Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Развитие слухового восприятия





Выше мы уже пытались показать, что нарушение слуха не дает равномерного снижения восприятия речи. В зави­симости от степени понижения слуха у ребенка остаются возможности воспринимать те или иные элементы речи. Так, все слабослышащие дети воспринимают гласные зву­ки а, о, у, э. Разные группы согласных звуков в разной степени доступны ребенку. Например, большинство детей


воспринимают звуки б, д, в, з, ж, р. Многие из них вос­принимают также звук ш, некоторые воспринимают также носовые м, н и свистящий с. Характерно, однако, что сла­бослышащие дети в большинстве случаев сравнительно хорошо различают целые группы звуков. Так, все слабо­слышащие дети отличают звонкие звуки от глухих и не обязательно при этом различают звонкие звуки между собой. Они с трудом отличают б от д и г, но никогда на слух не смешивают этих звуков с п, т и к. При этом они не отличают п от г и от к. Слабослышащие дети довольно хорошо отличают группу носовых звуков от других групп звуков, но очень часто смешивают м и н.

Не менее характерно также то, что слабослышащие дети отличают смягченные звуки пь, тъ, съ, фь и т. п. от твердых п, т, с, ф и т. п., но очень часто не различают эти звуки между собой внутри каждой группы. Они очень ча­сто воспринимают си как ти, пи как га и наоборот, би как] ди, ми как ни и наоборот. То же касается и других групп звуков.

Итак, различая группы звуков, слабослышащие дети могут не различать звуков внутри каждой группы. В од­них случаях они полностью различают некоторые соглас­ные звуки, а в других — различают их общий признак звонкости, признак смягчения, носовой оттенок звуков и т. д. Это значит, что слабослышащий ребенок слышит речь с большими пробелами. И все же, как мы уже отме­чали, он различает на слух знакомые слова.



Как же слабослышащий ребенок слышит слова? Пре­жде всего он почти всегда способен услышать контур сло­ва, так как он различает все гласные звуки, способен вос­принять ударный слог и общее количество слогов в слове. Для более дифференцированного восприятия слов он имеет возможность уловить некоторые согласные звуки и их отдельные признаки, о которых мы только что гово­рили. Приведем пример: слабослышащие дети в большин­стве случаев хорошо различают слово собака, но многие из них произнесут вслед за вами собака, несмотря на то что вы будете говорить содака, согата, собата, заменяя в этих словах звук б на д или г и звук к на т или п. Ли­шенный возможности различать звуки внутри группы звон­ких и группы глухих, слабослышащий не замечает тех искажений, которые допущены в звукосочетаниях содака, согата, содапа, и принимает их за слово собака, потому что в них сохранен общий контур слова (гласные звуки, место ударения в слове и количество слогов). 84


Все это, конечно, окажется возможным только в том случае, если слова собака известно ребенку.

Так по контуру слова, с учетом доступных ребенку со­гласных и отдельных признаков согласных, он отличает знакомое слово. Это значит, что слабослышащий ре­бенок может использовать свой слух только для восприя­тия знакомых слов. Следовательно, чем больше он будет знать слов, тем лучше он будет пользоваться своим слухом. В процессе обучения речи ребенок приобретает новые воз­можности слухового восприятия, т. е. его слух улучшается одновременно с обучением речи.

Однако, одновременно с обучением речи, необходимо тренировать слух при помощи специальных упражнений. Прежде всего следует тренировать ребенка в различении слов по их контуру.

Чтобы помочь ребенку использовать слуховое восприя­тие контура слова, необходимо учить его определять ме­сто ударения и количество слогов в слове. Для этого мож­но рекомендовать следующие упражнения:

1. Посадив ребенка к себе лицом, сначала нужно про­
износить двусложные слова с ударением на первом слоге
(мама, папа, киска, зайка, Саша, Таня, Катя) и отстуки­
вать по столу карандашом или каким-либо другим пред­
метом слоги, соблюдая ударение. Ребенок должен по
подражанию выполнять то же самое.

2. Затем ребенок вслед за вами должен отстукивать
тот же ритм, не повторяя произносимых вами слов.

3. Отвернувшись от вас, ребенок проделывает то же
самое, только на слух.

4. Ребенок сам придумывает слова с таким же рит­
мом.

Те же упражнения проводятся со словами, в которых

ударение падает на второй слог.

Описанные упражнения повторяются при постепенно увеличивающемся расстоянии от уха ребенка. Начинать следует с того расстояния, на котором ребенок различает речь разговорной громкости. Впоследствии это расстояние постепенно увеличивается не более чем на 0,5 м каждый раз.

Например, Витя К. слышит хорошо знакомые ему сло­ва у ушной раковины. Первые упражнения проводятся с Витей путем произношения слов у самого уха. Далее те же слова произносят на расстоянии 0,5 м от ушной рако­вины и продолжаются упражнения с теми же словами до тех шор, пока ребенок не научится выполнять упомянутые


упражнения безошибочно. Далее расстояние увеличивается еще на 0,5 м.

Те же упражнения проводятся путем чередования слов с разным размещением ударного слога.

Аналогично следует проводить упражнения со словами, состоящими из трех и четырех слогов (собака, бумага, ка~ тушка, работа, дорога, игрушка и т. п.).

Для усиления возможностей ребенка различать на слух согласные звуки полезно прежде всего провести с ним ра­боту по различению разных групп звуков:

1) Сначала следует предъявлять ребенку для слухо­вого восприятия звукосочетания, которые состоят из co-i гласного звука в сочетании с двумя гласными а. Соглас­ный звук становится более звучным при его произнесении в сочетании с гласным и особенно, если гласный распола­гается перед и после согласного (между согласными). Ребенок прослушивает и повторяет попеременно звукосо­четания ana, ата, ака, аба, ада, ага.

В этом упражнении следует требовать только доста­точного различения признаков звонкости. Допускаются ответы, при которых ребенок, услышав, например, ana, го­ворит ата или ака, т. е. ошибка происходит в пределах одной группы глухих звуков. В такой же мере может быть допущена замена одного звонкого звука другим. Напри­мер, услышав аба, ребенок говорит ада или ага, но не должен говорить ana.

Повторив несколько раз такое упражнение, можно до­биться точного различения звонких от глухих звуков. Дальше таким же образом следует упражняться в разли­чении звукосочетаний афа и ава, аса и аза, аша и ажа. Если ребенок еще не умеет с достаточной точностью произносить перечисленные звуки, то можно организовать с ним игру, в которой он не должен будет отвечать устно. Вместо этого ребенок будет показывать бумагу разного цвета или разные игрушки, — например, услышав звуко­сочетание с глухими звуками, он покажет карточку синего цвета, а в ответ на звукосочетание со звонкими звуками будет показывать карточку красного цвета:

ana ата ака афа аса аша

Ребенок показывает карточку синего цвета.


 

аба ада ага ава аза ажа

Ребенок показывает карточку красного цвета.

Дальше с ребенком уславливаются, что, услышав твер­дые звуки, он показывает одну игрушку (например, кук­лу), а услышав мягкие согласные — другую (например, собачку).

2) В последующих упражнениях следует попытаться научить ребенка различать на слух фонемы, входящие в одну группу (например, различать между собой ana, ата, ака). Этого не всегда удается достигнуть, но все же эти упражнения очень полезны. По мере того как ребенок научается правильно произносить соответствующие звуки, их различение на слух также становится более доступным.

Полезно также работать над различением взрывных п, т, к, б, д, т и проторных (длительных) ф, с, ш, в, з, ж.

Следует попробовать также научить ребенка выделять на слух и отличать от других звукосочетаний ала, ара, аша, аса, ага, аца.

Необходимо также учить его различать звукосочета­ния, в которых имеет место стечение нескольких соглас­ных, например: аспа, аста, аска, акра, апра, атра, афла, ашка, арша, арса и т. п.

Перечисленные (упражнения следует проводить, посте­пенно увеличивая расстояние, как это было указано на с. 61.

Для того чтобы ребенок максимально использовал свой слух, желательно снабдить его звукоусиливающим аппаратом и по возможности все занятия проводить с помощью этого аппарата. Полезно читать ребенку расска­зы, а если он понимает сказки, то читать и сказки, с тем чтобы он слушал их, не снимая аппарата. Важно еже­дневно проводить с ребенком слуховые диктанты сначала без аппарата, а затем с использованием аппарата. В сво­бодное от занятий время, надев звукоусиливающий аппа­рат, пусть ребенок смотрит и слушает телевизионную пе­редачу. Можно, конечно, слушать и радиопередачи, но их восприятие будет значительно сложнее, так как зритель­ное восприятие облегчает слуховое.

Когда ребенок смотрит и слушает телепередачу, то следует сидеть рядом с ним, чтобы объяснять ему то, чего он сам не может уловить.


Помимо упражнений в различении отдельных речевых звуков и звукосочетаний, ребенок упражняется в разли­чении на слух звучащих игрушек, музыкальных пластинок, причем он должен отличать пение от музыки; хорошо, если ему также удается различать и разные инструменты.

Специальное прослушивание пластинок и попытки ре­бенка отличать пение от фортепьянной музыки или устной речи — весьма полезное упражнение для развития слухо­вого внимания.

Для совершенствования слухового восприятия необхо­димо всегда говорить с ребенком, приблизившись к нему на то расстояние, на каком он слышит речь (это расстоя­ние устанавливается при проверке его слуха).

Если невозможно пользоваться звукоусиливающей ап­паратурой, кроме специальных слуховых упражнений очень важно использовать сл|ух ребенка при обучении устной речи.

При усвоении нового слова рекомендуется произнести его членораздельно у самого уха ребенка. Ребенок по по­дражанию должен попытаться произнести слово, затем, повторяя его, каждый раз прослушивать слово еще раз. Эти упражнения также необходимо проводить с приме­нением звукоусиливающей аппаратуры.

Полезны для развития восприятия речи игры в лото, которые проводятся попеременно, то с использованием слуховой аппаратуры, то без нее, то на близком расстоя­нии, то на более отдаленном. Их необходимо вести с ре­бенком каждый день, причем ребенок должен сидеть спи­ной к вам. При особых затруднениях в восприятии речи ребенком новое лото можно показать ему перед тем, как он повернется к вам спиной.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.