Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Психопатический круг в семье





Священник Анатолий Гармаев

Психопатический круг в семье

 

Предисловие

В предлагаемой книге мы рассмотрим такие явления из области Нравственной Психологии как Психопатический Круг и психопатические отношения.

Психопатические отношения возникают, в основном, по душевной немощи людей, когда Душевные Силы неразвиты, подавлены, нераскрыты, помрачены. В таком случае у человека нет возможности стерпеть, смолчать, не хватает сил прощать, тем более просто любить другого.

Формирование душевно обессиленного человека происходит чаще всего в тот период, когда мать еще носит ребенка в утробе. В первой книге «Обрести себя» из серии «Нравственная Психология и Педагогика» мы отчасти коснулись этого явления. В предлагаемой ныне книге подробнее всмотримся в фундаментальную причину, которая порождает очень сложные отношения между родителями и детьми в современных семьях.

Мы будем исходить из того, что существуют две формы психопатических отношений: явная, или открытая, и неявная, или скрытая психопатия. Явная, открытая, психопатия имеет место в 25–30% семей. Скрытая — в 70% семей. Сегодня свободных от психопатических отношений семей, по-видимому, практически нет. В той или иной форме П К задевает любую семью, касаясь самых различных отношений между родителями и детьми. Усвоенный с детства определенный характер отношений между детьми и родителями, переносится сначала в супружество, а затем и в личные отношения со своими собственными детьми. В результате постепенно, из поколения в поколение, происходит нарастание П К.

Чем больше продолжается такое нарастание, тем глубже и тягостнее картина, которую мы сегодня наблюдаем в нашей стране в четвертом поколении.



Любая ссора, происходящая между родителями и детьми, является ссорой П К, его проявлением. Если человек никогда в жизни своей не ссорился ни со своими детьми, ни с супругом, ни с родителями, тогда можно сказать, что он свободен от П К. Если все же ссоры происходят, если внутренне человек переживает раздражение, возмущение, ненависть к другому (неважно, к кому) значит, он находится в П К.

* * *

Я хотел бы попросить читателей после прочтения книги или ее части в течение какого-то времени ни с кем не делиться впечатлением от прочитанного, несмотря на то, что желание рассказать будет очень сильным. Необходимо, особенно поначалу, этот импульс немножко в себе погасить. Попросите также, чтобы между всеми, кто тоже прочитал эту книгу, некоторое время не обсуждалось то, что они отсюда узнали. На чем основано такое предупреждение?

Когда мы начинаем рассказывать то, что нас заинтересовало, то проговариваем только то, что логически схвачено, что уловлено вербально, рассудочно, рационально. Схваченное яркое впечатление, полученное человеком, еще не стало частью его личного опыта. Человек уловил только отдельные пятна, знакомые слова, сродные логические конструкции, не дающие цельного представления о прочитанном.

Когда же человек даст время всему узнанному отстояться, когда в какой-то момент своей жизни переживет нечто аналогичное, когда прочитанное станет частью его личного опыта, тогда его рассказ может приобрести большую глубину и достоверность.

Еще одна особенность, она более свойственна человеческой эмоциональности. В состоянии увлеченного рассказа человек способен открывать или находить ассоциативную связь между отдельными логическими блоками, и в конце рассказа он чувствует: «Теперь я понял, о чем вообще говорилось». Но он и не подозревает, что его понимание не соответствует сказанному в действительности. От услышанного в его сознании остается несколько точек, а все остальное — собственное эмоциональное наполнение и ассоциативное творчество, которое человек во время рассказа досочинил сам.

В результате получается: — во-первых, неправда ощущений. Кажется, будто я знаю, о чем прочитал. На деле я знаю только то, что мною услышано, во-вторых, желание действовать от того, что человек услышал. При этом он не подозревает, что его действие будет идти вовсе не от прочитанного. Это будет действие, рожденное его фантазией или же ассоциативно продолженное его опытом. Подлинный же смысл прочитанного может оказаться вовсе не воспринятым.

Чтобы ничего этого не произошло, для усвоения, прочитанного требуется некоторое время. Причем усвоения не столько ярких логических фраз, сколько того, что осталось как впечатление в душе и не усвоилось сразу как содержание внутреннего опыта.

Для более глубокого усвоения требуется время: примерно три-четыре месяца. Предполагается, что за это время прочитанные фрагменты могут быть так или иначе прожиты человеком в его собственной жизни. И через это проживание некоторые основные моменты будут усвоены, образуется собственный опыт аналогичных ситуаций. Большая же часть может осознаваться и прорабатываться человеком на протяжении нескольких лет.

Но каждый из нас нетерпелив, поэтому все равно будет желание рассказать. Поэтому, если невозможно сдержаться полгода, три-четыре месяца, то можно попытаться в чем-то сдержаться хотя бы месяц. Когда не получится месяц, хотя бы неделю, ну а если не неделю, то хотя бы три дня. Если и это не получится, то хотя бы самое маленькое — один день.

Такова примерная предпосылка для начала работы.

Возможен ли выход из Психопатического Круга?

Любой П К с годами становится для его участников все более мучительным. Но эти муки имеют разную природу. В одном случае человек сильно страдает телесно, умножаются болезни; страдает и душевно — развиваются раздражительность, обиды, истерики, страхи, обреченность, уныние, отчаяние, вспышки мстительности, злобы, начинает преследовать мнительность, подозрения, зависть к другим, ропот на свою судьбу.

В другом случае в человеке страдает душа. Страдают Силы Души, попирается или вовсе отрицается Совесть. Муки Совести и муки нравственных Сил Души обращают человека к Богу. Духовным предчувствием он начинает слышать, где можно обрести Источник поддержки его угасающих Сил Души. Обращаясь к Богу, он реально испытывает приходящую от Него поддержку.

Выход из П К видится только один: обрести в себе глубину, выйти к Триаде Совести. Попытки выйти из Круга, оставаясь в Триаде Эго, в лучшем случае дадут временное ослабление ситуации, но не решают ее стратегически. Выход из круга — это выход из Триады Эго.

Поиск будущего супруга.

Теперь давайте всмотримся, как аналогичную ситуацию эмоционально проживает девушка. Ее внутреннее стремление найти жениха на самом деле чаще всего происходит по психопатической недостаточности, от скудости Душевных Сил. Душевные Силы обретаются от родительской любви и при их недостаче ищутся от других. Она ищет того, кто ее в этом утешит. Этот внутренний поиск Душевных Сил и является поиском настоящей любви.

В нынешнее время редко встречаются примеры благодатной родительской любви. Поэтому и девушки в основном подавлены или помрачены в своих Силах Души. Поэтому их нужда в любви чувственна, эмоциональна и происходит от Эго-влечения.

Однако, ничего об этом не зная и не подозревая, девушка, проживая себя эмоционально, чувствует эту эмоциональную недостачу. Происходит как бы перехват внутреннего движения Воли в Эго-влечения, и в Триаде Эго эту недостачу девушка переживает как эмоциональную. Отсюда внутренне она ищет эмоционально сильного юношу, но при этом внешне в ней живет эротическое, сексуальное чувство. И, ведомая этим чувством, девушка при встрече с юношей начинает выдавать себя такой, какой он хочет ее видеть. При этом своим эмоциональным чутьем девушка обычно знает примерно ожидания или запросы юноши, и этим ожиданиям она неосознанно подыгрывает. Она может рассказывать интересные истории про себя, про своих родителей, которые будут привлекательными для юноши. Его интеллектуальный поиск будет удовлетворен ее рассказами о себе.

Девушка слабой воли и характера выносит из детства отношения с отцом, и согласно им, ищет жениха. Потребность в женихе может также исходить от материнского чувства, нужды в ребенке.Нужды в муже как таковом она может и не знать.

Супружество в Эго-состоянии. Когда девушка выйдет замуж, проживет эротику, и в сексуальном плане наконец-то произойдет насыщение, когда влюбленность уйдет, она вдруг обнаружит, что он интеллектуален и покрыть ее Душевными Силами не может.

Однако это обнаружение происходит вовсе не в сознании, а во внутренней недостаточности. Она будет постоянно чувствовать, что он ей недодает: не поцеловал, не приголубил, не сказал: «Люблю тебя» лишний раз, вообще не говорит: «Я люблю тебя», не обнимет, не принесет цветы, не скажет комплимента или доброго слова, не побьет, не поистязает, не разволнуется по поводу ее. Возникнет масса самых различных переживаний, претензий к мужу, доказывающих, что он на самом деле ее не любит. А у него действительнонет Душевных Сил для того, чтобы проявлять эту любовь. Он интеллектуален, сексуален и не более того.

Однако ее потребность продолжает оставаться, и тогда, переживая ее эмоционально, она устраивает ему скандал, второй, третий. В этих скандалах она имеет обыкновение западать в то или иное доминантное Эго-влечение. Если эта девушка властная, гордая, если гордость в ней доминантна, тогда она становится властолюбивой, и в доме начинает все брать в свои руки настолько, что муж не смеет слова сказать, и это все — от скудости или подавленности в ней Душевных Сил. Энергетика Эго-состояний действует в открытую, без всякого умаления, или ослабления.

Если жена тщеславна, то муж вдруг обнаруживает, что она начинает чрезмерно наряжаться, украшаться, куда-то постоянно убегать, где-то постоянно бывать: то ли среди подруг, друзей, то ли на работе, там, где она своими внешними данными может компенсировать домашнюю недостачу.

Если же доминантой является печаль, она будет постоянно уходить в страшнейшие обиды, которые могут держаться иной раз по целому дню, а то и по целому месяцу, когда она, замкнувшись в обиженное состояние, будет ходить по дому, как мумия.

Если же доминантное влечение в ней — сексуальность, то, постепенно охлаждаясь в отношениях с мужем и не имея возможности ничего больше с этим поделать, она начнет флирт на стороне. При этом, чем больше она будет там тщеславиться, или находиться в незаконной связи, или по гордости будет находиться во властолюбии, здесь, в доме, тем более она будет сравнивать своего мужа с теми, с кем она встретилась там, за домом. И ей внутренне будет казаться, что тот, с кем она встречается, действительно много богаче, сильнее, лучше, чем ее собственный муж. И после встречи со сторонним человеком она будет чувствовать отвращение от своего дома, ей будет порой почти невозможно видеть мужа. Побывав, допустим, среди своих подруг по тщеславию или же среди сотрудников на работе, ей будет казаться, что теперь в дом войти — это войти в темницу, потому что там муж.

Если доминантным является влечение к деньгам, вещам, то она компенсаторно начинает отдаваться какой-то деятельности, она начинает интенсивно зарабатывать, потому что муж ее не несет в дом столько, сколько надо. Эта претензия на деле идет от ее душевной недостаточности, от недополученного от мужа душевного тепла. Однако через доминантное Эго-влечение пойдет претензия к его материальной недостаточности, и требование, чтобы он в дом приносил не пятьсот, а тысячу, не тысячу, а две, и претензии эти будут расти изо дня в день. При этом для того, чтобы доказать, что она вынуждена беспокоиться о доме, она психопатически начнет искать работу. Имея одну, возьмет другую, имея малооплачиваемую работу, найдет высокооплачиваемую. При этом, естественно, ее Душевные Силы будут иссякать на работе, она будет приходить домой и каждый раз своей слабостью, своим бессилием будет доказывать ему, что все это он должен делать, а не она. На этой почве, кстати, происходит очень много компенсационных ссор. Наругавшись с одиннадцати вечера до пяти часов утра по поводу того, что он не купил ей кофточку ко дню рождения, женщина получает психопатическую компенсацию. Таким образом, ее претензии к мужу по поводу денег и вещей будут бессознательно облегчать ее переживание о том, что он не любит ее, хотя о любви она при этом ровным счетом ничего ему не скажет.

Правда, существует еще одна психопатическая особенность женского характера, когда она в психопатии раскручивает скандал, по кругам уходя в прошлое — грех злопамятства. В результате в течение одного скандала обычно вспоминаются все ситуации, начиная с первого момента встречи и до свадьбы, все обиды, все неправильные поступки мужа, все ложные посылы его мировоззрения и т.д. Все это вспомнится и будет изложено как дополнительный аргумент его нелюбви.

В этих ситуациях достаточно бывает буквально одной улыбки мужа или же неожиданного, покрывающего порыва его любви: «Ну что ты!?» ... или он возьмет, обнимет ее, поцелует — и сразу все исчезнет. Только что был скандал по поводу денег, или гостей, по поводу его друзей, и вдруг — все это растворилось, ушло, как будто сквозь сито.

В таких случаях для мужчины открывается, что ей нужны были вовсе не деньги и не дубленка, она просто нуждалась в обычном утешении, ей не хватало любви, которую она недополучила в детстве.

К сожалению, пока супруги разберутся, что между ними ничего, кроме психопатических притязаний, не происходит, обычно семья успевает уже развалиться. После этого возникает внутренняя установка: «Никогда больше не выйду замуж!» или «Никогда больше не женюсь!».

У мужчины восприятие женщины, постоянно скандалящей с ним, постоянно от него чего-то требующей, идет параллельно с внутренним ощущением непонимания женской природы и того, что в женщине происходит. С утра вроде бы все было хорошо, вернулся вечером — ушат на голову. При этом никогда не поймешь, в какую минуту, по какому поводу и чего ради. Ощущение, что он находится в постоянно подвешенном состоянии, становится центральным. Его интеллектуально занятая душа при полной глухоте, скудости душевной чуткости, естественно, не слышит ее эмоционального состояния. Более того, в этом случае мужчина начинает постоянно убегать из-под давления женщины. Он внутренне чувствует: требуется от него что-то такое, чего он понять не может. Сначала он идет на поводу. Требуется дубленка — он заработает деньги и купит ее, требуется мебель — он и ее купит, требуется квартира — он и ее тоже приобретет. И, тем не менее, сколько он дома ни делает — все равно слышит недовольство. Он внутренне чувствует: «Вроде бы не пью, не матерюсь, не ругаюсь, в дом все несу, по дому все делаю. Что еще надо?». А, оказывается, вовсе не это надо. Все это обеспечивается им благодаря Эго-энергетике, у него есть способности, есть достаточный энергетический запас собственной гордости, собственного тщеславия, собственного самолюбия и прочих чисто мужских качеств. С помощью всего этого он приносит в дом все, что можно принести, и, возможно, приносит немало. Но при этом не несет самого главного, что требует жена — он не несет душевного участия, он не несет любви. Та любовь, которая исходит от него — эротическая, и эта любовь, которая удовлетворяется в течение одной ночи, на самом деле ничего не дает, потому что это радость на минуту.

Сексуальная гармония, которая возникает между супругами, может стать очень серьезным основанием для Эго-супружества. Но ничего более Эго-супружества здесь не будет, т.е. глубины любви они не обретут. Но сексуальная гармония позволит им ощущать, что они, в принципе, благополучны. Его внутренняя уверенность в ней, ее уверенность в нем — это все будет, и они могут дожить до золотой свадьбы с ощущением, что хорошо прожили жизнь. Главное только лишь потом вскроется: скрытый П К в детях и внуках, потому что удовлетворенность на Эго-сексуальности не позволит им идти вглубь самих себя, в те глубины, откуда исходит настоящая любовь. Они притерлись в гармонии сексуальной жизни и в результате этого Эго-уровень уравновешен. А так как Душевные Силы в полноте не проявлены, то между ними, возможно, и будет чувственная любовь, но полноты любви к детям не будет. Родители не смогут дать им любви столько, сколько им необходимо, поэтому дети вырастут душевно более скудными, нежели они сами.

Вернемся к мужчине, который несет в себе психопатическое состояние. Он, не имея Душевных Сил для того, чтобы утешить, не может понять, что от него требуется, потому что не имеет чем услышать. Только имеющий уши может услышать. А здесь ничего нет, и нечем слышать, поэтому он не может понять, что от него требуется. На Эго-уровне он пытается, по ее словам, по ее внешним требованиям сделать все, но каждый раз обнаруживает, что он как будто старик перед старухой из сказки про Золотую Рыбку, которая все время требует и все ей мало. Но ни она не говорит правду (потому что не осознает ее) ни он не может услышать ее настоящую нужду. Нечем услышать.

Состояние «старухи» и есть состояние психопатической женщины, а состояние «старика» есть состояние психопатического мужа. Разница только в том, что реальный муж не имеет Золотой Рыбки, у него действительно нет Душевных Сил, поэтому он и не знает, куда обратиться, к кому вообще идти за помощью и кого просить. Он пытается сделать все сам, но видит, что невозможно удовлетворить все требования самому. Тогда начинается психопатическое избегание супружеских отношений. Оно выливается в следующее. Если мужчина имеет доминантным Эго-влечением гордость, то гордость соединяется с интеллектуальностью (между ними существует прямая связь), и обычно, начинается интенсивная интеллектуальная деятельность. Он утопает на работе, он постоянно в интеллектуальных размышлениях. Придя домой, он занимается своими рабочими делами, своим хобби, книгами. Чем более жена требует от него, тем более он бессознательно спасается от нее в работе, он вынужден как-то компенсировать уязвленное мужское самолюбие, чтобы не выйти в полный дисбаланс внутренних переживаний. Иначе он будет вынужден найти утешение в алкоголе.

Если в нем доминантно тщеславие, то оно проявляется через разную деятельность по Способностям. Он активно отдается работе, общению, т.е. уходит туда, где он может получить положительное мнение окружающих людей. При этом он знает наверняка, что чем больше он там будет славен, тем меньше здесь, в доме, он будет приятен, чем больше его там будут возносить, тем больше его здесь, в доме, будут ругать. Он чувствует эту ситуацию, и именно поэтому он старается любыми путями ее избежать. Быть в доме он старается как можно меньше, а все больше там, за домом. Придя домой, он уходит в состояние равнодушия, т.е. не слышит всех требований, обиженного тона, обвинений, постоянных подколов, которые идут от жены, или впадает в такое состояние, когда ему все хорошо: обругала — хорошо, поцеловала — чудесно. Во всем все хорошо! И во всем она вроде бы «лапонька». Она, чувствуя это его внешнее отношение, как к лапоньке, но внутренне ощущая неправду и ложь этого состояния, будет еще более приходить в недостаточность.

Если же в нем доминантно Эго-влечение печали, то он будет уходить в самые глубокие и сильные западения тоски, одиночества и отягощенности семейной жизнью, отягощенности супружеством как таковым, все чаще будет возникать желание бросить все это сейчас и немедленно. В конечном итоге на этой почве, особенно в состоянии печали, либо при доминантном состоянии уныния или праздности, мужчина уходит в пьянку, потому что это единственный выход услышать свое внутреннее чувство собственной мужской достаточности

Каждыймужчина при первой активной нервозности жены всегда внутренне невольно уязвляется в собственной несостоятельности. Хотя он может сам себе в этом и не сознаваться, но внутреннее чувство своей мужской неполноценности будет возникать. Отчета в этом обычно не отдается, более того, мужчина от этого прячется сам в себе, но компенсаторно он начинает уходить в те действия, которые отвлекают его от этого внутреннего чувства собственной неполноценности. Из жизни семейной он все дальше уходит в действия по своим доминантным Эго-влечениям.

Проблема алкоголизма
как составная П К. При состоянии доминантной печали или праздности мужчина быстро уходит в запой, потому что, когда он выпьет, то чувствует, что он снова человек, и ему теперь «море по колено»: ругань жены, мнение окружающих людей, все это море людского мнения, море мнения жены, собственных детей — ему все теперь по колено, ему теперь хорошо! В этом состоянии «хорошо» он как бы находит себя, и этим утешается... Очень тяжелым бывает пробуждение, выход из этого состояния. Алкоголики знают это как одно из самых тяжелейших состояний, когда утром, просыпаясь свободным от пьяного угара, он ощущает весь мрак Эго-влечения печали, отдавшись которому вчера, он пил. От этого Эго-влечения он ушел в запой и внутри этого запоя оно еще более углубилось в нем, и вот утром он просыпается...

Что же такое состояние печали? Это чувство полной брошенности в мире, абсолютного вакуума, холода, ужаса, жути. Естественно, в таком состоянии следующее движение — покончить с собою, либо немедленно закрыть это состояние уже известным способом. Правда, существует еще инстинкт самосохранения, который достаточно долгое время удерживает мужчину от самоубийства. Если бы не было инстинкта самосохранения, то в минуты утреннего пробуждения, единственное, что мужчина должен был бы сделать — это убить себя. Но инстинкт самосохранения, удерживая его в этом, направляет его в известный, им же найденный способ снятия этого состояния — скорее выпить. Это и есть синдром опохмеления. Это происходит не только потому, что тяжело физиологически, сколько потому, что состояние печали дает сильный разлад и в душе, и в физиологии. Если в Эго-влечении гордости физиология выстраивается в струнку под идею оздоровления, которую несет гордость, то в состоянии печали человеческая физиология, наоборот, вся разваливается. Ощущение своего тела как бы напоенного водою, рыхлость всех мышц и одновременно душевное бессилие и есть страсть печали. Кстати, печальные люди всегда более рыхлы и тучны, или же находятся в каком-то раздрябленном состоянии. Таково действие этого Эго-влечения на физиологию. Естественно, существует к этому и физиологическая потребность обильного питья, как следствие внутренней опустошенности, которое переживается утром.

Сами алкоголики знают это состояние как страшное. Они его предчувствуют, при этом в очередной момент круга или запоя, знают, что будут переживать эти страшные, ужасные состояния и внутренне вроде бы несколько стараются больше не начинать пить. В это время совершается внутренний процесс борения с собою от страха перед этим состоянием.

Начинается внутренний П К. Все, что происходило во внешнем действии, переходит во внутренний П К, т.е. это уже стадия глубокой внутренней болезни. Уже неважно, что будет с женой, потому что на жену теперь наплевать. Он ее уже не принимает в расчет, П К с женою у него уже пройденный этап. У нее с ним он происходит, но у него с нею — нет. У него развивается следующая стадия — внутренняя психопатия, страх перед этим жутким состоянием. Ужас и желание алкоголя совершаются внутри Эго-влечения гордости и печали, внутри не смирения и самооправдания, внутри чувства неполноценности и желания постоять за себя. Круг замыкается и выскочить из него бывает почти невозможным. Алкоголизм становится хроническим, и излечиться от него становится невозможно.

В Америке существует организация «Анонимные Алкоголики», которая активно помогает избавиться от этого недуга, имея разветвленную структурную сеть по всей стране.[1] Людям, которых принимают в ряды анонимных алкоголиков, ставится первое условие — это положительный ответ на вопрос: — Считаешь ли ты себя алкоголиком?

— Да. Считаю.

Только в случае, если на этот вопрос человек дает положительный ответ, он может выбраться из этого круга. Положительный ответ можно дать только, выйдя за пределы Эго-влечения гордости, самолюбия, а это частично выход за пределы круга, происходящего внутри печали. Только выйдя из него, можно сказать о нем, об этом круге, т.е. о себе самом: «Я — алкоголик».

Только после того, как человек сможет про себя сказать: «Я — алкоголик», возможно постепенное излечение, т.е. возможно укрепление его покаяния в том, что «Я — алкоголик». Благодаря этому признанию низводится состояние печали. Оно не принимается и не признается. Только не принимая состояния печали, можно сказать: «Я — алкоголик». И чем более стыдно при этом будет, тем больше возможности укрепиться в этом сокрушении о себе самом, в этом осознании греха.

В конечном итоге вся методика в «Анонимных Алкоголиках» строится на чувстве самообличения: «Я — алкоголик!». Как только возникнет чувство, что человек уже действительно излечился и теперь не нуждается в обществе «Анонимных Алкоголиков», человек может выйти из него. Но через некоторое время он впадает в пьянство вновь.

К сожалению, эффект достигается подавлением одного Эго-влечения другим: влечение печали влечением гордости. Все анонимные алкоголики держатся за позицию: «Я — алкоголик». И второе — за чувство принадлежности к обществу — коллективная гордость. И третье — за активность в обществе по спасению вновь приходящих — личная гордость.

Поэтому в обществе «Анонимных Алкоголиков» позиция «Я — алкоголик!» поддерживается всю жизнь. Человек уже давно не пьет, у него уже давным-давно хорошие отношения в семье, прекрасно идет жизнь на работе. И тем не менее он продолжает везде и всюду говорить: «Я — алкоголик! Друзья, не забывайте, что я — алкоголик! Поэтому берегите меня, ибо только тогда, когда вы меня бережете, как алкоголика, и я себя берегу, как алкоголика, не как потенциального алкоголика — нет, а как явного — сегодня и сейчас происходящего алкоголика, только тогда я могу быть таким, каким я являюсь сейчас — трезвым. Но как только я об этом забуду — так немедленно, сразу же буду пить!» — Почему? — «Потому что мое доминантное Эго-влечение — печаль! Оно немедленно, сразу заберет меня к себе».

Чувство, что «я уже не алкоголик», «я уже трезвенник», «у меня все нормально» — самодостаточное, гордостное. Как только он придет в состояние гордости, отдаст себя самоудовлетворению, самодостаточности, установке: «Я теперь трезвенник», он утвердится в гордости. В силу слабой воли, слабого характера жизнь построить на этом влечении он не может, терпит какие-то поражения. Тогда он тут же подпадает под Эго-влечение печали и снова запивает. Гордость уступает место печали. Кстати, с этим как раз связано то, что алкоголики легко могут терять себя во внешнем виде, и при этом не переживать особого неудобства, у них нет доминантности тщеславия, нет достаточной защиты в гордости. Но при слабости характера им может быть свойственно даже некоторое великодушие, душевная щедрость.

Напротив, те люди, которые имеют доминанту гордости или тщеславия, алкоголиками не становятся. Они властные, уверенные в себе. Они идут по жизни как танки, все круша и всего добиваясь. Поэтому у них есть внутренняя установка, внутренняя ценность — Эго-ценность. Становиться пьяницами им не дает внутреннее Эго-влечение гордости.

Эго-влечение печали трудоемко в работе. Очень трудно помочь человеку, находящемуся в этом Эго-состоянии. Требуется огромное терпение со стороны окружающих, много любви, чтобы покрывать его, особенно в моменты, когда он раскрыт в этом Эго-состоянии. Особенно трудно приходится жене и детям, когда алкоголик приходит домой в совершенно пьяном виде, один — счастливый, другой — в агрессивном состоянии. По скудости Душевных Сил у жены немедленно возникает Эго-стопор. Все поднимается против... И вот здесь требуется внутренняя полнота Душевных Сил, чтобы через них проявилась любовь.

Только от Душевных Сил и Совести — от четвертого и пятого уровней может произойти любовь. Только там кроется любовь, оттуда она льется, оттуда происходит. Тогда Эго-уровень в душе жены растворяется, и ее стопорное состояние отходит. С улыбкой и лаской или строгостью от любви она будет обходится с мужем. И в слове ее будет власть, власть любви. Что-то дрогнет в нем, что-то поколеблется, что-то оживет ей навстречу, согласится с ней.

Нельзя дать готовый рецепт, что же именно нужно в этом случае сказать, потому что каждая женщина от любви скажет своему мужу свое слово. Оно маленькое, коротенькое, крошечная фраза, буквально три слова: «Ну что ж ты?..» — и этого будет достаточно, чтобы легло в самую глубь его Совести. И оттого, что это сказано с любовью, с полнотой любви, этот воспринятый им импульс любви начинает его мучить. Начинает работать то, что принято называть муками Совести. Для того, чтобы Совесть начала мучить, ей необходимо исполниться сил. И вот этими силами она может исполниться или от человека, от его любви, получив некоторый минимум сил, или в полноте от Запредельного, от Бога.

По этой причине в американской практике рядом с секцией «Анонимных Алкоголиков» обязательно создается секция анонимных друзей и родных алкоголика, т.е. ближних его, потому что очень значимо поддержать в душевном комфорте всех ближних, чтобы у них были Душевные Силы для того, чтобы принять алкоголика. Нужно понимать, что алкоголизм — это состояние Эго-влечения печали, выросшее из гордости и чревоугодия. Состояние горестное, болезненное, очень тяжелое.

В православной практике обществ трезвости, которые до революции создавались при храмах, основанием всей работы было покаяние и молитва: «Господи, я согрешил, прости меня». Дальнейшие шаги подобны шагам «Анонимных Алкоголиков» с одновременным зароком Богу, который дается на год, три, пять лет.

Не получая от жены участия, мужчина часто не может обрестись в Силах Души. Тогда власть берут Эго-влечения.

Если у мужчины доминантным Эго-влечением является сексуальность, то он будет Дон Жуаном при живой и здравой жене.

Если в нем доминантное влечение к деньгам и к вещам, то тогда это будет мужчина, который весь ушел в бизнес. И ничего более ценного, чем заработать и еще раз заработать, у него не будет.

Если у мужчины доминантным Эго-влечением является гнев, то он становится совершенно невозможным человеком в доме. Все рушит, все крушит. Малейшее слово со стороны жены — немедленный взрыв самой невероятной энергии, которая разбивает столы, крушит шкафы, выбивает стекла в доме, побивает жену и детей, гоняет их с ножом, с топором или с дубиной по всему дому и, в конечном итоге, выдворяет за дверь. Жена и дети вынуждены, как только муж приходит, либо пьяный, либо не в духе, сразу бежать из дому, потому что сейчас начнется... а у него это происходит компенсационно, потому что жена находится в состоянии душевной немощи, в доминанте своего Эго-влечения.

Особенно сильную психопатическую вспышку гнева у мужчины вызывает состояние печали у жены. Если жена имеет Эго-влечение печали, то, как только у нее начинается малейшие проявления печали: или она зажалась, или интонация упала, или вдруг начала подбирать какие-то жалостливые, просительные слова — в нем немедленно включается гневная психопатия и причем становится совершенно неуправляемой. Жена понимает: как только он впадет в состояние, предрасположенное ко гневу, в ней тут же все сжимается, потому что доминантно Эго-влечение печали. В психопатическом круге ее доминантное влечение усиливается через его расположенность ко гневу. Как только в муже закипает гнев, так немедленно в ней проявляется ее Эго-влечение печали. В результате они друг друга постоянно «подогревают»: муж — жену, а жена —мужа. Начинается чисто психопатическая реакция, из которой выбраться бывает чрезвычайно сложно.

Следуя психопатическому выбору, мужчина с доминантностью гнева ищет невесту с доминантностью печали, потому что в этом случае такой круг получается наиболее интенсивный, ибо по закону П К отношения между членами круга должны быть максимально интенсивными. Эго всегда стремится к исполнению своих нужд, своих потребностей в точке слияния двух Эго-влечений: мужчины и женщины, ребенка и матери, ребенка и отца. В этой точке происходит интенсивная «закрутка» друг на друга. Таков закон действия Эго, закон жизни Эго.

Чувство благодарности.

Поэтому существует и для мужчины, и для женщины, и для каждого ребенка еще одна поразительная возможность выйти за пределы Психопатического Круга — находиться в состоянии постоянной благодарности друг к другу и Богу.

Чувство благодарности возможно только из Совестливого уровня. Ничто другое: ни одно Эго-состояние, ни одно Эго-влечение, тем более страстная Эмоциональность — не может переживатьчувство благодарности.

Существует чувство благодарности двух степеней, двух уровней. Чувство благодарности по отношению к человеку — это человеческий уровень, и чувство благодарности более глубокое, более широкое чувство — это благодарность Богу. В зависимости от того, какое из них, из этих двух чувств, человек переживает, в той полноте Душевных Сил человек и находится. В случае, если постоянно переживается благодарность, естественно, никакая психопатия в принципе невозможна.

Воспитание детей вне Психопатического Круга.

Возможно ли воспитание детей вне П К? Возможно. Но, во-первых, от родителей требуется серьезная работа над собой. А это значит — прежде всего работа над отношениями со своими родителями. Во-вторых — работа над приобретенными психопатическими проявлениями, которые появились в течение жизни. В-третьих — над проявлениями «печатей», установок, которые сформировались: — до семи лет;

— от семи до двенадцати;

— в активный самостоятельный период, от двенадцати до восемнадцати лет;

— до двадцати четырех лет.

Это основные моменты, в которые накладываются печати.

В деле воспитания значимо, чтобы каждая мать и каждый отец ясно понимали, что детство дается детям вовсе не для праздного проживания, а для того, чтобы подготовиться к взрослой жизни. А значит нужно сегодняшний день, сегодняшнюю минуту прожить не в состоянии Эго, а в движении к Совести.

Поэтому вовсе не безразлично, как проживает свое детство наш ребенок. И когда мы ставим себе задачу жить здесь и теперь, во всей полноте, это означает жить во всей полноте глубокого человеческого «Я», а не во всей полноте проявлений человеческих чувств, потому что человеческие чувства могут быть чистой эмоциональностью, и человек, живя во всей полноте страстной Эмоциональности, погружается в Эго-Триаду и в ней закрепляется и утверждается.

Именно таким образом сегодня проходит детство большинства детей. Вооружившись лозунгом «Счастливое детство каждому ребенку!», современные родители создали все условия, чтобы он сегодня, здесь и теперь, погрузился во все проявления Эго-влечений. Задача же воспитания вовсе не в этом, а в том, чтобы здесь и теперь ребенок преодолел и погрузился в полноту существующего в нем уровня Совести, чтобы он служил своими Способностями Силам Души и Совести, и оттуда, от Совести, по Способностям действовал в мире. И тогда лишь его здесь и теперь будет заботой, а не самоудовлетворением.

Такое проживание возможно, если родители каждую минуту чувствуют в сегодняшнем сыне или дочери будущего отца или мать. Ибо каждая девочка с трехлетнего возраста внутренним чувством уже знает, что она — будущая мать, а каждый мальчик в три года уже знает, что он — будущий отец.

Спросите мальчика, воспитанного в традициях Совести: — Миша, кем ты хочешь быть?

Он ответит: — Я хочу быть хорошим папой.

Спросите такую же девочку:









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2020 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.