Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Профессионально-этический кодекс, принятый Межрегиональной ассоциацией социальных работников (22.05.1994г.)





Этический кодекс социального работника Система принципов, правил поведения, с которыми представители профессии обязаны соотносить свои действия, определяя требования к работе в интересах защиты клиента. В предмет этики социальной работы входят не только нравственные нормы служебной деятельности, но и нормы внеслужебного поведения работников социальных служб. Специалист по социальной работе призван знать этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, обществу, окружающей среде, уметь учитывать их в своей деятельности. Профессиональную этику не следует сводить лишь к распространению общих закономерностей общечеловеческой морали на этику специалистов. Для нее характерны и свои, свойственные лишь ей нравственные нормы, которые могут даже ограничивать действия общих моральных принципов. В России Этический кодекс социального работника был принят 22.05.1994 г. на конференции Межрегиональной ассоциации работников социальных служб. Отечественный кодекс разработан в соответствии с Этическим кодексом Международной федерации социальных работников. В нем сформулированы принципы моральной ответственности перед клиентом, обществом, профессией и коллегами. Принципы моральной ответственности перед клиентом: - работники социальных служб должны относиться к клиентам с присущей их профессии гуманистической направленностью; - интересы клиентов являются приоритетными для работников социальных служб; благополучие клиента должно рассматриваться в качестве основного фактора при принятии любого решения работником службы; - работники социальных служб должны соблюдать конфиденциальный характер отношений с клиентами и заботиться о неразглашении полученной информации; - работники социальных служб должны способствовать свободному, самостоятельному и осознанному решению клиентом своих проблем. Принципы моральной ответственности перед обществом: - деятельность работников социальных служб должна способствовать росту благосостояния всего общества; - работники социальных служб должны откликаться на просьбу любого клиента вне зависимости от его образа жизни, происхождения, пола, сексуальных ориентаций, возраста и состояния здоровья. Принципы моральной ответственности перед профессией и коллегами: - работники социальных служб обязаны накапливать и углублять свои знания и полноценно их использовать в профессиональной деятельности; - работники социальных служб должны поддерживать и укреплять все то, что способствует осуществлению ими своего назначения; - работник социальной службы должен стремиться к сотрудничеству со своими коллегами в интересах своих клиентов; отношения между работниками социальных служб должны строиться на взаимном уважении и доверии.




ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА РОССИИ

1. ПОВЕДЕНИЕ И ОБЛИК СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА

1.1. Стиль

Сотрудник социальной службы должен поддерживать высокие нравственные стандарты своего поведения, исключая какие-либо уловки, введение кого-либо в заблуждение, нечестные действия, четко различая заявления и действия, сделанные им как частным лицом и как представителем профессии.

1.2. Компетентность и профессиональное совершенствование

Социальный работник должен приложить все усилия к тому, чтобы стать и оставаться специалистом-экспертом в своей профессиональной практике и в выполнении своих профессиональных обязанностей. Он имеет право вести ра­боту только в рамках своей компетентности и в том случае, если он намерен приобрести ее. Сотрудник социальной служ­бы должен нести персональную ответственность за каче­ство работы, которую он индивидуально ведет, назначает или исполняет.

Социальный работник должен действовать так, чтобы предупредить возможности негуманного или дискрими­национного поведения по отношению к личности или группе людей.

1.3. Честность

Социальный работник должен соизмерять свои поступ­ки с высшими стандартами профессиональной честнос­ти:

1 Принят Межрегиональной ассоциацией работников социальных служб 22 мая 1994 г.

а) социальный работник должен не поддаваться влияниям и нажимам, встречающимся на пути его профессиональной деятельности, беспристрастно выполняя свои профессиональные обязанности;

б) социальный работник не имеет права исполь­зовать свои профессиональные отношения в личных целях.

1.4. Учеба и исследовательская работа

Специалист в области социальной работы должен стре­миться к постоянному повышению профессиональных зна­ний, мастерства, включаться в систему обучения и иссле­довательскую работу:

а) социальный работник, вовлеченный в исследо­вательскую работу, должен четко сознавать, какие последствия может иметь эта работа для человека, личности;

б) социальный работник, вовлеченный в исследо­вательскую работу, должен удостовериться в том, что все участники объединены на основе доброволь­ности и информированности, с полным соблюдени­ем личной свободы и достоинства участвующих;

в) социальный работник, вовлеченный в экспери­мент, должен защищать участников от незаконного физического или душевного дискомфорта, расстрой­ства, опасности или унижения;

г) социальный работник, приглашенный для оцен­ки тех или иных служб (или процессов), должен обсуждать их только с профессиональной целью и только с теми, кто непосредственно или профессио­нально имеет к ним отношение;

д) информация, полученная об участниках иссле­дования за время его проведения, должна рассмат­риваться как конфиденциальная;

е) социальный работник должен принимать пла­ту только за реально выполненную работу, касаю­щуюся научных или исследовательских изысканий, и только добровольно предлагаемую и на законных основаниях.

 

2. ЭТИЧЕСКИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА ПО ОТНОШЕНИЮ К КЛИЕНТАМ

2.1. Права и прерогативы, первостепенность интересов клиентов

Социальный работник должен приложить максимум усилий, чтобы воспитать и развить самостоятельность со стороны кли­ента. Основными обязанностями социального работника явля­ются его обязанности по отношению к клиенту:

а) социальный работник не должен использовать отно­шения с клиентами в собственных интересах;

б) социальный работник не должен практиковать, спо­собствовать или принимать участие в любых формах дис­криминации, основанной на национальности, сексуаль­ных отношениях, возрасте, вероисповедании, семейном статусе, политической ориентации, умственных или фи­зических недостатках, привилегиях, персональных ха­рактеристиках; напротив, его цель — всеми доступны­ми ему средствами бороться с такой дискриминацией;

в) социальный работник должен избегать связей и от­ношений, которые идут во вред его клиентам;

г) социальный работник не должен вступать в сексу­альные отношения с клиентами ни при каких обстоя­тельствах;

д) социальный работник должен осведомлять клиен­тов о риске, правах, возможностях, обязанностях, свя­занных для них с социальной службой;

е) социальный работник должен следовать советам и консультациям коллег и наставников, если они, по его мнению, служат интересам дела;

ж) социальный работник должен завершить работу с клиентом и профессиональные отношения с ним, когда такая работа и отношения не являются необходимыми и более не служат нуждам и интересам этого человека или семьи;

з) в случае, когда какое-либо другое лицо официаль­но назначено выступать в защиту клиента, социальный работник должен иметь дело с этим лицом исключи­тельно в интересах клиента;

и) социальный работник не должен позволять вовлекать себя в любые действия, которые оскверняют или уменьшают граж­данские или юридические права клиента, даже если это дела­ется по просьбе клиента;

к) социальный работник должен обеспечивать активную субъективную позицию самого клиента, не допускать униже­ния достоинства личности клиента формами оказываемой ему благотворительной помощи.

2.2. Конфиденциальность и сохранение тайны

Сотрудник социальной службы обязан уважать тайны клиентов и не распространять информацию, прошедшую в ходе профессиональ­ной социальной помощи:

а) социальный работник может поделиться конфиденци­альной информацией, узнанной им от клиентов без их на то согласия, только в случаях, необходимых по профессиональ­ным обстоятельствам;

б) социальный работник должен полностью информиро­вать клиентов о пределах конфиденциальности в данной си­туации, а также о целях, для которых данная информация может быть использована;

в) социальный работник должен в случае необходимости обеспечить клиентов любыми официальными записями, ка­сающимися их;

г) обеспечивая клиентов необходимыми записями, сотруд­ник социальной службы должен соблюдать конфиденциаль­ность остальной хранящейся в записях информации;

д) социальный работник должен получить согласие клиен­тов, прежде чем печатать, делать магнитофонные записи или разрешить какой-либо третьей инстанции наблюдать за его работой.

2.3. Гонорары

Сотрудник социальной службы должен убедиться, что установ­ленные гонорары за различные виды социальной помощи справед­ливы, разумны, тактичны и соразмерны с видами оказанной соци­альной помощи и со способностью клиента платить. Социальный работник не должен принимать ценных подарков за выполненную работу.

 

3. ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА

ПО ОТНОШЕНИЮ К СВОИМ КОЛЛЕГАМ

3.1. Уважение, честность, вежливость

Социальный работник должен обращаться с коллегами с ува­жением, вежливостью, справедливо, с доверием, соблюдая де­ликатность и справедливость:

а) социальному работнику следует обращаться с кол­легами на основе профессиональных интересов и убежде­ний;

б) социальный работник должен уважать доверие кол­лег в ходе профессиональных взаимоотношений;

в) социальный работник должен создавать и поддер­живать ситуации, облегчающие коллегам этические, про­фессионально компетентные действия;

г) при работе с клиентами социальному работнику не­обходимо детально и честно представить данные о ква­лификации, точке зрения, творческих находках коллег; использовать подходящие каналы для оценки методов работы коллег;

д) социальный работник, замещающий коллегу, дол­жен действовать в интересах репутации того, кого заме­щает;

е) социальный работник не должен использовать кон­фликт между коллегой и руководителем в своих интере­сах и для укрепления своей позиции;

ж) социальному работнику следует искать арбитраж (арбитраж: 1) разрешение спорных вопросов арбитрами, третейским судом; 2) государственный орган, занимаю­щийся таким разрешением) (арбитр: 1) посредник в спо­рах, третейский судья; 2) то же, что и судья) или объек­тивное посредничество, когда профессиональные конф­ликты с коллегами требуют немедленного разрешения;

з) социальному работнику необходимо распространять свое уважение и к коллегам, не связанным непосред­ственно со сферой его работы;

и) социальный работник, выполняющий функции экс­перта, руководителя, инспектора, наставника по отноше­нию к коллегам, должен доброжелательно, спокойно и подробно доводить до их сведения условия совместной рабо­ты и взаимоотношений;

к) сотрудник социальной службы, ответственный за при­ем на работу и оценку деятельности других социальных ра­ботников, должен выполнять эту обязанность в спокойной, деликатной, беспристрастной манере на основе четко сфор­мулированных критериев;

л) социальный работник, ответственный за оценку дру­гих социальных работников, должен знакомить их с этой оценкой.

3.2. Отношения с клиентами коллег

Сотрудник социальной службы должен обращаться с клиен­тами своих коллег внимательно, вести их дела с полной профес­сиональной отдачей:

а) социальный работник не должен брать на себя про­фессиональную ответственность за клиента другого кол­леги без соответствующих согласований с этим коллегой;

б) социальный работник, обслуживающий клиентов коллег в период временного отсутствия последних или непредвиденного обстоятельства, должен обслуживать их с таким же вниманием, как и своих «собственных» кли­ентов.

4. ЭТИЧЕСКИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА ПО ОТНОШЕНИЮ К РУКОВОДИТЕЛЮ ИЛИ РУКОВОДЯЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ

4.1. Обязательства по отношению к руководящей орга­низации

Сотрудник социальной службы должен твердо придержи­ваться своих обязательств, данных руководящей организации:

а) социальный работник должен работать над совер­шенствованием, корректировкой политики своей орга­низации, повышением эффективности и действенности ее служб;

б) социальному работнику следует действовать таким образом, чтобы предупредить и исключить ошибки, недостатки в политике и практике приема на работу в его организации;

в) социальный работник должен использовать ресур­сы руководящей организации очень скрупулезно и толь­ко на те нужды, на которые эти ресурсы предназначены.

5. ЭТИЧЕСКИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА ПЕРЕД СВОЕЙ ПРОФЕССИЕЙ

5.1. Защита чистоты, неприкосновенности профессии

Социальный работник должен поддерживать и повышать зна­чимость, этику, знания и цели своей профессии:

а) социальный работник должен защищать и усили­вать достоинство и чистоту профессии и должен быть ответственным и активным в дискуссиях по совершен­ствованию профессии;

б) социальный работник должен предпринимать дей­ствия по соответствующим каналам против неэтичного поведения любых своих коллег;

в) социальный работник должен предотвращать неква­лифицированную и запрещенную практику социальной работы;

г) социальный работник не должен допускать искаже­ний при рекламе своей компетентности, квалификации, услуг, результатов, которые могут быть достигнуты.

5.2. Работа в микрорайоне (социуме)

Социальный работник должен всемерно помогать людям, ин­формируя и делая социальные службы доступными населению микрорайона (социума).

Социальный работник должен вкладывать свое время, про­фессиональный опыт и знания в деятельность, способствую­щую уважительному отношению к полезности, чистоте и ком­петентности своей профессии.

5.3. Развитие знаний

Социальный работник должен нести ответственность за раз­витие и полное использование профессиональных знаний:

а) социальный работник должен основывать свою прак­тическую деятельность на профессиональных знаниях;

б) социальный работник должен критически анализи­ровать, оценивать и быть в курсе новых знаний, относя­щихся к его профессии;

в) социальный работник должен вносить свой вклад в развитие знаний в области системы служб социальной помощи населению, делиться с коллегами практическим опытом, знаниями.

6. ЭТИЧЕСКИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА

ПЕРЕД ОБЩЕСТВОМ

6.1. Поддержка всеобщего благосостояния

Сотрудник социальной службы должен содействовать раз­витию благосостояния общества:

а) социальный работник должен действовать таким об­разом, чтобы исключить несправедливость против любо­го человека или группы на основании национального про­исхождения, политических или религиозных убеждений, сексуальных ориентации, возраста, брачного статуса, психических или физических недостатков, а также ис­ключить предпочтение, привилегии отдельным катего­риям населения;

б) социальный работник должен действовать таким об­разом, чтобы расширить личностные возможности всех людей, различных семей, с особым вниманием относясь к ущербным группам и лицам;

в) социальный работник должен создавать условия для поддержки уважения к различным культурам;

г) социальный работник должен способствовать созда­нию соответствующих служб по мере возникновения не­обходимости в обществе;

д) социальный работник должен настаивать на изме­нениях в политике и законодательстве с целью улучше­ния социальных условий жизни и поддержания соци­альной справедливости;

е) социальный работник должен поддерживать участие общественности в формировании социальной политики и развития активной деятельности всех социальных инсти­тутов.

 

Социальный работник — представитель особой, деликатной и гуманной профессии. Посредник — связующее звено во вза­имосвязи личности, семьи и общества, он призван работать в системе служб социальной помощи населению, обеспечивая медико-психолого-педагогическую и правовую целесообраз­ность этой системы, решая в органическом единстве задачи вос­питания взрослых и детей, укрепления нравственности, фи­зического и психического здоровья, правовой и экономичес­кой защиты, организации труда и досуга, оказания своевре­менной социальной помощи семьям и лицам, особо в ней нуж­дающимся.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.