Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Протокол обследования речи ученика





 

Предъявленный предмет или картинка Ответ ребенка Отмеченные дефекты произношения*
     

* В столбце «Дефекты произношения» следует отметить недогова-ривание и пропуски звуков и слогов в словах, смешение звуков, а так­же дефекты произношения отдельных звуков (см. с. 100—109).

Такое обследование речи поможет учителю не только ориентироваться в состоянии словаря (запас слов и точность понимания значения слов и произношения), но и в некото­ром отношении оценить представления ребенка о звуковом составе произносимых им слов.

Если ребенок уже обучался грамоте, то ему необходи­мо предложить написать произносимые им при устном об­следовании слова, а также продиктовать несколько пред­ложений и проанализировать допущенные им ошибки (см. об отклонениях в письме на с. 23).

Чтобы судить о состоянии грамматического строя речи ученика, можно предложить ему составить устно рассказ по сериям сюжетных серий картин (см. приложение № 4).

Вслушиваясь в рассказ ребенка, учитель может отме­тить, правильно ли ученик строит предложения и использу­ет морфологические изменения слов для выражения своей мысли.

Подобное обследование речи слабослышащего ребенка прежде всего поможет учителю решить вопрос, следует ли его оставить в массовой школе или перевести в специальную.

Если ученик не сможет назвать по картинкам до 20% слов, если в его речи имеются выраженные отклонения в грамматическом строе речи, то следует обратиться за кон­сультацией к специалисту-дефектологу для решения упомя­нутого выше вопроса.

Если дефекты словарного запаса и грамматического строя речи менее резко выражены, то следует принять ме­ры к ликвидации неуспеваемости ребенка путем дополни­тельных занятий в массовой школе.



Обратимся прежде всего к вопросу об обучении элемен­тарной грамоте.


 


Само собой разумеется, что усвоение письма и чтения становится для слабослышащего ребенка наиболее акту­альным при поступлении в школу. Между тем опыт пока­зывает, что можно' обучать ребенка, грамоте гораздо раньше.

Для слабослышащего ребенка раннее усвоение грамоты играет исключительную роль. Если слух не позволяет ре­бенку полностью воспринять звуковой состав слова, то для его усвоения приходится искать иную опору. Как мы уже видели выше, чтение с губ (зрительное восприятие речи) также не дает ребенку возможности усваивать каждый из составляющих слово звуков. А написанное слово для раз­вития устной речи служит неоценимым подспорьем. Если ребенок из-за недостаточного слуха не улавливает всего звукового состава слова, то при помощи письма и чтения можно в какой-то мере компенсировать неполноценность его восприятия: можно подсказать ребенку те элементы сло­ва, которые он не смог воспринять ни на слух, ни зрительно. Овладение устной речью существенно ускоряется, как толь­ко ребенок приобретает навыки письма и чтения.

Поэтому обучение грамоте слабослышащего ребенка необходимо начать как можно раньше.

В связи с особенностями представлений слабослыша­щего ребенка о звуковом составе слова обучение его гра­моте отличается значительным своеобразием.

При нормальном слухе, как известно, обучают грамоте аналитико-синтетическим методом, в основе которого ле­жит анализ состава слова, уже известного слышащему ребенку. Ребенку называют целое слово и учат членить его на слоги, а затем на звуки. Этим способом выделяют звуки из слога, а дальше из звуков и слогов вновь составляют слова. Такой путь обучения грамоте оказывается невоз­можным для слабослышащего ребенка, так как он не вла­деет еще целыми словами в такой мере, чтобы суметь их анализировать.

Ребенок с пониженным слухом вынужден овладевать грамотой в иной последовательности. Он идет к целому слову от слогов и звуков, а не наоборот.

Обучение грамоте слабослышащего ребенка проводит­ся одновременно с усвоением произношения звуков. При постановке того или иного звука ученику показывают, ка­кой букве соответствует данный звук. И при тренировке произношения звуков в слоговых упражнениях он усваи­вает начертание соответствующих букв и слогов. Далее из усвоенных букв и слогов складываются слова.

По мере усвоения нового слога его сопоставляют с дру-


гими слогами. Эти слоги произносятся и одновременно складываются из разрезной азбуки. Дальше слоги скла­дываются в слова, и ребенок тренируется в составлении слов из слогов.

Прежде чем начать обучение грамоте в школе, следует проверить способность различения звуков на слух, как это показано в разделе «Как проверить слух ребенка», (см. с. 59). Затем необходимо проверить произношение всех звуков и спланировать систематическую работу над ними.

После этого приступают к обучению грамоте при по­мощи разрезной азбуки. Как правило, слабослышащий ребенок различает и умеет произносить гласные а, о, у, эл ы и некоторые согласные. Из букв, соответствующих этим звукам, складываются слоги, которые ребенок учится читать по подражанию. При складывании этих слогов ребенок произносит их и прислушивается к их звучанию в речи учителя.

Как мы показали выше, хотя ребенок к этому времени уже говорит многие слова, их звуковой состав им еще не осознан. Состав слова осознается только при упражнениях с буквами и слогами.

Порядок прохождения букв зависит от степени труд­ности их произношения. Поэтому следует начать обучение с трех первых, наиболее доступных различению звуков а, о, у. С этими гласными должны в упражнениях соче­таться все согласные звуки. Сначала проводятся упраж­нения в произношении слогов па-по-пу, ма-мо-му, на-но-ну, ба-бо-бу, а далее можно дать ребенку буквы т, д в соче­тании с теми же гласными. Таким образом, ребенок уже различает пару звонких и глухих звуков и пару носовых звуков mj н и знает начертание этих букв. Теперь можно уже дать для составления из разрезной азбуки слова, со­держащие эти звуки. Дальше желательно придерживаться такого порядка, при котором ребенок усвоит прежде всего соотношение звонких с глухими к-г, с-з, ф-в, п-б. Слоговые упражнения типа ка-га, ко-го, ку-гу, ка-ко-ку, га-го-гу и т. п. приучают ребенка ориентироваться и отличать бо­лее сознательно звонкие звуки от глухих. Если ребенок умеет уже хорошо произносить ша и жа, то включается и эта пара звуков. Далее ребенок упражняется в свистящих и шипящих: са-ша, со-шо, су-шу, за-жа, зо-жо, зу-жу.

Несколько позже включаются звуки р, л, х в сочетании с теми же гласными. Затем начинаются упражнения с гласными звуками э и и. Постепенно ребенок усваивает аффрикаты ч, ц, щ. Эти звуки в слоговых упражнениях


противопоставляются одни другим, как шипящие свистя­щим. Ребенок обязательно тренируется в различении аф­фрикат с их составляющими звуками: ча-та и ча-ша, а также ца-та и ца-са. Как мы видели выше, эти смешения очень часты в письме и произношении слабослышащего ребенка. Очень важно упражнять ребенка в различении йотированных звуков я, ё, ю, е и учить его правильно поль­зоваться ими в письме, не допуская смешения и с ль и рь. Специально следует учить ребенка правильно читать мяг­кие согласные, стоящие перед я, ё, ю. Здесь также необхо­димы слоговые упражнения и упражнения в словах.

Очень полезно вместе с ребенком устно проговаривать слова после правильного их прочтения. Проговаривание слова может происходить с многократным повторением, что помогает ребенку запомнить звуковой состав слова. При помощи диктантов следует проверять, как он запом­нил звуковой состав слова. Неправильно написанное сло­во необходимо не только многократно проговорить, но и записать несколько раз. При исправлении ошибок в пись­ме полезно произносить слово перед зеркалом и с исполь­зованием звукоусиливающей аппаратуры, с тем чтобы ре­бенок ясно представлял себе звуковой состав слова. Если у него нет слухового аппарата, то учителю следует произ­носить слова у самого уха ребенка.

Описанные упражнения необходимо проводить с ребен­ком индивидуально при участии матери или других членов семьи. Они позволяют ребенку включиться в общекласс­ную работу по усвоению грамоты.

Опыт показал, что слабослышащий ребенок 6—7-летнего возраста научается довольно бегло читать и складывать слова из букв в течение 3—4 месяцев. В дальнейшем при помощи чтения удается значительно быстрее накопить за­пас новых слов и, главное, уточнить звуковой состав тех слов, которые были раньше самостоятельно приобретены ребенком при помощи неполноценного слуха.

Обучив ребенка элементам грамоты, необходимо за­няться систематическим обучением его правильному напи­санию слов. Для этого каждое из произносимых ребенком слов необходимо складывать из разрезной азбуки или пи­сать (если ребенок уже овладел техникой письма). Преж­де чем складывать из букв слово, учитель добивается его правильного произношения. Если и после этого ребенок неправильно сложил слово или предложение, то следует исправить допущенные ошибки и предложить ему прочи­тать исправленное слово, а затем снова составить его из


букв. Слабослышащие дети обычно легко запоминают при этом звуковой состав слова. Если ребенку не удается сразу запомнить структуру слова, то следует опять вернутьса к его записи и складыванию букв из разрезной азбуки.

Такие упражнения оказываются очень эффективными не только для овладения правильным письмом, но и для накопления словарного запаса. Слабослышащие дети очень охотно выполняют подобные упражнения. Они сами замечают то облегчение в восприятии речи, которое при­носит им письмо.

Очень полезными оказываются диктанты с предвари­тельным проговариванием слов.

Грамматические упражнения на безударные гласные и т. п. на первоначальном этапе обучения письму не при­носят слабослышащему ребенку особенной пользы. Им трудно бывает подобрать проверочное слово в связи с не­доразвитием их речи, а неполноценный слух не позволяет заметить расхождения между произношением и написа­нием слова. Слабослышащие дети научаются правильно писать путем запоминания прочитанного слова.

В письме слабослышащего ребенка, как мы видели выше, очень часто встречаются не только замены в словах одних букв другими, но и искажения грамматического строя: неправильное употребление окончаний, приставок и пр. Учителю необходимо внимательно проанализировать ошибки, выяснить, с какими именно трудностями встречает­ся ученик, и, исходя из этого, наметить упражнения. На­пример, если ребенок допускает ошибки в употреблении множественного числа, то следует объяснить ему его ошиб­ку и начать упражнения в употреблении этой формы. Для этого следует показать ребенку группу предметов и ее отличие от одного предмета (например: яблоко — яблоки) и проработать с ним соответствующие обозначения, обра­тив его внимание на разницу окончаний. Упражнения в образовании множественного числа путем изменения окон­чаний уменьшат число таких ошибок в письме слабослы­шащего ребенка.

Аналогичную работу следует проводить при неправиль­ностях употреблений падежей. Здесь не следует ограничи­ваться обычным склонением по падежам имен существи­тельных и прилагательных. Каждый раз необходимо бы-вает объяснить ребенку, в каких случаях, в каком контек­сте можно употребить ту или иную грамматическую форму. Например, если ребенок написал: я пишу карандаш (вме­сто карандашом], то ему следует эту ошибку поправить


и тут же показать другие случаи применения творитель­ного падежа действия: Я пишу мелом, я режу ножом, я мою мылом, я рублю топором. И когда ребенок усвоит значение этой грамматической формы, можно перейти к применению существительных женского рода. Я пишу руч­кой, я пилю пилой и т. п. Дальше включается и множе­ственное число этой формы: Я режу ножницами и т. д. Только в том случае, если ребенок понял значение грам­матической формы, он сможет избежать ошибок в письме. Таким способом, на основе анализа ошибок, допущенных ребенком, удается уменьшить их число. Конечно, обеспе­чить усвоение всех грамматических форм, существующих в языке, путем упражнений невозможно. В дальнейшем число ошибок в письме слабослышащего ребенка будет уменьшаться и без таких упражнений — на основе пись­менной и речевой практики, за счет чтения книг и т. д.

Слабослышащему ученику необходимо также помочь понимать читаемый текст. Как мы видели выше, такие дети встречаются с особыми трудностями понимания про­читанного вследствие неточного понимания слов и непо­нимания грамматических форм. Чтобы научить ребенка сознательно читать, необходимо при чтении даже самого элементарного текста неотступно проверять понимание им слов, грамматических форм и текста в целом.

Приведенные выше примеры ошибочного понимания текста направляют внимание учителя на трудности пони­мания слов в связи с неполным их восприятием при помо­щи слуха. Чтение сопровождается картинками, поясняю­щими общий смысл текста. Чтение текста необходимо со­провождать отчетливым проговариванием и объяснением не только слов, обозначающих предметы, действия и ка­чества, но также слов служебных (предлоги, союзы, ме­стоимения). Очень важно учить слабослышащего ребенка понимать в слове не только его основное значение, но и те нюансы, которые выражаются при помощи таких ча­стей слова, как приставки, суффиксы и окончания. Нет нужды, конечно, говорить ребенку о названиях этих мор­фологических категорий, но необходимо для чтения и письма подбирать речевой словарь так, чтобы ребенок практически разобрался бы в этих элементах слова.

Приведем пример, когда проверка; столкнула нас с непониманием приставки. Мы спросили слабослыша­щего мальчика при чтении текста, что значит слово под­бежал.

Мальчик побежал к столу и сел под него. На наш во-


прос, зачем он сел под стол, мальчик ответил: Вы сказали под бежал, я так и сделал.

Этот пример показывает, как важно проверить пони­мание слова и его морфологического состава. Получив от мальчика ответ, который свидетельствует о непонимании приставки под-, мы занялись специально объяснением приставок глаголов. Мы объяснили ему разницу значений слов отвязал, привязал, развязал и т. п.

Аналогично этому приходится учить слабослышащего ребенка понимать в словах суффиксы, как например, суф­фикс -ик, служащий для обозначения маленького предме­та (столик, карандашик), суффиксы -енок, -онок — для обозначения детенышей (котенок, козленок, лягушонок), суффиксы для обозначения профессии: -тель, -ръ (учитель^ токарь, слесарь).

Мы лишены возможности подробнее останавливаться на способах преодоления всех возможных дефектов в по­нимании читаемого текста. Нам важно лишь обратить вни­мание учителя на необходимость проверки понимания слов и грамматических форм. Ибо только в том случае, когда выявляются подобные затруднения, становится ясным, как помочь ребенку их преодолеть.

Очень важно для слабослышащего ребенка как можно больше читать. Можно пользоваться для этого букварем для I класса и книгами для чтения, выпущенными для слабослышащих детей, а также любыми книгами, написан­ными для детей младшего возраста. Дома следует ребен­ку постоянно готовить книжки самоделки из тех детских книг, в которых иллюстрации достаточно выразительны и могут хорошо пояснить небольшой и несложный сюжет.

Еще одно очень важное требование: каждое новое сло­во обязательно должно быть дано ребенку в письменной форме.

Слабослышащий ребенок чаще всего отстает в школе по русскому языку. По математике он хорошо справляется со счетом, но с трудом решает задачи. И это не удивитель­но. Решение задач в той форме, в какой это делается в массовой школе, прежде всего связано с пониманием тек­ста задачи. В тексте математической задачи слабослыша­щие дети чаще всего не понимают тех значений, которые выражены более отвлеченными грамматическими форма­ми. Они часто не понимают вопроса, плохо понимают пред­логи и местоимения. Не понимают, например, слов из них, не понимают слов, выражающих отношения: больше—• меньше, дороже дешевле и т. п. Все это при решении


задач необходимо иметь в виду. Важно проверять пони­мание текста задачи и объяснять его специально, если текст непонятен. Все это означает, что при прохождении программы по математике следует обязательно иметь в ви­ду специальную работу по развитию речи. Само собой разумеется, учитель должен при этом широко использо­вать наглядные средства.

КАК ПРОВЕРИТЬ СЛУХ РЕБЕНКА

Само собой разумеется, что квалифицированное обсле­дование слуха должен проводить врач-отоларинголог, ле­чащий болезни уха, горла и носа. Но еще до того, как обратиться к врачу, следует самим попытаться выяснить состояние слуха ребенка. Наблюдения учителя или роди­телей за поведением ребенка могут помочь обнаружить у него нарушение слуха. Реакция ребенка на погремушку очень рано позволяет судить о том, воспринимает ли он звуки. В дальнейшем интерес к звучащим игрушкам, зву­кам радиоприемника и телевизора служит доказательством тому, что ребенок реагирует на звуки.

Здесь следует предостеречь от ошибочных выводов о наличии слуха у ребенка, который реагирует на громкий стук. Даже при полной глухоте ребенок может реагиро­вать на громкий стук в дверь, на стук упавшего на пол предмета, а нередко и на звук шагов. Стук кулака по столу или ногой об пол привлекает внимание даже совсем глухого ребенка. Восприятие этих звуков происходит не только непосредственно через ухо. Мы воспринимаем ви­брацию предметов, возникающую при стуке, через твер­дые части нашего тела, по преимуществу через кости и мышцы.

Таким образом, если ребенок реагирует на стук, то можно утверждать наличие у него способности замечать вибрации, исходящие от предметов, но этого еще недоста­точно, чтобы считать его способным к восприятию звуков при помощи слуха.

Приступая к исследованию слуха ребенка, учителю следует прежде всего проверить, как он слышит речь. Слух проверяют на речь шепотную, обычную разговорную и громкую. Сначала проверяют слух на шепот на расстоянии не менее 5—6 м. Для этого следует поставить ребенка к себе спиной и произносить знакомые слова шепотом. Прежде чем произнести слово, следует сделать полный выдох и ни в коем случае не утрировать шепот.


19. Живот. 20. Машина. 21. Зима. 22. Тетя. 23. Дядя.

При проверке слуха на шепот рекомендуется сначала произносить слова, содержащие шипящие звуки: шапка, шуба, часы, чулки и т. п., затем перейти к называнию дру­гих слов.

Если ребенок не сможет повторить слово, произнесен­ное шепотом на расстоянии 6 м, следует подойти ближе на 1 м; если он не расслышит слов и на этом расстоянии, подходят еще ближе, каждый раз приближаясь на 1 м. Если ребенок не различает слов, произнесенных шепотом у ушной раковины, то, следовательно, ребенок не воспри­нимает шепота.

Далее переходят к проверке восприятия речи обычной разговорной громкости. Для этого следует вновь поставить ребенка на расстояние 5—6 м спиной к себе и произносить хорошо знакомые слова нормальным (не усиленным) голо­сом, постепенно приближаясь к ребенку.

При подборе предъявляемых ребенку слов следует их выбирать из разных областей, чтобы не допускать ответов по догадке. Не следует, например, предъявлять одно за другим такие слова, как собака, кошка, или карандаш, книга, тетрадь, или яблоко, груша, слива, или произносить подряд числа или имена и т. п. Такое предъявление слова помогает ребенку угадывать слово по контуру, без его достаточно четкого восприятия на слух. Не следует так­же называть предметы, о которых только что говорили с ребенком или которые показывали ему.

Если ребенок более или менее хорошо владеет речью, то можно сначала вместо предъявления отдельных слов задать ему несколько вопросов, как, например: Какая се­годня погода? В каком ты классе? Как зовут твою маму? Сколько тебе лет? и т. п. Затем следует предложить ему повторить произносимые учителем слова, как, например: собака, рубашка, корова, карандаш, дорога, корзинка, ку­рица, автобус, окно, заяц, бумага, сани, лопата и т. п. Если эти слова незнакомы ребенку, то следует предъявить ему другие слова, обязательно хорошо известные.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.