Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ ЗАБОЛЕВАНИЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ





Лечение болезней нервной системы основано на трех методических принципах, связанных с пониманием сущности заболевания. К ним относятся этиологическая, патогенетическая и симптоматическая терапия.

Этиологическая терапиянаправлена на устранение болезнетворной причины. Это “причинная” терапия. Данный вид терапии имеет наибольшее значение при лечении инфекционных болезней. Во многих случаях уничтожение или резкое ослабление вредоносных свойств микроорганизма приводит к выздоровлению. Этиологическую терапию проводят прежде всего при нейроинфекциях (менингиты, энцефалиты, невриты и т.д.).

При многих болезнях, в том числе некоторых инфекционных, возбудитель как первопричина болезни является лишь пусковым фактором в развитии заболевания и впоследствии утрачивает значение. Например, острое кислородное голодание плода во время родов может длиться несколько минут. В дальнейшем этот фактор перестает действовать, но в организме продолжают развиваться сложные процессы — как защитно-приспособительные, так и патологические.

В других случаях (в частности, при наследственных заболеваниях нервной системы) первопричина заключается в дефекте генетической программы. Современная медицина пока не в состоянии исправлять генетический код человека. Единственный выход — возействие на те патологические процессы, которые обусловлены искаженной генетической программой. Отсюда вытекает другое направление в терапии.

Патогенетическая терапиянаправлена на механизм развития болезни. Этот вид терапии является важнейшим в современной медицине. Она заключается не только в блокировании патологических процессов, но и в стимуляции защитных сил организма, его компенсаторных возможностей, а также коррекции нарушенного вследствие болезни баланса внутренних нормальных процессов и реакций. Например, при остром инфекционном заболевании нервной системы наряду с этиологической терапией необходима борьба с развивающейся интоксикацией (т.е. отравлением организма бактериальными ядами и продуктами нарушенного обмена веществ), коррекция водно-солевого обмена, укрепление защитных сил организма и т.д.



Патогенетическая терапия предусматривает также предупреждение возможных осложнений в течении болезни и борьбу с возникшими осложнениями.

Симптоматическая терапиянаправлена на устранение отдельных симптомов заболевания.

Симптоматическая терапия широко распространена как главный способ лечения (лекарства “от головы”, “от кашля”, “от простуды” и т.д.). Понятно, что простое устранение симптома без влияния на механизм развития болезни создает картину видимого улучшения, но впоследствии может привести к осложнениям. Однако среди симптоматических средств существует немало таких, которые не просто приглушают выраженность симптома, но и влияют на наиболее общие механизмы его возникновения. Например, анальгин и цитрамон назначают как препараты, снимающие головную боль. Но если анальгин можно назвать чисто симптоматическим средством, приглушающим болевые ощущения, то цитрамон оказывает значительное патогенетическое действие. Цитрамон нормализует тонус мозговых сосудов за счет содержащегося в нем кофеина. Спазм или расширение мозговых сосудов — одна из наиболее частых причин головной боли. Перечисленные терапевтические направления обычно сочетаются при лечении какого-либо заболевания. Чрезвычайно важно соблюдать правило, согласно которому лечение должно быть строго индивидуальным. Речь идет о необходимости учитывать возраст больного, особенности течения заболевания, степень чувствительности или невосприимчивости больного к тем или иным препаратам. В этом состоит одна из главнейших заповедей древней медицины: “Лечить больного, а не болезнь”.

Для наилучшего ознакомления с принципом действия применяющихся в невропатологии отдельных препаратов целесообразно рассмотреть их основные группы в отрыве от особенностей больного, помня при этом, что в каждом конкретном случае индивидуально подбирает лекарственные средства только врач.

Антибиотики и сульфаниламиды относятся к химиотерапевтическим препаратам. Химиотерапевтическими называют те средства, которые способны избирательно воздействовать на возбудителей инфекционных заболеваний. Лечение этими препаратами носит название химиотерапии.

Наиболее известные антибиотики широкого спектра действия (воздействующие на многие микроорганизмы) — пениииллин, стрептомицин, тетрациклин, левомицетин и новые из разряда цефалоспоринов, аминогликозидов и макролидов. Наиболее распространенные сульфаниламиды — сульфадимезин, норсульфазол, этазол, белый стрептоцид, сульфадиметоксин.

Важнейшее правило химиотерапии — лечение курсами, т.е. в течение определенного времени. Преждевременная отмена препарата может привести к новому обострению инфекции или к возникновению микробной устойчивости по отношению к препарату.

В невропатологии антибиотики и сульфаниламиды применяются при лечении инфекционных заболеваний нервной системы.

Дегидратирующие средства создают эффект обезвоживания организма. В невропатологии их применяют для снятия отека мозгового вещества и нервных стволов. Кроме того, их используют для понижения внутричерепного давления.

Дегидратирующим эффектом обладают многие мочегонные препараты, например лазикс, фуросемид, диакарб.

Для понижения внутричерепного давления назначают также раствор магния сульфата (в инъекциях и внутрь) и глицерин (внутрь).

Психотропные средства (большая группа препаратов) оказывают разнообразное влияние на центральную нервную систему. Основные эффекты — тормозящий (успокаивающий, седативный) и возбуждающий (снимающий внутреннюю скованность, подавленное настроение).

Основными сильнодействующими средствами тормозящего действия являются аминазин и тизерцин.

Мягко действующие седативные препараты: натрия бромид, корень валерианы, трава пустырника, триоксазин, элениум, седуксен, тазепам.

Стимуляторы нервной системы: кофеин, сиднокарб.

Снимающие подавленное настроение средства: амитриптилин, мелипрамин.

Комбинируя психотропные препараты, можно добиться снижения повышенной возбудимости и отвлекаемости, повышения Работоспособности и улучшения настроения.

Многие психотропные средства способны вызвать расслабление мускулатуры, поэтому их широко применяют при лечении речевых расстройств (особенно заикания) и гиперкинезов.

Противосудорожные средства. Существует много антиэпилептических средств, которые избирательно действуют на разные типы припадков. Основные из них — препараты вальпроевой кислоты, карбамазепин и др.

Длительно проводимое противосудорожное лечение нельзя резко прекращать. Необходимо постепенное снижение дозы. Несоблюдение этого правила может привести к возникновению тяжелого осложнения — эпилептического статуса.

Противосудорожные средства применяют также при лечении заикания.

Средства, улучшающие обменные процессы в центральной нервной системе. Основными показаниями к их назначению являются задержка умственного, речевого, двигательного развития, состояния после черепно-мозговых травм, нейро-инфекций, кровоизлияний в мозг. Наиболее распространены препараты, содержащие аминокислоты: церебролизин (в инъекциях) набор аминокислот, аминалон (гаммалон) — гамма-аминомасляная кислота, глутаминовая кислота. Применяются также комплексы витаминов группы В (Вь В2, В3, В4, В12 и др.), кальция глицерофосфат, липоцеребрин.

Средства, улучшающие проведение нервных импульсов, назначают при восстановительной терапии параличей и парезов. Основные препараты: прозерин, галантамин, дибазол. Наряду с лекарственными средствами применяют другие лечебные воздействия.

Физиотерапиявключает в себя водные процедуры, грязелечение, воздействие теплом, электрическими, электромагнитными полями, ионами различных веществ и т.д.

Лечебный массаж и лечебная физкультуразанимают большое место в системе коррекционно-восстановительных мероприятии при различных органических поражениях нервной системы. Важно научить больных и их родственников специальным лечебным приемам. Это позволит выполнять комплексы упражнений лечебной физкультуры в домашних условиях.

Иглотерапияоснована на использовании приемов древней восточной медицины. В специальные точки на туловище, конечностях, лице, ушных раковинах вводятся золотые, серебряные или стальные иглы. Модификацией метода является раздражение точек слабым электрическим током. Механизмы лечебного действия иглотерапии недостаточно ясны, однако в ряде случаев она дает хороший эффект.

Психотерапиязаключается в лечебном воздействии на психику больного различными способами (внушение наяву и в гипнозе специальные групповые занятия, воздействие специально подобранной музыкой и др.). Важно учитывать, что обстановка в больничном или другом специализированном учреждении может оказать на больного благоприятное или неблагоприятное воздействие. Нейрохирургические методы.Для лечения некоторых двигательных расстройств, в частности гиперкинезов, предпринимают избирательное воздействие на определенные подкорковые образования мозга (стереотаксическая нейрохирургия). В ряде случаев удается добиться выраженного стойкого эффекта.

Ортопедические методыи протезирование. Ортопедия — хирургическая коррекция двигательных расстройств, таких, например, как косолапость, врожденное укорочение конечности, ограничение подвижности в суставе. Протезирование применяют для коррекции двигательных нарушений; кроме того, его осуществляют при расстройствах зрения и слуха. Созданы и постоянно совершенствуются слуховые аппараты, позволяющие эффективно использовать остатки слуха. Для занятий со слабослышащими разработаны устройства, преобразующие звуковые сигналы в зрительные.

Таким образом, современная медицина располагает мощным набором средств для лечебно-коррекционных мероприятий.

 

АБИЛИТАЦИЯ И РЕАБИЛИТАЦИЯ

Абилитация — это система лечебно-педагогических мероприятий, имеющих целью предупреждение и лечение тех патологических состояний у детей раннего возраста, еще не адаптировавшихся к социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможности трудиться, учиться и быть полезным членом общества. Реабилитация — система лечебно-педагогических мероприятий, направленных на предупреждение и лечение патологических состояний, которые могут привести к временной или стойкой утрате трудоспособности. Реабилитация имеет целью по возможности быстро восстановить способность жить и трудиться в обычной среде. Об абилитации следует говорить в тех случаях, когда инвалидизирующее больного патологическое состояние возникло в раннем детстве. У ребенка этого возраста еще не сформированы нормальный двигательный стереотип, гностико-праксические и речевые функции. Он не владеет навыками самообслуживания и не имеет опыта общественной жизни. О реабилитации следует говорить в тех случаях, когда больной уже имел опыт общественной жизни и общественно полезной деятельности. Абилитация предусматривает лечебно-педагогическую коррекцию двигательной, психической и речевой сферы детей младшего возраста; реабилитация предусматривает такие мероприятия в отношении детей старшего возраста и взрослых.

Ряд патологических факторов инвалидизируют больного, в связи с чем возникает вопрос о необходимости абилитации или реабилитации. Среди таких факторов — внутриутробные поражения нервной системы, родовые черепно-мозговые травмы. В раннем детском возрасте к таким факторам относятся воспалительные, травматические и другие поражения нервной системы.

У детей более старшего возраста к инвалидизирующим поражениям нервной системы могут приводить травмы головного и спинного мозга, инфекционно-воспалительные заболевания (последствия перенесенных энцефалитов, арахноидитов, менингитов, полиомиелита), дегенеративные заболевания нервной и нервно-мышечной систем. У взрослых наиболее часто инвалидизирующие состояния возникают при сосудистых заболеваниях, нapyшениях мозгового кровообращения.

У детей раннего возраста самой частой причиной абилитационных мероприятий являются поражения нервной системы, приводящие к формированию синдромов детского церебрального паралича. В нашей стране имеется хорошо налаженная система лечения и абилитации детей с детскими церебральными параличами. Эта система предусматривает поэтапное лечение в различных учреждениях: родильный дом, специализированное отделение для новорожденных, поликлиника, неврологическое и ортопедическое отделения, специализированные санатории, ясли, детский сад школа-интернат, детский дом. На всех этапах применяют комплексное лечение, предусматривающее восстановление нарушенных функций с помощью лечебной физкультуры, массажа, физиотерапевтических, ортопедических процедур, медикаментозных средств. Большое значение имеют активная коррекционно-воспитательная работа и необходимая логопедическая помощь. Число адаптированных к трудовой деятельности лиц может возрасти за счет правильно осуществляемых реабилитационных мероприятий. Необходима эффективная организация всего комплекса лечебно-педагогических и социальных (в широком смысле) средств. Важно обеспечить преемственность этапов восстановительных мероприятий. Лечение должно быть своевременным и длительным. Поздно начатая абилитация может оказаться малоэффективной и трудновыполнимой. Так может быть, например, в случае, если дети с церебральными параличами и грубыми задержками речевого развития начинают получать соответствующую помощь лишь в возрасте восьми-одиннадцати лет. Опыт последних лет свидетельствует о том, что комплекс лечебных, педагогических, логопедических и других мероприятий надо начинать уже на первом году жизни. Практика опровергает мнение некоторых врачей и педагогов, считающих бесперспективной абилитацию больных с церебральными параличами и врожденными поражениями нервной системы. Такой нигилизм в отношении этих больных обусловлен рядом факторов. Среди них можно назвать недостаточное знакомство с недавно сложившейся эффективной абилитационно реабилитационной системой, наличие большого числа больных с медико-педагогической запущенностью, наличие лиц, явно бесперспективных в отношении абилитации. Однако процент бесперспективных больных, подлежащих, как правило, устройству в учреждения социального обеспечения, относительно невелик. К тому же детальное неврологическое, психолого-педагогическое и логопедическое обследование детей на первом году жизни обычно позволяет выявить этих больных. Таким образом, отрицательное отношение врачей и педагогов к абилитации и реабилитаии детей с тяжелыми поражениями нервной системы должно уступить место настойчивому и кропотливому труду, направленному на восстановление нарушенных функций и частичную или полную адаптацию детей в обществе.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.