациональных мыслей, влияющих на профессиональный выбор. Крамбольц называет также и другие категории подобных убеждений — на­пример, “ложные связи” (“Я не поступлю на работу, потому что не понравилась человеку, проводившему анкетирование”); игно­рирование реальных фактов (“Я думаю, что смогу поступить в престижный колледж. Хотя я всего два года занимался матема­тикой”); самообман (“То, что меня уволили с двух предыдущих работ, не повлияет на это назначение”).

Независимо от того, занимаетесь ли вы оценкой дальнейшей карьеры, или это просто личная консультация, очень полезно внимательно выслушать эти и другие ложные убеждения. Не обязательно сразу же их разоблачать, но эти паттерны мышле­ния необходимы для дальнейшей работы с клиентом.

 

КАК РАСПОЗНАВАТЬ НЕАДЕКВАТНЫЕ УБЕЖДЕНИЯ

У Крамбольца есть ряд методов, которые облегчают обнару­жение укоренившихся иррациональных паттернов мышления.

Один из путей — по таблице 11.1, когда вы выявляете иррацио­нальные идеи в своем окружении. Нижеприведенные техники, разработанные для профориентации, имеют более широкое при­ложение и показывают, как другие методы можно вставить в рамки когнитивно-бихевиорального подхода.

Реконструкция первоначальных событий

Цель — обсудить и описать важные происшествия прошло­го. Каждое из этих происшествий много говорит нам о том, как клиент конструирует мир и какие правила и убеждения вытека­ют из этого мировоззрения. К примеру, клиент ищет новую ра­боту и говорит, что не прошел прошлый раз интервью. Задавая вопросы, применяя пересказ, подводя итоги, вы можете доволь­но точно восстановить первоначальное событие, которое было источником неадекватных убеждений. Восстановив это событие прошлого, вы можете изменить, переинтерпретировать его смысл.

Техника реконструкции очень похожа на упражнение из психодинамической теории (ем. стр. 262), в котором вы вместе с клиентом восстанавливаете события прошлого, или анализируе­те сны с помощью свободных ассоциаций. Но если там делается акцент на инсайт, то когнитивно-бихевиоральная практика за­интересована в изменении старых паттернов ложных предубеж­дений.

Самонаблюдение

Здесь клиенту предполагают взглянуть на собственное функ­ционирование в мире. Ведение записей и самонаблюдение — традиционные бихевиористские методы — здесь очень важны. Клиент чувствует тревожность в аудитории, и вы с клиентом знаете, что эта тревожность “как-то” связана с определенной ситуацией. Клиент останавливается и делает подробную запись контекста ситуации (например, с кем он разговаривал), а также отмечает те эмоции, которые ассоциируются с ситуацией. Мож­но также записать и случайные мысли (свободные ассоциации). Главное в таком самонаблюдении — взгляд на себя со стороны. Интересно, что сам факт этого часто разрушает иррациональное мышление.

Другой способ выявления неадекватных убеждений — “мыс­ли вслух”. Вы предлагаете клиенту поработать над задачей, и при этом “думать вслух” и говорить обо всем, что приходит в голову. Конечно, это напоминает технику свободных ассоциа­ций, но направленность этой техники совершенно другая.

Психодинамические оценки

Крамбольц перечисляет тот инструментарий, который по­могает психологу оценить процесс мышления. В частности, упоминает “Вопросник по убеждениям, связанным с карьерны­ми решениями” (Митчелл и Крамбольц), “Вопросник действен­ности” (Митчелл, Крамбольц, Киннер), “Выбор профессии” (Холланд, Дайгер). Эти и подобные инструменты помогают выявить иррациональные мысли. Крамбольц предлагает также проективные тесты, вроде теста ТАТ.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.